Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Литература для педагогов Литература для детей пояснительная записка


Скачать 379.21 Kb.
НазваниеЛитература для педагогов Литература для детей пояснительная записка
страница1/4
Дата15.02.2016
Размер379.21 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4




СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………….………………………………....................3

1.1. Общие сведения………………………………………………………….…....................3

1.2. Актуальность………….....……………………………………………………………….3

1.3. Информационно-методическое обеспечение..…………………………………………4

2. Содержание программы……………………………………………………………........7

2.1. Первый год обучения 5-6 лет……………………………………………………………7

2.2. Содержание работы с детьми 5-6 лет……………………………………......................8

2.3. Второй год обучения 6-7 лет………………………………………………………........9

2.4. Содержание работы с детьми 6-7 лет……………………………………......................9

2.5. Кружок «Знакомство с народным костюмом»………………………………………..10

2.6. Семинары – практикумы по русскому народному декоративно-прикладному искусству для воспитателей………………………………………………………........................14

3. Система диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы……………………………………………………………………........…...................16

3.1. Требования к уровню усвоения……………………………………………..................16

3.2. Способы проверки знаний, умений и навыков……………………...……..................16

3.3. Уровни усвоение программы……………………….……………..…………..............17

4. Список средств обучения……………………………………………………….............18

4.1. Технические средства обучения……………………………………...……..................18

4.2. Учебно-наглядные пособия.………………………………………………… ...............20

4.3. Оборудование…………………………………………………………………...............21

5. Список литературы…………………………………………………………………......22

5.1. Литература для педагогов……………………………………………………………..22

5.2. Литература для детей…………………………………………………………………..23


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Наименование дошкольного образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Аленький цветочек» г.Альметьевск».

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Фольклор, традиционная культура, народное декоративно - прикладное искусство являются формой хранения и передачи жизненного опыта многих поколений, отражают миропонимание народа, его представление о красоте, аккумулируют отобранные веками нравственные идеалы, моральные принципы и нормы и имеют колоссальный воспитательный потенциал. Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств.

Знакомя дошкольников с народным искусством, со свидетельствами прошлых эпох - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

В настоящее время наблюдается равнодушие общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек; у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Если отношение к народному декоративно - прикладному искусству в ближайшее время не изменится, то духовные потери в национальном масштабе могут стать катастрофически огромными и абсолютно невосполнимыми.

Многие педагоги исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М. Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа.

Все это делает задачу «познакомить дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» особенно актуальной на современном этапе.


    1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы и пособия:

  • О.А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством»;

  • Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;

  • Р.А. Бурганова «Татарский орнамент в изобразительной деятельности».

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами и включает в себя знакомство с символикой декоративного искусства и его значением.

Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. Программа составлена с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан.

Данная Программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей 5-7 лет. Содержание Программы рассчитано на 2 года и предусматривает следующие формы:

  • НОД с детьми по знакомству с народными промыслами;

  • кружок «Знакомство с народным костюмом» для детей 6-7 лет, родителей и воспитателей;

  • семинары-практикумы для воспитателей по расширению знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.

Цель программы

Приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи

  • Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

  • Приобщать к истокам национальной культуры русского и татарского народов.

  • Знакомить детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, декоративно-прикладным искусством.

  • Научить владеть различными техниками работы с изобразительными материалами, инструментами и приспособлениями.

  • Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда.

  • Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

  • Создавать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

  • Развивать продуктивную деятельность через приобщение к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Татарстан.

  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

  • Развивать положительные эмоции и волевые качества.

  • Развивать моторику рук, глазомер.

В целом НОД способствует  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принципы построения программы

НОД создает условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • Первый год обучения для детей 5-6 лет.

Включает 5 тем: «Народное искусство», «Филимоновская свистулька», «Дымковская сказочная страна», «Веселый Городец», «Татарский народный орнамент».

  • Второй год обучения для детей 6-7 лет.

Включает 8 тем: «Знакомство с искусством – русское декоративно-прикладное искусство», «Волшебная Дымка», «Красота вологодских кружев», «Голубая Гжель», «Золотая Хохлома», «Татарский народный орнамент», «Русская матрешка», «Жостовские подносы».

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по Программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Направления в работе:

  • расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;

  • знакомство с символикой русского декоративно-прикладного искусства и ее значением;

  • самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Отличительные особенности  данной образовательной Программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что Программа ориентирована на применение широкого комплекса наглядного материала, использование информационно-коммуникационных технологий (документальные фильмы о всемирно известных промыслах декоративно-прикладного искусства; анимационные фильмы, повествующие историю происхождения промыслов; мультимедийные презентации о народных ремеслах; компьютерные игры; диагностическое обследование знаний детей с помощью компьютерных тестов).

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми дошкольниками;

  • в каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;

  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия);

  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

  • объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Формы НОД

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества дошкольников – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных и индивидуальных форм организации. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности дошкольников имеет большое значение в воспитательном процессе. 

Типы НОД:

  • ознакомительная,

  • практическая,

  • комбинированная,

  • инновационная (игра, «экскурсия в музей»).

  • контроля и самоконтроля.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила росписи с элементами фантазии.

  • Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых встречах, а затем закрепляются в практической работе.

  • Практические упражнения и развитие художественного восприятия представлены в Программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

  • Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, эксперименты.  В некоторых случаях НОД проходит в форме самостоятельной работы, где  стимулируется самостоятельное творчество. В начале несколько минут отведено теоретической беседе, завершается просмотром работ и их обсуждением.

  • В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с дошкольниками выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Методы работы оптимально раскрывают творческие способности дошкольников, дают им возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха. 

Режим НОД

НОД проводится 1 раз в неделю для дошкольников 5-6 лет – 25 минут, для 6-7 лет - 30 минут, 36 занятий в год.

Методика проведения работы с дошкольниками строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технических задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они выполняются в течение одного занятия.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1   2   3   4