Главная страница

Исследовательская работа «Вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство»



Скачать 113.49 Kb.
НазваниеИсследовательская работа «Вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство»
Дата05.03.2016
Размер113.49 Kb.
ТипИсследовательская работа

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

Научное общество учащихся

Исследовательская работа

«Вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство»

Подготовил:

ученик 6»А» класса

Балашов Тимур
Научный руководитель:

учитель ИЗО и черчения

Котина В.В.


Нижний Новгород

2011 год

Содержание

Введение

Глава 1.

История жизни Леонардо да Винчи

1.1 Юность гения

1.2 Становление художника

Глава 2.

Ожившее искусство на полотнах Леонардо да Винчи

1.1. «Мона Лиза» ( Джоконда)

Вывод

Заключение

Список литературы

Приложение


Винчи был красив собой, прекрасно сложен,

обладал огромною физическою силой,

был сведущ в рыцарских искусствах,

верховой езде, танцовании, фехтовании и пр





Леонардо да Винчи - ученый

Введение
Практически все дети любят рисовать. Когда маленький человек приносит родителям свои ранние работы, он еще даже не задумывается о том, кем будет. А взрослые, видя, как ребенок вдохновенно творит и радостно несет показывать один рисунок за другим, строят свои предположения: может, будет художником... Кажется, что художником стать достаточно просто: рисуй себе да рисуй - обязательно окажутся люди, которым понравится твое творчество. Но подросшие художники начинают мечтать. Они хотят быть лучшими. Такими, как великий Леонардо. Леонардо да Винчи.

Кто же такой Леонардо да Винчи?

В последнее время фигура Леонардо да Винчи пробуждает к себе немалый интерес. Печатаются книги и огромное количество статей, на экраны выходят документальные и художественные фильмы. Появилось даже отдельное направление в науке, занимающееся исследованиями наследия Леонардо да Винчи. В честь живописца открываются музеи, по миру беспрестанно курсируют тематические выставки, ставя рекорды посещаемости, а « Мона Лиза» с утра до вечера взирает на толпы туристов сквозь бронированное стекло. Исторические факты и легенды, научные открытия и художественный вымысел – все перемешалось вокруг имени одного гения.

Леонардо да Винчи - великий итальянский художник, изобретатель и ученый эпохи Возрождения. Он одним из первых использовал законы перспективы и эффекты светотени для передачи объема и пространства. Ярким образцом его творчества является фреска "Тайная вечеря". Леонардо написал множество живописных полотен, в том числе и всемирно известную "Джоконду".

Леонардо да Винчи сумел достичь успеха во многих областях науки и искусства. Он является автором множества технических изобретений. Леонардо одним из первых начал изучать анатомию - строение человеческого тела. К сожалению, сохранились лишь отрывочные сведения об его занятиях химией, ботаникой, астрономией и физикой. Среди набросков Леонардо да Винчи были найдены чертежи "летающей машины" - за 400 лет до появления первого самолета! Вот насколько этот гениальный человек опередил свое время.
Целью данной научной работы является исследование вклада Леонардо да Винчи в мировое искусство.

Основными задачами: изучить художественное наследие Леонардо да Винчи, познакомиться с наиболее выдающимся произведением автора - «Мона Лиза» (Джоконда).

Глава 1

История жизни Леонардо да Винчи

    1. Юность гения


Родился Леонардо да Винчи весной,14 апреля 1452 года. Появился на свет в небольшом городке Винчи близ Флоренции. Матерью была красавица Катарина, отцом - нотариус Пьеро да Винчи. Других детей, кроме Леонардо, у отца не было. Отношение к мальчику было самое благожелательное. Детство Леонардо проходило безмятежно, в общении с живописной горной природой Тосканы.

С самых ранних лет Леонардо демонстрировал незаурядные художественные способности. И в четырнадцать лет его отправили на учёбу к величайшему скульптору и живописцу тех времён Андреа Верроккьо. Учение у прославленного флорентийца было непростым. В мастерских юноши, мечтающие о лаврах живописи, прежде всего обучались не кистью владеть, а… ювелирному мастерству. Параллельно овладевали премудростями грамоты и арифметики. Технику и технологию живописи постигали медленно: растирали и смешивали краски, готовили левкас, деревянные доски для станковой картины, стены для фресок. Потом приступали к священнодействию – грунтовали поверхность и наносили фон, а освоив мелкую пластику – ювелирные изыски и чеканку – принимались лепить скульптуры.

Прежде чем начать рисовать с натуры, будущий художник копировал произведения своего мастера – учителя. Постепенно ко всем этим занятиям добавлялось изучение архитектуры, учеников знакомили с основами точных наук, потому что искусство и науку художники Возрождения рассматривали как единое целое.

Юный Леонардо постигал все эти премудрости быстро, легко, а рядом с ним в мастерской маэстро Верроккьо учились такие будущие звезды мирового искусства: Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди, Доминико Гирландайо, Сандро Боттичелли.

Сам Леонардо изучал натуру пытливо, дотошно, относился к ее изображению требовательно. В 1476 году ученический период Леонардо завершился, и он распрощался с мастерской Верроккьо, переехав в собственную квартиру.

Всегда и всюду непревзойденный мастер эпохи возрождения носил с собой небольшие записные книжки и альбомчики. В них он зарисовывал все, что в течение дня встречалось на пути: деревья, камни, животных, постройки и, в первую очередь, людей. Если Леонардо не удавалось сделать зарисовку на месте, он, приходя домой, создавал в своем альбомчике такой этюд, будто рисовал с натуры.

1.2 Становление художника
В 1472 году двадцатилетний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников. И хотя собственной мастерской он обзавелся спустя несколько лет, этот факт означал начало его пути как самостоятельного мастера. Затем он устроился скульптором у правителя Милана. На последующие 17 лет работы в этом месте приходятся почти все его изобретения. Но воплощения большинства своих идей Леонардо так и не увидел. Он неоднократно сетовал на отсутствие необходимого сырья и материалов, ему сложно было смириться с тем, что его гениальные замыслы пока слишком сильно опережают эпоху.

Одним из первых Леонардо да Винчи пришел к пониманию, что если художник хочет запечатлеть в своих творениях окружающий мир и самого человека, не исказив их сути, природу этого самого мира нужно изучать так глубоко, насколько это возможно. Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и сужением глаза, подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их». Художник же, изучает природу, воссоздает ее на полотне и в то же время превосходит ее, придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей. Помимо науки Леонардо говорит о фантазии как последующей ступени мастерства и уникальном даре человека. Обращаясь к художникам со страниц своих рукописей, он призывает развивать воображение. Кем же был Леонардо да Винчи – художником, ученым или философом? В настоящем творце, коим являлся Леонардо да Винчи, эти понятия слились воедино. Можно обучиться рисованию, владеть кистью и красками, но невозможно научиться быть художником, ибо это особое состояние чувств, особое отношение к миру. Природа ответит взаимностью, откроет нам свои тайны, станет музой и позволит проникнуть в суть вещей и явлений лишь тому, кто действительно ее любит. Таким и был Леонардо да Винчи. Потом длительное время Леонардо да Винчи перемещался из одного города в другой. Причиной служили войны. В пятидесятилетнем возрасте приехал во Флоренцию, затем вернулся в Милан в качестве живописца. Именно в это время он создавал свое гениальное полотно «Мона Лиза» (Джоконда).



Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Существует очень много версий об истории этого портрета. Вот одна из них. Однажды Леонардо да Винчи получил заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написать портрет молодой женщины, жены банкира, Монны Лизы. Женщина не была красива, но в ней привлекала простота и естественность облика. Леонардо согласился писать портрет. Его модель была печальной и грустной, но Леонардо рассказал ей сказку, услышав которую, она стала живой и интересной.

Кончив сказку, Леонардо взглянул на Монну Лизу, ее лицо озарилось светом, глаза сияли. Потом, точно пробудившись от сна, она вздохнула, провела по лицу рукой и без слов пошла на свое место, сложила руки и приняла обычную позу. Но дело было сделано – художник пробудил равнодушную статую; улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение, как у человека, который узнал тайну и, бережно ее храня, не может сдержать торжество. Леонардо молча работал, боясь упустить этот момент, этот луч солнца, осветивший его скучную модель...



Глава 2

Ожившее искусство на полотнах Леонардо да Винчи

1.1 «Мона Лиза» ( Джоконда)
В записях Леонардо нет на одного упоминания о работе над знаменитым портретом. Кто поручил ему работу над картиной? Кто была моделью? Документальных свидетельств попросту нет.

Кого мы видим на картине « Мона Лиза» ( Джоконда)?

Перед нами портрет молодой женщины, жившей более 500 лет до нас. На нем изображена богатая горожанка. Она чуть улыбается, задумчиво, мечтательно, немного грустно. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы видим богатый и сложный внутренний мир этой женщины, ее незаурядный ум. Мона Лиза изображена на фоне пейзажа. Далекие горы, небо, реки, деревья – все слегка подернуто холодной дымкой.

Эпоха возрождения провозгласила человека как наиболее совершенное творение природы. Поэтому в живописи, устремленной во всем подражать природе, изображение человека становится истинным показателем мастерства художника. Важно было передать не только особенности внешнего облика модели. Самое главное – суметь раскрыть ее личность. Но как показать невидимое? Как выразить на картине темперамент и душевные качества, присущие персонажу?

Леонардо советует делать фигуры с такими жестами, которые передавали бы состояние души человека. « Если фигуры не делают жестов определенных и таких, которые членами тела выражают представления их души, то фигуры их дважды мертвы: мертвы преимущественно потому, что живопись сама по себе не живет, она – выразительница живых предметов без жизни. А если к ним не присоединяется жизненность жеста, то они оказываются мертвыми и во второй раз», - считал мастер.

Вверх мастерства – насыщенность и глубина образа при полном отсутствии внешнего движения. На губах « Мона Лизы» застыла едва уловимая улыбка, которая придает лицу какое – то особенное выражение. Смотрящая с портрета женщина о чем–то думает или вспоминает. Все в ней просто, естественно и одновременно загадочно. Леонардо создал, без преувеличения, живое лицо живого человека. Он не срисовал, а воссоздал свою модель, явил одухотворенный образ. Притом настолько живой, что это почти пугает. Не зритель смотрит на нее, а она сама наблюдает за ним глубоким осмысленным взглядом.

Находясь с картиной в одном помещении, создается впечатление, что этот взгляд кажется всегда направленным на зрителя, независимо от того, куда он перемещается. Многим лицо «Мона Лизы» кажется изменчивым в разных ракурсах, в зависимости от угла зрения. Это даже не картина – это присутствие.

Леонардо да Винчи славен еще и тем, что, будучи непревзойденным мастером композиции, блестящим знатоком перспективы, он впервые применил сфумато – прием живописи, когда предметы как бы тонут в воздушной среде и их очертания становятся неуловимыми. В своих картинах Художнику удалось невероятное – он нарисовал воздух! Мазки его кисти были настолько мелкими, что ни микроскоп, ни рентген не позволяют обнаружить следов работы, ни определить количество слоев краски. Несмотря на попытки многих художников повторить прием Леонардо, с точки зрения техники живописи « Мона Лиза» до сих пор считается непревзойденной.

Картины Леонардо да Винчи полны жизни. Предметы и фигуры людей и животных на его картинах кажутся объемными, выпуклыми. Основное изобразительное средство художника, которое помогает ему в этом, - свет и тень. С их помощью передавал Леонардо на картине все многообразие реального мира.

Все элементы картины расположены в пространстве особым образом. Они следуют закону гармоничной пропорции. Фигура Джоконды с математической точностью соотносится с золотыми треугольниками, являющимися частями правильного звездчатого пятиугольника. Это очень важно с точки зрения зрителя, который различает предметы окружающего мира по форме. Одни нам нравятся, другие – нет. И очень часто интуитивно мы считаем красивыми и тянемся к тем формам, которые подчиняются «Золотой пропорции». Это было известно с древности, а сегодня доказано учеными и проверено экспериментально. Гениальные полотна Леонардо да Винчи и по сей день поражают. Это « Тайная вечеря» ( 1495 -1498), «Мадонна Литта» (1480), «Благовещение»(1472 -1475), «Леда с лебедем»(1515) и другие.

Леонардо часто упрекали, что он мало пишет живописных произведений, на что он ответил и современникам и нам – потомкам – такой мудростью: « Когда замысел требовательнее создаваемого – это хороший знак. Если кто будет держаться этого правила с юных лет, тот, несомненно, станет отличным мастером. Произведения его будут немногочисленны, но полны достоинства, способных остановить людей в восторженном созерцании перед достигнутыми им совершенствами».


Вывод
Кем же был Леонардо да Винчи – художником, ученым или философом? В настоящем творце, коим являлся Леонардо да Винчи, эти понятия слились воедино. Можно обучиться рисованию, владеть кистью и красками, но невозможно научиться быть художником, ибо это особое состояние чувств, особое отношение к миру. Природа ответит взаимностью, откроет нам свои тайны, станет музой и позволит проникнуть в суть вещей и явлений лишь тому, кто действительно ее любит. Таким и был Леонардо да Винчи.

Заключение
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года. Спустя столетия художник остается символом безграничных устремлений человеческого разума, гением, наделенным почти сверхчеловеческими способностями, творцом и провидцем. Попытки проникнуть в тайны, которые мастер оставил в наследство людям, сродни желанию понять что – то о самом искусстве как об одном из высших проявлений человека.
Список используемой литературы
1. Большая детская энциклопедия./ «Dorling Kindersley» - 2006.
2. Леонардо да Винчи. Т 3 - М.: «Директ – Медиа», 2009. - 48.
3.Что такое. Кто такой: энциклопедия. Т 2;- М. - 352.
4. Энциклопедия 2500 удивительных фактов /Б.Уильямс; пер. с англ. Е.В.Федорова,

С.В.Чудова. – М..: Издательский дом « Оникс 21 век», 2004.- 256с.
5. Я познаю мир. Великие художники: энциклопедия / И.А.Андрианова;- М.:АСТ: АСТРЕЛЬ, 2006.-397.



Последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо. А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей».