Главная страница

«Использование икт в формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»



Скачать 78.41 Kb.
Название«Использование икт в формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Дата14.02.2016
Размер78.41 Kb.
ТипАнализ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Садовский детский сад общеразвивающего вида»


Обобщение педагогического опыта по теме:

«Использование ИКТ в формировании основ

безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

Воспитатель: Рева Дарья Михайловна

Садовое 2015 год

Тема: «Использование ИКТ в формировании основ безопасности

жизнедеятельности у дошкольников»
Актуальность

Безопасность – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, любознательность, открытость в общении, способствуют его наибольшей уязвимости. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому, то, что для взрослого не является проблемой, для ребенка может стать таковой. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности с дошкольного возраста. И это одна из самых важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Обоснование темы

Анализируя результаты наблюдений и ответы детей своей группы, я пришла к выводу, что многие дети затрудняются ответить на самые элементарные вопросы: как правильно переходить проезжую часть, часто забывают или вовсе не знают об опасностях, подстерегающих их в быту и на улице. Причиной этого считаю, недостаточное количество времени, уделённое этому вопросу как родителями, вечно уставшими и занятыми бытовыми проблемами, так и воспитателями.

Таким образом, выявилась проблема: знание основ безопасности жизнедеятельности не соответствует возрасту детей.

Оценка исходного состояния определила необходимость поиска новых форм работы.

Такой формой мною было выбрано использование информационных компьютерных технологий. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Дошкольная среда не стала исключением, инновационные компьютерные технологии вошли и в дошкольное образование и прочно заняли своё место.

Мероприятия с использованием информационных технологий позволяют улучшить качество образования ребенка, изменить методы и организационные формы работы с детьми, формировать у детей умение продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни, совершенствовать процесс обучения и развития детей наиболее эффективным, привлекательным, безопасным и продуктивным образом.

Все выше сказанное дает основание утверждать, что применение ИКТ повысит эффективность формирования знаний по основам безопасности у дошкольников.

Определившись с формой работы, я поставила цель и сформулировала задачи.
Цель: Формирование знаний о правилах безопасности у дошкольников при помощи информационных компьютерных технологий.

Задачи:

  • повысить качество формирования основ безопасности у дошкольников через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс;

  • обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;

  • создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство.

Безопасное поведение в природе:

  • продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

  • формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

  • формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

  • знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах:

  • развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;

  • продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице, подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

  • уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

  • знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», Машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус);

  • знакомить со знаками дорожного движения;

  • формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;

  • рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;

  • знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);

  • знакомить с правилами езды на велосипеде;

  • знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.


Свою работу я осуществляла в следующих направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

Работа с детьми:

- Беседы по ОБЖ, сопровождаемые яркими мультимедийными презентациями – голословный рассказ никогда не будет иметь такого эффекта, как наглядность. Презентация дает возможность ребенку заглянуть туда, где в реальной жизни он не может оказаться, расширить его кругозор;

- Ситуативный разговор – позволяет анализировать возникшие в течение дня травмопасные ситуации, находить пути их решения, а использование фотоаппарата помогает закрепить проговорённые правила;

- Обучающие мультфильмы, так любимые детьми, демонстрируют не только правила безопасности жизнедеятельности, но и примеры «неправильного» поведения;

- смотрим мы не только готовые мультфильмы, но ещё и создаём их сами, при создании мультфильма у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками;

- дидактические игры – созданные мною при помощи ИКТ, помогают закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, развивать память, мышление, речь; воспитывать чувство ответственности;

- распечатанные на принтере сюжетные раскраски позволяют мне в свободной деятельности закрепить разученные правила;

- а грамотно подобранные электронные обучающие игрушки в ненавязчивой форме помогают мне решать поставленные задачи.

- использование электронных физминуток, гимнастик для глаз помогает снять накопившееся напряжение и усталость.

Большими помощниками для меня стали принтер, фотоаппарат, видеокамера, и интернет.

Для формирования основ безопасности жизнедеятельности я включаю в воспитательно-образовательный процесс не только мероприятия с использованием ИКТ, но и такие режимные моменты, которые не требуют их использования.

- Сюжетно-ролевая игра – позволяет закрепить знания и умения о труде взрослых, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывает у детей уважение к труду, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

- Подвижные игры – способствуют укреплению физического здоровья, позволяют закрепить с детьми правила безопасного поведения на улице и знаки дорожного движения.

- Чтение художественной литературы, очень много сказок, рассказов и стихов по основам безопасности. Художественная литература открывает огромные возможности в реализации всех задач по ОБЖ, и не использовать их в своей работе просто невозможно.

- Проекты, – которые затрагивают не только детей, но также и их родителей.
Я перехожу к следующему направлению моей работы. К работе с родителями.

Сотрудничество с семьей является важным фактором формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности у детей. В декабре 2015 года был проведен проект «Путешествие в страну безопасности», название которого говорит само за себя, итоговым продуктом проекта стала семейно-познавательная викторина «Знатоки правил основ безопасности жизнедеятельности".

Помимо проектной деятельности проводила анкетирование, для того, чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия;

- подготовила для родителей консультации, такие как:

«Правила безопасности для детей»;

«Безопасность на дорогах»;

«Что читать детям о безопасности»;

«Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания на улице», и другие.

- провела родительское собрание по теме: «Безопасность детей в наших руках», кроме этого на каждом родительском собрании стараюсь затронуть вопросы, связанные с безопасностью детей в саду и дома;

- родители приняли активное участие в семейно-познавательной викторине «Знатоки правил ОБЖ".
Следующее направление работы – работа с педагогами.

Свой опыт я обобщила и представила на семинаре в педагогическом коллективе ДОУ.

- Для педагогов были подготовлены консультации:

«Информационные технологии в дошкольном образовании»;

«Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников»;

«Использование ИКТ в работе с родителями»; и другие.

- Проведен мастер – класс «Создание мультфильма – дорожные знаки».

По итогам заключительных мероприятий каждого подпроекта по формирования основ безопасности жизнедеятельности прослеживается положительная динамика. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что использование информационно-коммуникационных технологий в работе по формированию основ безопасного поведения у дошкольников - это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка. Помощь, в диагностике развития, детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона.

В дальнейшем планирую продолжить свою работу, так как старший возраст самый благоприятный для создания фундамента по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей.