ВЕДУЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы: определение основных направлений психологического сопровождения, реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования целевых ориентиров дошкольного образования.
Данная цель сформирована в задачах:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определение направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Психологическое сопровождение рассматривается, как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют основу для:
сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа опирается на научные принципы ее построения:
принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которые формируют знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до подготовительной группы. Приоритетом непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентировано на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ
В СООТВЕТСТВИИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
Возраст
| Особенности возраста
| Цели и задачи для педагогов и родителей
| Достижения
| От 3 до 4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
| Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
Появление смысловой структуры сознания.
Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
Удерживает внимание 7-8 минут.
Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
| Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо- плохо.
Формировать умение действовать по правилам.
Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
| Усвоение первичных нравственных норм.
Самооценка.
Появление элементов партнерского общения.
| От 4 до 5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
| Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
Повышенная познавательная активность.
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
Усложнение сюжетно-ролевой игры.
Появление осознанности собственных действий.
| Создавать условия для развития творческого воображения.
Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
Создавать условия для проявления познавательной активности.
Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
| Контролирующая функция речи.
Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
Появление элементов произвольности.
Появление внеситуативноличностной формы общения с взрослым.
| От 5 до 6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.
| Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
В общении со сверстником происходит переход от ситуативноделовой формы к внеситуативноделовой.
Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
Половая идентификация.
| Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
| Предвосхищение
результата
деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3.
Внеситуативноделовая форма общения со сверстником.
| От 6 до 7 лет
Ведущая потребность - общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.
| Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
Переход к младшему школьному возрасту.
Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
Повышенная чувствительность.
Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
| Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Способствовать развитию мышления.
Формировать произвольность всех психических процессов.
Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
Продолжать формировать этические представления.
| Внутренний план действий.
Произвольность всех психических процессов.
Возникновение
соподчинения
мотивов.
Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
Возникновение первой целостной картины мира.
Появление учебнопознавательного мотива.
| ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам, как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики: личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития..
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами - заместителями.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их по-своему.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией имени и пола. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослыми. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако в этом возрасте наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка - ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно - логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
ТЕХНОГОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Психолого-педагогического сопровождение - это система психолого-педагогической деятельности, направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
№
| Ситуации образовательного взаимодействия
| Субъекты - участники воспитательно-образовательных отношений
| 1.
| Диагностика эмоционально-личностного развития детей
| дети, родители, педагоги
| 2.
| Диагностика развития познавательных психических процессов у детей
| дети, родители, педагоги
| 3.
| Совместное проведение адаптационного блока программы
| дети, родители, педагоги
| 4.
| Разработка и корректировка программы эмоционально-личностного и познавательного развития детей и плана взаимодействия профильных специалистов и педагогов (на основе результатов диагностики)
| профильные специалисты
| 5.
| Ознакомление педагогов с программой и планом взаимодействия профильных специалистов и педагогов. Отработка методов психолого-педагогического взаимодействия с детьми
| дети, педагоги
| 6.
| Консультационно-профилактическая работа с педагогами и родителями, направленная на организацию эффективного взаимодействия с детьми
| родители, педагоги
|
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
С целью осуществления единства психологической и педагогической диагностики используется адаптированная диагностика психических процессов Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Е.М. Борисовой, Е.А. Стребелевой, Н.Е. Вераксы, - используемые методики соответствуют требованиям образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой» и систематичному сопровождению образовательного процесса.
Проводится:
Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
-работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-развивающей среды.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, требованиям. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, социально-личностной сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, воспитанника необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психологопедагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской ПМПК на основании решения ПМПК МБДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций ГПМПК.
- Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
-Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов: семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, консультации по различным темам:
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: демонстративности, ухода от деятельности.
5. Агрессивный ребенок.
6. Психологическая и мотивационная готовность к обучению в школе.
7. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Создание информационных уголков в каждой группе: «Советы психолога».
КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Направленность
программы
| Название программы
| Нормативный срок освоения
| С какого года реализуется программа
| Развивающе - коррекционная программа для детей испытывающих трудности в эмоционально-личностном, познавательном развитии.
| 2-я младшая группа – «Играем в сказку» (программа О.А. Шороховой)
Средняя группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (автор-составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.)
Старшая группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (автор-составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.)
Подготовительная группа – программа Муратовой Л.Г..
| 1 год 1 год
1 год
1 год
| 2011 г.
| Снятие тревожности и страхов
| Программа «Страх мой – враг мой» (автор - составитель программы педагог- психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.
| 1 год
| 2011 г.
| Коррекция и профилактика агрессивности
| Программа «Давайте жить дружно!» (автор - составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.)
| 1 год
| 2011 г.
| Развитие социальной и коммуникативной компетентности
| Программа «Вместе весело шагать» (автор - составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.)
| 1 год
| 2011 г.
|
№
п/п
| Содержание коррекционной работы
| Формы коррекционной работы
| Периодичность
проведения
| Ответственные
| 1
| Коррекция диафрагмального дыхания
| Утренняя гимнастика с элементами дыхательных, корригирующих упражнений (групповые)
| ежедневно
| воспитатели
| 2
| Развитие мелкой моторики
| Пальчиковые игры (индивидуальные, подгрупповые, групповые)
| ежедневно
| воспитатели,
педагог- психолог
| 3
| Развитие понимания обращенной речи
| Игровые сюжеты
(индивидуальные, подгрупповые, групповые)
| ежедневно
| воспитатели,
педагог- психолог
| 4
| Развитие выразительности движений
| Элементы психогимнастики (индивидуальные, подгрупповые)
| 1 раз в неделю
| педагог- психолог
| 5
| Развитие познавательной сферы: внимания, памяти, восприятия, мышления.
| Игровые упражнения с использованием информационных компьютерных средств (тренажеров)
(индивидуальные, подгрупповые)
| 2 раза в неделю
| педагог- психолог
| 6
| Снятие психоэмоционального напряжения
| Релаксационные упражнения (индивидуальные, подгрупповые)
| 1 раз в неделю
| педагог- психолог
| 7
| Развитие игровой деятельности
| Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные, подгрупповые)
| ежедневно
| воспитатели
| 8
| Развитие сенсорной культуры
| Накопление знаний о себе и окружающем мире
(индивидуальные, подгрупповые, групповые)
| ежедневно
| воспитатели
| 9
| Развитие коммуникативной компетентности
| Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые)
| ежедневно
| воспитатели
| 10
| Развитие познавательной сферы, подготовка к обучению в школе.
| Игровые упражнения (индивидуальные, подгрупповые)
| 2 раза в неделю
| Педагог-психолог
| 11
| Коррекция агрессивности
| Упражнения, игровые ситуации на снятие агрессивности (индивидуальные, подгрупповые)
| 1 раз в неделю
| Педагог-психолог
| 12
| Развитие эмоциональной компетентности
| Игровые ситуации (индивидуальные, подгрупповые)
| 1 раз в неделю
| Педагог-психолог
| 13
| Развитие зрительно-моторной координации
| Игровые задания (индивидуальные, подгрупповые)
| ежедневно
| воспитатели,
педагог- психолог
| 14
| Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
| Сюжетно-ролевые игры
(подгрупповые, групповые)
| ежедневно
| воспитатели,
педагог- психолог
| 15
| Коррекция тревожности у детей при негативном настрое
| Упражнения на повышение самооценки, активизация познавательной деятельности (индивидуальные, подгрупповые)
| 1 раз в неделю
| Педагог-психолог
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Построение программы сопровождения для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики:
4 года — восприятие
5 лет — восприятие, эмоциональная сфера
6 лет — эмоциональная сфера, коммуникативная сфера
7 лет — личностная сфера, волевая сфера
Задание на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с интегрированным планом взаимодействия профильных специалистов, с учётом лексических тем занятий специалистов ДОУ.
Формы работы
Групповые и подгрупповые мероприятия
Возраст
| Количество детей в группе
| Длительность
мероприятий
| Количество мероприятий в неделю
| 2 - 3 года
| Вся группа (совместно с педагогом)
| 15 минут
| 2
| 3-4 года
| 5-6 человек
| 15 минут
| 1
| 4-5 лет
| 6-7 человек
| 20 минут
| 1
| 5-6 лет
| 7-8 человек
| 25 минут
| 1
| 6-7 лет
| 7-8 человек
| 30 минут
| 1
|
Комплектация групп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной категории. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений можно менять.
Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Для успешного проведения мероприятий необходимо предварительно подготовить весь инструментарий, включая и музыкальное сопровождение.
Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать.
Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.). Родителей с первой встречи психологически готовим к сотрудничеству со специалистами, причем не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач.
Формы работы с родителями:
консультирование о путях и способах решения проблем ребенка;
привлечение к совместной с ребенком деятельности при проведении утренников, соревнований, конкурсов, выставок и т.п.
привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни;
привлечение к подготовке ребенка к школе через использование пособия с развивающими заданиями ;
просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и «Школы педагогических секретов»;
проведение родительских собраний и «дней открытых дверей» с участием приглашенных специалистов:
беседы-консультации по поводу конкретной проблемы: «Использование художественных текстов в психосоциальном развитии ребенка», «Воспитание «за» и «против»», «На пороге школы», «Слушать ребенка. Как?»
Работа с педагогами
В ДОУ работают высококвалифицированные специалисты, но наука и практика психологии и педагогики дошкольного воспитания бурно развиваются, предлагают новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все разнообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессиональном совершенстве.
Следовательно, еще одним направлением работы педагога-психолога ДОУ является:
повышение психологической компетентности педагогов через организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, педагогических мастерских;
командная работа специалистов в псхолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения;
раскрытие «секретов» общения с большой и малой группой детей- дошкольников «Стратегия работы с детьми групп риска»;
помощь правильного выбора коммуникативной позиции в общении с ребенком и его родителями; чувствования ритмики разговора, владения приемами «Я-сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и в решении его проблем.
посещение занятий педагогом - психологом с последующим их обсуждением с педагогом;
проведение психологических тренингов направленных на развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов и формирование у них навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями; администрацией и коллегами по работе;
проведение индивидуальных консультаций по запросу (просьбе) педагога и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологии
| Характеристика
| Дифференцированного
обучения
| Организация учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств:
по возрастному составу;
по уровню умственного развития;
по личностно-психологическим типам;
по уровню здоровья;
| Личностно -
ориентированная
| Ставит в центр образовательной системы личность
ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
| Проблемного
обучения
| Организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
| Индивидуализации
обучения
| Форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует только с одним ребенком. Достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ребенка, так и педагога.
| Коррекционные
| Собственно коррекционные (позволяют ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в развитии, в подготовке ребенка к регулярному обучению в общеобразовательной школе).
| Здоровьесберегающие
| Правильное дыхание, оптимальный двигательный режим, профилактика нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, психофизическая тренировка обеспечивает ребенку возможность сохранения здоровья за период посещения дошкольного образовательного учреждения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
|
Работая в идеологии «команды», педагог-психолог выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Совместная деятельность с детьми по развитию познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы организует на основе следующих принципов:
учета возрастных и индивидуальных особенностей (на основании диагностических данных об особенностях развития ребенка);
комплексности (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя использование сложных многофункциональных упражнений, позволяющих решать несколько задач);
природосообразности (обучение определяется развитием);
ведущей деятельности (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания). Все они условно делятся: дидактические, развивающие, воспитывающие, социализирующие, двигательные и релаксационные;
доступности (изучаемый материал направлен на зону ближайшего развития, от известного к неизвестному, от легкого к трудному);
наглядности обучения (привлечение различных органов чувств к восприятию, использование наглядного материала, стимулирующего мыслительную деятельность детей);
системности подачи материала (логичность, взаимосвязь всех его частей, целостность);
проблемности (создание проблемных ситуаций, активной познавательной детской деятельности состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон);
прочности (повторение - мать учения);
сознательности и активности (знай поставленную педагогом задачу и будь активен в выполнении команд);
доброжелательности (существует правило-девиз «Не критикуй!». Оно учит видеть в высказывании, рисунке или поделке крупицу оригинального, ребенок постоянно чувствует удовлетворение от сделанного и может высказывать свои мысли вслух, не боясь, что его осмеют или подвергнут критике).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В РАМКАХ ПМПК ДОУ
Работа с детьми.
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной и интеллектуальной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка. 2. С педагогами.
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
2.7. Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей. 3.С родителями.
3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).
3.4. Просветительская работа среди родителей.
3.5. Организация и проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, родительских собраний.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
|