Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №37 «Весёлые нотки» |
 Скачать 166.67 Kb. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 37
«Весёлые нотки» «Детский сад» города Калуги
Приложение 1
Картотека интерактивных
форм и методов
Составила
Дурнева Татьяна Владимировна
Старший воспитатель
МБДОУ № 37 «Весёлые нотки»
«Детский сад» г. Калуги
Калуга
2011 Тренинг
Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
Учебная дискуссия
Традиционно под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах. Соответствующий метод обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме в относительно небольших группах (от 6 до 15 чел.).
Учебная дискуссия отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен организатору. Цель учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.
Круглый стол
Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:
учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;
проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий;
организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;
системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.
Формы проведения круглого стола:
коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;
регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;
учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы);
учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).
Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Этапы организации работы по методу кейсов
На подготовительном этапе организатором занятия конкретизируются цели работы с педагогами; ведется подбор и разработка ситуаций, соответствующих цели; написание сценария мероприятия.
Ознакомительный этап – это презентация практической ситуации организатором, ее первоначальное обсуждение. Этот этап работы рекомендуется организовывать в малых группах.
Аналитический этап включает в себя следующие направления работы: выявление группой сути проблемы, ее конкретизация; поиск путей решения проблемы, необходимых источников информации; формулирование микрогруппами или отдельными участниками работы вариантов решения; анализ группой различных решений, выявление их сильных и слабых позиций.
Итоговый этап – выбор единого варианта решения, анализ хода и содержания проделанной работы, рефлексия.
Метод кейсов, или метод анализа практических ситуаций, признан одним из самых эффективных в мировой практике повышения квалификации специалистов. Основная задача работы в рамках данного метода – применение накопленных знаний в конкретных ситуациях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью.
Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение профессиональной деятельности, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия участников образовательного процесса.
При изучении конкретной ситуации, ее анализе участники работы должны "вжиться" в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому участнику предлагается обозначить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.
При выборе или разработке практической ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:
содержание ситуации должно отражать реальные события и факты; соответствовать рассматриваемой теме, профессиональным потребностям педагогов;
решение проблемы в предложенной ситуации должно быть по силам педагогам, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
на начальных этапах педагогам должны быть предоставлены четкие инструкции по работе над проблемной ситуацией, идеи по решению данной проблемы.
Деловые игры
Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс.
Моделирование конкретной ситуации – (например, процесс обучения детей звукобуквенному анализу. Педагоги делятся на две группы: учителя первой группы объясняют учебный материал педагогам второй группы, которые выступают в роли детей. Организатор просит педагогов объяснить "детям", что такое звук. "Дети" должны вести себя в соответствии с ситуацией: если объяснение не точно – могут "не понимать", неправильно выполнять задание (в данном случае моделируется конкретная операция).
Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий.
Ситуация: мама, забирая ребенка из детского сада, раздраженно спросила у воспитателя: "Когда вы начнёте следить за детьми на прогулке? На вас штанов не напасёшься!"
Участники игры должны разыграть ситуацию:
продумать ответы воспитателя;
возможные реплики мамы;
реакции ребенка.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли.
Игры-инсценировки позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке. Игры-социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать" ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью.
Ситуация: организатор игры просит воспитателей представить ситуацию, когда им необходимо попросить родителей заполнить анкету о социальном статусе семьи и разъяснить правила ее заполнения. При этом педагоги еще плохо знакомы с родителями воспитанников.
Педагоги делятся на "детей", "родителей" и "воспитателей". При разыгрывании ситуации очень важно, чтобы "родители" были разными, поэтому педагоги, исполняющие их роль, должны договориться о распределении между собой типажей.
Конкурсные или учебно-деловые игры предназначены для проверки теоретических знаний педагогов по теме, отработки навыков практического опыта их применения. Часто для проведения подобных игр применяется метод игрового моделирования (использование в учебных или диагностических целях общеизвестных игр типа "Кто хочет стать миллионером?", "Сто к одному" и пр.). Это достаточно эффективный метод, позволяющий активизировать творческое мышление педагогов. При подведении итогов деловой игры основное внимание направлено на анализ ее результатов, рефлексию хода игры. Моделирование и выполнение проектов
В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают несколько типов проектов:
исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);
творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;
игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;
информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;
практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Методика "Фруктовый сад"
Методика используется для выявления потребностей, целей, ожиданий и опасений педагогов в начале учебного года. Работа проводится в группе. Время, отводимое на выполнение задания, – 20 мин.
Оборудование: изображения яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями и подписями "яблоня" и "лимонное дерево", фломастеры, плакат, скотч.
Ход работы
Перед участниками работы вывешиваются плакаты с изображением деревьев, раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.
Организатор предлагает педагогам попробовать более четко определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от использования чего-то нового и чего опасаются. Предлагаются различные категории "ожиданий" (компетенции, личностные качества, формы и методы обучения) и "опасений" (недостаток знаний и опыта для предстоящей работы, стиль и способы образования). Организатор обсуждает с участниками, почему очень важно выявить цели, ожидания, опасения, сформулировать пожелания.
Свои ожидания участникам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Фрукты нужно разместить на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а также свои цели, ожидания и опасения, предлагает их обсудить. Далее определяются цели проведения какой-либо работы.
Подводя итоги, организатор рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая .
«Разброс мнений»
«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».
Методическим ключом такого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Число карточек должно равняться числу участников дискуссии. Их прочтение и произнесение в слух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает взрослому в первый момент беседы иметь что сказать, потому определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос. Если участнику дискуссии не нравится доставшаяся фраза, он может выбрать другую карточку.
Например, предлагается высказать свое мнение по определенной теме: «Что Вы думаете о…», либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли Вы, что…».
Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга – все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И главное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.
«Большой круг»
Большой круг – эпическая модификация вчерашнего группового собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания, но дополненная теплотой дружеского общения.
Дело – предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни и т.п.
Круг – это сбор людей – единомышленников, связанных единым делом – воспитанием подрастающего поколения, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить, на Круг – приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов – Круг имеет лишь один главный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации. Большой Круг – это большое количество людей, по значительному поводу и оформленное как празднество.
«Конверт дружеских вопросов».
Форма проведения: конверт дружеских вопросов – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по определённой теме. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.
Видоизмененный вариант Конверта дружеских вопросов с успехом можно использовать во время чаепитий, «огоньков», посиделок и др. форм работы. Психологическая студия
Психологическая студия – одна из новых форм работы, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса. Предметом изучения на психологической студии и субъектом этого изучения выступают психолого-физиологические особенности ребенка, межличностное общение, детско – родительские отношения. Методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные формы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы проходит как общение добрых друзей, объединенных психологической пытливостью. «Корзина грецких орехов».
«Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справится со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.
«Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит педагогов, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. У каждой группы педагогов может быть своя «корзина грецких орехов» (для занятия можно использовать корзину, сделанную из папье-маше или сплетенную из ивовых прутьев). «Групповое интервью»
«Вечер вопросов и ответов» проводится в форме группового интервью.
Групповое интервью – процедура изучения мнения участников по поводу определенного вопроса, проводимая путем суммирования, классификации и анализа индивидуальных точек зрения на общую для всех проблему.
Групповое интервью применяется в случаях, когда необходимо:
– собрать информацию (мнения, представления) и сказать, что дальше будет происходить с этой информацией;
– исследовать потребности участников интервью, его настрой (общественное мнение), мотивацию на выполнение какой-либо деятельности.
Процедура проведения группового интервью требует предварительной подготовки. Она включает в себя:
– подготовку письменного приглашения;
– объявление о перечне вопросов для обсуждения;
– указания на место и время проведения, предполагаемую продолжительность встречи;
– заранее информируют о том, где и как будет применяться собранная информация.
Основным результатом подготовительной работы должна стать сформированная установка на сотрудничество у организаторов и будущих участников интервью.
В целях обеспечения успешности проведения группового интервью целесообразно соблюдать легко выполнимые требования:
– фокусировка на теме интервью;
– соблюдение регламента;
– организация очередности высказываний с предоставлением слова всем желающим;
– однозначность трактовки терминов и понятий;
– недопустимость доминирования точки зрения ведущего;
– отсутствие оценки по отношению к высказанным участниками мнениям.
Успешности проведения группового интервью могут способствовать технические приемы, которые будет использовать ведущий, задавая формы и образцы изложения информации:
– повтор того, что сказал выступающий, своими словами (парафраз), повышая тем самым значимость участия каждого, стимулируя остальных высказаться («Другими словами, это означает, что…», «Если я правильно понял, вы говорите о …»);
– открытые вопросы, на которые нельзя дать ответы «Да», «Нет», «Не знаю» («Что это?», «Как это сделать?», «Почему это так важно?» и т. п.);
– переадресование вопроса, обращенного к ведущему, всем участникам («А что вы думаете об этом?», «Кто попытается дать на это ответ?»);
– резюмирование – подведение промежуточных итогов, фиксация повторяющихся и противоположных точек зрения, подведение черты, обозначение перехода к другому этапу работы («Таким образом, основными нашими идеями являются…», «Если теперь подытожить сказанное, то…»).
Главным результатом группового интервью является внесение ясности в вопрос о том, как воспринимается участниками та или иная проблема. Дискуссионные качели
«Дискуссионные качели»: Суть этой формы работы– в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы педагогов, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания педагогов, организатор мероприятия поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы участников исчерпаны. Он останавливает «качели»: долго качаться нельзя – голова закружится!», подводит итог дискуссии.
Кроме описанных выше форм проведения занятий, можно использовать и другие, такие, как:
Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная и т.д.)
Логика данной формы работы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова «гостиная»: это комната, в которой принимают гостей, и, одновременно, это сам процесс приема гостей. Гостей принимают для общения и во имя общения. Сбор гостей (10-15 минут) оформляется музыкой, достаточно тихой, мелодичной. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться. Первый момент – представление гостей. Если появляется новое лицо, то, в первую очередь, представляют его всем присутствующим. Затем любой может сказать несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знание об этом человеке. Далее, проходит, например, «Воспоминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний. Кроме того, в рамках гостиной могут проходить чаепития, различные творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.
Гостиная – очень гибкая форма организованного общения. В качестве гостей могут быть приглашены и родители. День добрых сюрпризов.
Проявление этой формы деятельности связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше один цветок каждый день, чем огромный букет раз в год. День добрых сюрпризов – это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. В нем могут участвовать и педагоги, и дети, и родители. О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у всех участников было время подготовиться, реализовать творческую задумку. Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, можно объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз – это доброе движение доброго сердца». ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ (ШКАЛА МНЕНИЙ)
Этот метод - хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце урока для оценки понимания учащимися данной темы.
Рассматривая полярные позиции по дискуссионной проблеме, педагоги:
знакомятся с альтернативными позициями;
на практике используют умение отстаивать свою позицию;
на практике учатся выслушивать мнения других;
• получают дополнительные представления по теме.
Порядок проведения
Предварительно:
Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы.
Подготовьте «шкалу мнений»: на доске нарисуйте линию (можно также использовать прикрепленные к стене таблички или протянутую по полу веревку). На шкале напишите варианты ответов, например: за, скорее за, скорее против, против
При проведении:
Задайте педагогам дискуссионный вопрос и дайте время подумать над их позицией по этому вопросу.
Попросите отдельных или всех педагогоа подойти к «шкале мнений» и занять позицию - то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.
Объясните правила упражнения:
уточните свою позицию
объясните, почему вы заняли эту позицию;
при ответе можно использовать ПОПС - формулу: позиция - обоснование - пример -следствие
каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;
в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.
Задайте вопрос по очереди педагогам, занявшим разные позиции: Почему вы заняли эту позицию?
Спросите также тех, кто поменял свою позицию, почему это произошло.
Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить, как они поняли аргументы другой стороны.
Подведите итоги.
Во-первых, оцените аргументы участников (особенно это полезно сделать в том случае, если только часть педагогов занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие педагоги). При оценке попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны, а также те аргументы, которые остаются обоснованными, заставляют более глубоко задуматься, волнуют учащихся.
Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.
В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.
1В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что будет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей? ПОПС-ФОРМУЛА
ПОПС - формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию (например, метод «Займи позицию»). Этот метод ставить педагогов перед необходимостью выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы. |
|
|