Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Испарение и конденсация» |
 Скачать 52.39 Kb. |
Урок по физике в 8-м классе Исаева И.В.
Средняя общеобразовательная школа №26 г.Актобе Тема: «Испарение и конденсация»
Цели урока:
дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.
образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно кинетической теории;
развивающие – формировать представление о процессе научного познания развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики.
воспитательные – сформировать умения применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях. Тип урока: комбинированный.
Демонстрации:
Зависимость скорости испарении от температуры, движения воздуха.
Охлаждение жидкости при испарении.
План изложения нового материала.
Объяснение явления испарения с точки зрения МКТ.
Испарение как физическое явление, его признаки.
Факторы, влияющие на скорость испарения.
Конденсация.
Насыщенный пар.
Испарение в природе, технике.
План урока
Организационный момент
| 1 минута
| Подготовка к усвоению нового материала
| 3 минуты
| Актуализация опорных знаний
| 3 минуты
| Освоение нового материала
| 18 минут
| Закрепление материала
| 10 минут
| Первичная проверка полученных знаний
| 5 минут
| Домашнее задание
| 2 минута
| Подведение итогов урока (рефлексия)
| 3 минуты
|
Ход урока 1. Оргмомент.
2. Подготовка к усвоению нового материала
Учитель: На столах у вас лежат предметные стеклышки. Подышите на стеклышко. Что вы наблюдается? Как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить «картину» на стеклышке?
Объявление темы урока: «Испарение и конденсация». Постановка целей и задач урока. 3. Объяснение нового материала.
Рассказ о явлении испарения с точки зрения МКТ.
Учитель: Нарисуйте в тетради сосуд, который наполненный жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?
Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы находящиеся вблизи поверхности, и которые имеют большую кинетическую энергию равную работе, которую необходимо совершить против сил сцепления, удерживая их внутри жидкости.
Признаки явления испарения.
Демонстрация - уменьшение количеств вещества при испарении, которое сопровождается понижением температуры испаряющейся жидкости.
Вывод: При испарении происходит понижение температуры, т.к. внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается.
Применение здоровьесберегающих технологий при изучении темы «Испарение»:
Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:
вызвать врача;
до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;
взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);
тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;
дождаться врача;
Если будет необходимость, эту процедуру можно повторить.
От каких факторов зависит скорость испарения?
Демонстрация – зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха.
Вывод: Испарение зависит от:
а) температуры;
б) площади поверхности жидкости;
в) рода жидкости;
г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости.
Испарение в твердых телах.
Испарение происходит с любой поверхности, в том числе и с поверхности твердого тела. Пример: бельё высыхает и на морозе. Испаряется и нафталин, поэтому мы чувствуем его запах. Этот процесс называют сублимацией.
Конденсация.
Конденсация - процесс перехода молекул из пара в жидкость.
Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела.
Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков, выпадение росы.
Насыщенный пар
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.
Испарение в природе, технике.
а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.
Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды.
С поверхности Мирового океана - 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер ….- 74 000 куб. км.
Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м
б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т.д.).
Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах.
4. Закрепление.
а) фронтальная беседа по вопросам.
1. Что называют испарением?
2. От чего зависит интенсивность испарения?
3. Что называют конденсацией?
б) работа в группах
1 группа: В каких случаях понижение температуры при испарении жидкости полезно и что следует сделать, чтобы его ускорить?
2 группа: Когда быстрое испарение вредно, и каким образом его можно замедлить?
3 группа: Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
1 группа: Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
2 группа: Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
3 группа: Какой суп остынет быстрее: жирный или постный? 6. Рефлексия. Итог урока.
Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)
7. Домашнее задание.
Напишите короткий, не более двух тетрадных страниц (и желательно веселый), рассказ - загадку, в основе которого лежали бы явления испарения и конденсации. Литература:
Б.М.Дуйсембаев, Г.З.Байжасарова и др. Физика 8 класс, Алматы: Мектеп, 2012.
Кирик, Л.А. Физика-8. Методические материалы. М.: Илекса, 2003.
Громов, С.В., Родина. Н.А., Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 2008.
|
|
|