Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Игры для развития ладового чувства |
 Скачать 0.69 Mb. Название | Игры для развития ладового чувства | страница | 2/5 | Дата | 20.04.2016 | Размер | 0.69 Mb. | Тип | Документы |
|
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, их жанры.
Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.
Ход игры: Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Назови композитора музыки
Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: Проигрыватель, записи программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход игры: Педагог показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит запись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.
Какая музыка?
Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки, определять виды танцев.
Игровой материал: Проигрыватель, записи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры: Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
Мажор - минор
Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки, закреплять понятия «мажор – минор».
Игровой материал: Проигрыватель, записи произведений, карточки желтого цвета с улыбающимся лицом, черного цвета с грустным лицом (соответствующие мажору и минору).
Ход игры: Педагог предварительно знакомит детей с терминами «мажор – минор». Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель предлагает «поиграть, настроение узнать», исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы. Дети в зависимости от характера произведений поднимают условно обозначенные карточки.
Три танца
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности танцев.
Игровой материал: Проигрыватель; аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.
Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку. Кто подошёл к теремку?
Цель: Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения. Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др. Ход игры: Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты. Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке. Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры. Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Песня – танец – марш
Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш). 2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном. Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок. Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п., «Под яблоней зелёной» р.н.м., «Марш» по выбору.
Подбери музыку Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический). Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, пилотка, фишки. Ход игры: Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки. Солнышко и тучка Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная). Игровой материал: Карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, прикрытого тучкой, тучка с дождём. Набор по числу детей из трёх карточек. Ход игры: Детям раздают по одному набору карточек и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением. Музыкальный материал: «Рондо-марш» Д.Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьева, «Зима» М.Крутицкого.
Цвет-настроение Цель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет. Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке: Синий – спокойное, уверенное; Зелёный – гордое, торжественное, сила; Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное; Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное; Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное; Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное; Белый – надежда, вера. Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
Какую линию выбрать? Цель: Отобразить впечатление от музыки с помощью графических линий. Игровой материал: Фломастеры, бумага. Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые, изогнутые - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.
Море
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений . Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; запись. Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.
Весело-грустно
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная. Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3. Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали. Музыкальный материал: «Три настроения» Левкодимова. Игры для развития музыкально-слуховых представлений
Музыкальное лото
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты ( металлофон, триола).
Ход игры: Педагог-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Игра проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности и в свободное от занятий время.
Ступеньки
Цель: Учить детей различать движение звуков вверх и вниз.
Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры: Сначала педагог, а затем и ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
Угадай колокольчик
Цель: Учить детей различать звучание трех звуков по высоте.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.
Ход игры: Сначала педагог, а затем и ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок - на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый - на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый - на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Играют несколько детей. Игра может проводиться во время свободной деятельности во вторую половину дня.
Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках.
Повтори звуки
Цель: Учить детей различать звучание трех звуков по высоте.
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.
Ход игры: Педагог-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет «до» первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет «ми» первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динъ», и звучит он так (поет «соль» первой октавы): динь - динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Музыкальный руководитель показывает маленькую карточку, например, с желтым «бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» («соль» первой октавы). Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.
Найди нужный колокольчик
Цель: Учить детей различать высоту звуков.
Игровой материал: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».
Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них-ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Учёный кузнечик
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух. Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон. Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание: Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Три поросенка
Цель: Совершенствовать умение детей различать высоту звуков.
Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке -Нуф-Нуфа, под пластинкой «ля» первой октавы - поросенок в красной шапочке -Наф-Наф, под пластинкой «до» второй октавы - поросенок в желтой шапочке -Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит педагог. - Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на пластинке «до» второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке «фа» первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поет и играет на пластинке «ля» первой октавы). Затем музыкальный руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросенок например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Нифа» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.
Игра проводится в свободное от занятий время и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).
Сколько нас поет?
Цель: Учить детей различать количество звуков в аккорде.
Игровой материал: Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.
В игре можно использовать другой игровой материал - три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое.
Ход игры: Педагог или ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.
При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.
Курицы Цель: Закреплять различение звуков квинты (фа-до). Требуется знание песни «Курицы» Е.Тиличеевой.
Игровой материал: Карточки (по количеству детей) с изображением куриц с опущенной и поднятой головой.
Ход игры: Педагог играет на музыкальном инструменте поочередно два звука. Дети поднимают условно обозначенные картинки. «Фа» первой октавы соответствует картинке курицы с опущенной головой, «до» второй октавы – с поднятой головой.
Часы Цель: Закреплять различение звуков квинты (фа-до). Требуется знание песни «Часы» Е.Тиличеевой.
Игровой материал: Макет часов с маятником.
Ход игры: Педагог играет на музыкальном инструменте поочередно два звука. Вызванный ребенок поднимает или опускает маятник в соответствии с высоким или низким звуком. В дальнейшем, ведущим может быть ребенок, проигрывая звуки на металлофоне.
Эхо
Цель: Закреплять различение звуков сексты (ре-си). Требуется знание песни «Эхо» Е.Тиличеевой.
Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон. Ход игры: Ведущий выкладывает перед двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки «а», «у». Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт «а» или «у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.
Качели
Цель: закреплять восприятие и различие звуков септимы («до»2-«ре»1). Знать песню «Качели» Тиличеевой. Игровой материал: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели вверху – высокий звук; качели внизу – низкий звук. Маленькие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма. Ход игры: Играют трое детей, один из них- ведущий. Перед двумя играющими лежит большая карточка. Педагог назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто – «низких», предлагает спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для неё, проигрывая их на металлофоне. Ведущий берёт фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?» отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей не будут положены на свои места. Выигрывает ребёнок, первым выполнивший задание.
Кто поёт?
Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний). Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына. Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор. Музыкальный материал: «Рассказ папы», «Колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.
Лесенка
Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз. Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз. Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением. Музыкальный репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеевой.
|
|
|