Методическая разработка
по направлению «Теория и методика дополнительного образования детей»
по теме:
«Основные методы вокально- хоровой работы в детском хоре ДШИ»
Работу выполнила:
Кошляк Светлана Станиславовна
Преподаватель теоретических дисциплин
МОУК ДОД ДШИ№1 г. Нягань « Атмосфера любви и взаимной симпатии благодатна для любого урока. Но урок искусства не может быть без любви, потому что это особый урок. Где обучаются в первую очередь и обучают сердцем».
( Владимир Александрович Шереметьев) Эстетическое воспитание подрастающего поколения - проблема достаточно сложная и многолетняя. Это дело и школы и семьи. И тут на помощь приходят коллективные творческие союзы, музыка роднит и объединяет души разных поколений. В творческих коллективах ребенок более свободно, раскрепощено передает свое отношение к музыке, развивает инициативу, самостоятельность мышления, фантазию, умение общаться в коллективе и т.д.
В последние годы все чаще замечается угасающий интерес родителей к занятиям своих детей, а нередко и сами ученики теряют интерес к занятиям в музыкальной школе. Возможно, это происходит из-за больших перегрузок в общеобразовательной школе, на работе.
Поэтому моя задача, найти такие методы работы с детьми, что бы затронув струнки детской души, она откликнулась и запела, нужно привлечь внимание ребенка к общему делу, создать атмосферу доверия, понимания и единения.
Где, как не на уроках хора, песня может объединить и дать почувствовать ребенку свою пользу, пусть пока в не значительном, но все-таки - общем деле, воспитать их слушателями и ценителями музыки, чтобы даже после окончания школы, сохранилась любовь к музыке, и возникало желание участвовать в различных видах музыкальной деятельности.
В нашей школе организованно четыре хоровых коллектива, я работаю с детьми младших и старших классов.
Со всеми юными хористами ведется серьёзная работа, результатом которой являются регулярные выступления на концертах школы, а так же участие в фестивалях и конкурсах. В школе отмечаются свои традиционные праздники – « День Музыки», « Посвящение в музыканты», « Хоровые концерты» и т.д. Это все конечно очень важно, но если нет общего понимания и доверия, не будет и самого хорового коллектива, наш хор – дружный коллектив, любящий хоровое пение, стремящийся научиться понимать язык музыки и научить этому других.
Среди нас разные ребята, но основной закон хора – это закон дружбы, взаимной поддержки и помощи.
Я называю это – одним организмом, где все - начиная с самого маленького и до руководителя хора, одинаково думают, дышат, поют, а значит живут.
С первых шагов разучивания нового произведения, я вначале рассказываю много интересного. И нередко в этом помогают сами дети, они приносят разные книги, картинки, рисунки на тему музыкального произведения. Часто такие беседы занимают много времени, но на это я иду сознательно, предвидя пользу общего развития интереса и расширения эстетического кругозора у детей. Разучивая песню в хоровом коллективе я знакомлю детей с композитором, эпохой, литературным и историческим наследием, слушаем записи известных исполнителей.
Ключевое место в педагогике занимают психолого- педагогические знания. Без них труд учителя может превратиться в ремесло, от которого не будет получать удовлетворения ни сам учитель, ни его ученик.
Поэтому, проводя занятия хора и репетиции, я ищу разные формы работы. Это и новые необычные распевки, пение с фонограммой, индивидуальный опрос учащихся « игра в солиста», элементы театрализации, ритмические упражнения в такт песни, рассказы, беседы и т.д.
И как всегда приносят сюрпризы сами дети. Бывает, что на наши уроки заходят гости, это могут быть родители, и просто друзья и подруги детей, и тогда урок становиться еще более интересным, есть для кого стараться петь, проявить свои артистические качества.
Незабываемыми впечатлениями у юных хористов оставались совместные поездки на хоровые фестивали в город Югорск, Урай, выступления на сценах города, участие в городском концерте на площади 3 мкр в « День Победы». В эти минуты дети совсем другие, более собранные, чувствуя ответственность за результат перед сложным выступлением. Вот здесь, как нигде проявляются качества педагога психолога, где нужно поддержать, найти немало добрых искренних слов, уважительных чувств, серьезного сердечного отношения к нашим общим проблемам, как в минуты успеха, так и для неудач.
Давно уже у нас на отделе стала традицией проводить тематические или вокально- поэтические хоровые концерты, подготовка музыкальных спектаклей, где участниками являются хористы. Все это дает возможности раскрыть способности детей, их артистические, вокальные данные, и конечно привить интерес и любовь к предмету хора. Равнодушный, не увлеченный человек вряд ли добьется успеха,
чтобы загорелась ярким пламенем искорка детского интереса, надо гореть самому. Я всегда стараюсь показать своим примером, что хоровое пение это искусство и оно требует серьезного отношения.
Хочу показать детям, что можно добиться больших успехов, если добросовестно трудиться и выполнять все требования учителя.
В связи с этим я провожу целенаправленную работу по формированию и стимулированию интереса к занятиям музыкой.
Методическую основу обучения составили такие цели:
- Развитие познавательного интереса у учащихся.
- Эстетическое воспитание.
- Развитие творческих и артистических способностей учащихся, стимулирование успеха.
- Анализ педагогической работы. В своей работе я использую методики разных великих деятелей: Д. Огороднова, В.Попова, Струве и т.д. Также в своей работе я использую свой накопившейся индивидуальный опыт,
уровень знаний и умений, который в процессе обучения я передаю детям, увлеченность своим предметом, эмоциональность и живость пробуждает интерес к знаниям, создает атмосферу творчества. Так же определяя возможности певцов, климатические региональные особенности, я выбираю более удобные и полезные методы вокально- хоровой работы в детских хоровых коллективах.
Основные методы по укреплению и развитию голосового аппарата – это вокально - хоровые упражнения, сегодня мы представим разные виды упражнений, которые имеют игровой характер, но выполнение их решает ряд сложных и важных задач.
1. Развития голосового аппарата.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Развитие музыкального слуха и памяти.
4. Развитие познавательных интересов.
5. Раскрытие вокальных и артистических данных у учащихся.
В голосообразовании участвуют: дыхательная, артикуляционная, резопаторная функции. 1. Основным является метод дыхательной гимнастики. В дыхании участвуют – брюшной пресс, межреберные, спинные и поясничные мышцы и диафрагма, которые должны быть подвижны, иметь хороший тонус и подчиняться управлению. С первых уроков мы занимаемся выработкой певческого дыхания.
А) Упражнение « Ветер» с использованием перышек.
В начале диафрагма опущена, вдох через нос, плечи свободные, выдох через рот. Включаем воображение, представляя силу ветра. В начале очень сильный ветер « штормовой», затем ветер стихает, в конце упражнения ветер становиться слабым, тихим, но долгим.
Б) Упражнение «ветер в горах», задержав дыхание на несколько секунд, выдыхаем со звуком «У».
В) Упражнение « Цветочки», короткие вдохи, через нос с поворотом головы, глубокий выдох через рот.
Д) Упражнение « Насос», звуковое изображение, с поворотами влево, вправо.
Эти упражнения приносят раскрепощение, снимая напряжение, подготавливая голосовые связки и детский организм для работы по звукоизвлечению. 2. Упражнения по развитию голосового аппарата. Главная задача на первом этапе, выработать чистый унисон, чтобы перейти к этим упражнениям мы находим удобный для всех примарный звук (ноту соль). Эти упражнения создадут лучшие условия для вибрации голоса, поддерживая воздушное давление, которое нужно для амплитуды сокращений и плотности смыкания голосовых связок.
А) На сонорном звуке М ( закрытым ртом) очень спокойным выражением лица, как бы медитируя поем на одном звуке, а затем вниз до звука « ДО». Внизу звуки звучат более свободно, тихо, и дети сами контролируют тембральную окраску звука.
Б) На слогах Ма-Мэ-Ми-Мо-Му, следим, чтобы зуки У-Ю были особенно удобны для положения губ, меняя звуки на другие слоги, следим за быстротой реакции у детей и правильностью исполнения этого упражнения.
В) Упражнение « Дельфин» - здесь достигается две задачи – работа с дыханием, правильность вокального тона и легкость звучания голосов. Овладение приемами легато и пение в высокой позиции, выравнивая гласные на долгих звуках.
Д) Упражнение « Качели» - пение на легато, гаммообразной мелодии, выработка пения на смене динамики в подвижных темпах, смена штриха исполнения, сохраняя единую позицию.
Все эти упражнения помогают в исполнении произведений кантиленного характера, с легкостью отрабатывать певучее звуковедение, развивая образные ассоциации. Для примера мы исполним произведение Подгайца, на слова Д.Хармса « Удивительная кошка». Это очень трогательная история, где кошке повредившей лапку, приходят на помощь дети.
3. Упражнения по развитию артикуляционного аппарата.
Тренировка артикуляционного аппарата для четкости дикции - одна из особо сложных задач, сложность заключается в том, что артикуляция при пении должна быть активна, подвижна, эта работа лицевых мышц, и не должна зажимать звукоизвлечение голосового аппарата.
А) Упражнение для разогрева мышц артикуляционног аппарата, где участвуют: небо, язык, губы.
Руки прижаты к щекам, пропевая мелодию на вибрирующей игре губ, следим за позицией.
Б) Упражнение « Флейта», на слог ДУ.
В) Упражнение « Буратино», « Кукушка».
Д) Упражнения « Скороговорки».
Слоговые интонации, меняя гласные звуки помогают детям по исправлению дефектов речи, правильному произношению, чтобы язык, губы, жевательные мышцы – не были зажаты. Укрепляют не только артикуляцию, усиливают работу брюшного пресса, подвижность гортани, диафрагмы, что так же продолжает тренировку певческого дыхания. Так же эти упражнения развивают диапазон певческого голоса, так как все упражнения исполняются в верхнем регистре. Дети с легкостью и интересом выполняют все эти упражнения. Так как здесь присутствует элемент игры, развитие образных ассоциаций, фантазии и творчества.
Для примера мы исполним произведение Марченко « Я учу английский», где наряду с ярким, динамичным текстом используются
иностранные слова. Эта песня- маленький спектакль, где меняются герои, декорации, характеры, но остается яркое впечатление и настроение радости и счастья. Дети очень любят эту песню и по просьбе детей, я оставила её для исполнения с прошлого года. 4. Развитие метроритмических способностей
Используя элементы ритмики, театрализации, шумовые инструменты, помогают раскрыть эмоционально – образное содержание песни, и так же добавляют элемент игры и интереса детей к исполнению на сцене, развивая творческие способности у детей. Для примера, мы исполним шуточную песню композитора Д. Тухманова, на слова Ю. Энтина « Самовар». 5.Работа над произведением.
Главная воспитательная задача – это воздействие репертуаром. Интересный и яркий репертуар – это сильное «оружие» в руках руководителя хора. Воспитание подрастающего поколения, постижение урока: добра. зла, справедливости, мужества, тонкого чувства прекрасного, развивает фантазию, образные ассоциации. Участие в беседах, обсуждение стихов, музыки развивает музыкальный вкус, расширяя кругозор познаний у детей, помогает развивать эмоциональный характер, сопереживание с текстом.
Все это позволяет говорить о творческом росте коллектива, главная задача руководителя хора поддерживать и развивать интерес учащихся.
Поэтому программа хорового коллектива подбирается с большой любовью и знанием особенностей детского голоса, в репертуар хоровых коллективов обязательно включены обработки народных песен, произведения композиторов классиков, шедевры хоровой музыки ( 18-20 веков), В,Моцарта, И.Баха, Ф, Шуберта, П.Чайковского и т.д.
Произведения сложны, но в свою очередь интересны для исполнения. Обязательно при подборе репертуара. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, поэтому у меня возникает необходимость в переложении, аранжировке некоторых музыкальных произведений для исполнения в детском хоровом коллективе.
Подросткам свойственно стремление проявлять себя в активной деятельности. Удовлетворение, которое доставляет осознанное исполнение в пении сложных музыкальных произведений, это высшая награда за труд, как преподавателю, так и самому ученику.
Такая работа очень важна для совершенствования процессов музыкального воспитания, и для совершенствования музыкально- педагогического мастерства самого учителя, сохранение гибкости в обучении, выработка индивидуального почерка, как следствие сохранения высокого профессионального потенциала.
Для исполнения представляем:
Младший хор
1) Е. Подгайц « Удивительная кошка».
2)А. Марченко « Я учу английский»
3) Д.Тухманов « Самовар» - с фонограммой.
Старший хор
1)А. Морозов « В горнице»
2)Ф. Шуберт « Песенка Трубочиста»
3)В. Моцарт « Та-ба-да» - с фонограммой.
Руководитель и дирижер Кошляк С.С.
Концертмейстер – Зуева Н.Ю.
7. Взаимодействие дирижера с музыкальным коллективом.
Нельзя упускать из внимания тот немаловажный аспект, что дирижирование – это не только особого рода индивидуальная художественная деятельность, но и постоянный неразрывный процесс взаимодействия руководителя с коллективом певцов.
Каждое действие дирижера, подразумевает ответную реакцию хора, то есть в практике происходит диалог. Техника дирижирования принадлежит к эмоционально-образному ряду информации, дающая музыкантам представление о задачах художественно-образных и художественно-выразительных.
Существует определенный канал, для передачи данной информации – язык жестов и мимики. Дирижер с помощью мануального искусства в процессе общения с хористами выполняет главную функцию – раскрытие эмоционально-образного содержания музыкального произведения.
Дирижерский жест помогает раскрыть замысел композитора, автора текста. Музыка определяет выразительность жеста, отдельные элементы музыки: темп, метр, динамика, тембр, фактура, дыхание,
характер звуковедения - являются одновременно элементами движения и средством передачи эмоционального содержания.
Поэтому владение языком жестов, умение подчиняться и выполнять в процессе исполнения, главное мастерство, как руководителя, так и участников хорового коллектива. Это бесспорный союз единения и взаимопонимания.
«Выражай чувство искренне и полно, делай все одновременно и голосом, и губами и руками – всем существом своим. Пой, высказывай, убеждай – для этого тебе и дан человеческий голос!»
( сл. Д. Огороднова)
Не маловажное значение в развитии творчества и творческих способностей у учащихся имеет участие детей в театральных постановках музыкальных спектаклей.
Здесь раскрывается творческий потенциал детей, проявляется творческая фантазия и инициатива, формируется сценический образ и умение держать себя на сцене.
Хотелось бы вспомнить некоторые музыкальные постановки:
« Новогодний венок» 1998 г, « Новогодние приключения Снегурочки» 1999 г, « Дюймовочка» 2001г, « Кошкин дом» 2002г, « Огниво» 2004г, « Димин сон, или как исправить двойку по сольфеджио» 2005г, « Тайна музыкального королевства» 2006г. Незабываемые впечатления оставляют подготовки и проведения вокально- поэтических хоровых концертов, где помимо основной работы по разучиванию хорового репертуара, я с детьми разучиваю стихи, которые подбираем специально к каждой песне. Дети тут же включаются в творческий процесс, помогая подбирать поэтический материал. Хоровое пение – это самый древний и доступный для всех желающих петь вид искусства. Но что бы оно не потеряло своей актуальности в наше современное время, нужно тоже искать и творить. В хоровом пение решающим моментом также является руководитель хора, его увлеченность, эмоциональность, умение найти такие методы работы с детьми, что бы затронув струнки детской души, она откликнулась и запела, и привлечь ребенка к общему делу.
Методическая разработка
по направлению «Теория и методика дополнительного образования детей»
по теме:
«Основные методы вокально-хоровой работы в детских хоровых коллективах ДШИ»
Работу выполнила:
Кошляк Светлана Станиславовна
Преподаватель теоретических дисциплин
МОУК ДОД ДШИ№1 г. Нягань Открытый урок хора
План урока: 1. Вступление: рассказ о задачах и целях педагога, руководителя хоровых коллективов, формы работы с учащимися.
2. Упражнения по развитию и укреплению голосового аппарата:
А) Дыхательная гимнастика, упражнения: « Ветер», « Ветер в горах», « Цветочки», « Насос» - для подготовки голосового аппарата, выработки певческого дыхания, снятия напряжения у детей, и настроя на звукоизвлечение.
Б) Упражнения по развитию голосового аппарата, работа над плавным звуковедением – легато, кантиленой: « Медитация» пение закрытым ртом на одном звуке и пятиступенного звукоряда, « Игра в куклы» пение со слогами ( ма, да, ва, ра, и т.д.), « Дельфин» нение со слогом лью, « Качели» гаммообразное движение вниз – выработка плавного звуковедения, дыхания, унисона голосов, смена штрихов, подвижность темпов, выравнивание гласных на долгих звуках.
В) Исполнение песни Е. Подгайца, сл. Д. Хармса « Удивительная кошка» работа в произведение над характером звуковедением, развитие образных ассоциаций, раскрытие характера музыкального произведения с помощью текста, динамики.
3. Упражнения по развитию артикуляции:
А) Для разогрева мышц артикуляционного аппарата ( неба, языка, губ), « Флейта» пение со слогом ду, « Буратино», « Скороговорки» - все эти упражнения полезны для укрепления мышц артикуляционного аппарата, выработки певческого дыхания, развития певческого диапазона, отработки правильного произношения, дикции у детей, развитие образных ассоциаций, фантазии и творчества.
Б) Исполнение песни Л. Марченко « Я учу английский», работа с текстом, правильным произношением иностранных слов, раскрытие характера песни с помощью текста, динамики, ритмических упражнений и движений, с эмоциональным исполнением песни.
4. Развитие метроритмических способностей:
Добавление элементов игры на шумовых инструментах ( ложки, трещетки, маракасы), ритмические движения. Все эти игровые элементы добавляют интерес к исполнению музыкального произведения, раскрытие образа, характера, развивая творческие способности у детей.
Исполнение песни Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина « Самовар» пение с фонограммой аккомпанемента.
5. Работа с репертуаром. Воспитание у учащихся музыкального вкуса, памяти, эстетического восприятия, любви к музыке, развитие художественно – образных способностей. Исполнение песен: А. Морозова « В горнице», Ф. Шуберт « Песенка трубочиста», В. Моцарта « Турецкий марш» или « Та-ба-да-ба-да» - исполняет хор старших классов.
6. Заключительные слова. Анализ урока, прочтение своей философской позиции обучения детей – эссе. Для урока необходимо:
1.Доска с представленными на ней творческими работами учащихся, рисунки, фотографии 2. На сцене стулья для учащихся.
3. Шумовые инструменты (4 ложки, деревянная трещетка, маракасы), перышки для упражнений.
4. Ноты, подставка для нот для руководителя хора.
На уроке принимают участие:
Учащиеся младшего хора (2-4) классов, старшего хора (4-7) классов.
Руководитель и дирижер хоровых коллективов – Кошляк С. С.
Концертмейстер – Зуева Н.Ю.
План открытого урока по хору «Развитие творческих способностей учащихся подготовительного класса» 7.03.2011г
Хоровое пение в Детской школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности ребенка, благодаря вовлечению детей в интенсивную творческую деятельность.
Певческая установка и дыхание.
Посадка хорового певца, положение корпуса и головы, артикуляция при пении. Упражнения по освобождению плечевого аппарата.
Дыхательная гимнастика. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Сменяя дыхания в процессе пения, различные его приемы: медленная и быстрая.
Цезуры. Исполнение продолжительных музыкальных фраз. Знакомство с навыками “цепного” дыхания.
Звуковедение и дикция.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в разных регистрах. Пение non legato, legato.
Динамические нюансы. Развитие дикционных навыков. Артикуляционные упражнения. Взаимоотношение гласных и согласных звуков при пении.
Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона (чистая и выразительная интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора.
Интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе ( не дублирующем мелодию). Навыки 2-х голосного пения с аккомпанементом.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное интонирование нотного теста по партиям и партитурам.
Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Фразировка, смысловой анализ музыкальной формы произведения, исполнение их с разными динамическими оттенками.
Создание целостности произведения, литературно – художественного образа.
Воспитание навыков выступления.
Навыки пения: сидя и стоя. Передать характер и литературно художественный образ музыкального произведения. Подготовка учащихся к выступлениям начинается через открытые репетиции в школьном концертном зале перед родителями, учениками других хоровых коллективах и преподавателями. Форма соревнования на сводных репетициях, сольное выступление учащихся. Просмотр видео материалов хоровых концертов, прослушивание аудио записей в исполнении детских и взрослых хоровых коллективов. Знакомство с правилами и культурой поведения на сцене. Посещение концертных залов в городских культурных центрах с целью знакомства с работой других хоровых коллективов и солистов.
Цель урока: Развитие творческих способностей у детей, умение выступать на сцене.
Задачи: развитие вокально-хоровых навыков, артикуляции, звуковедение – штрихи, динамика.
Дыхательная гимнастика» - «Перышки», «Насос», «Цветочки».
Продолжая урок сольфеджио, закрепляем понятия интервала, скачка в мелодии с помощью вокально-хоровых упражнений.
«Бабка – ежка», «Солнце», «Труба», «Жираф».
Выстраивание унисона – исполнение упражнений:
«Дельфин», «Кукольный магазин», «Качели».
Упражнение для развития артикуляции (дикции) детей 5-7 лет.
«Скороговорки», «МА-МЭ-МИ-МО-МУ» - меняя слоги, «Та-ба-да» и т.д.
Раскрытие характера песни, штрихи в песне, динамические оттенки.
Исполнение песен – концерт для родителей:
«Веселые нотки»
«Дедушка Магдональд» - аккопелла
«Веселый старичок»
«Котауси и Мауси»
«Веселый лягушонок»
«Ладушки – ладошки»
«Веселый человечек»
Учащиеся читают стихи посвященные мамам, бабушкам, весне.
Вывод, анализ урока: дети с увлечение и с творческой инициативой
выполняли упражнения, дыхательную гимнастику.
Исполняли песни. Раскрывали образ и характер песни.
Урок прошел интересно, весело и учащиеся смогли закрепить теоретические навыки игровыми упражнениями, справляясь с поставленными задачами легко и увлеченно.
|