Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Любовь и Семья в советских фильмах» |
 Скачать 102.24 Kb. |
Министерство транспорта российской федерации
федеральное агентство железнодорожного транспорта
| САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(СТЖТ – филиал Сам ГУПС)
|
Программа
Цикла классных часов
на тему:
«Любовь и Семья в советских фильмах»
Разработал: классный руководитель А-22
Штенгель Ю.Ю.
Саратов 2012
Программа цикла классных часов
Цикл классных часов состоит из 4 занятий
Цель классного часа: воспитание культуры семейных отношений.
Задачи: определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи; раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений; уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага; ознакомить с дисгармоничными типами семей.
Подготовительная работа: подобрать литературу; проконсультироваться с психологом; подготовить и распечатать задания и тесты; организовать обработку результатов заданий; организовать выставку литературы и репродукций картин по теме.
Участники: классный руководитель, психолог, студенты.
Семья похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта?
Семья - мир сложный, неповторимый,
Где ждет любимая, где есть любимый.
Мы рядом, вместе, есть ты и я.
Пока вдвоем мы, мы семья.
Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. Ведь именно любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого: «Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью». Человек не может жить только одним этим чувством. И природный, и духовный мир человека столь разнообразен (человеку необходимы интеллект, приобретение новых знаний, впечатлений, развитие своего профессионализма и т. д.), что оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, в том числе и на любовь. Поэтому в этой вселенной под названием «Семья» и возникает масса загадок и проблем.
Форма проведения классного часа: Просмотр видеоматериала Диспут .
Эпиграф: «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).
I классный час
Проблемный вопрос : Неравный брак.
«Анна на шее» — советский художественный фильм, снятый в 1954 году Исидором Анненским по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Лидер кинопроката (31,9 млн зрителей).
Приз — «Золотая оливковая ветвь» на Международном кинофестивале в Италии, 1957 год Сюжет
«После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.
В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: «Когда Косоротов получил орден св. Анны второй степени и пришел благодарить, то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое». А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, «денег у неё всё-таки не было, и, когда сегодня её провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». После смерти матери, её отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Пётр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог. «Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами».
Супруги стали жить на казённой квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы. Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести. Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка… Довольно, папочка…“»
С деньгами у Ани после замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей. Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, так как Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день. И часто проверял: все ли вещи целы.
Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье.
Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват. «Подошел Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал ещё сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начала стесняться: «ей уже было стыдно, что у неё такой бедный, такой обыкновенный отец».
На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем — Его сиятельство. Когда пришёл её муж, Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных. И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“»
После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро. Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «Подательнице сего выдать 200 рублей»
На Пасху Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остается ожидать появления на свет маленького Владимира. Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своём каламбуре.
А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Пётр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Пётр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка… Будет, папочка…“»
Рассматриваем вопросы:
1. Мезальянс в отношениях в браке?
2. Отношение к родителям после вступления в брак?
3. Поддержание семейных ценностей?
4.Отношения супругов в браке?
II классный час
Проблемный вопрос: Брак как средство ухода от ответственности. Любовь в браке. Ответственность перед супругом. Общественное мнение.
«Дело было в Пенькове» — советский художественный фильм, снятый в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Сергея Антонова.
В родное село Пеньково возвращается из мест «не столь отдаленных» тракторист Матвей Морозов. Был Матвей на деревне первым заводилой и выдумщиком, что называется «без молитвы не пройдешь». Его любила дочь председателя Лариса, и любви этой отец не одобрял. Тем не менее Матвей на ней женился, и всё было бы тихо да спокойно, но… Из Ленинграда в колхоз приезжает работать Тоня, и многое в деревне начинает меняться. Тоня собирает молодёжь, затевает строительство нового клуба. Её тянет к прямому, дерзкому и красивому Матвею, а его — к ней. Но не всем нравятся перемены. Самогонщица, чей дом раньше был центром «светской» жизни в деревне, остается без клиентов. Алевтина подговаривает Ларису отравить Тоню, но та не решается на убийство. Матвей наказывает Алевтину и получает срок.
Рассматриваем вопросы:
1. Поддержание семейных ценностей?
2.Отношения супругов в браке?
3. Честность между супругами?
4. Как выдержать негативное воздействие общественного мнения?
III классный час
Проблемный вопрос:
Измена в семье. Брак по расчету.
«Забытая мелодия для флейты» 1987
— художественный фильм Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Фильм показывает различие между жизнью советских чиновников и простых людей на закате советской власти, и рассказывает о том, что бывает, когда между представителями этих классов возникает любовь.
Фильм был снят после объявления гласности, поэтому в нём весьма рельефно раскрываются ещё недавно запретные темы: бюрократизм чиновников, секс, скудный быт простых советских граждан. Сюжет
Леонид Семёнович Филимонов, высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени», постоянно борется со своим «я». Он старается запретить или избавиться от любого народного творчества, которое можно толковать двояко. Но на совещаниях, когда есть свободная минутка, он представляет себе, как он поднимается и говорит всю правду-матку о своём начальнике с устаревшими взглядами прямо ему в лицо. Но не делает этого, потому что боится потерять работу, а делать-то он больше ничего не умеет.
Однажды у него внезапно прихватило сердце, и он знакомится с медсестрой Лидой из своего управления, в которую влюбляется. Так получилось, что она оказалась единственная, с кем он может быть абсолютно открыт. Жена его, узнав, что он завёл себе любовницу, выгоняет его из дома, и он селится у медсестры.
Вскоре жена, поняв, что осталась одна, просит его вернуться к ней, она согласна всё простить. И чтобы быть более убедительной, она слегка угрожает, что расскажет об их расставании своему отцу, который многие годы помогал Леониду расти по служебной лестнице. В довершение всего его коллеги тоже давят на него и уговаривают расстаться с Лидой, ибо это может повредить карьере — Филимонова прочат на место старого начальника, уходящего на пенсию. В конце концов, карьерные убеждения берут верх над чувствами и он идёт на их уговоры, при этом трусливо сбежав от Лиды, даже не объяснившись с ней.
Оскорбленная Лида в тот же день уволилась из управления. В первое свое выступление уже на посту начальника Филимонов на минуту впал в грезы: чувствуя угрызения совести и стыд перед Лидой за свою трусость, он представил, как он высказал подчиненным все, что думает об этом бессмысленном управлении, явился к Лиде и сказал со слезами раскаяния, что он добровольно отказался от начальственного поста, так как она ему дороже всего. Потом, когда продолжил выступление, у него опять прихватило сердце, а медсестра Лида уволилась и некого было вызвать. Вызвали скорую. Лида, увидев, что машина скорой помощи мчится в сторону управления, догадалась, что у Филимонова опять плохо с сердцем, вернулась, вбежала в кабинет и стала умолять его не умирать, хотя врачи уже собрались констатировать смерть. Филимонов задышал и зашевелился, врачи кинулись продолжать реанимацию, а успокоенная Лида опять ушла из управления, теперь уж навсегда.
Рассматриваем вопросы:
1. Поддержание семейных ценностей?
2.Уважение супругов в браке?
3. Измена – кто прав кто виноват?
4. можно ли вступать в брак, ради лучшего финансового состояния?
IV классный час
Проблемный вопрос:
Моя семья. Отношение в семье.
«По семейным обстоятельствам» 1977
— художественный фильм, комедия, по мотивам пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам».
Молодые супруги Лида (Марина Дюжева) и Игорь (Евгений Стеблов), обзаведясь ребёнком, рассчитывают на помощь мамы. Но Галина Аркадьевна (Галина Польских) не хочет становиться просто бабушкой. Члены семьи начинают искать варианты размена квартиры.
Столкнувшись с советским полуподпольным рынком обмена жилья и другими бытовыми сложностями, Галина Аркадьевна и её семья попадают в разные комедийные и трагические ситуации. Вскоре Галина Аркадьевна сама опять становится невесткой…
Вышедшая на теле- и киноэкраны более четверти века назад, эта комедия не утратила актуальности.И сегодня молодые нередко слишком рано записывают родителей в старики, забывая, что "любви все возрасты покорны".В фильме, к счастью, все семейные проблемы и трения разрешаются самым благополучным образом. Рассматриваем вопросы:
1. Поддержание семейных ценностей?
2.Должна ли молодая семья жить отдельно от родителей?
3. Можно ли забывать что родители это наша семья?
4. Можно ли перекладывать ответственность за воспитание детей на родителей или этот вопрос должен обсуждаться заранее?
Подводим итоги цикла:
Диспут на тему Семейные отношения в разной форме. Общие аспекты. Закрепление понятия Семейные ценности. |
|
|