Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Жаксиликова Наталья Николаевна Место работы Самарская обл, Алексеевский р-он., п. Ильичевский, гбоу оош пос. Ильичевский, >ул. Молодежная, д. 17А должность: учитель истории Название работы программа


Скачать 176.03 Kb.
НазваниеЖаксиликова Наталья Николаевна Место работы Самарская обл, Алексеевский р-он., п. Ильичевский, гбоу оош пос. Ильичевский, >ул. Молодежная, д. 17А должность: учитель истории Название работы программа
Дата28.04.2016
Размер176.03 Kb.
ТипПрограмма

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

основная общеобразовательная школа пос.Ильичевский

муниципального района Алексеевский Самарской области


Утверждаю

Директор ГБОУ ООШ

пос.Ильичевский

_____/Н.А.Звягинцева/
«___»_________2012 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

ГБОУ ООШ пос.Ильичевский

_________/Т.И.Парамонова/

«___»________2012 г.

Рассмотрено

Руководитель МО естественно-математического цикла

___________/С.П.Крючкова /

Протокол № ____ от

«___»_________2012 г.


АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«КРАЙ РОДНОЙ»

Автор

Жаксиликова Наталья Николаевна

учитель истории

1 квалификационная категория

ГБОУ ООШ пос. Ильичевский


2013 г.
Предисловие
ФИО автора: Жаксиликова Наталья Николаевна

Место работы Самарская обл, Алексеевский р-он.,

п. Ильичевский, ГБОУ ООШ пос. Ильичевский,

ул. Молодежная, д.17А

Должность: учитель истории

Название работы Программа по краеведению «Край родной»

и краткая аннотация: Данная программа направлена на расширение

знаний учащихся о родном крае, развитие

чувства патриотизма.
Категория учащихся: 5 – 6 классы

Учебник: нет


Пояснительная записка


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

Мной разработана Программа по краеведению для учащихся 5- 6 классов общеобразовательного учреждения. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края.

В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Алексеевского района, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры, о пребывании великого русского писателя Л.Толстого в Алексеевском крае. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные и очные путешествия по селам и поселкам района, посетят школьные музеи и районный музей истории и краеведения. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений, откуда родом учащиеся нашей школы – это п. Ильичевский, с.Калашиновка, п.Сухая Ветлянка, п.Пушкарка, п.Ленинградский.

Главной целью данной Программы является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок - игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районные музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.

По окончанию каждой четверти предлагается проводить уроки контроля в виде викторин, конкурсов, игр. А так же будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам, по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Нужно учесть, что проведение лекционных занятий в 6 классе не соответствует возрасту учащихся. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.

Курс «Краеведение» направлен на реализацию следующих целей и задач:

Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

  • расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.


Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

  • углубление и систематизация знаний о своей семье;

  • воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;


Развивающие задачи:

  • расширять знания учащихся по краеведению;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;

  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;

  • развивать навыки при работе с картой.

Место предмета в Базисном учебном плане

Районный компонент  базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Краеведение» в V классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Методические приемы

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.

  • Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.

  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).



В основу программы положены следующие принципы образования:

природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.

Направленность программы:

  • Формирование патриотического сознания

  • Формирование гражданского поведения и правовой культуры

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

  • Формирование опыта социально-значимой деятельности

Поисково-исследовательская направленность программы

Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.

Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.

Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:

  • реализация творческих способностей обучающегося;

  • создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

  • развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

Просветительская направленность программы

Основная задача данного направления – вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;

  • Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.

  • Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.


Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.

Что должны уметь учащиеся к концу курса: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.

Основные направления по реализации Программы по краеведению:


  • Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.

  • Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

  • Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.

  • Исследовательская деятельность.

  • Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.

  • Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.

  • Дней воинской славы России

  • Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, области, с использованием ИКТ;

  • Освещение работы в местных СМИ.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:


  • Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.

  • Внешние результаты реализации программы:

– достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к краеведению
– увеличение направленности и разнообразия проектов;

  • Внутренний результат:

- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

  • Диагностика реализации программы:
    – наблюдения;
    – анкетирование;
    – собеседование с учащимися.

Источники составления программы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,

  • Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.

  • Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»

  • Программа развития ГБОУ ООШ пос. Ильичевский

  • Устав ГБОУ ООШ пос. Ильичевский


Возраст обучающихся: 11-13 лет

Учебный период: 34 часа

Количество занятий в неделю: 1 занятие
Учебно-тематический план



п/п


Тема

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

Раздел I. Введение (1 ч.)

1

Вводное занятие.

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

1




Раздел II. Природа родного края (7 ч.)

2

Растительный мир степей. Растения, занесенные в Красную книгу.

1

1




3

Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов

1

1



4

Лекарственные растения. Грибы.

1

1




5

Культурные растения нашего района

1

1




6

Животный мир степей.

Животные, занесенные в Красную книгу

1

1




7-8

Обобщающий урок. Защита проектов.

2

1

1




Раздел III. «Родословная» (4 ч.)

9-10

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)

2

1

1

11

Семейные праздники и традиции

1




1

12

Обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

1




1




Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)

13

Географическое положение, границы поселения и их изменение

1

1




14

История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания  и сказания о населенном пункте)

1




1

15

Верования и религии, история храма

1




1


16-17

Л.Толстой в Алексеевском крае

2

1

1

18-19

История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда.

2

1

1

20

История создания и развития школы

1




1

21

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край.

1

1




22

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг.

1

1




23-26

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.

4

1

3

27-

28

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

2

1

1

29

Обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)

1




1

Раздел V. Творческая работа (5 ч.)

30-31

Экскурсия в районный краеведческий музей

2




2

32-34

Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской работы

3




3




Поиск необходимой информации в интернете.

Работа с литературой в библиотеке.

В течение года по необходимости










Итого

34

15

19


Содержание программы по краеведению

Раздел I. Введение. (1ч.)
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
Раздел II. Природа родного края. (7 ч.)
Географическое положение. Растительный мир степей. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района. Животный мир степей. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Раздел III. «Родословная» (4 ч.)

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.
Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)

Географическое положение, границы поселения и их изменение. История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма.

Л.Толстой в Алексеевском крае.

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.

История создания и развития школы.

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины.
Раздел V. Творческая работа. (5 ч.)

Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников о малой родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном школьном сайте и т.д. Публикация материалов в районной газете.
 

К концу года обучения учащиеся

должны знать:

  • историю родного края;

  • о народах, заселявших родной край;

  • административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;

  • историю основания села Алексеевка и первых ее жителях;

  • краткую историю близлежащих деревень;

  • историю религии родного края;

  • о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;

  • о семейных традициях, о своей родословной;

  • историю создания и развития школы;

  • о развитии сельского хозяйства в районе;

  • о растительном и животном мире степей;

  • о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.


Должны уметь и овладеть:

  • основами исследовательской работы;

  • навыками работы на персональном компьютере;

  • бережно обращаться с музейными экспонатами;

  • навыками интервьюирования.



Средства, необходимые для реализации Программы:

- Канцелярские принадлежности;

- Фотоаппарат;

- Видеокамера;

- Магнитофон;

- Компьютер;

- Ксерокс.

Литература:

1. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.

2.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

3. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.

4. Валкин М.Х. Историческое краеведение 2001 г. Ульяновск.

5. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

6. Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.- 670 с.

7.Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с.

8. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с.

9. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.

Интернет - ресурсы


    1. http://samara-kraeved.ru/

    2. http://www.alabin.ru/alabina

    3. http://www.samara-history.ru/

    4. http://oldsamara.samgtu.ru/

    5. http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved