Главная страница

Конспекты Занятий по ознакомлению детей окружающим миром. Экскурсии в музей



Скачать 383.61 Kb.
НазваниеКонспекты Занятий по ознакомлению детей окружающим миром. Экскурсии в музей
Дата16.02.2016
Размер383.61 Kb.
ТипДокументы


Конспекты

Занятий по ознакомлению детей

окружающим миром.

Экскурсии в музей

НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

группы «ЛАСТОЧКА»

«Что такое музей?»

Программное содержание: Расширение знаний детей об окружающем мире. Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об историческом или краеведческом музее города. Познакомить с правилами поведения в музеях. Активизация словаря детей словами: коллекция, музей, исторический, краеведческий.

Материалы для занятия: фотографии с изображением различных экспонатов этих музеев.

Ход занятия.

— Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей.)

— У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, по­суду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.

Коллекций находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, называется музей. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

Первый музей в России появился при царе Петре 1. Называется он Кунсткамера. Этот музей существует и сейчас в городе Санкт-Петербурге. Если вы там будете, обязательно попросите родителей вас туда сводить, и вы увидите там разные диковинные вещи: древние рукописи, старинные пушки. А еще там можно увидеть барашка с восемью ногами, овечку с двумя языками. (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением здания Кунсткамеры и, если есть, фотографии некоторых экспонатов.)

Сейчас существует много разных музеев. Есть даже Музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, которыми играли больше ста лет назад.

А есть музей, где вы можете увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек. Их больше тысячи, и все они разные, со всех концов света. Это Зоологический музей.

В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев — Исторический. Как вы думаете, что там можно увидеть? (Предположения детей.) Музей называется Историческим, потому что в нем собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны — России, о том, какие люди в ней жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославились.

Если вы пройдете по всем залам Исторического музея, вы сможете увидеть, в каких пещерах жили древние люди, какими орудиями труда они пользовались, какая у них была посуда, одежда.

В Историческом музее можно увидеть первый телефон, пер­вую электрическую лампочку, книги, которые люди читали мно­го-много лет назад. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом фотографий различных экспонатов музея.)

В Саратове много разных музеев. Попросите родителей сводить вас в какой-нибудь музей, а потом вы нам всем расска­жете, что видели.

Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя там вести. Как вы сами думаете, как надо себя вести в музее? (Предполо­жения детей.)

Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, что­бы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного.

Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете по­чему? (Предположения детей.) Представьте себе, если вдруг все будут трогать древние предметы руками, во что они превра­тятся?

Теперь вы знаете, что в выходные дни с родителями можно сходить в музей. В музее вы узнаете много интересного.


Занятие «дымковская игрушка»

Программное содержание:

Образовательные: Рассказать детям историю дымковской игрушки Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев

Развивать интерес к изучению народных промыслов, про­водя работу по «вживанию» в образ изделий народных масте­ров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знаком­ство с древними обрядами

Развивающие:

Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке

Развивать навыки творческого рассказывания, умение при­держиваться избранной сюжетной линии в творческом рассказы­вают

материалы для занятия.

Изделия дымковского промысла. Фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек. Пластилин.

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня, я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот му­зей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду, даже в нашей группе.

А вы когда-нибудь бывали в музеях? В Саратове музеев много. А зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музеях изобразительных искусств мож­но увидеть картины великих мастеров, в зоологическом музее — различных животных. Так как в музеях представлены вещи редкие, ценные, то трогать их руками запрещается.

А мы сегодня пойдем не в большой музей, а в музей нашего детского сада. Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, вы всё увидите сами.

Экскурсия по музею

Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка игрушек. По­смотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.

Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Снача­ла их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди вери­ли, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровитель­ницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домаш­ний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вы­лепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, на­чали раскрашивать их яркими красками и использовать как иг­рушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек»

Воспитатель: Посмотрите на все игрушки внимательно, ре­бята. Это игрушки керамические, они сделаны из глины. В окре­стностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и об­жигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

Посмотрите внимательно на фигурки на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получа­ется оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весе­лые мастера или грустные?

А как они передали нам свое радостное настроение?

Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рас­смотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера при их росписи? Давайте рассказывать по очереди. Танечка, какая у тебя игрушка? Какого она цвета? А какой узор на ней изобра­жен? Каким цветом нарисованы круги, полоски?

Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей иг­рушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях. Он призывает ребят пофан­тазировать, представить, каким характером обладает его ба­рышня-водоноска, или уточка, или синичка-свистулька, важный индюк или конь.

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся в музее, поднимая и показывая их со всех сторон. Можно сопро­вождать показ чтением стихов, русских потешек. Затем он пред­лагает детям пойти и слепить такие же игрушки.

Дымковская игрушка. Из истории русского промысла «Дымковская игрушка»

В XII веке земли нынешней Карелии и Архангельской облас­ти принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца осно­вали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие го­род новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали ле­пить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жите­ли города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы-свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресе­нье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мас­теров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в ши­рокой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружев­ными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чеп­це и бусах в несколько рядов, на плече — ярко-зеленое коромыс­ло с оранжевыми ведрами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами — символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изоб­ражали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних живот­ных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек была следующей. В теп­лое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огоро­де, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщи­ны. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой сви­нье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая — голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величи­ны, игрушка сушилась от2 до 14 дней на воздухе, б тени. Просох­шие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь — потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускалась в ведро с разведен­ным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски, Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты прочности яичным бел­ком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках, рынках. Для дымковской игрушки характерен простой геометричес­кий орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и по­лос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов — красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки — обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реально­го изображения: например, рога дымковского оленя напомина­ют куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц—вкусы XIX в. Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в вы­боре темы и сюжета, характеристике персонажей, в особеннос­тях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Занятие «сине-голубое чудо гжели»

Программное содержание:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с русскими народными про­мыслами и, в частности, с гжельской керамикой

Рассказать о других керамических промыслах, в частно­сти, о скопинской керамике.

Учить детей находить различия между керамическими изде­лиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям или представленным образцам

Воспитательные:

Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриоти­ческую гордость за богатую народными талантами Россию

Коррекционная:

Обогатить словарь детей словами, обозначающими назва­ния старинной посуды (квасница — сосуд для кваса, ставец — большая чашка, миска, братина)

материалы для занятия

Изделия гжельского промысла—различная посуда и суве­ниры

Иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели

Ход занятия

Рассказ об истории гжельского промысла

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказ­ку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы видите? Да, здесь есть и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и цветов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что? Пра­вильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположен­ном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.

Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встреча­ются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изде­лие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая сказка-легенда.

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И ре­шили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенка­ми синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы травин­ки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях осо­бенно часто? Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из не­больших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усика- ми. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе — гирлянда с крупным цветком, с гжельском розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сетки.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в XVIII веке достигла наибольше­го расцвета. Позднее ее сильно потеснила мода на фарфоровые изделия (Дулевский, Кузнецовский фарфоровые заводы), одна­ко гжельский промысел все же не погиб и сохранился до настоя­щего времени.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазка­ми, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из на­родной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось боль­шое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персона­жей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Описание гжельской керамики

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать для себя любое изделие гжельского промысла и составить о нем короткий рассказ по плану: как называется изделие, для чего оно предназ­начено, какой оно формы, какой узор его украшает.

Можно использовать еще и такой прием: воспитатель просит детей вспомнить, есть ли у них дома изделия гжельского промыс­ла, и рассказать о них.

Воспитатель: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица «Всему можно научиться — важно не лениться».

Мы с вами тоже попробуем научиться рисовать узоры гжель­ской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело!

Занятие «золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить детей с произведениями деревянных дел мас­теров

Объяснить, что существовало много разных техник роспи­си дерева: хохломская, палехская

Учить детей различать характерные признаки разнообраз­ных техник работы с деревом

Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народ­ным промыслам и желание их изучать

Воспитывать в детях любовь к русскому народному твор­честву и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народ­ная музыка и фольклор)

Развивать в детях патриотические чувства

Развивать у детей навыки творческого рассказывания, со­ставления рассказа по картине или рассказа о предмете

Закреплять в памяти детей назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца

материалы для занятия

Предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские под­носы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резь­бой, вологодские кружева и их изображения.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предме­тов, украшенных ярким», нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Ка­кими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользу­емся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? Ху­дожник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обой­тись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязатель­но должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

Большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в детском саду, дома, в магазинах, сделаны на заводах и фабриках. Там художник создает образец, и по этому образцу на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.

Вы можете увидеть, придя в гости к другу, точно такие же чашки с таким же узором, как и у вас дома. На полках разных магази­нов стоят и лежат одинаково украшенные коробки с шоколад­ными конфетами, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие красивые предметы, которые расписа­ны каждый отдельно, вручную народными художниками. Вы знаете народных мастеров, изготовляющих дымковские игруш­ки, гжельскую и скопинскую посуду. Все эти вещи сделаны из глины.

А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров, изго­товляющих свои изделия из дерева, мастеров деревянных про­мыслов России.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русско­го народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коро­мысла, чашки, ложки). Широко использовалась на Руси и рос­пись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предме­ты, предназначенные для торжественных событий: братины, ков­ши и ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина — русский шаровидный сосуд ХУ1-ХУН веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братчинных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруго­вую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.

Ендова—деревянный или металлический древнерусский со­суд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыль­цем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш — широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпыва­ния жидкости.
Хохломской промысел
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь нахо­дится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем сво­зилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использова­ние металлического порошка (оловянного, а позже — алюмини­евого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропиты­валось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеоб­разия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор на­поминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился еще с языческих времен. Ос­новной рисунок—колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, тра­ва. «Травка» — черно-красная трава по золотистому фону — считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «куд­ри» — вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с ри­сунками из старинных русских летописей.

Искусство росписи передавалось из поколения в поколе­ние — от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к рос­писи по дереву с ранних лет и к 14—15 годам становились насто­ящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры. Давайте-ка и мы с вами рассмотрим, какие узоры рисова­ли на своей посуде хохломские мастера.

Рассматривание элементов хохломского узора

Воспитатель предлагает детям взять любое из понравивших­ся им изделий и внимательно рассмотреть. Затем задает вопросы.

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

А какие узоры использовали художники? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)

А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травку художники составляют самые разные компо­зиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц, рыбок.

Затем воспитатель уделяет внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» зани­мает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечат­ления от уведенного, описать выбранные изделия по предложенно­му плану: как называется, для чего предназначается, каким узором украшено, какое настроение вызывает эта посуда и т.д.

Рассказ о других деревянных промыслах

В России есть еще и много других деревянных промыслов. Например, широко известна абрамцево-кудринская резьба по дереву. Зародился этот промысел в конце 19 века в двух селах Московской области — Абрамцево и Кудрине (отсюда и назва­ние промысла). Главное украшение абрамцево-кудринских из­делий — не рисунок на дереве, а резьба по дереву. На поверх­ности изделия острыми ножами вырезается густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Предметы сохраняют натураль­ный цвет дерева, краски не используются.

Интересен и промысел, возникший в селе Богородском Загорского района Московской области. Здешние мастера выре­зали из дерева забавные игрушки: фигурки людей и животных, которые очень нравились не только детям, но и взрослым. Неко­торые фигурки «умели» двигаться: медведь рубил дрова, мужик ел ложкой кашу. Иногда богородские игрушки изображали це­лые сценки из крестьянской жизни или известных сказок. Вот здесь изображены эти фигурки, посмотрите на них.

Деревянный промысел существовал и в городе Сергиевом По­саде Московской области. Этот город прославился изготовлением матрешек. Но об этом промысле мы поговорим с вами позже.

Очень красивую роспись по дереву делают мастера из сел Палех (Ивановская область) и Федоскино (Московская область). Здесь делают красивые шкатулки из дерева. Эти шкатулки покры­ваются черным или прозрачным лаком, а на лаковую основу нано­сится рисунок. Рисунки на палехских и федоскинских шкатулках изображают сцены из сказок, былин, крестьянской жизни (хорово­ды, праздничные гулянья, тройки, чаепития).

Вот здесь есть несколько палехских шкатулок, рассмотрите их повнимательней.

Да, ребята, теперь вы сами убедились, что наша с вами стра­на, Россия, всегда была богата талантами. Смотрите, только в Московской области находятся богородский промысел, абрамцево-кудринский промысел, федоскинский промысел. Все эти из­делия очень красивые, все — из дерева, но какие разные!

А сейчас давайте вернемся к золотой Хохломе. На следующем занятии вы подучите возможность побыть немного хохломскими мастерами и поучиться создавать хохломские узоры.

Жостовская лаковая живопись.

Среди народных промыс­лов, выпускающих художественные изделия с лаковой живопи­сью, особое место занимает своеобразный промысел художе­ственной росписи металлических подносов.

Расписные металлические подносы с присущим им благород­ным блеском лакированной поверхности, живой выразительнос­тью свободной кистевой росписи по праву относятся к числу ин­тереснейших произведений русского декоративно-прикладного искусства. Производство металлических лакированных подно­сов явилось как бы продолжением старинных видов народной росписи. Возникло оно в середине XVIII в. на Урале, в местах расположения демидовских железоделательных заводов (Ниж­ний Тагил, Невьянск). Позднее, в первой половине XIX в., под­носы стали изготовлять в селах и деревнях Московской губер­нии — Жостово, Троицком, Новосильцево и др. Вскоре москов­ский промысел занял ведущее место.

В настоящее время выпуском лакированных подносов зани­маются мастера и художники Жостовской фабрики декоратив­ной росписи в Московской области.

Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. В процессе изготовления ли­сты штампуют в нужные формы, затем подносы проходят валь­цовку (для придания жесткости бортам). После штамповки под­носы грунтуют, шпаклюют тонкотертой глиной или глифтале-вой шпаклевкой, зачищают, шлифуют и трижды покрывают ла­ком, просушивая после каждого покрытия в печах при 80—90 °С. По окончании этих операций мастера расписывают подносы беличьими кисточками свободными мазками, используя масля­ные краски (в этом сказалась территориальная близость деревни Жостово к селу Федоскино). Роспись производят обычно по чер­ному фону, иногда по красному, синему, зеленому, серебряному.

Орнаментальный узор наносят «твореным» золотом. После рос­писи жостовские изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонкими порошками до зеркального блеска. Распространенный мотив росписи жостовских художествен­ных изделий с лаковой живописью — букеты и натюрморты, цве­ты, вазоны, гирлянды. Борта подносов украшают золотым орна­ментом. Элементы жостовского орнамента на бортах подносов имеют свои названия: «елочка», «елочка с метелочкой», «бубновки», «рожочки», «травки», «ленты», «дождичек» и др. Жос­товские мастера владеют техникой так называемого письма по поталям, т. е. по фольге или алюминиевому грунту, достигая при этом особого декоративного эффекта.

Жостовские подносы можно подразделить на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для украше­ния. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комби­нированные (например, поднос под самовар имеет комбини­рованную форму круга с прямоугольником), прямоугольные и др.
Занятие «Веселый городец»

Программное содержание:

Образовательные: Продолжать знакомство детей с русскими народными про­мыслами, рассказать им о Городецком промысле

Учить детей узнавать город едкую технику росписи дерева, ее характерные признаки

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, инте­рес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов

Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

Развивающие:

Учить составлять рассказ по сюжетной картине из городецких мотивов, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании по сюжетам городецкой росписи

Обогатить словарь детей словами по теме занятия: донце, прялка, кудель

материалы для занятия

Выставка изделий городецких мастеров, на которой про­мысел должен быть представлен как можно шире: разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно и т.д. На выставку можно поместить и несколько изделий хохломского промысла — для сравнения.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я уви­дела на своем столе большой конверт. На нем написан адрес нашего детского сада и указано: «Детям группы «Ласточка». Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подож­дала, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем.

Хотите посмотреть, что в этом письме?

Здесь какой-то рекламный проспект и приглашение.

Посмотрите, что здесь изображено. Какие-то красивые изде­лия, со сказочной росписью. А в приглашении написано: «Пригла­шаем всех на выставку изделий из Городца. Выставка проходит в музее народно-прикладного искусства группы «Ласточка»». Как вы думаете, стоит нам отве­тить на приглашение? Ну что ж, тогда собирайтесь на экскурсию.

Рассказ об изделиях городецкого промысла

Экскурсовод: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла—городецкие изделия.

А вы знаете какие-нибудь народные промыслы, были уже на каких-нибудь выставках? Сегодня мы знакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от имени города Городец — маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской об­ласти. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими доми­ками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки - берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб — явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лес­ных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце ста­ли делать донца — доски для прялок, для прядения нитей из воло­кон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.

Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше та­кие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовать прялки красивым узором, укра­сить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спори­лась работа у прях.

В росписи использовали три основных краски: сначала де­ревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окра­шивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сце­ны гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В это же время сложи­лась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что ка­жется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо - кони, и сказочные птицы.

Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные дос­ки, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представ­лены на нашей выставке.

Дорогие ребята, вы можете не только посмотреть на них, но и потрогать своими руками.

Рассказ о городецких изделиях Придумывание сказки «Чудо-конь»

Воспитатель: Понравилась вам выставка и экскурсия по ней? А мне больше всего из городецких изделий понравилось вот это панно, на котором нарисован чудо-конь. Мне кажется, что конь этот сказочный и неспроста он попал на деревянное блюдо. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Если хотите, давайте придумаем свою, сказку про городецкого коня. Пусть в этой сказке будут участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы соглас­ны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу реки Волги в Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста такая красавица, что ни в сказке ска­зать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы голубые и розо­вые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они со­гревали людям душу, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный го­род, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбрать­ся? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из го­рода не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер...»

Затем детям предлагаются вопросы:

1. Как смог вороной конь проскакать через вражеские войска?

2. Как помогли мастеру его невеста и волшебная птица?

3. Пришла ли помощь жителям Городца?

4. Как отблагодарили коня и птицу жители Городца?

Большее количество вопросов нецелесообразно, так как при­водит к излишней детализации, мешает разворачиванию детс­кой фантазии.

Лучшие сказки обязательно записываются.
Городецкая роспись. Из истории городецкого промысла

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположен­ных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому городецкому сти­лю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промы­сел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюже­тами из крестьянского, купеческого и городского быта, изобра­жением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курцево, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX — начале XX в.

В настоящее время выпуском художественных изделий с горо­децкой росписью в Городецком районе Горьковской области зани­мается фабрика художественных изделий «Городецкая роспись».

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрыва­ют плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность городецкого промысла — испол­нение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и рос­пись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типич­ными сюжетами для Городецких изделий, как и в старину, оста­ются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народ­ной жизни. Городецкие мастера изготовляют утилитарные изделия (дет­скую мебель, игрушки, предметы бытового назначения) и предме­ты декоративного характера. Ассортимент мебели представлен уютными и нарядными детскими столиками, стульчиками, скамеечками, диванчиками, шкафчиками. Из бытовых вещей на фабрике вырабатывают вешалки для одежды, полотенец, ку­хонные разделочные доски, тарелки, чаши, поставцы. Это но­вое в ассортименте городецких изделий. Из игрушек большое место занимают качалки: «Конь-качалка», «Кресло-качалка», сундучки, скамеечки. Декоративные изделия городецких мас­теров представлены различными расписными панно.

Занятие «русская народная игрушка»

Программное содержание:

Образовательные:

Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковс­ких и филимоновских

Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских деревянных игрушках

Рассказать о самой популярной народной деревянной иг­рушке — матрешке

Учить детей различать разные техники росписи матрешек

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятель­ность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упраж­нять в рисовании различных цветочных орнаментов

Воспитательные:

Продолжать воспитывать детей на русских народных тра­дициях, углублять их знания о народном творчестве

Формировать представления о добре и зле

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками

Коррекционные:

Развивать навыки творческого рассказывания, составле­ния рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи

материалы для занятия

Выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских; матрешек — сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских.
Ход занятия

На этом занятии целесообразно использовать в качестве экс­курсовода по выставке игрушек Сказительницу русских сказок. Именно она приглашает детей полюбоваться народными игруш­ками, порадоваться встрече с уже знакомыми дымковскими и филимоновскими игрушками, узнать много нового о богородс­ких игрушках и о всеми любимых матрешках.

Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница рус­ских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам расска­зать.

Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят, на столах и подставочках. Удив­лены? Да посмотрите сами.

Вот здесь живут сказки из Дымкова. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и храбрый солдат, олень - золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколь­ко, и про каждого своя сказочка есть.

А рядышком поселились филимоновские игрушки — тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют!

А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселить­ся умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

А еще русский народ богат любовью своей—к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народ­ные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Боль­ше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.

Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое зна­чение; им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в сла­вянском фольклоре — символ труда, моральной чистоты, добле­сти в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберега­ет человека от темных сил.

Не менее популярен образ чудо - птицы — от древнеславянской Сирин до сказочной Жар-птицы.

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мас­тер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине — мохнатый живот, внизу — толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович — людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет — вот мишка медом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки; их двигаться умеют: потянешь за две планочки — и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

А вот и еще один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская... (матрешка).

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка про матрешек есть, послушайте:

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой — будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую —

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим.

И ответят куклы — восемь!

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и ска­зок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашен­ные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка — при­смотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Рисование сарафана для матрешки и составление рассказа об игрушке

Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки? Предлагает детям рас­сказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их кос­тюма, почему костюм именно такой.
«РОССИЯ МОЯ МАСТЕРОВАЯ»

Итоговая беседа

Программное содержание:

Закрепить знания детей о русском декоративно-приклад­ном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Жостово, Дымково, русской народной игрушке

Учить детей различать особенности, характерные для каж­дого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов

Продолжать знакомить детей с народными традициями, вос­питывать уважение к труду народных мастеров

Закреплять навыки творческого рассказывания, учить при­держиваться избранной сюжетной линии

Развивать умение детей подбирать эпитеты-прилагатель­ные, описывающие изделия русских народных промыслов

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративно-прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора

Ход занятия

Дети рассаживаются на сту­льях, расставленных полукругом.

Группа украшена изделиями народных промыс­лов, а также работами детей по мотивам русского декоративно-прикладного искусства. Звучит тихая музыка — попурри на темы русских народных песен.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыс­лах. Мы занимаемся этой темой уже давно. Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили, в гостях у каких мастеров мы с вами побыва­ли в последнее время.

Дети: Мы были в Гжели, в Городце, в Дымково, в Хохломе.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Вы за это время узнали много интересного, мы с вами сделали много интересных работ, учились расписывать разные изделия, как это делали народные мастера. Вы хорошо потрудились.

Беседа о керамических промыслах Дымково и Гжели, о жостовских подносах

Раздается стук в дверь, и в групповую комнату вбегает Незнайка.

Незнайка: Ой, здрасьте, ребята, здрасьте! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял!

Воспитатель: Отчего ж так спешил, Незнайка?

Незнайка: Я узнал случайно, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу еще такого порассказать, чего вы боль­ше ни от кого никогда не услышите.

Воспитатель: Ну что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.

Незнайка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно сто­ит на берегу реки Волги, называется оно Хохлома, и делают там веселые игрушки из глины. Воспитатель: Ах, Незнайка-Незнайка, все-то ты напутал! Ре­бята, давайте-ка разберем эту путаницу и все расскажем правиль­но. В каком селе делают веселые игрушки из красной глины?

Дети: В Дымково!

Воспитатель: А где находится это село?

Света: Недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятки.

Воспитатель: Незнайка, про это село и про дымковские иг­рушки мы расскажем тебе прекрасное стихотворение.

Звучит веселый русский наигрыш. Это могут быть частушечные мотивы, «Семеновну», «Барыня» или «Камаринская».

Один из детей или несколько ребят читают стихотворение А. Дьякова «Веселая дымка».

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Кто-то сделал индюка — распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу — сразу стало веселей!

Мастера и мастерицы живут в Дымкове-селе!

По мере чтения стихотворения ребята могут показывать фото­иллюстрации дымковских игрушек или сами игрушки.

Воспитатель: Ну, распутали мы твою неразбериху с глиня­ными игрушками, Незнайка!

Незнайка: Подумаешь, что ж, мне разок ошибиться нельзя? Зато дальше я вам все правильно расскажу. В знаменитом селе Жостово живут чудо-мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее разными цветами: синими, красными, желтыми — и травка на посуде зелененькая, и птички поют разноцветные.

Воспитатель: Да, Незнайка, ты просто поражаешь меня сво­ими «знаниями»-незнаниями. Все ты снова перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостово?

Девочка: В этом селе делают металлические подносы, даже на­звание села — Жостово — звучит похоже на слово «жесть», что означает «металл».

Воспитатель: А чем же знамениты жостовские подносы?

Мальчик: Они украшены красивым узором из цветов и листьев, иногда на подносах поют птицы.

Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали жос­товские мастера при росписи подносов?

Девочка: Они пользовались разными красками: и красной, и жел­той, и зеленой, и синей.

Воспитатель: Правильно!

Незнайка: Одну минутку! А где же в России делали и делают посуду из белой глины?

Воспитатель: Помогите Незнайке, ребята!

Девочка: Такую посуду делают в селе Гжель под Москвой. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы, ска­зочные птицы.

Воспитатель: Правильно, гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего — от светло-голубого до темно-синего, и даже фиолетового цвета. Поэтому Гжель называют сине-голубой. Давайте вспомним сти­хи о Гжели.

Звучит задумчивая, напевная русская народная песня. Несколько ребят рассказывают стихотворение о Гжели и показы­вают изделия гжельского промысла или их фотоиллюстрации.

Синие птицы по синему небу, море цветов голубых. Кувшины и кружки — быль или небыль? Изделия рук золотых!

Синяя сказка — глазам загляденье, словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье — русская звонкая Гжель!

Дети высказывают свое мнение, а воспитатель старается активи­зировать их речевую деятельность, направляет беседу вопросами, вовле­кая в нее малоактивных детей, побуждает детей применять образные выражения, красочные эпитеты.

Воспитатель: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и пого­ворки. А давайте-ка устроим веселое соревнование — кто боль­ше вспомнит пословиц и поговорок о труде?!

Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу — время, потехе — час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мешай дело с бездельем — проживешь век с весельем.

Терпенье и труд все перетрут.

Хорошая работа два века живет.

Красна птица опереньем, а человек — уменьем.

Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят.

Сделал дело — гуляй смело.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.

Физкультминутка

Воспитатель: Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря».

Проводится игра «Заря» (34 мину ты).

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играю­щих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто оста­нется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играю­щие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.

Беседа о хохломском и городецком промыслах

Незнайка: Играете-то вы хорошо! А что же вы про деревян­ную посуду ничего не рассказываете? Я вот про деревянную по­суду много знаю. Например, раньше, когда лесов было больше и росли они вокруг почти каждой деревни, люди часто делали по­суду из дерева, а чтобы веселее было есть из этой посуды, укра­шали ее разными узорами. А вот какие промыслы самые знамени­тые, забыл! Опять все забыл! Что за голова дырявая!

Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка, ребята тебе по­могут. Где делали знаменитую деревянную посуду?

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая...

Дети: Хохлома!

Воспитатель: Ребята, а почему Хохлому называли золотой?

Девочка:: Потому, что на хохломской посуде много золотого цве­та.

Воспитатель: Правильно! А вы знаете, как получался такой золотой цвет? Хохломские мастера натирали свои изделия алю­миниевым порошком, затем покрывали свои изделия специаль­ным составом — олифой, а потом ставили в печь — закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно было только знать особые секреты такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и оли­фа желтели, и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изде­лия и казались золотыми.

Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде? Какими еще цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?

Ребенок: На хохломских изделиях есть и черный цвет, и крас­ный, и еще встречается зеленый.

Воспитатель: А каковы основные элементы хохломской рос­писи?

Ребенок: Это травка, завитки, ягоды — смородины, клубники, земляники, малины, гроздья рябины.

Воспитатель: Иногда встречаются на хохломской посуде и причудливые птицы, и другие сказочные мотивы.

И богата, и красива, гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин, маки солнечного света

И ромашки луговин.

Красивую посуду, которую мы называем хохломской, дела­ли не только в селе Хохлома, но и в окрестных деревнях — Семино, Разводино, Кулигино, Новопокровском. Она свозилась в Хохлому, а уж отсюда разлеталась жар-птицами по ярмаркам всей России.

А теперь вспомним-ка еще об одном центре деревянного зод­чества России. Это городок на Волге. Издавна славился он сво­ими искусными резчиками по дереву, а потом научились эти мас­тера еще и расписывать свои изделия, да так весело, так ярко, словно само солнышко оставило след в этой росписи. Что же это за городок?

Дети: Это Городец!

Воспитатель: Правильно! А знаете ли вы, что Городец — род­ной брат самой Москве? Он всего на 10 лет моложе нашей столи­цы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий. Давайте-ка вспомним стихотворение о Городце.

Дети рассказывают стихотворение, попутно показывая городецкие изделия или фотоиллюстрации.

Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса! Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит — вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают. Распускаются букеты, ярко красками горя, Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Спасибо! Ну что ж, ребята, наше занятие по­дошло к концу. Мы сегодня узнали еще много нового народных промыслах, и вы показали свои знания — молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина Россия и что богата она талантами. Наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И неважно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю душу, все старание и умение!