Главная страница

Классный час в 4 классе «юнги северного флота» «Была ли юность? Или она приснилась? Была, конечно, была. И, по-моему, такая, как надо!»



Скачать 91.34 Kb.
НазваниеКлассный час в 4 классе «юнги северного флота» «Была ли юность? Или она приснилась? Была, конечно, была. И, по-моему, такая, как надо!»
Дата16.02.2016
Размер91.34 Kb.
ТипКлассный час


Тихомирова И.А.

МБОУ «СОШ №13»

г.Северодвинск
Классный час в 4 классе

«ЮНГИ СЕВЕРНОГО ФЛОТА»






«Была ли юность? Или она приснилась?

Была, конечно, была. И, по-моему, такая, как надо!..»

Валентин Пикуль

Шёл  1942 год… Июль  проходил  в  ожесточённых  схватках  с  гитлеровскими  захватчиками. Тяжёлые,  кровопролитные бои  шли  на  Севастопольском  участке  фронта,  на  Курском  направлении,  в  районах  Воронежа, Новочеркасска,  Ростова. Совсем  скоро  должна  была  начаться  битва  за  Сталинград.
       Вот  тогда-то, в июле  1942 года, на  советском  флоте  появилось  воинское  звание – юнга.

ЮНГА – подросток, обучающийся морскому делу, готовящийся стать матросом.

Само название «юнга» появилось в России из Голландии благодаря Петру I, ему же мы обязаны появлением первой школы юнг в Кронштадте в 1703 году. Эта школа готовила юнг вплоть до революции.

А школа юнг была образована в мае 1942 года приказом Главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова на Соловецких островах, теперь её знают как Соловецкую школу юнг Северного Флота. Создание школы юнг обосновывалось необходимостью подготовки специалистов флота. Дело в том, что война потребовала использования моряков на сухопутных фронтах; так вот юнги должны были возместить на кораблях эту убыль, хотя бы частично..

Какой  мальчишка  не мечтал  о  море, о  романтике  плавания! Какой  мальчишка не  смотрел  зачарованным  взглядом  на  матросский  клёш  и  ленточки  бескозырки!  Какой  мальчишка  в годы  Великой  Отечественной  войны  не  мечтал  попасть  на  фронт! 

Но в школу принимали юношей 15-16 лет с 6-7 классами по рекомендации комсомола.  Тысячи мальчишек стали атаковать районные и городские комитеты комсомола, не было отбоя от желающих стать юнгой и уйти на фронт.

Все кандидаты проходили медицинскую комиссию. Уже  при  поступлении в  Школу  мальчишки встречались  с  трудностями, а  иногда  и с крушением  надежд,  потому  что кроме  заявлений  нужно  было  предоставить:
1) выписку  из  ЗАГСа  о  рождении;
2) справку  о  состоянии здоровья;
3) справку  об  образовании;
4) автобиографию;
5) справку  с  места  работы о  согласии  отпустить (если  кандидат  работал).

Несмотря на условия добровольности при поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей. Не каждая мать решалась дать такое согласие, ведь школа школой, а мальчишки, окончившие её, получали направления на боевые корабли.

Проверяли строго, но мальчишки обманывали, главным образом приписывали себе годы. Есть свидетельства, что самому младшему юнге было всего 12 лет! А вот известному писателю В. Пикулю, бывшему юнге, при поступлении в школу юнг было 14.

Как всё начиналось. 
         Жизнь в школе юнг оказалась несладкой. С романтическими иллюзиями пришлось распрощаться. Морская форма, выданная юнгам, огорчила  их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, немало пришлось потрудиться, чтобы форма стала придавать её обладателю бравый вид. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный «девчоночий» бантик и надпись «Школа Юнгов ВМФ». Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить. 
          С самого начала учёбы озорники и непоседы обязаны были подчиняться воинской дисциплине, ведь с момента зачисления в школу на юнгов полностью распространялось действие «Дисциплинарного устава ВМФ». И мальчишки зубрили уставы, занимались строевой подготовкой, несли караульную службу и чистили на камбузе картошку. 
          И была ещё непомерно сложная задача: юнгам самим нужно было строить жильё для себя и помещения для учебных занятий. 
          Для размещения Школы Юнг на Соловецких островах был выделен посёлок  Савватьево, в котором стояли полуразрушенное здание церкви, каменный корпус, и бывшая деревянная гостиница, предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и принялись строить землянки. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. «Вспоминается, как группа юнгашей (15-20 человек) тянут из котлована огромный камень, силёнок не хватает, плачут, а тянут…» - писал бывший комиссар школы юнг С.С. Шахов. 
          
           Жили юнги в землянках каркасного типа вместимостью 52 человека каждая с койками в 3 яруса и печками – буржуйками. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве «горючего» использовали рыбий жир, выдаваемый для смазки ботинок. Стены от такого «освещения» были чёрными. Позднее поставили движок и провели ток. 
       Обычное меню в  школе  юнг было  таким: суп  из  трески,  каша  овсяная «и-го-го» или  суп  гороховый  и  соевая  каша. На  третье -  компот. И  три  раза в день -  отвар  из  хвои  перед едой  от  цинги. Очень  горький, противный, но  очень  полезный. Кто  не  пил – остался  без  зубов.
       Юнг  приучали  к  чистоте  и опрятности,  быстроте выполнения приказов. Чистота  на корабле   при  большой  скученности -  залог  здоровья  экипажа. Приборки (уборки) тщательнейшим  образом проверялись  старшиной. Переделывали  столько  раз, сколько надо  было до  наведения  блеска.

                                                   Чему и как учились юнги.

В школе юнг воспитанников готовили по многим специальностям :боцманов  флота, рулевых, радистов, артиллерийских  электриков, мотористов, электриков.

 Учиться было нелегко. 
            Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы, и даже в землянках. Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ученики, чтобы согреться, притопывали ногами. 
            Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски подчас являлось неразрешимой проблемой. 
            По учебному плану юнги изучали следующие предметы:
1. Специальность
2. Общевойсковая подготовка
3. Военно-морское дело
4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, география и черчение.
5. Политподготовка

       Юнги 2 и 3 наборов занимались строевой подготовкой (в первом наборе этой подготовки не было, так как юнгам пришлось заниматься строительными работами). 
       Юнги несли караульную службу и полностью обслуживали себя. Кроме теоретической подготовки юнги участвовали в практическом плавании на мотоботе № 319 и транспортном корабле «Ударник», а также выходили в море на шлюпках под парусом и на вёслах. Эту практику, несмотря на мозоли, мальчишки очень любили. Они серьёзно увлекались спортом: занимались боксом и гимнастикой, играли в футбол, волейбол и баскетбол на специально оборудованных площадках, зимой ходили на лыжах. 
  Шли  юнги  в  бой.
            Школа юнг ВМФ посылала своих воспитанников на все флоты и флотилии Советского Союза. 
            После школы им был положен отпуск, но когда командование обратилось с просьбой выйти из строя добровольцам  - вышли все, как один. Так они шли и в бой.

После окончания школы юнги принимали присягу: «Мы клянёмся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины…».

       Свыше 4000 квалифицированных специалистов за три выпуска дала Соловецкая школа флоту. Более 1000 мальчишек погибло в боях за Родину. 

Самый известный соловецкий юнга – Саша Ковалёв. После школы юнг служил на торпедном катере, в одном из боёв он закрыл собой пробитый коллектор мотора. На следующий день, возвращаясь из очередного похода, погиб. Это его портрет был в галерее пионеров-героев войны (был такой набор плакатов «Пионеры-герои); его именем названы улицы и школы. Он имел блестящую биографию: сын балтийского моряка-подводника, отличник учёбы и спортсмен. Как выяснилось много позже, это был Саша Рабинович, сын репрессированных родителей, взявший чужие документы и так никогда и не раскрывший своей тайны.


             Подвиг юнги-моториста Саши Ковалёва стал легендой. Он участвовал в 13 выходах ТКА-209 (торпедные катера) по поиску кораблей противника и пяти минных постановках у береговых баз врага. За участие в этих боевых походах, за обеспечение безукоризненной работы моторов юнга Ковалёв 1 мая 1944 года был награждён орденом Красной Звезды. 

Бой, в котором Саша Ковалёв совершил свой подвиг, происходил 8 мая 1944 года. Сначала ТКА-209 потопил сторожевой катер противника. Юнга Ковалёв безукоризненной работой своего мотора обеспечил форсирование ходов ТКА в атаке и выходе боя. Потом снаряд попал в машинный отсек, и Саша был контужен, но, несмотря на это, отважно боролся с водой, поступавшей через пробоину. А когда во время атаки истребителями противника был пробит коллектор мотора, «юнга телом закрыл повреждение, из которого под давлением ключом била горячая вода и отходящие газы».
Своим самоотверженным поступком он сохранил ход ТКА-209 и жизнь экипажа.

Орден Отечественной войны I степени – посмертная награда герою. 


«МОРЯНКА», стр. 62 «Наши катера шли навстречу....» -до конца


             Юнга – пулемётчик Николай Портенко, служивший на Балтийском флоте лично сбил самолёт и поджёг катер противника, за что был награждён двумя боевыми орденами. 

  Юнга боцман Иван Зорин летом 1944 года, когда катер захватил небольшой корабль противника, первым бросился на абордаж. За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени. 

 Юнги, прославившие  Россию.
Юнги не только бесстрашно воевали. И после Великой Отечественной войны они не забыли свои клятвы и продолжали хранить, оберегать и умножать традиции школы юнг ВМФ, честь для них всегда была превыше всего

            Известными всей стране людьми стали бывшие юнги Борис Штоколов и Валеньтн Пикуль.

           Борис  Тимофеевич  Штоколов  родился 19 марта  1930  года в  г. Кузнецк  Кемеровской области.
Летом  1942 г. мать получила  извещение о том, что  отец  пропал  без  вести. Осенью  1944 года  всё  бросил из-за голода  и  уехал  в школу  юнгов  Северного  флота, которая  находилась  в  Белом  море  на  Соловецких  островах».
            Борис  Штоколов  стал  юнгой  третьего набора, торпедным  электриком. Но  воевать ему  не  пришлось: 9  мая  1945  года  Великая  Отечественная  война  советского народа  против фашистской
Германии  завершилась Великой  Победой. Поэтому  после  окончания  школы  юнг Борис был  направлен в  Кронштадт на  эсминец  «Строгий», позже – на эсминец «Стройный», а  потом  служил  на  крейсере «Киров».

Он не  мог даже  представить, что  будет жить и петь в  Ленинграде,  в Кировском  театре (с 1959 года), станет  Народным  артистом  Советского  Союза, а  его  голос будет  звучать на самых престижных  сценах  страны  и мира. 
         Писатель Валентин Пикуль вспоминал: «Я был демобилизован до матроса. В документах указано моё первое и последнее звание – юнга!... Конечно, не я принёс Родине победу. Не я один приблизил её волшебный день. Но я сделал что мог. В общем прекрасном пиру Победы была маленькая капля и моего мёду». 
      Валентин Саввич  Пикуль, великий  русский  писатель.
      Родился  будущий  писатель  13  июня  1928  года в  селе  Каргалык  в  семье  матроса. Семья  перебралась  в Ленинград, отец служил  на  Севере. Самую  страшную  блокадную зиму 1941-1942 г.г. тринадцатилетний Валя  прожил в Ленинграде, а в 1942 г. был  эвакуирован и  решил  пробираться  к  отцу  на  Северный  флот. 
        Валя  нашёл отца, но отец, комиссар  батальона  морской  пехоты, был  направлен  на  передовую, где  погиб  в боях  за  Сталинград. А перед  отправкой  на  фронт  отец  благословил  сына на  учёбу  в созданной  в  1942 году Соловецкой  школе юнг ВМФ. 
      Валентин Пикуль с  пятью  классами  образования  стал  юнгой 1 набора,  прибыв  в  школу  юнг  из Северодвинска. Именно этим  мальчишкам, первым  соловецким  юнгам, пришлось  вынести  все  тяготы обучения  одновременно с обустройством  на Большом  Соловецком  острове, именно о юнгах  первого  набора, их  преподавателях  и воспитателях, о  трудностях  и  радостях  их  военной  юности  рассказал Валентин  Пикуль в «Мальчиках  с бантиками».
       После  12  месяцев  обучения  в  Соловецкой  школе  с  15  лет  будущий  писатель  начал  службу  на  Северном  флоте  юнгой  на  корабле. В 16  лет  стал  командиром  боевого  поста, позже -  штурманским  электриком.
       После   войны, не  имея  высшего  образования, а  только  активно  занимаясь  самообразованием, Валентин  Пикуль  решил  посвятить себя  литературной  деятельности. В  течение  нескольких  писал  стихи, рассказы, обращаясь к  истории Севера, а  затем – к истории России. Работал  без  выходных  и  отпусков, как  на  войне. Собирая  необходимые  материалы  по  истории, стал  обладателем  уникальной и обширной ( 11  тысяч  томов)  библиотеки. Но самый  первый  свой  роман «Океанский  патруль» посвятил начальнику  Соловецкой  школы юнг  Николаю  Юрьевичу  

     
                   Путь от юнги до адмирала прошли Юрий Воронов, Вадим Коробов, Василий Копытов, Борис Смирнов. 
            Учёный Михаил Герман преумножил славу российской науки. 

 В 1943 году весь состав школы, включая и командиров с преподавателями, собрал деньги на катер, за что школа получила благодарственную телеграмму от Сталина. Катер построили, он получил имя «Юнга» и участвовал в боях на Черном море.

Из 4111 воспитанников  Соловецкой школы юнг примерно тысяча мальчишек не вернулась с войны. Выпускники школы воевали на всех флотах и флотилиях Советского Союза, служили на кораблях и в сухопутных частях, штурмовали Берлин. 5 юнг стали Героями Советского Союза, 15 адмиралами.


       «Жаль, не все пришли с войны мальчишки,
                Жаль, не всех потом их ждал успех.
                Но они навек живые – в книжках.
                И, конечно, остров помнит всех».