Главная страница

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»



Скачать 41.65 Kb.
Название«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»
Дата12.02.2016
Размер41.65 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 269

городского округа Самара

Доклад

к районному семинару

по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Тема: «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»


Подготовила:

Маргун О.А.
Самара, 2013

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования.

  1. Выбор объекта исследования.

  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

  3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

  4. Выбор цели, задач работы с детьми.

  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

  6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.

  7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

  9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

  10. Прогнозирование результата.

  11. Закрепление последовательности действий.

  12. Закрепление правил безопасности.

Структура занятия-экспериментирования.

  1. Подготовка исследовательской задачи ( при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный и непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.

  1. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

  3. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

  4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

  5. Наблюдение результатов эксперимента.

  6. Фиксирование результатов эксперимента.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

  1. Формулировка выводов ( при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Памятка для воспитателей.

В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;

- Не сдерживайте инициативы детей;

- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- Не спешите с вынесением суждений;

- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а)прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

б)формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).