Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка рабочей тетради по дисциплине «Землеустроительное проектирование» для студентов III курса специальности: 120701 «Землеустройство» |
 Скачать 364.05 Kb. |
1 2 3 Министерство образования Тверской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Осташковский ветеринарный техникум
Методическая разработка рабочей тетради по дисциплине «Землеустроительное проектирование»
для студентов III курса специальности: 120701 «Землеустройство»
Составитель: Черная Н.Л.
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссии общепрофессиональных
технических дисциплин
Протокол № ____ от _____________
Председатель____________________ Осташков 2015
АННОТАЦИЯ В данной методической разработке в форме рабочей тетради изложены: методика выполнения практических работ по дисциплине «Землеустроительное проектирование» в плане составления проекта планировки и застройки населенного пункта, размещения функциональных зон поселка и их основных элементов, расчета потребной территории для селитебной зоны, дана методика вычерчивания и окрашивания основных и дополнительных элементов проекта, а также принципы написания проектного обоснования.
Настоящая методическая разработка, составлена для студентов 3 курса специальности 120701 «Землеустройство», для выполнения практических занятий по дисциплине «Землеустроительное проектирование» и в помощь при написании курсовой работы.
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………………...5
1. Практическое занятие № 1 «Выполнение проекта планировки и застройки населенного пункта на кальке»...…………………….…….…………….……………6
2. Практическое занятие № 2 «Перенесение существующей зоны на формат»…….9
3. Практическое занятие № 3 - 4 «Внесение проектных изменений в зону застройки»……………………………………………………………………………..14
4. Практическое занятие № 5 «Выполнение красочного оформления проекта с конкретным выделением зон»………………………………………………………..17
5. Практическое занятие № 6 «Оформление проекта планировки и застройки и выполнение его зарамочного оформления»…………………………………...…….19
6. Практическое занятие № 7 «Выполнение эскизов домов, общественных зданий, жилых построек»………………………………………………………………….…..23
7. Практическое занятие № 8 «Составление проектного обоснования»…………..25
8. Практическое занятие № 9 «Защита проекта»……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………29
Литература…………………………………………………………………………….30
Приложение…………………………………………………………………………...31
ВВЕДЕНИЕ Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а практические занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Процесс обучения в среднем профессиональном учреждении предусматривает проведение практических занятий, предназначенных для углубленного изучения дисциплины.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части Государственных требований и минимума содержания к уровню подготовки выпускников по специальности 120701 «Землеустройство», утвержденным Минобразованием РФ согласно ФГОС от 24.06.2010 г. при изучении дисциплины «Землеустроительное проектирование» на выполнение практических занятий отводится 18 часов.
Цель данных указаний - оказать практическую помощь студентам в процессе выполнения практических заданий, а так же обеспечить руководство самостоятельной работой, посредством подробного изложения содержания основных этапов и описания наиболее сложных действий.
Методические указания к выполнению практических занятий предназначены для студентов 3 курса специальности 120701«Землеустройство».
Практическое занятие № 1
Тема: Проект планировки и застройки.
Наименование работы: Выполнение проекта планировки и застройки населенного пункта на кальке.
Цель: отработать методику выполнения элементов различных функциональных зон сельского населенного пункта на кальке.
Материалы и оборудование: письменные и чертежные принадлежности – карандаш 2Т, линейка, ластик, формат чертежной бумаги А4, рабочая тетрадь, калька формата А4.
Литература: В.В. Артеменко. Кадастр земель населенных пунктов. - М.: КолосС, 1996, В.П. Раклов Инженерная графика. – М.: КолосС, 2003. Задание:
Запроектировать населенный пункт.
Выполнить элементы проекта планировки и застройки населенного пункта на кальке.
Ответить на контрольные вопросы.
Последовательность работы:
Проект планировки и застройки в графическом виде начинают с разработки общей схемы планировки, в которой намечают эскизное решение архитектурно-планировочной композиции и планировочной структуры населенного пункта в целом с учетом местных условий и соблюдением санитарно-гигиенических, инженерно-технических, эстетических, архитектурных, противопожарных и зооветеринарных требований. Эскиз выполняют на карандашной кальке, на которую нанесена топографическая основа, поскольку при детальной разработке проекта необходима его привязка к местности.
Перед тем как приступить к работе, необходимо определится с распределением функциональных зон территории. Таких зон на проектах населенных пунктов несколько:
Селитебная (жилая) зона;
Производственная зона;
Зона инженерных коммуникаций;
Зона рекреации и лечения.
После определения с выбором, приступайте к вычерчиванию ситуации на кальке формата А4. На кальку переносится вся имеющаяся ситуация, включающая в себя дорожную сеть, здания, строения, сооружения, границы кварталов, зеленые насаждения, границу населенного пункта и рельеф местности (см. рис. 1.1). Весь комплекс работ осуществляется с использованием карандаша 2Т, линейки.
Дорожная сеть представлена дорогами 1, 2, 3, 4, 5 категорий (по выбору): внутрихозяйственные дороги, полевые, дороги и подъезды к зданиям, дороги, тропы в рекреационной зоне, зеленые насаждения. Выделяется главная улица.
Одно из главных условий, которое необходимо при этом соблюдать, - пересечение всех улиц под прямым углом.
Жилая зона: жилые дома одно- и многоквартирного типа, одноэтажные, двухэтажные и трехэтажные, границы кварталов, зеленые насаждения.
Производственная зона (в зависимости от специализации предприятия – растениеводство, животноводство, перерабатывающая промышленность, производство продукции): производственный комплекс – административные здания, хозяйственные постройки, склады, гаражи, мастерские, пункты переработки и хранения готовой продукции, фермы, сельскохозяйственные угодья, зеленые насаждения, санитарно-защитная зона, котельная.
Рекреационная зона: река либо озеро, парк, места отдыха, лесопарк, зеленые насаждения.
Общественный центр: администрация населенного пункта, клуб либо Дом культуры, узел связи, отделение банка, школа, детский сад, магазины, торговые павильоны, больница (стационар) или ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), стадион, зеленые насаждения, фонтаны, автобусные остановки, аптека, баня, памятники, предприятия бытового обслуживания.
На проект планировки и застройки населенного пункта в обязательном порядке должен быть нанесен рельеф местности.
Рисунок 1.1 Пример оформления фрагмента проекта планировки и застройки:
1 – клуб; 2 – фонтан с цветником; 3 – цветники; 4 – открытый театр; 5 – место для танцплощадок; 6 – стадион; 7 – место для спортплощадок; 8 – фруктовый сад; 9 – жилые дома; 10 – общественные здания; 11 – бульвар; 12 – древесные насаждения
Сделайте вывод о проделанной работе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте письменно на контрольные вопросы:
Контрольные вопросы:
Раскройте назначение проекта планировки и застройки населенного пункта
Перечислите функциональные зоны, входящие в проект планировки и застройки населенного пункта.
Перечислите основные и дополнительные элементы проекта планировки и застройки населенного пункта.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 2
Тема: Проект планировки и застройки.
Наименование работы: Перенесение существующей зоны на формат.
Цель: отработать навыки перенесения и увеличения проекта планировки и застройки на формат с учетом потребности в территории.
Материалы и оборудование: письменные и чертежные принадлежности – карандаш 2Т, линейка, ластик, форматы чертежной бумаги А4, рабочая тетрадь, калька.
Литература: В.В. Артеменко. Кадастр земель населенных пунктов. - М.: КолосС, 1996, В.П. Раклов Инженерная графика. – М.: КолосС, 2003. Задания:
Рассчитать потребную территорию для жилой зоны населенного пункта.
Провести расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеров их земельных участков.
Внести изменения в проект планировки и застройки населенного пункта.
Выполнить перенесение проекта планировки и застройки населенного пункта с внесенными изменениями на формат чертежной бумаги.
Ответить на контрольные вопросы.
Последовательность работы:
Произвести расчет потребной территории для селитебной зоны села, заполнив таблицу в рабочих тетрадях с учетом варианта (табл. 1 и 2).
Таблица 1 – Данные по семейной структуре населения
№ варианта
| Число семей
| 1 чел.
| 2 чел.
| 3 чел.
| 4 чел.
| 5 чел.
| ≥6 чел.
| Итого человек:
| 1
| 16
| 24
| 24
| 24
| 33
| 3
| 415
| 2
| 32
| 16
| 32
| 26
| 41
| 4
| 493
| 3
| 16
| 16
| 24
| 26
| 39
| 7
| 461
| 4
| 16
| 16
| 24
| 18
| 43
| 9
| 461
| 5
| 32
| 24
| 30
| 24
| 37
| 2
| 511
| 6
| 32
| 24
| 38
| 40
| 38
| 11
| 610
| 7
| 16
| 16
| 28
| 24
| 57
| 6
| 549
| Таблица 2 - Расчет потребной территории для селитебной зоны села
Наименование типов домов
| Размер участка, га
| Количество домов
| Количество квартир в домах
| Количество человек в домах
| Потребная территория, га
| одноквартирные дома усадебного типа
| 0,2
|
|
|
|
| двухквартирные дома усадебного типа
| 0,2 га на дом
|
|
|
|
| четырехквартирные дома блокированного типа
| 0,3 га на дом
|
|
|
|
| двухэтажные дома секционного типа 8 квартирные
| 0,08 га на квартиру
|
|
|
|
| двухэтажные дома секционного типа 16 квартирные
| 0,08 га на квартиру
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
| Застройка производится домами следующих типов и размерами участков при них:
для семей из 5-6 и более человек – одноквартирные дома усадебного типа с участком 0,2 га;
для семей из 4 человек – двухквартирные дома усадебного типа одноэтажные с участком 0,2 га на дом;
для семей из 3 человек – четырехквартирные дома блокированного типа с участком 0,3 га на дом;
для семей из двух человек двухэтажные дома секционного типа 8 квартирные с участком 0,08 га на квартиру;
для семей одиночек двухэтажные дома секционного типа 16 квартирные с участком 0,08 га на квартиру.
Количество домов рассчитывается исходя из числа человек в семьях (см. выше)
Пример: имеется 12 семей, состоящих из 3 человек – требуется 3 четырехквартирных дома (12 / 4 = 3 дома)
Количество квартир в домах = количество домов * число квартир в домах данного типа
Пример: в двух 8 квартирных домах 16 квартир (2 * 8 = 16 квартир)
Количество человек в домах = число человек в одной семье * число квартир в данном доме
Пример: в двухквартирном доме проживает 8 человек. (4 * 2 = 8 человек)
Потребная территория = число домов/квартир * размер участка, га
Пример: 2 одноквартирных дома расположены на площади 0,4 га. (0,2*2=0,4 га).
Закончив расчеты, сделайте вывод о проделанной работе.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Провести расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеров их земельных участков, заполнив таблицу в рабочих тетрадях с учетом варианта (табл. 3).
Таблица 3 - Расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков
Учреждения, предприятия, сооружения
| Нормативный показатель на 1000 жителей
| Проектный показатель на _____ жителей
| Вместимость
| Размер участка,
м2, га
| Вместимость
| Размер участка, м2, га
| Детские дошкольные учреждения, место
| 100
| 40-35 м2
на 1 место
|
|
| Общеобразовательные школы, учащихся
| 180
| 50 м2 на 1 учащегося
|
|
| Фельдшерско-акушерский пункт, объект
|
1
|
0,2 га на
объект
|
1 на насел. пункт
|
| Аптека, объект
| 1
| 0,2 га на
объект
| 1 на насел. пункт
|
| Спортивные территории (стадион), га
|
|
0,7-0,9 га
|
|
| Клуб, мест при численности населения, тыс. чел.:
от 0,2 до 1,0
от 1,0 до 2,0
от 2,0 до 5,0
|
500-300
300-230
230-190
|
100 чел/ 0,1 га
|
357
|
| Магазины, м2 торговой площади:
- продовольственных товаров;
- непродовольственных товаров
|
100 200
| торг. центры до 1 тыс. чел.
0,1-0,2 га
от 1 до 3 тыс. чел. 0,2-0,4 га
|
123
89
|
|
Столовая, мест
|
40
|
0,08-0,1 га
|
54
|
|
Предприятия бытового обслуживания, рабоч. мест
|
7
|
0,1 га
|
8
|
| Прачечные, кг белья в смену
| 60
| 0,1-0,2 га на объект
| 84
|
| Химчистка, кг вещей в смену
| 3,5
| 0,1-0,2 га на объект
| 2
|
| Баня, мест
| 7
| 0,2-0,4 га на объект
| 20
|
| Отделение связи со сберкассой, объект
| 1
| 0,3-0,35 га на объект
| 1 на насел. пункт
|
|
Административное здание, объект
|
1
|
0,1-0,15 га на объект
|
1 на насел. пункт
|
|
Хлебопекарня, объект:
- до 1 тыс. чел.;
- от 1 до 7 тыс. чел.
|
|
0,1-0,2 га на
объект
|
1 на насел. пункт
|
|
Парк, скверы, бульвары, га
|
|
1,2
|
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
| Закончив расчеты, сделайте вывод о проделанной работе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впоследствии проведенных мероприятий, связанных с определением необходимой площади для застройки территории производится перенесение проекта на форматы чертежной бумаги с учетом масштаба. Наиболее приемлемым является М 1:5000, так как он наиболее детально отражает общий вид населенного пункта. Все работы на формате выполняются в карандаше 2Т.
Некоторые основные требования:
автомобильная дорога к производственной зоне строится в обход населенного пункта на расстоянии до жилой застройки 100 метров;
пересечение всех улиц под прямым углом;
в конце тупиковых проездов предусматривают разворотные площадки;
вблизи группы домов сооружают гаражи и автостоянки личного пользования;
детские дошкольные учреждения и школы размещаются на расстоянии 10 м от дороги.
Сделайте вывод о проделанной работе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Ответьте письменно на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
Раскройте методику расчета проектируемой площади населенного пункта.
Перечислите требования, предъявляемые к размещению производственных комплексов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3 - 4
|
1 2 3 |
|