Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическая разработка познавательного занятия о бездомных животных (для детей 6-10 лет): «Добро поощряй, а зло порицай»


Скачать 103.34 Kb.
НазваниеМетодическая разработка познавательного занятия о бездомных животных (для детей 6-10 лет): «Добро поощряй, а зло порицай»
Дата22.04.2016
Размер103.34 Kb.
ТипМетодическая разработка





Методическая разработка

познавательного занятия о бездомных животных

(для детей 6-10 лет):
«Добро поощряй, а зло порицай».
Цели и задачи:

- воспитывать гуманное отношение к животным;

- прививать чувство ответственности за тех, кого мы приручили;

- расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;

- выявлять нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;

- вовлечь детей в разговор о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в поселке и о путях решения данной проблемы;

- предостеречь от опасности при контакте с бродячими кошками и собаками;

- развивать чувство эмпатии ко всему живому;
Предварительная работа:

1.Подбор и изучение литературы по данной теме.

2.Подбор стихов, пословиц и поговорок.

3.Фоторепортаж «Бездомные животные в нашем поселке».

4.Разработать памятку – советов врача-ветеринара на тему «Встреча с бездомными собакой и кошкой».

5. Просмотр мультфильмов и прослушивание песен к ним (караоке):

«Будьте добры»,

«Воспитание»,

«Добрым быть на свете веселей»,

«Песенка друзей»,

«Пропала собака»,

«Человек собаке друг»,

«Дорога добра»,

«Неприятность эту мы переживем».
Оборудование:

1. Выставка фотографий домашних любимцев, рисунков, поделок, сочинений о питомцах, памятки.

2. Выставка книг, журналов о кошках и собаках.

3. Диск с музыкой и песнями.

Ход занятия.
Соц. педагог

Говорят, что о человеке можно судить о тому, как он относится к животным. Как вы ребята это понимаете ? (Предполагаемые ответы детей. Если человек добрый, то он по доброму относится к животным : ухаживает за ними, не обижает, не выгоняет из дома)

Сегодня мы с вами проведем мероприятие под названием «Добро поощряй, а зло порицай», в ходе которого выясним, что вы знаете о кошках и собаках, как к ним относитесь. Мы сделаем несколько остановок, где вас ждут интересные задания, песни, игры. Для того, чтобы путешествовать было легче, мы разделимся на две группы. А наблюдать за нами будет жюри, в состав которого вошли педагог- психолог, ваш воспитатель и старшие ребята.

Знаете ли вы, что кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. В разные времена и в разных странах к ней относились по-разному. В древности человек охотился на кошек, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное.

Родиной домашней кошки является Африка. В Древнем Египте кошку считали священным животным. Если кто-то преднамеренно убивал хотя бы одну кошку, его ждала смертельная казнь. А если кошка умирала своей смертью, ее оплакивали и осыпали дарами в виде высушенных мышей.

К кошкам всегда относились по-разному: одни народы любили и боготворили их, другие считали помощниками нечистой силы. Все это, конечно, выдумки. Кошка – это обыкновенное ласковое домашнее животное, но с их необыкновенными качествами. О некоторых из них вы расскажите сами.

Первый конкурс:

«Что я знаю о кошках?»

Каждой группе ведущий задает по 3 вопроса.

Вопросы:

  1. Хорошо ли слышит кошка ?

Правильный ответ:

У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча. Но в то же самое время кошка может не обращать никакого внимания на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом).

Интересный факт. Небольшой самолет потерпел крушение в океане. На помощь поспешил корабль, но найти никого не удалось, и поиски прекратились. Когда стемнело, корабельный кот стал вдруг громко мяукать и бегать по палубе. Моряки включили прожекторы и обнаружили в воде чудом уцелевшую пассажирку. Она находилась в ста метрах от корабля, но тем не менее кот ее услышал.


  1. Хорошо ли кошки видят?

Правильный ответ:

У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз можно сравнить со светоотражателями машины. У кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета.


  1. Зачем кошке усы ?

Правильный ответ:

Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря им, кошка ощущает малейшее колебание воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.)


  1. Зачем кошки умываются?

Правильный ответ:

Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. Если добыча чувствует запах кошки, то та может остаться голодной.


  1. Почему кошки мурлычут ?

Правильный ответ:

Ученые выяснили, что различное мурлыканье отражает разное настроение животных. Взрослые кошки мурлычут чаще, когда у них хорошее настроение.


  1. Правда ли, что кошка и собака - враги ?

Правильный ответ:

Нет. Они могут прекрасно уживаться друг с другом, особенно, если выросли вместе.

Жюри подводит итоги.
Второй конкурс:

«Знаете ли вы кошачий язык ?»

Ведущий раздает каждой группе карточки с вопросами.

Вопросы:
1.Кошка ласково мурлычет?

(У нее хорошее настроение)

2.Кошка мяукает – что это значит?

(Кошка либо приветствует вас, либо что-то у вас просит)

3.Кошка трется об ноги – что это значит?

(Она говорит вам «спасибо», а может что-то у вас просит)

4. Кошка спит, спрятав нос?

(К морозу)

Жюри подводит итог.

Ведущий:

А сейчас, ребята, мы с вами посетим выставку, рассмотрим иллюстрации собак и кошек.

(Проводится обзор выставки.)

Кто из вас желает рассказать стихи о кошках и собаках. Дети читают стихи:

Мой котенок.

Мохнатенький комочек, пушистый клубок,

Когтистые лапки и острый зубок.

Кружит он по комнате, точно юла,

Подкрался и – скатерть стянул со стола

Братишкину люльку качнул на бегу.

Ношусь я за ним, догнать не могу !

То он под кровать, то он на окне

И вдруг на колени запрыгнул ко мне.

Уснул, промурлыкав мне песню свою.

Проснется – его молоком напою !

(Н.Мамедов)

Щенок.

На праздник щенка подарили Алеше.

Такой он красивый, такой он хороший.

Он даже ни разу не лаял пока,

Еще не бывало послушней щенка.

Вот вывел Алеша щенка на прогулку,

И слышится лай по всему переулку.

Я добрый щенок, я послушный щенок !

Зачем ты надел на меня поводок!

(И. Шаферан)

Ведущий.

А откуда берутся бездомные животные ?

Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье- то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.

Каждый год с наступлением холодов появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от холода, другие от голода, третьи - под колесами машин. Живут в основном милостыней. И одной из важных причин увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличность. У русского народа есть много пословиц и поговорок о доброте, чуткости. Давайте вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить смысл этих умных изречений. Одной из пословиц и названа наша сегодняшняя встреча:

« Добро поощряй, а зло порицай.»

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.»

«Учись доброму - худое на ум не пойдёт»

« Кто злым попускает, сам зло творит.»

( Вмести с детьми рассуждаем о смысле каждой пословицы, поговорки.. При возможности ребята вспоминают случаи из жизни.)
Ведущий.

Ребята, сегодня на нашу встречу мы пригласили врача ветеринарной службы Воробьёву Татьяну Владимировну. Она расскажет нам о своей работе и о том, как вести себя при встрече с бездомными животными.

Ветеринар

Ребята, кто из вас знает, какие отличительные символы есть в нашей службе?

( синий крест)

Что он символизирует, где находится наша служба?

(ветеринарная медицина)

Кто знает номер телефона ветеринарной лечебницы?

(5-56-37)
Ветеринар задаёт ряд вопросов:

1.Представляют ли угрозу для окружающих людей бродячие кошки и собаки?

2. О чём надо помнить при встрече с бездомными животными?

( Ответы детей. Предложить ребятам памятки. Работа с памятками.)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С

БЕЗДОМНЫМИ ЖИВОТНЫМИ.

Собака обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Могут бегать в стае от 3 и более собак.

Шерсть у неё грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.

ПОМНИ !

ПАМЯТКА.

☻ при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую

( противоположную) сторону;

☻ не кричи;

☻ постарайся спокойно подойти к кому- нибудь из взрослых ( когда опасность минует, продолжай свой путь);

☻ если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщи об этом взрослым;

☻ не дразни собак;

☻ не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному;

☻ не убегай от собаки! Собака может посчитать тебя добычей, броситься вдогонку и укусить;

☻ не трогай животных, когда они едят или охраняют своих детёнышей!

☻ Бродячие собаки редко сами нападают. Их нельзя гладить и брать на руки. Можно в сторонке оставить корм и понаблюдать за ними.

☻ Никогда пристально не смотри в глаза собаке!

☻ После общения с животными нужно обязательно вымыть руки с мылом.
КОШКА-

чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома,

на пешеходных дорожках. Кошки - это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты. Особенно агрессивны бывают коты - помни об этом!

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

☻ Брать на руки бездомную кошку.

☻ Гладить.

☻ Причинять животному боль.

☻ Дёргать за хвост.

☻ Близко наклоняться над животным.

☻ Подкармливать различными сладостями ( кондитерскими изделиями).

☻ Бросать с высоты.
Ведущий.

Давайте послушаем стихотворение о бездомных животных.

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Однажды я встретил бездомную кошку.

-Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

- Я слышал, что вы тяжело заболели?

- Болела.

- Так значит лежали в постели?

- Бездомной, мне некуда ставить постель.

- Как странно,- я думал,-

Что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным.

Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной,

Темнеет, и, значит, пора нам домой!

Мы шли с ней по улице гордо и смело -

Я молча, а кошка тихохонько пела.

О чём она пела? Возможно о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

( А. Дмитриев.)

Звучит песня « Не дразните собак»,

дети подпевают.

Следующий конкурс: «Путешествие на «Мульттрамвае».

Задание: вспомни сказки и мультфильмы с участием кошек.
Команды называют произведения по очереди кто больше?

- «Кот в сапогах» - Ш.Перро;

- « Том и Джерри»;

- «Дядя Фёдор, пёс и кот» - Э.Успенского;

- мультипликационный кот Леопольд;

- Чеширский кот из книги «Алиса в стране чудес» - Л.Кэрролла;

- кот Базилио из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - А.Толстого.

Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс

«Народные приметы и фразеологизмы»
Задание первое:

продолжить приметы (по одной каждой команде):



  1. Кошка умывает лапой морду – к… (гостям).

  2. Во время сна кошка закрывает лапой нос – к…(морозу)


Задание второе – объяснить фразеологизмы (по одному для каждой команды):


  1. Знает кошка, чьё мясо съела.

(Чувствовать себя виноватым).

2. Жить, как кошка с собакой.

(Постоянно ссориться, враждовать).

Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий.

Есть ещё одна примета. Многие думают, что если чёрная кошка перебежала дорогу, то это – к несчастью. Справедливости ради надо сказать, что примета эта не имеет под собой никаких оснований.

Звучит песня «Чёрный кот» .

Общий танец.
Ведущий.

А теперь от каждой группы мне нужен художник.

Нарисовать кошку с закрытыми глазами.

Жюри подводит общий итог
Соц. педагог:

Хотелось бы напомнить вам, ребята, что все животные без исключения, и домашние, и дикие, нуждаются в нашей любви и защите. Ведь как сказал Маленький принц – герой книги Антуана де Сент-Экзюпири:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Давайте обсудим, зачем мы провели это мероприятие?

Понравилось ли оно вам (беседа с детьми).

В заключении мероприятия звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты»

Ведущий благодарит всех участников мероприятия.
Приложение

1. Переписка: письма для бездомных животных и письма от бездомных животных.

2. Фоторепортаж «Бездомные животные нашего поселка».

3. Фотографии:

- Выставка фотографий кошек и собак: «Наши младшие друзья».

- Выставка книг о животных.

4. Диск с записями песен «Черный кот», «Песенка кота Леопольда».

Список литературы:


  1. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки».

  2. Савчук О. «Кошка целитель».

  3. Роберт де Ларош «Как разговаривать с кошкой».

  4. Александрова З. «Дозор».

  5. Толстой Л. «Пожарные собаки», «Котенок», «Лев и собачки».

  6. Носов Н. «Живая шляпа».

  7. Чехов А. «Белолобый», «Каштанка».

  8. Тургенев И. «Му-му».

  9. Чарушин Е. «Про Никитку», «Тюпа, Томка».

10. Куприн И. «Белый пудель».

11. ж. «Кот и пес» №6, 9 2007 год.

12. ж. «Друг» №8,10,11,12 2007 год.