Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Куда ведут песня, танец, марш? (2 класс)


Скачать 71.23 Kb.
НазваниеКуда ведут песня, танец, марш? (2 класс)
Дата19.04.2016
Размер71.23 Kb.
ТипУрок


Тема полугодия: Открываем дверь в мир большой музыки.

Тема урока: Куда ведут песня, танец, марш? (2 класс).
Цель урока: расширить музыкальный кругозор учащихся через всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана.

Задачи:

Воспитательная: формирование музыкальной культуры, воспитания чувства уважения к башкирской национальной музыке.

Образовательная: знакомство с музыкой Р. Муртазина, с творчеством Ф. Гаскарова, осознанное восприятие темы, закрепить понятие жанра – симфония.

Развивающая: продолжить развитие вокально–хоровых и исполнительских навыков, умение слушать, сравнивать, анализировать, моделировать музыку.
Материалы и оборудование к уроку: текст песни, плакаты, дидактические карточки, курай, палитра, нотные хрестоматии, портрет Р.Муртазина и Ф.Гаскарова, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, фортепиано, аудиокассеты, видеокассеты.
Оформление доски: Эпиграф к уроку:

«Музыка – прекрасный и особый мир.

В этом мире все:

Наша жизнь и наш край». Г. Галина
ХОД УРОКА
Вход – Инструментальная композиция группы «Аманат»

Приветствие! «Доброе утро» (учитель – дети)

? А кто хочет порадовать сегодня меня своим приветствием? (дети по желанию поют «Доброе утро» на свою мелодию)

- Молодцы, спасибо. Вы прекрасно справились с домашним заданием.

По традиции вас встретила красивая музыка!

? Вы согласны со мной, ребята? (ответы)

? А музыка - что это? (искусство)

? Какая это была музыка - вокальная или инструментальная? (инструментальная)

? Почему так решили? (дети высказывают свое мнение)

- Верно. Нас встретил голос инструмента.

?А значит, какой элемент музыкальной речи нам подсказал? (дети выбирают слово-тембр из таблицы и объясняют свой выбор)

? Тембр какого инструмента? (курай)

- Вот он «Волшебный тростник» (в руках учителя курай). Говорят, что курай вбирает в себя энергетику космоса, воды, солнца, земли на которой произрастает.

? Ребята, а вы знаете, на какой земле растет этот удивительный тростник? (ответы).

- Курай – это самый первый музыкальный инструмент, который зазвучал в руках башкирского народа.

А открыла нашу встречу инструментальная композиция современной башкирской группы «Аманат».
Отчизна

Мыз. Ф. Гершовой, сл. Х. Мухамедьярова

(текст песни на плакате – читает учитель)

  1. Родина моя – реки и поля.

Я люблю тебя милая земля

Припев. Мой Башкортостан

Нет края родней.

Светлый уголок родины моей.

  1. Родина моя – горы и поля.

Расцветай как сад милая земля.

Припев.
? Как говорит о Башкирской земле поэт Х. Мухамедьяров? (ответы)

? Какие чувства он выражает: тёплые – холодные, разочарование – восхищение? (дети выбирают).

? Как вы считаете, стихи звучат? (ответы)

- Чувства вас не обманывают. На эти слова музыкальный воспитатель Ф. Гершова, жительница нашего города сочинила музыку и родилась песня «Отчизна» (учитель располагает карточку на доске)

Но прежде, чем я познакомлю вас с песней, давайте на миг представим себя композиторами.

? Какую бы музыку вы сочинили к этим словам? Какая она будет? (дети высказываются, а учитель помогает)

? По настроению: светлая или хмурая

? Темп: быстрый или спокойный

? Ритм: ровный или острый

? Мелодия: скачкообразная или поступенная (дети выбирают).

? Получилось ли у вас? Слушаем!

Показ песни (учитель поет под минус, а дети следят по плакату)

- Вы замечательные композиторы!

? А с чего начнем разучивание песни? (ответы).

Этапы работы над песней:

1) работа с текстом (читаем в ритме, отмечаем распевы);

2) Т 3/5, разучивание по фразам (дыхание, дикция);

3) по группам - припев (закрепляем понятие - ансамбль).

- Поём выразительно, с душой всю песню.

? Кто вы? (исполнители - хор)

Исполнение песни под аккомпанемент учителя.

? Самим понравилось, как пели? (ответы)

- Молодцы, все старались!

? Ребята, какая тема нас сопровождает на уроке?

Куда ведут песня, танец, марш? (читаем хором - на доске плакат).

? Что мы знаем про песню, танец и марш? (это музыкальные жанры - основа музыкального искусства).

? А какие крупные музыкальные жанры открыли нам песня, танец, марш? (дети хором произносят, ориентируясь на плакат: опера, балет, симфония, концерт)

- Сегодня мы продолжаем открывать мир большой музыки. А поможет нам в этом музыкальное искусство башкирского народа.

Учитель играет башкирский танец «Три брата».

? Что можно под эту музыку делать? (танцевать).

- Да, это танец (учитель располагает карточку на доске), который сохранился в памяти башкирского народа и пришёл в наш современный мир.

? Какой у танца характер, мужской или женский?

Учитель наигрывает начало танца (ответы детей).

? Верно-мужской, а почему? (бодрый, энергичный, упругий.)

- Мальчики, предлагаю вам отметить бодрый характер танца.

? Какое движение подберём? (мальчики предлагают)

Исполнение под музыку элемента башкирского танца.

- Какой же танец без девочек.

? А как танцуют башкирские красавицы? (девочки сами подсказывают движения)

Исполнение под музыку элемента башкирского танца.

- Теперь представьте себя настоящими танцорами (учитель предлагает план исполнения).

Дети танцуют: 1 фраза – мальчики;

2 фраза – девочки;

3, 4 фразы – все.

- Молодцы! Настоящие танцоры!
- Ф. Гаскаров (портрет) – это имя известно во всём мире. Он создал у нас в республике Государственный ансамбль народного танца. Ансамбль и сегодня носит его имя. Ф. Гаскарова называют создателем башкирского танца.

А сегодня у нас есть возможность увидеть танец, который Ф. Гаскаров поставил на знакомую нам танцевальную народную тему.

Задание перед просмотром:

1. Кто герои танца, их возраст?

2. Какие танцевальные движения у каждого из героев?

3. Попробуйте дать название танцу.

Просмотр видеофрагмента (танец «Три брата» или «Триножник»).

? Интересный танец? (ответы)

? Кто герои? (мужчины разного возраста - старый, средний, молодой)

? Движения были одинаковые? (нет - они соответствуют их возрасту)

? Как назовем танец? (дети предлагают свои варианты - Встреча друзей, Три брата…).

- Вы удивительные дети! Вы не просто ответили на мои вопросы, но еще дали и точное название танцу.

В народе танец живёт под названием «Три брата».

А Ф. Гаскаров назвал свой танец «Триножник», что значит символ единства поколений.

Такой увидел народную мелодию Ф. Гаскаров.

Но на этом история народной танцевальной мелодии не закончилась в современном мире. Своё следующее рождение она получила в сочинении Р. Муртазина (портрет).

Башкирский композитор 20 века, автор первой башкирской симфонии, в творчестве которого есть вокальные сочинения и оперы.

Прослушав фрагмент крупного музыкального жанра, мы поймём, куда нас привела народная танцевальная мелодия.

Задание перед слушанием:

1) исполнители;

2) жанр;

2) остается ли прежней танцевальная тема;

3) настроение, о чём говорит музыка Р. Муртазина.

Просмотр видеофрагмента (исполняет Национальный симфонический оркестр РБ - дирижер Т. Камалов).

? Исполнители? ( музыканты…дети называют инструменты)

? А значит это? (оркестр - учитель карточку располагает на доске).

? Какой? (дети высказываются и решают - симфонический - карточка на доску).

? Какой жанр определим? (симфония - карточка на доску).

? Ребята, а знакомая танцевальная мелодия осталась такой же скромной? (она звучит по-другому: ярко, красочно, богато. Мы слушали ее в исполнении на фортепиано, а в симфонии ее исполнял оркестр)

- Верно. Она в симфонии видоизменилась благодаря разнообразию тембров в оркестре.

? Ребята, что у меня в руках? (палитра)

- Берём мысленно кисти в руки и рисуем музыку симфонии. Какие это будут краски? (яркие, светлые, теплые)

? Почему? Какие чувства выражала музыка? (радостные, светлые, веселые).

- Р.Муртазин симфонию №2 посвятил событиям гражданской войны, а слушали мы фрагмент финала – это 4 часть симфонии.

? О чем могла рассказать такая музыка? (дети размышляют)

? Как вы думаете, на что больше похоже - бой, праздник, поражение? (праздник)

- Молодцы, у вас получилось!

Слово «симфония» в переводе с греческого означает созвучие. Первые симфонии появились в далеком 18 веке. Среди музыкальных жанров симфонии принадлежит одно из самых почетных мест. Всегда симфония чутко отражает свое время, или это размышления о человеке и жизни на земле. Любая симфония – это целый мир.
Обобщение:

? Музыкальное искусство какого народа нас сопровождало на уроке? (башкирского)

? Кто они? (Ф.Гаскаров, Р.Муртазин) - (карточки и портреты на доске, а дети поясняют, кто они)

? Еще раз мы стали свидетелями чего? (учитель направляет глаза детей на доску)- (ответы)

- Песня, танец, марш помогают нам открывать большой мир музыки.

? И куда нас привел сегодня танец? В…(симфонию)

? А что такое симфония? (дети высказываются).

? Музыку родного края, её прошлое и настоящее надо знать? (ответы)

«Музыка – прекрасный и особый мир.

В этом мире все:

Наша жизнь и наш край».

? Ребята, вы согласны со словами писательницы Г.Галиной? (ответы).
Оценки за урок. Дом. задание - прочитать сказку «Курай».

- Ребята, взгляните на доску (на нотном стане выписана мелодия припева песни).

? Откуда эта мелодия? (ответы).

Учитель наигрывает тему запева, а дети не соглашаются.

? Почему так решили? (дети отмечают движение мелодии)

- Верно. Это тема припева. С него и начинается наша песня (исполнение темы по нотам).

- А теперь поём как на концертной сцене.

Исполнение песни «Дружат дети всей земли»

слова. В. Викторова, муз. Д. Льва–Компанейца

под фонограмму (пластическое интонирование).

Всем спасибо.

До свидания.