Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Она не гордой красотою…»


Скачать 145.35 Kb.
Название«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Она не гордой красотою…»
Дата28.04.2016
Размер145.35 Kb.
ТипУрок

10 класс

«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий»

/анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Она не гордой красотою…»/

Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В.

И я любил всем напряженьем

душевных сил…

«1831-го июня 11 дня»

Пусть я кого-нибудь люблю:

любовь не красит жизнь мою.

«Стансы»

С тех пор

Я все любил – я все страдал...

«Ночь»

Ужели захочу я жить опять,

Чтобы душой по-прежнему страдать

И столько же любить?

«Смерть»

Цель урока: – познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтова

– рассказать об адресатах любовной лирики поэта

– помочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Методы и приемы: – интертекстуальный анализ текста

– ассоциативный анализ поэтического текста

– лингвистический анализ поэтического текста

– проблемные вопросы

– творческие задания

Формы работы: – индивидуальные (опережающие задания) выступления обучающихся

– чтение стихотворений наизусть

– групповая работа

– беседа с учащимися по проблемным вопросам

– составление опорного конспекта

Оформление урока: – рисунки поэта

– портреты адресатов любовной лирики поэта

– записи романсов на стихи М.Ю.Лермонтова

– слайды

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Интертекстуальный анализ /построчный/ стихотворения.

На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем.

Задание: Кому посвящено это стихотворение?

Какие слова, образы могут подтвердить Вашу мысль?

Текст стихотворения:

Вышел одинок он на дорогу,

Вкруг него ночной туман густел,

И души стремленья и тревогу

Разъяснить себе он не успел.
В увлеченья страсти утопая,

В бурях он спокойствия искал;

Но речам таинственным внимая,

К ним из битв навстречу выбегал.
С Севера на Юг влеком далекий,

Злобой тайною, невежеством гоним,

Он умолк, сражен судьбой жестокой…

Скал толпа склонилася над ним.

/Павел Александрович Висковатов/

Предполагаемый ответ:

    • Данное стихотворение посвящено жизни творчеству М.Ю.Лермонтова.

    • Это подтверждает употребление в тексте слов, словосочетаний, образов, взятых из стихотворений великого поэта.

    • Это своеобразное резюме о жизни поэта, переданное в его же образах.

    • Например, по 1 строфе стихотворения:

* Вышел одинок он на дорогу… – Выхожу один я на дорогу

Вкруг него ночной туман густел… – Сквозь туман кремнистый

путь блестит…

«Выхожу один я на дорогу…»

    • Во 2 строфе ярко выделяется 2 строка:

* В бурях он спокойствия искал … – А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой

«Парус»

    • 3 строфа:

* С Севера на Юг влеком далекий… – Что ищет он в стране далекой

«Парус»

С милого севера в сторону южную

«Тучи»

* Злобой тайною, невежеством гоним… –

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

«Тучи»

* Он умолк, сражен судьбой жестокой… –

И он убит – и взят могилою <…>

Сраженный, как и он, безжалостной судьбой…

«Смерть поэта»

* Скал толпа склонилася над ним… – Уступы скал теснилися кругом

«Сон».

  1. Вводная беседа – лекция.

– Таким образом, в стихотворении Висковатова использованы основные образы, характерные для поэзии Лермонтова.

    • Стихотворения, упомянутые в тексте, в большей мере относятся к философской лирике, где поэт размышляет о смысле жизни. Об этом мы говорили на предыдущем уроке.

    • Сегодня Вашему вниманию мне хотелось бы представить тему «Лирика «сильных страстей» и глубоких страданий», познакомить Вас с адресатами любовной лирики М.Ю.Лермонтова и ответить на главный вопрос: «В чем особенность лирического героя любовной лирики поэта?» и «Чем тема любви, раскрытая в произведениях Лермонтова, отличается от одноименной темы произведений А.С.Пушкина?».

    • Несомненным свидетельством одаренности Лермонтова является его детская впечатлительность и умение запоминать не только события, но и связанные с ними эмоции. Такая восприимчивость, усиленная душевной ранимостью (что было связано с обстоятельствами жизни: ранней потери матери, неблагополучными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом) и большим влиянием произведений Байрона, Гете, Руссо, Гейне, привела к ранней духовной зрелости.

Осознание собственного одиночества стало причиной того, что «чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Оттого-то 15-16-летним мальчиком он метался от одного предмета любви к другому, надеясь найти понимание и сочувствие». Значительное место любовной темы в раннем творчестве, а так же то, что «…сложная и глубокая натура Лермонтова особенно раскрывается в стихотворениях, обращенных к женщинам» /Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.,1987 г. – с.146/, делают чрезвычайно интересными для изучения поэтические тексты, адресаты которых известны.

    • Прежде чем приступить к анализу стихотворения, прошу выступить представителей от групп, которые познакомят нас с адресатами любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

  1. Выступление учащихся от групп /4группы/ об адресатах любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

      1. Варвара Александровна Лопухина /1815 – 1851 гг./

Знакомство Лермонтова с В.Лопухиной произошло еще в Москве в 1828 г., но вскоре она надолго уезжает в Тульскую губернию, в то время как Лермонтов продолжает обучение в Благородном пансионе при Московском университете.

В самом начале ноября 1831 г. Лермонтов вновь встречается с В.Лопухиной. 4 декабря он был у нее на именинах. Он полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону. А.П.Шан-Гирей пишет о нем: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно, и едва ли он не сохранил его до самой смерти своей».

Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворения: «Оставь напрасные заботы…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Она не гордой красотою…». Многие другие его стихотворения последующих лет также несут в себе следы его любви к Лопухиной, трагических размышлений о постигшей их обоих жизненной неудаче, это: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон», посвящение к «Демону» 1831 г. и посвящение к поэме «Измаил-Бей». К ней же обращено посвящение к «Демону» 1838 г.

Историю своих сложных отношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мэри»), – во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Веры.

Известно, что Варя Лопухина ответила на чувства Лермонтова. Их любовь была взаимной. Между ними не было непреодолимых преград. Но позднее возникло непонимание: В.А.Лопухиной почудилось, что она ошиблась в М.Ю.Лермонтове. В 1835 г. до нее дошли слухи, что он женился на Сушковой. Она выходит замуж за Н.Ф.Бахметова, но вскоре раскаивается в этом, так как продолжала любить Лермонтова. Поправить, однако, уже ничего было нельзя.

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В ее божественных глазах;

Идет ли – все ее движенья,

Иль молвит слово – все черты

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты.
Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!

      1. Наталья Федоровна Иванова /1814 – 1875 гг./

Летом 1831 г., после окончания 1-го курса Московского университета, Лермонтов гостил в семье Ивановых в селе Никольское-Тимонино на Клязьме, недалеко от Москвы. Здесь Лермонтов увлекся дочерью скончавшегося в 1816 г. московского литератора Ф.Ф.Иванова, друга Жуковского, Батенькова. Наташа Иванова отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием. По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее, ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней бурной страстью, посвящает ей стихи, которые и сегодня мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Таким образом, любовь эта оказалось безысходно мрачной…

Любовь к Наталье Ивановой была одной из главных тем лирики Лермонтова 1831 – 1832 годов. Все, что Лермонтов переживал, так или иначе, входило в его сочинения.

Ей посвящены следующие произведения:

К* («Я не унижусь пред тобою…»)

К*** («Не ты, но судьба виновата»)

«Стансы» («Не могу на Родине томиться»)

«Романс к И., К***» («Всевышний произнес свой приговор»)

К* («Как луч зари, как розы Леля…»)

«Измученный тоскою и недугом…»

К* («Прости, мы не встретимся боле…»)

Весь цикл посвященных Ивановой стихотворений – это история неразделенного чувства:

Я не достоин, может быть,

Твоей любви, не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я скажу, что ты

Несправедливо поступила.
Во зло употребила ты права,

Приобретенные над мною,

И, мне польстив любовию сперва,

Ты изменила – бог с тобою! <…>

Я знал: то не любовь – и перенес;

Но отгадать не мог я тоже,

Что все моих надежд, и мук, и слез

Веселый лик тебе дороже!

      1. Екатерина Сушкова /1813 – 1875 гг./

Летом 1830 г. Лермонтов с бабушкой переезжает в Середниково. Тут уже среди знакомой ему молодежи появилась замечательной красоты девушка, двумя годами старше поэта, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая в Петербурге на великосветских балах. Она была действительно прекрасна – с тонким, одухотворенным лицом, огромными черными глазами. За эти глаза ее в компании друзей так и звали – Блэк-айз, то есть по-английски «черноокая». Великолепная коса дважды обвивала ее голову. Лермонтов пылко увлекся красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока. Это была Екатерина Сушкова.

В 1830 году Лермонтов посвятил ей стихотворения: «Весна», «Ночь» («… Один я в тишине ночной»), «Когда к тебе молвы рассказ…», «Передо мной лежит листок…», «Свершилось! полно ожидать…», «И так, прощай! впервые этот звук…», «Раскаянье», «Черные очи». В последнем он говорит:

В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад.

Осенью 1830 г. Сушкова покинула Москву, и Лермонтов увидел ее только в 1834 году в Петербурге перед отъездом к месту службы в Царское Село. Именно эта встреча послужит причиной разрыва Лермонтова с Варварой Лопухиной, и последующей женитьбой последней.

      1. Княгиня Мария Алексеевна Щербатова

Урожденная Штерич, по словам Екатерины Сушковой «красавица и весьма образованная женщина…». Наблюдательный Александр Иванович Тургенев /русский общественный деятель, историк/, встретив М.А.Щербатову в Москве на одном из великосветских балов, записал в дневнике: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Поклонником М.А.Щербатовой был также сын французского посланника Эрнест Барант. На этой почве между Лермонтовым и Барантом состоялась дуэль, следствием которой стало заключение Лермонтова на гауптвахту и последняя ссылка на Кавказ в 1840 году.

Ей посвящены стихотворения: «Не светские цепи…», «Отчего» – Белинский по поводу этого стихотворения:

«Это вдох музыки, это мелодия грусти, это краткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою…».

  1. Беседа с учащимися по проблемным вопросам.

– Молодцы! Зафиксируйте в тетради «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонотова».

      1. Екатерина Сушкова:

    • «Нищий»

    • «Расстались мы; но твой портрет…»

    • «Раскаянье»

    • «Весна»

        • «Черные очи»

        • «Ночь»

      1. Наталья Иванова:

  • «Я не унижусь пред тобою…»

  • «Не ты, но судьба виновата…»

  • «Всевышний произнес свой приговор…»

  • «Как луч зари, как розы Леля…»

  • «Прости, мы не встретимся боле…»

      1. Мария Щербатова:

  • «На светские цепи»

  • «Оттого»

  • «Отчего»

      1. Варвара Лопухина:

    • «Молитва»

    • «Она поет – и звуки тают…»

    • «Она не гордой красотою…»

    • «К.Л. /Подражание Байрону/»

    • «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

    • «Я к вам пишу случайно; право…»

    • «Оставьте напрасные заботы…»

  1. Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…» /работа в группах/.

– Задания раздаются по группам.

1 группа

  • Анализ архаических явлений в тексте

  • Лингвистический комментарий

2 группа

  • Особенности композиционного построения стихотворения

/1 часть, 1 – 8 строка/

  • Особенности раскрытия образа лирической героини

3 группа

  • Особенности композиционного построения стихотворения

/2 часть, 9 – 12 строка/

  • Особенности повествования

4 группа

  • Особенности композиционного построения стихотворения

/3 часть, 13 – 16 строка/

  • Основные нравственные и эстетические вопросы, поднятые в стихотворении

– Через 7 – 10 минут выступают учащиеся от групп. По ходу составляется опорный конспект.

  1. Выступления учащихся от групп.

1 группа

          1. древнерусская приставка – вс

* вспоминанье (воспоминанье)

          1. устаревшее управление глагола

* проникать (что?) душу (проникать (во что?) в душу)

          1. ударный вариант краткой формы прилагательного

* полны (полны)

          1. вариативность использования суффикса –иj и окончаний –ого, –его

* вспоминанье (вспоминание) красотою (красотой)

движенье (движение) собою (собой)

вдохновенье (вдохновение)

Выбор суффикса и окончания зависят от рифмы стихотворения, поэтому возможно вариативное употребление.

Вывод: в целом текст стихотворения абсолютно понятен современному читателю; впечатление простоты и прозрачности легкости текста усиливается помимо общеупотребительных грамматических форм еще и абсолютным лексическим соответствием.

2 группа

- Первая часть стихотворения состоит из 12 строк, которые в свою очередь еще можно разделить на 2 части (8 строк + 4 строки).

- Первая часть, воссоздающая образ лирической героини, строится на развитии антитезы

* гордая красота – чудная простота, где

«красота» это красивая внешность, а

«простота» отсутствие вычурности, прикрас, то есть естественность.

- Интересно представлен образ лирической героини, который раскрывается посредством указания на некий образ. Нет конкретного указания на субъект, так как используется местоимение «она» в разных падежах (она – 2, её – 2, ней). Это позволяет сказать о некоем обобщенном образе.

- Раскрытие этого образа идет через отрицание общепринятого, устоявшегося эталона красоты (пятикратное употребление отрицательной частицы не).

- Особенностью раскрытия образа лирической героини является то, что оно идет от общего к конкретному, то есть сначала «красота», а затем то, что входит в понимание этого слова: «стан», «грудь», «движенья», «улыбки», «речи», «черты».

Вывод: таким образом, 1 часть 1-й композиционной части, хотя и через отрицание, рисует некий общепринятый эталон красоты, который подразумевает некую «святыню» и «богиню», что мало соотносится с образом реальной земной женщины.

3 группа

- Вторая часть 1-й композиционной части выделяется самим автором противительным союзом «однако» в значении «но». То есть автор рисует собственный образец красоты, который для него более четко вырисовывается и явно противоположен общепринятому эталону.

- Для автора ценны не внешность «богини» и «святыни», а внешность полная «жизни, вдохновенья», «чудной простоты».

- Повествование отрицания, характерные для 1-й части, сменяется повествованием утверждения, что подтверждается анафорическим повтором словосочетания «так полны».

Вывод: таким образом, 2 часть 1-й композиционной части выражает только собственную точку зрения повествователя.

4 группа

Вторая композиционная часть схожа с 9 – 12 строкой в том, что в ней также выражена только точка зрения повествователя. Но это иная точка зрения – это передача эмоционального состояния повествователя.

- Возникает своеобразный диалог между красавицей и повествователем «голос» - «душа», «сердце».

- В этом диалоге, на наш взгляд, и раскрывается основная идея стихотворения: красота должна поражать не внешне, а проникать в душу, тогда сердце будет способно любить и страдать.

- В последних строках стихотворения возникает характерный для творчества Лермонтова образ любви – страдания.

Вывод: таким образом, данное стихотворение направлено против устоявшегося мнения света, против прежних кумиров – светских кокеток.

Это стихотворение запечатлело образ «женщины – совершенства», который способен вызвать в душе бурю эмоций от любви до страдания.

  1. Итоговая беседа по опорному конспекту.

    I часть:
    на основе антитезы: гордая красотачудная простота

    1. включает 1 – 8 строку

    - она не ↔ богиня, святыня…

    (5) (5)

    - красота – стан, грудь (внешность)

    мнение света,

    отрицание общепринятого эталона красоты.

    (отрицание)

    2. 9 – 12 строка

    - однако ↔ движенья, улыбки, речи, и черты

    - так полны жизни, вдохновенья

    чудной простоты

    мнение повествователя, свой эталон красоты – простоты, полной жизни

    (утверждение)

    II часть:

    13 – 16 строка

    она – душа, сердце

    образ любви – страдания:

    «сердце любит и страдает»

    мнение повествователя, его эмоциональное состояние

  2. Самостоятельная творческая работа обучающихся: развернутый письменный ответ на вопрос «В чем на Ваш взгляд заключается трагизм любовной лирики М.Ю.Лермонтова?».

Письменная работа рассчитана на 3 -4 мин.

  1. Подведение итогов урока. Чтение работ обучающихся. Итоговая беседа. Самостоятельные выводы учащихся

Выводы:

            1. Если для А.С.Пушкина любовь – источник счастья, красоты, вдохновенья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

            2. Для Лермонтова любовь – это не путь к земному счастью, это прикосновение к вечности:

Любить навеки – невозможно,

На время – не стоит труда…

            1. Страстная, полная горьких обид и разочарований любовная лирика Лермонтова не похожа на пушкинские стихотворения о любви. Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придает трагизм лирическим произведениям. По мысли Лермонтова, любовь приносит страдания, а не радость. Возможно, Лермонтов не был создан для счастья в обычном понимании этого слова, но он никогда не променял бы своего дара (быть гениальным поэтом) на покой и домашний уют. Быть поэтом – тоже счастье.

            2. Лирическому герою так же, как и самому поэту, суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своего предназначения для иной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам…

  1. Объяснение домашнего задания /чтение стихотворения наизусть/.

Домашнее задание:

  • Анализ стихотворения «Сон»

  • Наизусть понравившееся стихотворение о любви.

Список литературы

  1. Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки – М., 1977

  2. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова /Выставка в школе – М., «Детская литература», 1984

  3. Лермонтовская энциклопедия – М., 1981

  4. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова – М., 1985

  5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь – М., 1988

  6. М.Лермонтов /Книга для ученика и учителя – М., АСТ «Олимп», 1998

  7. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения /Библиотека учителя – М., «Художественная литература», 1987

  8. М.Ю.Лермонтов. Лирика /Школьная программа. Справочные материалы – М., «Дрофа», 1998

  9. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова – М., 1961

Текст стихотворения

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее – не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

М.Ю.Лермонтов