Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическая разработка рабочей тетради по дисциплине «Землеустроительное проектирование» для студентов III курса специальности: 120701 «Землеустройство»


Скачать 364.05 Kb.
НазваниеМетодическая разработка рабочей тетради по дисциплине «Землеустроительное проектирование» для студентов III курса специальности: 120701 «Землеустройство»
страница1/3
Дата03.03.2016
Размер364.05 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3

Министерство образования Тверской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Осташковский ветеринарный техникум

Методическая разработка рабочей тетради
по дисциплине «Землеустроительное проектирование»

для студентов III курса специальности: 120701 «Землеустройство»

Составитель: Черная Н.Л.

Рассмотрено на заседании цикловой

комиссии общепрофессиональных

технических дисциплин

Протокол № ____ от _____________

Председатель____________________
Осташков 2015

АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке в форме рабочей тетради изложены: методика выполнения практических работ по дисциплине «Землеустроительное проектирование» в плане составления проекта планировки и застройки населенного пункта, размещения функциональных зон поселка и их основных элементов, расчета потребной территории для селитебной зоны, дана методика вычерчивания и окрашивания основных и дополнительных элементов проекта, а также принципы написания проектного обоснования.

Настоящая методическая разработка, составлена для студентов 3 курса специальности 120701 «Землеустройство», для выполнения практических занятий по дисциплине «Землеустроительное проектирование» и в помощь при написании курсовой работы.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...5

1. Практическое занятие № 1 «Выполнение проекта планировки и застройки населенного пункта на кальке»...…………………….…….…………….……………6

2. Практическое занятие № 2 «Перенесение существующей зоны на формат»…….9

3. Практическое занятие № 3 - 4 «Внесение проектных изменений в зону застройки»……………………………………………………………………………..14

4. Практическое занятие № 5 «Выполнение красочного оформления проекта с конкретным выделением зон»………………………………………………………..17

5. Практическое занятие № 6 «Оформление проекта планировки и застройки и выполнение его зарамочного оформления»…………………………………...…….19

6. Практическое занятие № 7 «Выполнение эскизов домов, общественных зданий, жилых построек»………………………………………………………………….…..23

7. Практическое занятие № 8 «Составление проектного обоснования»…………..25

8. Практическое занятие № 9 «Защита проекта»……………………………………28

Заключение……………………………………………………………………………29

Литература…………………………………………………………………………….30

Приложение…………………………………………………………………………...31

ВВЕДЕНИЕ
  Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а практические занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Процесс обучения в среднем профессиональном учреждении предусматривает проведение практических занятий, предназначенных для углубленного изучения дисциплины.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части Государственных требований и минимума содержания к уровню подготовки выпускников по специальности 120701 «Землеустройство», утвержденным Минобразованием РФ согласно ФГОС от 24.06.2010 г. при изучении дисциплины «Землеустроительное проектирование» на выполнение практических занятий отводится 18 часов.

Цель данных указаний - оказать практическую помощь студентам в процессе выполнения практических заданий, а так же обеспечить руководство самостоятельной работой, посредством подробного изложения содержания основных этапов и описания наиболее сложных действий.

Методические указания к выполнению практических занятий предназначены для студентов 3 курса специальности 120701«Землеустройство».


Практическое занятие № 1

Тема: Проект планировки и застройки.

Наименование работы: Выполнение проекта планировки и застройки населенного пункта на кальке.

Цель: отработать методику выполнения элементов различных функциональных зон сельского населенного пункта на кальке.

Материалы и оборудование: письменные и чертежные принадлежности – карандаш 2Т, линейка, ластик, формат чертежной бумаги А4, рабочая тетрадь, калька формата А4.

Литература: В.В. Артеменко. Кадастр земель населенных пунктов. - М.: КолосС, 1996, В.П. Раклов Инженерная графика. – М.: КолосС, 2003.
Задание:

  1. Запроектировать населенный пункт.

  2. Выполнить элементы проекта планировки и застройки населенного пункта на кальке.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

Последовательность работы:

  1. Проект планировки и застройки в графическом виде начинают с разработки общей схемы планировки, в которой намечают эскизное решение архитектурно-планировочной композиции и планировочной структуры населенного пункта в целом с учетом местных условий и соблюдением санитарно-гигиенических, инженерно-технических, эстетических, архитектурных, противопожарных и зооветеринарных требований. Эскиз выполняют на карандашной кальке, на которую нанесена топографическая основа, поскольку при детальной разработке проекта необходима его привязка к местности.

Перед тем как приступить к работе, необходимо определится с распределением функциональных зон территории. Таких зон на проектах населенных пунктов несколько:

    • Селитебная (жилая) зона;

    • Производственная зона;

    • Зона инженерных коммуникаций;

    • Зона рекреации и лечения.

  1. После определения с выбором, приступайте к вычерчиванию ситуации на кальке формата А4. На кальку переносится вся имеющаяся ситуация, включающая в себя дорожную сеть, здания, строения, сооружения, границы кварталов, зеленые насаждения, границу населенного пункта и рельеф местности (см. рис. 1.1). Весь комплекс работ осуществляется с использованием карандаша 2Т, линейки.

Дорожная сеть представлена дорогами 1, 2, 3, 4, 5 категорий (по выбору): внутрихозяйственные дороги, полевые, дороги и подъезды к зданиям, дороги, тропы в рекреационной зоне, зеленые насаждения. Выделяется главная улица.

Одно из главных условий, которое необходимо при этом соблюдать, - пересечение всех улиц под прямым углом.

Жилая зона: жилые дома одно- и многоквартирного типа, одноэтажные, двухэтажные и трехэтажные, границы кварталов, зеленые насаждения.

Производственная зона (в зависимости от специализации предприятия – растениеводство, животноводство, перерабатывающая промышленность, производство продукции): производственный комплекс – административные здания, хозяйственные постройки, склады, гаражи, мастерские, пункты переработки и хранения готовой продукции, фермы, сельскохозяйственные угодья, зеленые насаждения, санитарно-защитная зона, котельная.

Рекреационная зона: река либо озеро, парк, места отдыха, лесопарк, зеленые насаждения.

Общественный центр: администрация населенного пункта, клуб либо Дом культуры, узел связи, отделение банка, школа, детский сад, магазины, торговые павильоны, больница (стационар) или ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), стадион, зеленые насаждения, фонтаны, автобусные остановки, аптека, баня, памятники, предприятия бытового обслуживания.

На проект планировки и застройки населенного пункта в обязательном порядке должен быть нанесен рельеф местности.






Рисунок 1.1 Пример оформления фрагмента проекта планировки и застройки:

1 – клуб; 2 – фонтан с цветником; 3 – цветники; 4 – открытый театр; 5 – место для танцплощадок; 6 – стадион; 7 – место для спортплощадок; 8 – фруктовый сад; 9 – жилые дома; 10 – общественные здания; 11 – бульвар; 12 – древесные насаждения

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответьте письменно на контрольные вопросы:


Контрольные вопросы:

  1. Раскройте назначение проекта планировки и застройки населенного пункта

  2. Перечислите функциональные зоны, входящие в проект планировки и застройки населенного пункта.

  3. Перечислите основные и дополнительные элементы проекта планировки и застройки населенного пункта.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 2

Тема: Проект планировки и застройки.

Наименование работы: Перенесение существующей зоны на формат.

Цель: отработать навыки перенесения и увеличения проекта планировки и застройки на формат с учетом потребности в территории.

Материалы и оборудование: письменные и чертежные принадлежности – карандаш 2Т, линейка, ластик, форматы чертежной бумаги А4, рабочая тетрадь, калька.

Литература: В.В. Артеменко. Кадастр земель населенных пунктов. - М.: КолосС, 1996, В.П. Раклов Инженерная графика. – М.: КолосС, 2003.
Задания:


  1. Рассчитать потребную территорию для жилой зоны населенного пункта.

  2. Провести расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеров их земельных участков.

  3. Внести изменения в проект планировки и застройки населенного пункта.

  4. Выполнить перенесение проекта планировки и застройки населенного пункта с внесенными изменениями на формат чертежной бумаги.

  5. Ответить на контрольные вопросы.


Последовательность работы:


  1. Произвести расчет потребной территории для селитебной зоны села, заполнив таблицу в рабочих тетрадях с учетом варианта (табл. 1 и 2).

Таблица 1 – Данные по семейной структуре населения

варианта

Число семей

1 чел.

2 чел.

3 чел.

4 чел.

5 чел.

6 чел.

Итого человек:

1

16

24

24

24

33

3

415

2

32

16

32

26

41

4

493

3

16

16

24

26

39

7

461

4

16

16

24

18

43

9

461

5

32

24

30

24

37

2

511

6

32

24

38

40

38

11

610

7

16

16

28

24

57

6

549

Таблица 2 - Расчет потребной территории для селитебной зоны села

Наименование типов домов

Размер участка, га

Количество домов

Количество квартир в домах

Количество человек в домах

Потребная территория, га

одноквартирные дома усадебного типа

0,2













двухквартирные дома усадебного типа

0,2 га на дом













четырехквартирные дома блокированного типа

0,3 га на дом













двухэтажные дома секционного типа 8 квартирные

0,08 га на квартиру













двухэтажные дома секционного типа 16 квартирные

0,08 га на квартиру













ИТОГО:













Застройка производится домами следующих типов и размерами участков при них:

  • для семей из 5-6 и более человек – одноквартирные дома усадебного типа с участком 0,2 га;

  • для семей из 4 человек – двухквартирные дома усадебного типа одноэтажные с участком 0,2 га на дом;

  • для семей из 3 человек – четырехквартирные дома блокированного типа с участком 0,3 га на дом;

  • для семей из двух человек двухэтажные дома секционного типа 8 квартирные с участком 0,08 га на квартиру;

  • для семей одиночек двухэтажные дома секционного типа 16 квартирные с участком 0,08 га на квартиру.

Количество домов рассчитывается исходя из числа человек в семьях (см. выше)

Пример: имеется 12 семей, состоящих из 3 человек – требуется 3 четырехквартирных дома (12 / 4 = 3 дома)

Количество квартир в домах = количество домов * число квартир в домах данного типа

Пример: в двух 8 квартирных домах 16 квартир (2 * 8 = 16 квартир)

Количество человек в домах = число человек в одной семье * число квартир в данном доме

Пример: в двухквартирном доме проживает 8 человек. (4 * 2 = 8 человек)

Потребная территория = число домов/квартир * размер участка, га

Пример: 2 одноквартирных дома расположены на площади 0,4 га. (0,2*2=0,4 га).

Закончив расчеты, сделайте вывод о проделанной работе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Провести расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеров их земельных участков, заполнив таблицу в рабочих тетрадях с учетом варианта (табл. 3).

Таблица 3 - Расчет учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков

Учреждения, предприятия, сооружения

Нормативный показатель на 1000 жителей

Проектный показатель на _____ жителей

Вместимость

Размер участка,

м2, га

Вместимость

Размер участка, м2, га

Детские дошкольные учреждения, место

100

40-35 м2

на 1 место







Общеобразовательные школы, учащихся

180

50 м2 на 1 учащегося







Фельдшерско-акушерский пункт, объект


1


0,2 га на

объект


1 на насел. пункт




Аптека, объект

1

0,2 га на

объект

1 на насел. пункт




Спортивные территории (стадион), га





0,7-0,9 га







Клуб, мест при численности населения, тыс. чел.:

от 0,2 до 1,0

от 1,0 до 2,0

от 2,0 до 5,0


500-300

300-230

230-190



100 чел/ 0,1 га



357




Магазины, м2 торговой площади:

- продовольственных товаров;

- непродовольственных товаров



100
200

торг. центры до 1 тыс. чел.

0,1-0,2 га

от 1 до 3 тыс. чел. 0,2-0,4 га


123

89





Столовая, мест


40


0,08-0,1 га


54





Предприятия бытового обслуживания, рабоч. мест


7


0,1 га


8




Прачечные, кг белья в смену

60

0,1-0,2 га на объект

84




Химчистка, кг вещей в смену

3,5

0,1-0,2 га на объект

2




Баня, мест

7

0,2-0,4 га на объект

20




Отделение связи со сберкассой, объект

1

0,3-0,35 га на объект

1 на насел. пункт





Административное здание, объект


1


0,1-0,15 га на объект


1 на насел. пункт





Хлебопекарня, объект:

- до 1 тыс. чел.;

- от 1 до 7 тыс. чел.





0,1-0,2 га на

объект


1 на насел. пункт





Парк, скверы, бульвары, га




1,2








ИТОГО













Закончив расчеты, сделайте вывод о проделанной работе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Впоследствии проведенных мероприятий, связанных с определением необходимой площади для застройки территории производится перенесение проекта на форматы чертежной бумаги с учетом масштаба. Наиболее приемлемым является М 1:5000, так как он наиболее детально отражает общий вид населенного пункта. Все работы на формате выполняются в карандаше 2Т.

Некоторые основные требования:

    • автомобильная дорога к производственной зоне строится в обход населенного пункта на расстоянии до жилой застройки 100 метров;

    • пересечение всех улиц под прямым углом;

    • в конце тупиковых проездов предусматривают разворотные площадки;

    • вблизи группы домов сооружают гаражи и автостоянки личного пользования;

    • детские дошкольные учреждения и школы размещаются на расстоянии 10 м от дороги.

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Ответьте письменно на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте методику расчета проектируемой площади населенного пункта.

  2. Перечислите требования, предъявляемые к размещению производственных комплексов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 3 - 4

  1   2   3