ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Николаева Елизавета Даниловна
Введение
Ведущие психологи (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Г.И. Минская, Н.Н. Поддъяков) считают, что мышление дошкольников отличает следующее:
- тесное взаимодействие трех форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического).
- зависимость мышления от уровня развития его более элементарных форм.
Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Для развития у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, так как они:
- учат анализировать отношения между понятиями;
- учат объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее;
- развивают и активизируют навыки сравнения и объединения;
- учат обобщать.
Тризовская концепция опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
В этой системе игр и игровых упражнений используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ср. Кунцем, Ч. Вайтингом, и некоторые методы адаптированы к работе с детьми А.М. Страунингом.
Нами были определены следующие принципы построения системы работы:
- принцип игровой реализации поставленных задач;
- принцип систематичности и последовательности усложнения предлагаемого материала.
При составлении системы игр и игровых упражнений по развитию логического мышления детей 7-го года жизни мы ориентировались на:
- значимость форм мышления (наглядно-действенной, наглядно-образной, логической) и их одновременное развитие;
- программу детского сада;
- психологические и возрастные особенности детей данной группы;
Данная система игр и игровых упражнений составлена с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Организуется предметно-развивающая среда, где закрепляются навыки, полученные на играх, и стимулируют познавательные интересы детей.
Цель системы игр и игровых упражнений – развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задача системы – развивать логическое мышление, повысить познавательный интерес детей.
Игры проводятся у детей в вне и во время занятий.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Для проведения игровых упражнений и игр используются разные наглядные материалы, такие как:
- карточки, сюжетные и предметные картины, игрушки, «Кольцо Луллия», «Карты Проппа», «Морфологическая таблица» и т.д.
Во время игр надо подбадривать ребенка. Если что-то не получается, внушить ему, что это не страшно, что следующий раз обязательно получиться.
Понятно, что у каждого разное восприятие: некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его обработке. И в этом могут помочь родители.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИГРА «ВЫБЕРИ МЕНЯ»
Цель:
Учить анализировать отношения между понятиями.
Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:
а) причина – следствие,
б) противоположность,
в) порядок следования,
г) род – вид,
д) часть – целое,
е) функциональные отношения и др.
Ход:
Детям предлагаются три карточки, первые два изображения на них находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных трех – четырех) изображений существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое изображение.
Например:
1. Паровоз - вагоны = конь -?
(Поезд, конюшня, телега).
2. Песня - певец = картина -?
(Больной, художник, кисточка).
3. Нож - сталь = стол -?
(Вилка, дерево, скатерть, стул).
4. Лес - деревья = библиотека -?
(Город, библиотекарь, театр, книги).
5. Бежать - стоять = смеяться -?
(Ползать, звать, плакать).
6. Утро - ночь = зима -?
(Осень, сани, день, мороз).
7. Волк - пасть = птица -?
(Воздух, яйцо, клюв, петух).
8. Школа - ученик = больница -?
(Доктор, больной, учительница, дом). ИГРА «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Цель:
Учить, анализируя знакомый сказочный персонаж, находить в нем отличительные признаки, которые свойственные только этому персонажу. Учить изменять сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.
Ход:
Рассмотреть с детьми по системному (компонентному) подходу любой знакомый сказочный персонаж.
Обратить внимание детей, что подсистемные признаки (атрибуты волшебства, черты характера, поступки) во многих сказках у одного и того же героя одинаковые.
Предложить детям подумать, как будет вести себя сказочный персонаж без своих привычных признаков. Что, например, будет делать Баба Яга без своих дорогих ее сердцу - ступы, черного кота, избушки на курьих ножках… Ведь может совершенно поменяться сюжет сказки, где она участвует.
В начале игры можно обсуждать отдельных сказочных героев, обдумывая и предсказывая их измененный образ жизни. Можно во время обсуждения пользоваться системным оператором.
Например: Рассматриваем Деда Мороза.
Его признаки: борода, шуба, мешок с подарками, валенки.
Варианты, придуманные детьми:
Дед Мороз без шубы - в Африке. Как называется Дед Мороз в Африке? А если северный Дед Мороз и в Африку. Как его там сохранить, если он ледяной? Какие подарки он будет приносить африканским детям? Как устроить африканским детям настоящий «зимний» праздник, если у них нет снега. Как его довести, показать?
Решение проблемы Деда Мороза, потерявшего посох, младшими детьми:
Компьютер! Волшебная палочка! Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется льдом и станет волшебным.
Потерянный посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделят его на много маленьких «посошков», получат волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник кончится, они отдадут «посошки» Деду Морозу, а он снова сделает из них посох, а может быть, оставит их детям - пусть у них всегда будет праздник.
ИГРА «СДЕЛАЙ ТАК И НЕ ТАК»
Цель:
Развитие у детей таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Ход:
Предложить детям рассмотреть образцы построек из строительного материала. Рассмотреть с ними, из чего предлагается сделать предложенные постройки.
Обсудить, есть ли в группе аналогичный материал. Если есть - сделать постройки по образцу.
Если предложенного в образце материала нет - подумать и найти в группе аналогичный, которым можно заменить предложенный в образце.
Предложения принимаются без критики, но обязательно анализируются удобство использования предложенного материала.
1 вариант игры: Аналогично проводится игра с образцами узоров из мозаики и палочек.
2 вариант игры: Детям предлагается повторить узор или изображение, составленное из геометрических фигур, предварительно проанализировав, из каких именно фигур составлен узор или изображение.
Второй этап этой игры - ребенок составляет точно такое изображение, но, например, только из предложенных квадратов (треугольников, кругов, и т.д.), разрезая и видоизменяя их по своему желанию. Главное - составить точно такое изображение, как на образце. Аналогичные игры можно проводить на физкультурном занятии с подвижной игрой, на музыкальном - с движениями танцев.
Главное анализировать вслух, какие движения предложены, и как теперь их можно проставить.
Например: В польке мы сначала бежим по кругу, потом «ковырялочка» потом приседаем и кружимся.
А в этом танце мы сделаем по другому: сначала приседаем, потом «ковырялочка», потом бежим по кругу и кружимся. ИГРА «МЕНЯЕМ ПОРЯДОК»
Цель:
Развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ рядоположения, порядка следования.
Формировать умения анализировать и находить ошибки в предложениях, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной.
Ход:
Для рассмотрения детям предлагаются сюжетные картинки. После небольшого самостоятельного рассмотрения детьми, предлагается обсудить.
Что будет, если …
Например: - Если за летом опять следовала бы весна.
- Дети сначала бы пошли гулять, а потом оделись.
- Мальчик сначала пожалел девочку, а потом ее обидел и т.д.
Может ли быть так …
Например:
Сначала утро, потом ночь.
Сначала взрослый, потом ребенок.
Сначала согреют суп, потом включат огонь.
Сначала покушают, потом умываются.
Сначала спят, потом ложатся в кровать и т.д.
Усложненный вариант обсуждения может звучать так:
Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом.
Поздней осенью, как обычно, буйно зацвели яблони.
Дети могут отвечать индивидуально, по очереди или по желанию, а могут групповым ответом. Выслушиваются все версии, даже самые неправдоподобные. Главное - рассуждения. ИГРА «ГДЕ ИГРУШКА?»
Цель:
Учить детей анализировать месторасположение предметов, отгадывать загаданную игрушку.
Ход:
Разместить вокруг ребенка несколько его любимых игрушек (4 – 5).
Загадать одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщают только местоположение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
Вариант игры по картине. Рассматривая картину, ребенок должен ответить на вопросы:
1. Какая игрушка принадлежит мальчику, если известно, что она лежит справа от него и сзади от девочки?
2. Какой предмет принадлежит папе, если известно, что он лежит справа от мальчика?
3. Любимая игрушка девочки лежит впереди мальчика и справа от девочки. Что это?
4. Всем мамам на 8 марта дарят то, что находится слева от девочки? Что это? ИГРА «МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ»
Цель:
Учить детей, анализируя зрительный образ, сопоставляя его с уже известным, дорисовать так, чтоб он стал целым, привычным.
Более усложненная цель - учить придумывать новое применение видоизмененному объекту, изменять его по собственному желанию для новой функции.
Ход:
Детям раздаются или, они выбирают сами листочки, на которых нарисованы знакомые объекты. Но в каждом рисунке допущена какая – либо ошибка или линии рисунка не соединяются - как бы сломаны: машина без колеса, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки, самолет без хвоста, расческа со сломанными зубьями и т.д. Детям предлагается взять карандаш, фломастер и «починить» предмет - дорисовать на данном листе. В старших группах можно предложить на новом листе нарисовать уже «починенную» вещь.
В усложненном варианте дети дорисовывают предметы по собственному желанию и объясняют, для чего теперь можно использовать такой предмет, что он теперь сможет делать. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«СКЛАДЫВАЕМ СЛОВА ИЗ ПОЛОВИНОК»
Цель:
Упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом, и сразу же обязательно подтверждать ее обнаруженным недостающим фрагментом.
Формирует установку на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по написанию, и их недопустимо путать друг с другом.
Ход:
Детям даются карточки с написанными половинами коротких слов, так чтобы первая половина была написана на одной карточке - справа, а вторая половина - на другой карточке - слева.
Например:
КОРО - ВА, ША - РИК, МУР - КА.
Задача детей, имея целый ряд карточек с началами и окончаниями слов, быстро их сложить так, чтобы получалось целое слово.
Как усложненный вариант предлагается к одной первой половине подобрать несколько окончаний и наоборот.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АКТИВИЗИРУЮЩИЕ
НАВЫКИ СРАВНЕНИЯ ИГРА «КОМПОЗИТОРЫ»
Цель:
Учить объединять различные действия в одно целое, находя в объединении что-либо целое. Развивать умение устанавливать связь между словами и мелодией, находчивость.
Ход:
Воспитатель вспоминает с детьми знакомые стихотворения. Дети делятся на команды - музыкальные группы, придумывают себе название. Потом каждая подгруппа, или все вместе выбирают себе стихотворение и сочиняют на него мелодию. Поют. Если пение оформлено элементами костюмов, музыкальным сопровождением на инструментах, команда получает дополнительные очки и аплодисменты. Допускается сочинение разными группами мелодии на одно стихотворение. В таком случае можно провести дополнительный конкурс на лучшую мелодию. ИГРА «КАРТЫ»
Цель:
Учить переносить свойства одного предмета на другой и описывать полученный результат. Развивать умение использовать ассоциации…
Ход:
Дети сидят за столами друг против друга. Перед детьми на столе картинками вниз лежат карточки. Дети их тасуют - перемешивают и по очереди берут по одной карте. Одновременно по карте берут дети, сидящие напротив. Каждый, переворачивая карту, быстро говорит, что на ней изображено, и подбирает два – три прилагательных. Ребенок напротив эти признаки переносит на предмет на своей карте. Описывает, что это будет необычный или реальный предмет. Дети, сидящие рядом, по желанию берут по одной карте, переворачивают, не называя предмета, говорят его свойство и переносят его на предмет в фокусе. Дети его иногда называют «козырной».
В эту игру хорошо играть небольшими группами 0 по 5-6 человек.
Когда дети освоят ее с взрослым, они хорошо играют в нее самостоятельно.
Вариант усложнения игры: Ребенок, переворачивающий карту первым, не называет, что на ней нарисовано, а описывает его признаки. Остальные дети должны отгадать, что там нарисовано. ИГРА «СОЕДИНИ»
Суть игры в изменении, ломке привычных пространственных связей предмета, изъятии предмета из привычных для него отношений.
Цель:
Развивать у детей навыки совмещения пространственно разделенных объектов. Вызвать эмоциональный подъем, повышающий познавательную активность, интерес к занятиям, играм.
Ход:
Предложить детям совместить - объединить предметы, которые пространственно разделены…
Детям предлагается найти общее между этими предметами, совместить их, следовательно, найти какой-то новый предмет, обладающий неожиданными, общими для обоих предметов свойствами.
Предметы можно соединять произвольно, а можно использовать морфологическую таблицу. КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ Кольца Луллия используются в работе с дошкольниками для ознакомления с окружающим, природой, развития речи, обучения грамоте и активизации воображения.
Принцип работы с кольцами такой же, как у Луллия. Но в работе с детьми хорошо использовать для младших групп сочетание двух колец, для средних, старших - трех, четырех.
Кольца должны быть разных размеров, такие, чтоб на каждом большем кольце было видно изображение. Сразу кольца можно не соединять накрепко, так как потом можно будет варьировать их сочетание - на одну игру, на одно занятие. Так получается больше сочетаний при меньшем количестве заготовленных колец. Скреплять лучше временно, используя стержни от пирамидок, маленький волчок и т.д. Главное, чтобы кольца вращались по отношению друг к другу. Размер колец также зависит от того, как вы их используете. Если это демонстрационное кольцо, с которым вы будете работать все вместе, то оно будет большое; если на каждого ребенка, или настольные, то меньше. Для того чтобы определить найденное сочетание можно использовать стрелочку, которая помещается сверху всех колец. Она указывает найденные сектора. Для младших групп хорошо использовать чистый круг такого же размере, как большое кольцо. Оно располагается сверху всех колец и на нем вырезается «окошко» - один сектор. То, что попадает в это «окошко» и обсуждается.
На кольцах, разделенных на 4, 6, 8 секторов наносятся изображения тех объектов, которые вы хотите использовать в работе. Очень хорошо, если, начиная с младших групп, картинка сочетается со словом, обозначающим, что здесь изображено. Так дети быстрее учатся читать, чисто зрительно запоминая написание слов. Изображения и надписи могут быть наклеены, а могут быть нарисованы и написаны детьми. Очень удобное кольцо, если на картон нашить прозрачный полиэтилен, сделав как бы кармашки, в которые потом удобно вставлять картинки. Это кольцо хорошо в том случае, если у вас мало картинок.
Принцип заполнения колец разный. Самый простой вариант - на кольцо наносится все, что вы хотите использовать в разговоре с детьми - бессистемно. Другой вариант, когда в секторах помещаются объекты, относящиеся к одной родовой или видовой надсистеме. Например: только птицы или только одежда. На одном кольце могут быть времена года, а на другом части суток или животные: кот, лиса, медведь, поросенок. В зависимости от того, какие знания есть у ваших детей, с какой целью вы используете кольцо, те изображения в и сочетаются.
По любому из составленных колец можно играть - работать не один раз. К нему можно возвращаться, обговаривать и искать новые варианты. Использовать в самостоятельной деятельности детей.
Кольца можно использовать в следующих играх: ИГРА «НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ»
На одно кольцо наносятся животные - домашние, дикие, рыбы, птицы. Это могут быть разные кольца и разные игры, если на каждом кольце только животные, а на другом животные и рыбы, на другом птицы и рыбы и т.д. Вариаций очень много. Главное, что кольца должны сочетаться с другим, на котором нанесены лес, двор, квартира, сарай, река и т.д.
Детям предлагается, повернув кольца, найти домик для каждого.
Как усложненный вариант этой игры или для старшей группы, да и в средней группе можно предложить детям подумать, как будет жить это животное или рыба, или птица, если она попадет в чужой домик. Например: птица - в речку, а рыба - в гнездо.
Здесь уже могут возникнуть фантастические рассказы. ИГРА «НАЙДИ ЧАСТИ»
или «У КОГО (ЧЕГО) ЭТО ЕСТЬ»
На одном кольце - большом наносятся части различных предметов - колеса, окна, крыша, руль, крылья, ручка, лампочка и т.д.
На другое кольцо - поменьше наносятся предметы, в которых эти части есть - машина, настольная лампа, совок, самолет, домик и т.д. Дети, поворачивая, ищут, есть ли в этом предмете найденные части.
? - означает, что ребенок предмет для изображения выбирает сам.
Далее может быть также усложненный вариант. Его можно использовать и в старших группах.
Предложить подумать, что будет, если, например, колесо попадет в настольную лампу или у нее окажутся крылья. ИГРА «ЖИВОЕ ИЛИ СДЕЛАЛИ РУКАМИ (РУКОТВОРНОЕ)»
Цель:
Учить детей определять происхождение любого предмета. Находить его истоки. Различать один и тот же предмет, выращенный или изготовленный, определять его необходимость или использование.
На кольцах наносятся:
Поворачивая кольца, дети рассматривают и обсуждают, изготовлен этот предмет или сам растет. Обсуждается вариант не сам растет, а выращивается человеком.
Может возникнуть вариант, когда объект живой, но в данном случае изготовлен. Обсуждается, бывает ли такой предмет искусственным, где и зачем.
Например: искусственные цветы, деревья.
Изготовленный из дерева медведь - статуэтка и т.д. ИГРА «ИЗ ЧЕГО ЭТО СДЕЛАНО»
Цель:
Учить определять, из чего сделан тот или иной предмет. Находить применение предметам, если они будут сделаны из необычного для них материала. Определять их прочность, удобство, долговечность, варианты использования.
На кольцах нанесены:
Игрушки, хлеб, мебель, одежда, дом, картина, посуда.
Дерево, металл, ткань, кирпич, стекло, мука, бумага.
Реальный вариант:
Дети, поворачивая кольца, определяют, какой предмет из чего сделан, как используется. Бывает так в жизни или не бывает.
Фантастический вариант: Придумай, каким будет предмет, если он будет сделан из …
Например: дом из бумаги. Для кого, как там жить, его размеры. Как сделать его прочным и т.д.
Усложненные варианты:
«Чем это сделали».
Добавляем кольцо с изображением инструментов:
Молоток, иголка швейная. Машина, станок, печь, пила.
Задание: Найти инструмент, который помогает этот предмет делать.
«Кем это сделано».
Включаем кольцо, на котором изображены профессии людей:
Повар, швея, каменщик, столяр, художник, стеклодув?
Задание: Повернуть все кольца так, чтобы было подробно описано кем, как, из чего, с использованием какого инструмента сделан этот предмет.
Варианты, возникшие при повороте колец, с другими предметами можно рассмотреть также, обсуждая: так бывает или нет; в каких случаях так может быть. ИГРА «ТАМ БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»
Цель:
Учить детей определять место привычного нахождения предмета. Приучать к аккуратности. Поговорить, что хорошего и плохого, если предметы не лежат на местах.
Развивать воображение, и образное мышление, выводить умозаключения о том, что будет, если предметы окажутся в непривычной обстановке.
Детям задается задание: Повернуть кольца так, чтобы заданный предмет находился на своем привычном месте. Определить, где обычно бывает этот предмет, что там делает. Сравнить местонахождения других предметов на кольце - попали они на свои места или нет. Определить, что будет, если эти предметы окажутся в непривычных местах. А может быть они там бывают. Когда, что там делают? Поворачивая кольца, найти все места, где этот предмет бывает и сказать, что он там делает.
Например: Мебель бывает в: комнате, на полке - игрушечная; в гараже - для отдыха; на реке - если она на катере или корабле; на улице - летнее кафе и т.д.
Фантастический вариант: если предмет окажется в непривычном месте. Например: книга в воде. Что с ней будет, как ее предохранить от намокания и т.д. Из чего будет сделана книга, которая обычно хранится в воде?
Игрушки, машина, мебель, одежда, дом, книга, посуда.
Шкаф, комната, улица, полка, гараж, река. |