Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе» |
 Скачать 68.71 Kb. |
7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения
«Образ учителя в художественной литературе».
Урок с применением технологии развития критического мышления
через чтение и письмо. Ход урока. Ι фаза урока в технологии РКМЧП (фаза вызова) - актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
Организационный момент проходит под песню, звучащую во время демонстрации слайда №1.
Вступительная беседа.
Сегодня, 8 октября, мы проводим традиционный Открытый урок чтения. Всем известно, что 10 марта 2009 года Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя». Именно поэтому тема сегодняшнего Открытого урока чтения – «Образ учителя в художественной литературе». Чтобы вы задумались о важности роли учителя в обществе и жизни каждого человека, для формулировки темы использована цитата из стихотворения Вероники Тушновой «Если б не было учителя…». Предлагаю вам обдумать ответ на вопрос: «Какой была бы жизнь каждого из нас, «если б не было учителя»?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Мы были бы безграмотными, не умели бы считать и писать.
- Мы не умели бы правильно говорить.
- Мы не умели бы общаться, ведь урок – это не только обучение чему-либо, но и общение. ΙΙ фаза урока в технологии РКМЧП (фаза реализации смысла).
Соглашусь с вашими ответами: все они правильные. Свой ответ даёт Вероника Тушнова в стихотворении «Если б не было учителя…» Слайд №2
Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были. Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен. Потому нам очень дорого Имя нашего учителя!
Скажу о себе: знаю точно, что не стала бы учителем литературы и русского языка, если бы в моей жизни не было такого педагога, как Елена Олеговна Галицких. Встретились мы, когда я была 10-тиклассницей, почти потерявшей интерес к учёбе в связи с переездом в другой город и переходом в новую школу, не имеющей ещё определённой цели в жизни, увлекающейся такими разными предметами, как театр и биология. Елена Олеговна, мой классный руководитель, учитель русского языка и литературы, тогда ещё совсем молоденькая, но необыкновенно добрая и мудрая, взяла меня под своё лёгкое крылышко и не дала потеряться не только в новом классе, но и в жизни. Благодаря таланту Елены Олеговны я полюбила школьный предмет «литература» и обрела цель жизни – стать учителем. Слайд №3
Елена Олеговна – очень увлечённый, творческий человек, который и сам на месте не стоит, и другим стоять не даёт. Сейчас она уже доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета. Слайд №4 Примечание: тому, кто захочет использовать данную методическую разработку, необходимо будет изменить слайды №3 и №4. Каждому человеку в жизни встречается учитель, о котором хочется рассказать. Поведать большему количеству людей о своём любимом (или, наоборот, нелюбимом) педагоге проще всех писателям и поэтам. Давайте послушаем и прокомментируем стихи об учителях, которые к сегодняшнему уроку вы нашли в библиотеке и подготовили к выразительному чтению.
Стихи, приготовленные учащимися для чтения в классе.
Цветаева Марина
В классе.
Скомкали фартук холодные ручки, Вся побледнела, дрожит баловница. Бабушка будет печальна: у внучки Вдруг - единица!
Смотрит учитель, как будто не веря Этим слезам в опустившемся взоре. Ах, единица - большая потеря! Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая, В белых кругах уплывает страница... Разве учитель узнает, какая Боль - единица?
Александр Межиров.
Учитель.
Как быстро и грозно вертится Земля, И школьные старятся учителя! Нет силы смотреть, как стареют они За мирные дни, за военные дни. Вернешься с войны, мимо школы пройдешь — Как прежде шумит у дверей молодежь. А школьный учитель, он так постарел, В глубоких морщинах и волосом бел. Ссутулились плечи, пиджак мешковат, И смотрит, как будто бы в чем виноват. Как быстро и грозно вертится Земля, И школьные старятся учителя!
Яков Лазоревич Аким.
Твой друг.
Есть у тебя хороший друг, Надежней друга нет. Спроси про север и про юг, Про то, что у тебя вокруг, На все он даст ответ. Ты помнишь, как пришел он в класс? Решили все: суров! Но сколько он нашел для вас Простых, понятных слов! Тебе за партой одному Задачу объяснял, Помог соседу твоему И драчунов разнял. А помнишь, вас повел в поход С утра, в седьмом часу? Какая птица как поет, Рассказывал в лесу. Осенний вечер наступил, Ты лег уже в постель. … Учитель только что раскрыл Тяжелый свой портфель. Ты крепко-крепко спишь сейчас, Ты нагляделся снов, А он, под лампою склонясь, Похвалит: «Пять на этот раз, Сережа Иванов!» Хороших вырастил ребят Твой друг за много лет. Его теперь благодарят Колхозник и поэт, Ученый, знатный горновой, Артист и летчик боевой! Надежный друг — учитель твой.
Образ учителя присутствует в литературе с давних времён. Не всегда он положителен и достоин уважения. В школьной программе мы встречаем сатиру на учителей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре». Образы педагогов, созданные А.П.Чеховым, мы будем анализировать в старших классах ( слайд №5).В этом учебном году нам предстоит знакомство с автобиографической повестью Л.Н.Толстого «Детство» ( слайд №6) и рассказом В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ( слайд №7). Авторы этих произведений делятся с читателями воспоминаниями о своих учителях, людях простых, но искренних, благородных и достойных уважения и благодарности. «Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька», - слова героя рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Эти же чувства испытывают к своим учителям и герои произведений, изученных нами в 6 классе. Пожалуйста, вспомните их названия. В.Г.Распутин «Уроки французского» ( слайд №8).Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» ( слайд №9).Давайте подумаем, как изменилась бы судьба героев, «если б не было учителя» на их жизненном пути. ( Слайд № 10 во время беседы сменить на слайд № 11). Примечание: изменение цветности слайда символично иллюстрирует идею высказываний учащихся на заданный вопрос. Вспоминая тему, идею и сюжет рассказа «Уроки французского», характеризуя главных героев, дети приходят к мысли, что учитель идёт на самопожертвование ради здоровья ученика, ради его возможности продолжать учёбу. В беседе необходимо подвести учащихся к выводу о том, что раз повесть В.Г.Распутина автобиографичная, возможно, он не смог бы выучиться в школе, а в будущем - стать известным писателем, не встреться ему в жизни прототип главной героини - Лидия Михайловна Молокова, преподававшая французский в школе, где он учился. В беседе по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» желательно во время анализа метода учителя обращаться к жизненному опыту учащихся. Многие согласятся, что не хотели бы быть высмеянными педагогом на глазах и при поддержке всего класса. Возможно, кто-то и осудит метод учителя математики. Но необходимо процитировать текст, в котором сказано: «… мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».Заключительная часть беседы: несомненно, эта закалка души помогала школьникам жить в нелёгкие послевоенные годы. А, кроме того, учитель добивался конкретных результатов. Главный герой рассказа признаётся: «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое».Прочитав эти книги, мы видим, с какой благодарностью вспоминают своих учителей герои произведений. Призывом к нашей памяти звучит стихотворение Андрея Дементьева «Не смейте забывать учителей!» Слайд №14.А.Дементьев. Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых, И, сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из наших ученических побед.А мы порой так равнодушны к ним: Под Новый год не шлём им поздравлений. И в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним. Они нас ждут. Они следят за нами. И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержит экзамен На мужество, на честность, на успех.Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий - Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей!Очень надеюсь, что и вы, через несколько лет покинув стены школы, будете вспоминать своих учителей с чувством уважения и благодарности к их, поверьте мне, действительно, нелёгкому труду. Возможно, кому-то из вас захочется рассказать о своих чувствах или поздравить педагогов с праздником. Не сдерживайте свои порывы! Школа всегда открыта для вас, так же, как и сердца учителей! И пусть связывающая нас нить добра никогда не прерывается! Слайд № 15.Примечание: при использовании данной методической разработки необходимо изменить данный слайд (можно отсканировать поздравительные открытки, подаренные учителю).III фаза урока в технологии критического мышления через чтение и письмо (рефлексия).В заключение предлагаю вам написать эссе на тему сегодняшнего Открытого урока чтения «Если б не было учителя…». В своей творческой работе, размышляя над поставленным вопросом, вы можете обращаться к любым прочитанным вами произведениям, авторы которых создали образ учителя. Это могут быть как произведения школьной программы, так и книги вашего самостоятельного выбора. Если вас интересует эта тема, вы можете познакомиться со следующими произведениями, к беседе по содержанию которых мы обратимся на уроках внеклассного чтения: В.П.Астафьев «Людочка», «Кража».
В.К.Железников «Чучело».
А.Г.Алексин «Безумная Евдокия».
|
|
|