Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Литература для педагогов Литература для детей пояснительная записка |
 Скачать 379.21 Kb. |
1 2 3 4
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………….………………………………....................3
1.1. Общие сведения………………………………………………………….…....................3
1.2. Актуальность………….....……………………………………………………………….3
1.3. Информационно-методическое обеспечение..…………………………………………4
2. Содержание программы……………………………………………………………........7
2.1. Первый год обучения 5-6 лет……………………………………………………………7
2.2. Содержание работы с детьми 5-6 лет……………………………………......................8
2.3. Второй год обучения 6-7 лет………………………………………………………........9
2.4. Содержание работы с детьми 6-7 лет……………………………………......................9
2.5. Кружок «Знакомство с народным костюмом»………………………………………..10
2.6. Семинары – практикумы по русскому народному декоративно-прикладному искусству для воспитателей………………………………………………………........................14
3. Система диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы……………………………………………………………………........…...................16
3.1. Требования к уровню усвоения……………………………………………..................16
3.2. Способы проверки знаний, умений и навыков……………………...……..................16
3.3. Уровни усвоение программы……………………….……………..…………..............17
4. Список средств обучения……………………………………………………….............18
4.1. Технические средства обучения……………………………………...……..................18
4.2. Учебно-наглядные пособия.………………………………………………… ...............20
4.3. Оборудование…………………………………………………………………...............21
5. Список литературы…………………………………………………………………......22
5.1. Литература для педагогов……………………………………………………………..22
5.2. Литература для детей…………………………………………………………………..23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Наименование дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Аленький цветочек» г.Альметьевск».
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Фольклор, традиционная культура, народное декоративно - прикладное искусство являются формой хранения и передачи жизненного опыта многих поколений, отражают миропонимание народа, его представление о красоте, аккумулируют отобранные веками нравственные идеалы, моральные принципы и нормы и имеют колоссальный воспитательный потенциал. Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств.
Знакомя дошкольников с народным искусством, со свидетельствами прошлых эпох - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
В настоящее время наблюдается равнодушие общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек; у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Если отношение к народному декоративно - прикладному искусству в ближайшее время не изменится, то духовные потери в национальном масштабе могут стать катастрофически огромными и абсолютно невосполнимыми.
Многие педагоги исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М. Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа.
Все это делает задачу «познакомить дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» особенно актуальной на современном этапе.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы и пособия:
О.А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством»;
Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
Р.А. Бурганова «Татарский орнамент в изобразительной деятельности».
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами и включает в себя знакомство с символикой декоративного искусства и его значением.
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. Программа составлена с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан.
Данная Программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей 5-7 лет. Содержание Программы рассчитано на 2 года и предусматривает следующие формы:
НОД с детьми по знакомству с народными промыслами;
кружок «Знакомство с народным костюмом» для детей 6-7 лет, родителей и воспитателей;
семинары-практикумы для воспитателей по расширению знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.
Цель программы
Приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Приобщать к истокам национальной культуры русского и татарского народов.
Знакомить детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, декоративно-прикладным искусством.
Научить владеть различными техниками работы с изобразительными материалами, инструментами и приспособлениями.
Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда.
Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Создавать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
Развивать продуктивную деятельность через приобщение к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Татарстан.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать моторику рук, глазомер.
В целом НОД способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принципы построения программы
НОД создает условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
Первый год обучения для детей 5-6 лет.
Включает 5 тем: «Народное искусство», «Филимоновская свистулька», «Дымковская сказочная страна», «Веселый Городец», «Татарский народный орнамент».
Второй год обучения для детей 6-7 лет.
Включает 8 тем: «Знакомство с искусством – русское декоративно-прикладное искусство», «Волшебная Дымка», «Красота вологодских кружев», «Голубая Гжель», «Золотая Хохлома», «Татарский народный орнамент», «Русская матрешка», «Жостовские подносы».
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по Программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Направления в работе:
расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
знакомство с символикой русского декоративно-прикладного искусства и ее значением;
самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Отличительные особенности данной образовательной Программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что Программа ориентирована на применение широкого комплекса наглядного материала, использование информационно-коммуникационных технологий (документальные фильмы о всемирно известных промыслах декоративно-прикладного искусства; анимационные фильмы, повествующие историю происхождения промыслов; мультимедийные презентации о народных ремеслах; компьютерные игры; диагностическое обследование знаний детей с помощью компьютерных тестов).
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми дошкольниками;
в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия);
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Формы НОД
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества дошкольников – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных и индивидуальных форм организации. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности дошкольников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Типы НОД:
ознакомительная,
практическая,
комбинированная,
инновационная (игра, «экскурсия в музей»).
контроля и самоконтроля.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила росписи с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых встречах, а затем закрепляются в практической работе.
Практические упражнения и развитие художественного восприятия представлены в Программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, эксперименты. В некоторых случаях НОД проходит в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале несколько минут отведено теоретической беседе, завершается просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с дошкольниками выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Методы работы оптимально раскрывают творческие способности дошкольников, дают им возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.
Режим НОД
НОД проводится 1 раз в неделю для дошкольников 5-6 лет – 25 минут, для 6-7 лет - 30 минут, 36 занятий в год.
Методика проведения работы с дошкольниками строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технических задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они выполняются в течение одного занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
1 2 3 4 |
|