ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАВЫКИ АБСТРАГИРОВАНИЯ ИГРА «ВООБРАЖАЕМЫЙ ГОСТЬ»
Цель:
Учить детей представлять невидимый объект, выделяя его какой – либо отдельный признак, качество или свойство.
Формировать умение выделять какую – либо сторону или аспект явления, объекта, которые в действительности как самостоятельные не существуют.
Ход:
Воспитатель предлагает детям сесть вокруг и закрыть глаза. Можно посоветовать им глубоко вдыхать и выдыхать воздух. Потом предлагает представить себе, что они пришли куда–нибудь в гости или, к ним пришел гость, а дверь открывается необычно - снизу вверх. Когда дверь начнет открываться, пусть теперь вообразят и расскажут, кто за ней находится. Это может быть самый необычный «гость», какого они еще не встречали: сначала видны ноги, потом, по мере скольжения двери, туловище и лицо. Потом тот, кто «вернулся» в группу, открывает глаза и рассказывает, описывает того, кого он видел.
В первый – второй раз в игре можно использовать «занавес», который можно постепенно приподнимать, а ребенок или дети все вместе описывают того, кто стоит за «дверью». Занавес - может быть тканевый - на натянутой веревке или бумажный рулон (обои), который постепенно накручивается на палку.
ИГРА «КОНКУРС ШУМОВЫХ ОРКЕСТРОВ»
Цель:
Научить детей находить аналоги реальным музыкальным инструментам по звуковому принципу. Учить находить выход из создавшейся ситуации, абстрагируясь от привычных стереотипов.
Ход:
Детям предлагается создать оркестр, который будет «играть» на конкурсе оркестров.
Созданный оркестр должен придумать наиболее интересное инструментальное сопровождение к музыкальному произведению из имеющегося набора шумовых и ударных инструментов.
Сопровождать оркестр может пение солиста, танец, выступление группы певцов.
Детям дается время на распределение ролей, обдумывание репертуара и «инструментов». Репетицию проводят, уединившись в разных уголках. Наиболее удачные выступления можно вставить в сценарий утренника, выступления перед другими группами, малышами.
Усложненный вариант: В качестве инструментов используется все, что есть в группе, но не имеет отношение к музыке. ИГРА «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ГОСТЕЙ» (по М.Жернильской)
Цель:
Развивать образное видение мира, умение видеть в абстрактном конкретный образ, находить ему соответствующие дополнения.
Формировать ассоциативное мышление детей через чувственно – эмоциональное постижение окружающего.
Ход:
Воспитатель показывает детям кусочки разного меха и спрашивает, кто пришел к нам в гости, почему дети так думают. Детям предлагается потрогать, погладить и угадать, кто это. Выбрать им угощение.
Усложненный вариант: Контурные изображения этих же предметов. Дети в предложенных картинках могут увидеть совсем другие образы. Любое предложение с обоснованием поощряется. ИГРА «ЦИРК ЗВЕРЕЙ»
Цель:
Развивать у детей способность к абстрагированию, ассоциации. Воспитывать умение увидеть несуществующий объект через чувственные и зрительные ассоциации. Определять различия и сходства между абстрактным изображением и реальным объектом.
Ход:
Воспитатель показывает детям цирк - на круглый лист бумаги - арену выходят артисты цирка - кубики, кирпичики, цилиндры, шары и т.д. Детям предлагается догадаться, кто это, какой номер он будет выполнять, и найти на ощупь пригласительный билет каждого артиста. Пригласительные билеты - это карточки, на которых приклеены круг, квадрат, треугольник, многоугольник из драпа, бархатной или плотной бумаги, картона.
Далее игра разворачивается как самостоятельная художественная деятельность или сюжетно – ролевая игра.
Арена может оставаться в группе еще продолжительное время.
ИГРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ
ВЛАДЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ АНАЛОГИЕЙ ИГРА «ЧИТАЕМ»
Цель:
Учить восприятию внешних признаков настроения, действий через графическое изображение.
Дети делятся на пары или на подгруппы. Часть «пишет» любыми графическими символами какое-либо письмо или записку товарищам (другу), передает, а те пытаются вслух «прочитать», что там написано. Потом написавший «читает» свой правильный вариант. Выигрывает та пара, подгруппа, кто «прочитал» правильнее всех. Потом дети меняются местами. ИГРА «СКАЗКА – КАЛЬКА» (идея Дж.Родари)
Цель:
Учить детей символическому моделированию сказки с соблюдением последовательности развития сюжета. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения.
Ход:
Воспитатель вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает ее рассказать очень – очень коротко. Но один – два ребенка будут рассказывать, а все остальные за это время ее «записывают», т.е. обозначают героев и действия какими-либо символами. Как только ребенок (дети) закончат рассказывать, все остальные должны прекратить «записывать».
Первый раз это можно показать детям самому воспитателю, записывая на доске тот сюжет, который будут рассказывать дети.
В старших, подготовительных группах дети любят буквенное изображения. Они создают как бы порет этого героя, украшая каждую букву элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа.
Например:
По составленной модели повторяется записанная сказка или сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть из разных произведений.
1. Кто-то из героев сказки остается и про него сочиняется новая сказка.
2. Сказка про окружающие детей предметы.
3. Сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки.
4. Сказка про себя или товарища.
Обозначения принимаются любые - цветовые, геометрические, буквенные, так же как принимаются и стрелки, линии и т.д. Полный простор для фантазии детей. Потом можно по своей модели рассказать всем сказку, можно обменяться и угадать, что «записал» товарищ. А можно устроить для родителей выставку «иллюстраций» к одной иди двум сказкам. Пусть отгадывают, какую сказку «записывали» их дети.
Готовые обозначения детям лучше не давать, они плохо запоминаются и не вызывают интереса.
А вот придуманные самим ребенком вносят элемент соревнования и вызывают у них чувство гордости за свое творчество.
ИГРА «КТО ГУЛЯЕТ НА ПОЛЯНКЕ?»
Цель:
Развивать у детей абстрактное мышление. Учить, не видя образа, представлять и описывать, что он представляет. Формировать умение пользоваться символами, выделять в них самые характерные аналоги с реальным объектом.
Ход:
Воспитатель расстилает большой зеленый лист бумаги, дети располагаются вокруг.
Воспитатель (потом дети) выставляет или выкладывает на «полянку» какой-либо бесформенный предмет (камень, скомканную бумагу, кусок пластилина, ткань), строительный или бросовый материал, части одежды. Дети, по желанию или по очереди должны назвать и описать - кто вышел гулять на полянку. Ребенок может тщательно описать признаки того, «кто (что) гуляет». Описывается одежда, цвет, покров, материал, походка, характер и т.д. если один ребенок не может это описать, можно предложить помочь остальным детям.
Игра продолжается пока каждый желающий ребенок не опишет своего гостя на «поляне».
Предметы для игры готовятся заранее или подыскиваются сразу перед игрой. Воспитатель предлагает найти предмет, который ни на что не похож или наоборот похож на что-то; вещь, которая никому не нужна или никто не знает, что она из себя представляет. Иногда можно сказать - взять то, что под руку попадется: в группе, на прогулке, в раздевальной. Принимаются самые немыслимые предметы. ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДЕТЕЙ ОБОБЩЕНИЮ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ, ОБЩЕЕ»
Цель:
Воспитывать у детей способность классифицировать понятия, предметы, явления. Учить обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.
Ход:
Детям предлагаются пять карточек с изображением предметов, явлений. Четыре из них объединены общим признаком. Пятая карточка к ним не относится. Необходимо найти эту карточку.
Примерный набор карточек:
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
Ваня, Федя, Петров, Семен, Вася.
Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Зима, весна, год, осень, лето.
Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль и т.д.
Карточки могут меняться по необходимости и наличии, главное, соблюсти принцип подбора предметов, явлений. ИГРА «ПОЧЕМУ»
Цель:
Развивать у детей такую мыслительную операцию, как умение выявлять причинно – следственные связи, и в то же время учить мыслить необычно, оригинально.
Ход:
Выбранный ребенок или взрослый выполняет роль гостя из другого детского сада, города, страны, планеты. Он должен задавать разные вопросы, которые начинаются со слова «почему». Например: «Почему в группе у вас стоят кровати? Почему в вашем городе нет метро? Почему в реке плавает рыба? Почему на Земле люди плачут?».
Все остальные участники - индивидуально или коллективно должны ответить на заданный вопрос. В старших группах можно выделить самый оригинальный ответ. ИГРА «ЗАГАДАЙ ПРЕДМЕТ»
Цель:
Развивать способность быстро выделять в предмете наиболее характерные для него признаки и находить другие предметы, имеющие как сходные, так и не сходные с ним признаки. Формировать у детей основу комбинирования.
Ход:
Воспитатель называет или показывает детям какой – нибудь хорошо известный всем предмет (явление, существо).
Детям нужно назвать два – три других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание которых по возможности однозначно бы его определило. Детям можно предложить объяснить, по каким признакам они назвали определяющие слова.
Например: Называется слово «кот», к нему подбираются определяющие слова - тигр (тихо ходит, с хвостом, есть когти): шуба (теплая, мягкая).
«Чайник» - сумка (с ручкой, что-то содержит), кастрюля (можно в ней греть, металлическая), слон (есть длинный нос - хобот). ИГРА «НАЗВАНИЕ КАРТИНКИ»
Цель:
Учить, при восприятии какого-либо изображения, уметь кратко его охарактеризовать - дать ему название. Формировать умение сворачивать информацию, выражая любое понятие одним словом. Развивать образное мышление.
Ход:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и дать ей название. Главное условие - как можно короче, но чтобы было понятно, что на ней изображено. Побеждает тот, кто назовет картину одним словом и будет все понятно. Если названий из одного слова несколько, то лучшее название выбирают дети.
ИГРА «РАССТАВЬ ПО МЕСТАМ»
Цель:
«Расставить строки» по местам. Придумать рассказ по данному словосочетанию. Возможен такой вариант, когда дети начинают рассказ с данного словосочетания, середину придумывают сами, а конец рассказа - правильная строчка в стихотворении.
Ход:
Детям предлагается расставить правильность строчки у перепутанного стихотворения, которое или нарисовано - символически или (если дети читают) написано. Наиболее эффективно, если соединены надпись и картинка, изображающая героя или действие.
Злой кабан - сидел на ветке,
пароход - томился в клетке,
соловей - точил клыки,
дикобраз - давал гудки.
Еж - накрыт к обеду был,
чиж - усами шевелил,
рак - летал под облаками,
стол - гонялся за мышами.
Чайник - прыгал во дворе,
мальчик булькал на костре.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАВЫКИ КОНКРЕТИЗИРОВАНИЯ ИГРА «КАРТИНКИ К КНИЖКЕ»
Цель:
Учить ребенка в услышанном тексте выделить конкретный предмет, отметить его наиболее яркие признаки. Воплотить услышанное в конкретный рисунок. Запомнить признаки нарисованного объекта и описать их. Развивать у детей оперативную память, образное мышление.
Ход:
Взрослый читает детям текст повествовательного произведения. Лучше, если он будет бытового содержания и не знаком детям.
Перед детьми ставится задача: представить и зарисовать те предметы, о которых идет речь в тексте. Как бы нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению. Обязательно передать их цвет, форму, размер.
Для уточнения признаков предметов, можно прочитать текст еще раз.
Детям дается время для рисования.
Потом каждый ребенок, показывая свой рисунок, описывает этот предмет, конкретизируя его признаки, как он его запомнил и представил. Дети добавляют не замеченные или пропущенные им признаки. После обсуждения дается время 5-7 минут на дорисовывание пропущенных признаков. В конце по собственным иллюстрациям дети самостоятельно или коллективно рассказывают текст снова.
Например: Домик - ребенок описывает: он стоит на берегу речки, маленький с красной крышей.
Буря - тучи, молния, гром.
Рассказы для чтения должны быть короткими и реальными.
Усложненный вариант: Дети перед началом чтения распределяют последовательность рисования предметов - по очереди. В этом случае хорошо, если они сидят за одним длинным столом. Рассказывать текст повторно, также можно по очереди.
ИГРА «ПОЛОЖИ НА МЕСТО»
Цель:
Учить детей определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.
Ход:
Детям предлагается набор - большое количество карточек с изображением конкретных предметов - продуктов, одежды, посуды, школьные принадлежности и т.д. Можно и даже хорошо предложить вместо карточек реальные предметы.
На других столах расположены карточки (обозначающие стол) или коробки с карточками, обозначающие определенные места: холодильник, шкаф для одежды, кухонный шкаф, сумка, портфель и т.д.
Усложненный вариант: Вместо реальных изображений или предметов детям предлагается или контурное изображение предметов или символическое.
Список использованной литературы:
Истории про … (пособие для воспитателей детских садов) // Сост. Сидорчук Т.А., Ардашева Н.И. и др. - Самара, 1994.-100 с.
Родари Дж. Грамматика фантазии.-М.,1990.-30 с.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. – Ярославль, 1996.-103 с.
Сидарчук Т.А Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск,1996.-78 с.
Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников, 1 том: Учебно-методическое пособие.- Обнинск: Изд. «Принтер», 2000.-112 с.-(ТРИЗ дошкольникам).
Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников, 2 том: Учебно-методическое пособие.-Обнинск: Изд. «Принтер», 2000.-98 с. - (ТРИЗ дошкольникам).
Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников, 3 том: Учебно-методическое пособие.- Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. – 252 с. – (ТРИЗ дошкольникам).
Страунинг А.М., Страунинг М.А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». – Ростов –на –Дону, 1993.- 32 с.
|