Главная страница

I. Воспитание физических качеств школьников



Скачать 239.7 Kb.
НазваниеI. Воспитание физических качеств школьников
Дата25.04.2016
Размер239.7 Kb.
ТипГлава




Глава I. Воспитание физических качеств школьников

    1. Закономерности развития физических и морально- волевых качеств школьников

На занятиях физической культуры большое значение имеет развитие физических качеств школьников, таких как быстрота, развитие координации, выносливость, быстрота реакции и др. Особенно важно развивать такие качества на занятиях футболом в начальных классах.

Общая двигательная подготовка включает в себя выполнение различных физических упражнений, существенно расширяющих двигательную сферу младших школьников и имеющих положительный перенос на формирование умений, связанных с овладением элементами техники спортивных игр. К ним относят различные упражнения с предметами, в равновесии, различные прыжки.

Общая игровая подготовка состоит в выполнении различных движений, направленных на овладение основами техники различных игро­вых видов спорта. К ним относятся ведение мяча одной рукой (ногой, клюшкой) и попеременно на месте и в движении шагом, бегом, со сменой направления, левым и правым боком, лицом и спиной вперед; различные виды передач мяча на месте и в движении, индивидуально, парами и группами.

Различные виды метаний, бросков и завершающих ударов, различные виды национальных игр и забав.

Общая физическая подготовка, направленная на развитие физических качеств младших школьников, преимущественно осуществляется с помощью подвижных игр и эстафет определенной направленности. Например, для раз­вития быстроты чаще всего используют различные варианты игры «Салки»; для формирования скоростно-силовых качеств — игры и эстафеты (с прыжками и метаниями и т.д) .

К основным методам обучения и воспитания младших школьников относятся: игровой, повторного выполнения упражнений, метод круговой тренировки (преимущественно со второго года занятий), расчлененного и целостного выполнения движений.

Для планирования и регулирования величины нагрузки адекватно возрастным особенностям младших школьников необходимо предва­рительно провести мониторинг величины и темпа развития их двигательных способностей.

Согласно концепции известного ученого Л.В.Волкова (2002) принято выделять три уровня активности развития двигательной способности:

высокий- характеризуется интенсивностью ежегодного темпа развития более 3% и позволяет планировать избирательную нагрузку в году в объеме 30% от общей:

средний характеризуется интенсивностью ежегодного темпа развития от 0 до 3% и величиной избирательной нагрузки в год до 20%:

низкий уровень активности на­лицо в том случае, если интенсивность ежегодного темпа развития двигательной способности имеет тенденцию к снижению и рекомендуемая величина избирательной нагрузки составляет до 10% от общей нагрузки в год .

В первый год занятий формируется «школа движений», изучается «азбука мяча». Такая работа создает хорошие предпосылки для изучения основ техники игровых видов спорта.

Для оценки уровня физической подготовленности школьников средних классов могут служить хорошо известные в практике тесты, а чтобы определить уровень освоения техники двигательных действий, следует разработать критерии оценки должного уровня качества выполнения и объе­ма освоенных данных действий. Текущая оценка степени освоения двигательных умений осуществляется в контрольно-игровых блоках, где в ходе реализации игровых заданий методом экспертной оценки каждому школьнику выставляют баллы за правильность выполнения соот­ветствующих элементов техники.

В младших и средних классах различные подвижные игры — основная форма деятельности детей и основное средство развития их физических и психических качеств. В играх расширяется поле деятельности школьников, определяются контакты их друг с другом, проявляется фантазия. Требования учителя в это время должны носить в большей мере игровой характер

Средний школьный возраст — период быстрота развития основных физических качеств. В это время все ученики в той или иной мере владеют основными формами движений, умеют бегать, прыгать, метать. Поэтому им уже можно разнообразно и интенсивно упражняться. Данные науки говорят, что в среднем школьном возрасте у детей очень высокие показатели максимального потребления кислорода в расчете на единицу веса тела.

В период от 11 до 14 лет наблюдается естественный рост общей выносливости, и, чтобы добиться высоких результатов, умеренные по мощности циклические нагрузки должны быть длительностью не менее 3-4 мин. При этом происходит врабатывание всех систем организма и достигается устойчивый уровень их реакционирования. Такой процесс должен происходить при ЧСС (частоте сердечных сокращений) не менее 160 и не более 190 уд./мин. Если период младшего школьного возраста будет потерян для развития общей выносливости, то в дальнейшем это качество воспитывать будет трудно. Что касается мышечной силы и ловкости, то у младших школьников они находятся на низом уровне. Поэтому, занимаясь со школьниками, необходимо обратить самое пристальное внимание на воспитание этих качеств и продолжать их развитие на протяжении всех лет обучения. У учащихся 11-14 лет еще хорошо выражена подвижность в суставах, т.е. гибкость, и нельзя допустить, чтобы с годами это физическое качество в значительной степени утратилось.

Разнообразные упражнения и подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах учат детей контролировать свое поведение и способствуют развитию основных черт характера: наблюдательности, целеу­стремленности, настойчивости, решительности, самообладания, самостоятельности. Конечно, все эти качества в той или иной мере разви­ваются при выполнении многих упражнений, однако следует выделить из них такие, которые можно особенно развить, выполняя отдельные упражнения.

Наблюдательность. Это — способность замечать и запоминать неприметные, на первый взгляд, детали окружающей обстановки, проис­ходящих событий или двигательных действий.

Наблюдательность позволяет быстро усваивать сложные упражнения и ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Эту черту характера можно успешно развивать на уроках физической культуры. Например, дети любят смотреть фильмы про разведчиков. После выяснения, каким должен быть разведчик, обязательно добавляют, что он к тому же еще должен быть и наблюдательным.

Затем проводят игру в разведчиков. Играющим предлагается запомнить, как расположены перед ними предметы. После этого рас­положение предметов меняют (глаза у детей при этом закрыты). Школьники изучают новую расстановку предметов, и наиболее наблюдательные возвращают их на прежние места. Игру можно проводить, меняя расположение стоящих в строю.

Не менее важно уметь замечать, как надо правильно выполнять то или иное упражнение, например передачу и прием мяча. У многих в памяти остается только полет мяча и то, что он уже у ног соперника. Но ведь самое главное — проследить за тем, как мяч передают и как его принимают. Тех ребят, у кого плохо получается прием мяча, считают неловкими, а ведь, может быть, они просто не умеют наблюдать.

Необходимо всегда включать внимание детей для наблюдения при выполнении различных упражнений.

Целеустремленностью называют стремление к достижению определенной, заранее намеченной цели. Рассмотрим развитие этой черты характера также применительно к урокам физической культуры.

Например, при лазании надо стремиться добраться до указанной рейки гимнастической стенки, перекладины на лестнице, ленточки на канате. Выполняя упражнение в метании, нужно стараться попасть в указанную цель, на­пример в «танк» воображаемого противника. При этом следует разнообразить выход на ис­ходное положение для метания (в полуприседе, приседе, ползком). В играх с быстрым бегом, например, можно поставить цель — осалить побольше игроков. При выполнении таких за­даний дети должны преодолевать определенные трудности, иначе приобретенное качество будет неустойчивым.

Настойчивость такая черта характера, которая выражает упорство в желании добиться положительных результатов в своей деятельности.

При развитии настойчивости надо строго следить за точным выполнением всех намечен­ных упражнений. И, если какое-то упражнение сразу не получится, следует настойчиво повторять его до появления положительных результатов. Учитель, давая индивидуальные задания ученикам на дом, обязательно должен проверять, как они выполняются.

Решительностью считают готовность и смелость в принятии решений. Приведем упражнения, при выполнении которых надо проявить решительность: это может быть лазание с одного спортивного снаряда на другой, кувырок вперед или назад из упора присев, упражнение в равновесии на низком бревне, гимнастической скамейке. При выполнении таких упражнений надо обязательно обеспечить помощь и страховку.

Самообладание выражается в умении преодолевать отрицательные переживания и эмоции. Если у школьника не получается какое-либо упражнение и причиной этому боязнь его выполнить, то надо еще несколько раз показать данное упражнение и убедить ученика повторить его, оказывая ему при этом помощь и поддержку добрым словом..

Таким образом, на занятиях физической культурой наряду с физическими вырабатывается и ряд положительных морально – волевых качеств школьников.

Процесс обучения многогранен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека. В педагогике эти закономерности нашли отражение в основных положениях, или дидактических принципах обучения. К процессу физического воспитания применимы все общепедагогические принципы, однако, отражая специфику физического воспитания, они получают особое содержание и реализуются особыми средствами и способами.

Особенностям обучения двигательным действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности;

4) постепенности;

5) последовательности (с правилами «от освоенного— к неосвоенному», «от легкого — к трудному»);

6) индивидуализации.

Принцип сознательности и активности


Приоритет в признании первостепенности этого дидактического принципа в физическом воспитании принадлежит П. Ф. Лесгафту. Не случайно свою педагогическую систему он назвал физическим образованием. Исходя из принципа сознательности, к организации учебного процесса необходимо предъявить ряд требований.

Учащиеся должны понимать цель и задачи физического воспитания, осознавать значение физических упражнений как одного из средств подготовки полноценных граждан современного общества.

Обучение - длительный процесс, поэтому одним из ведущих требований становится создание у обучающегося целеустремленности, то есть сознательной направленности на достижение отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Целеустремленность определяет одно из существенных направлений поведения человека. Физиологической основой целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере инерционной доминанты, которая в значительной мере тормозит другие влечения и интересы. Благодаря этому, например, спортсмен, нацелившийся на достижение высокого спортивного результата, отказывается от многих удовольствий повседневной жизни, подчиняя весь режим достижению поставленной цели. Важно, однако, чтобы возникающая у человека целеустремленность была связана с осознанием им своего общественного долга. В противном случае главным стимулом деятельности могут стать узкоэгоистические интересы (честолюбие, корыстолюбие).

Созданию и закреплению целеустремленности способствует конкретизация цели. Для школьников перспективными целями могут быть: выполнение спортивных разрядов, включение в сборную команду школы, района и т. п., а ближайшими - овладение упражнением, достижение определенного уровня развития двигательного качества и т. д. В связи с этим каждое занятие нужно проводить таким образом, чтобы занимающиеся упражнялись не вообще, а овладевали конкретным учебным материалом. Нужно добиваться того, чтобы, уходя с занятий, учащиеся сознавали, что они чего-то достигли, продвинулись вперед.

Неопределенность цели и ситуации (возьмут или не возьмут в команду, состоятся соревнования или нет и т. п.) не способствует поддержанию целеустремленности, снижает мобилизованность и старательность ученика, приводит в результате к снижению работоспособности.

Цель, которую ставит перед собой учащийся, не всегда совпадает с целью учителя. Такое совпадение желательно, но на первых этапах учебно-воспитательного процесса порой трудно достижимо. Дело в том, что школьники первоначально удовлетворяются конкретными ближайшими мотивами деятельности. Например, одни хотят научиться плавать (а не выполнить разрядный норматив), другие научиться играть в баскетбол и т.п. Педагогу не следует в таких случаях пренебрегать этими мотивами. Наоборот, их надо использовать для формирования положительного отношения школьника к физическому воспитанию, а перспективную цель выдвигать постепенно, по мере продвижения ученика.

В условиях многократного повторения физических нагрузок целеустремленность можно поддерживать разнообразием средств, методов и форм организации занятий (например, проведение уроков на природе, на стадионе и в спортивном зале). Известно, что длительная однообразная работа может вызвать неблагоприятные состояния (монотонность, психическое пресыщение), сопровождающиеся потерей интереса к занятиям. Установлено, что протекание биохимических процессов в организме спортсмена существенно зависит от его настроения, от позитивного или негативного отношения к занятию.

С другой стороны, нельзя превращать учебный процесс в чисто развлекательное мероприятие.

Целеустремленность тесно связана с принципом доступности, так как она воспитывается только на преодолимых трудностях. Очевидно, что слишком легкое задание неэффективно для воспитания целеустремленности. Другое дело -трудное задание. Касаясь время от времени верхней области трудности, учащиеся подстегивают себя к большей мобилизации способностей и имеют границу достижений, которая позволяет выявить слабые места и темпы роста.

Принцип сознательности диктует осмысленное отношение к учебному материалу: понимание значения выполняемых действий, контроль, осознание ошибок в разучиваемых упражнениях, поиск путей их устранения. Однако мера осознания должна быть ограниченной. От начинающего ученика нет необходимости требовать полного понимания, например, биомеханических особенностей двигательных действий. Однако по мере совершенствования навыка и знаний следует расширять границы сознательного отношения к процессу обучения, направлять учащихся на осмысливание нового, неосвоенного.

От учеников требуется также понимание прикладной ценности приобретаемых знаний и навыков. Это будет способствовать воспитанию людей, умеющих применять свои физические возможности при любых обстоятельствах, при самых неожиданных затруднениях, а не только в стандартных условиях спортивного зала и стадиона.

Учащиеся должны уметь анализировать свои успехи и неудачи. Приобретение такого умения поможет уберечь ученика как от излишней самоуверенности, так и от необоснованного разочарования.

Принцип активности выражается в четком посещении занятий, помощи преподавателю в их организации, в желании самостоятельно заниматься и искать пути своего дальнейшего физического совершенствования.

Активность учащихся не должна подменяться двигательной развязностью, беготней, криком и прочими «зоологическими действиями» (А.С. Макаренко). Она должна быть организованной, целенаправленной, без нарушений дисциплины.

Активность учащихся не противоречит руководящей роли учителя. Переоценка роли педагога, ведущая к излишней опеке над учениками, и слишком большая уверенность в самостоятельности учащихся, когда не считаются с их ограниченными возможностями, одинаково отрицательно скажутся на педагогическом процессе. Только при правильном сочетании активности учителя и ученика могут быть достигнуты успехи в обучении.

Принцип наглядности. Обучение начинается с формирования представления о разучиваемом упражнении, то есть определенного понятия и образа разучиваемого действия, тактической схемы его исполнения и т. п. Первой и главной ступенью в практическом познании является живое созерцание. Обеспечение этой созерцательности и является необходимым условием реализации принципа наглядности. Образ разучиваемого действия или тактической комбинации формируется за счет сигналов, поступающих с внешних органов чувств, и в первую очередь с органа зрения (отсюда и- название принципа—наглядность). Однако понимание этого принципа вышло за пределы буквального значения термина: под ним понимают формирование образа разучиваемого действия не только с помощью зрительных ощущений, но и ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата и др. Сигналы, поступая с различных рецепторов в головной мозг и дополняя друг друга, создают в результате анализаторно-синтетической деятельности коры как бы единый «комплексный анализатор».

Полноценная реализация принципа предусматривает не только организацию предметно-чувственного и словесно-логического восприятия изучаемого двигательного действия, но и побуждение ученика к активной деятельности для решения поставленной задачи.

Принцип наглядности реализуется также через моторную тренировку, которая способствует повышению точности регуляции параметров движений и повторению координационных связей между нервными центрами (А.Ц. Пуни, 1948).

Эффективность использования наглядности повышается при наличии обратной связи (В. С. Фарфель, 1975) Простейшим способом получения срочной зрительной обратной связи является выполнение упражнения перед зеркалом. Отсроченная обратная связь реализуется при записи и просмотре выполненного упражнения с помощью видеомагнитофона или киноустановки.

Осуществлять принцип наглядности нужно во всех возрастных группах, однако следует иметь в виду возрастные особенности психического развития детей. В младшем возрасте преобладает чувственное восприятие, в более старшем возрасте в связи с приобретением знаний и развитием абстрактного мышления повышается значение объясняющего образного слова.

Принцип систематичности. Систематичность упражнения является непременным условием создания высокого эффекта обучения. С физиологической точки зрения это обусловлено тем, что эффект повторения связан с наличием фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления) ряда функциональных показателей (энергоисточников, возбудимости нервной системы). Систематичность упражнения нужна для закрепления (суммирования) сдвигов, достигнутых в фазе суперкомпенсации. Однако дожидаться этой фазы после каждого занятия нецелесообразно, так как резко снизится объем нагрузок. Наибольшие результаты достигаются в том случае, когда нагрузка дается ударными дозами, то есть несколько раз подряд на фоне неполного восстановления. В этом случае больший расход энергетических источников вызывает при последующем отдыхе и большую фазу суперкомпенсации (конечно, следует следить за тем, чтобы не возникло переутомление).

Биохимические изменения в работающих органах приводят через определенное время и к изменению морфологической их структуры, например к увеличению поперечника мышц. Однако накопление мышечной массы тела—процесс длительный, требующий систематического использования физических нагрузок.

Наконец, образование двигательных навыков и умений высшего порядка связано с закреплением в памяти достигнутого. Выработка навыка, как уже говорилось,— это тоже длительный процесс повторения движений, с закреплением правильных звеньев целостной структуры действия и с отсеиванием ошибочных. Это просеивание сквозь сито сознательного контроля элементов навыка, а также закрепление в двигатель­ной памяти достигнутого (следов возбуждения и торможения в корковых клетках и подкорковых образованиях) происходит в том случае, если каждое новое повторение упражнения начи­нается на следах от прежнего выполнения. Поэтому поговорка «Повторение — мать учения» как нельзя лучше отражает принцип систематичности в обучении.

Важно, однако, чтобы повторение начиналось раньше, чем начнут исчезать следы от предыдущего занятия, то есть раньше, чем начнется следующая за фазой суперкомпенсации редукционная фаза.

Итак, система занятий должна строиться на основе процессов, происходящих в организме при мышечной деятельности. Для этого нужно руководствоваться следующими положениями:

1) физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;

2) физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил;

3) во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время. Отсюда следует вывод, что занятия физическими упражнениями - не только должны повторяться, но и иметь оптимальные по длительности интервалы отдыха, чтобы остались положительные сдвиги от предыдущих занятий.

Систематичность занятий должна базироваться на постепенном нарастании трудности требований, предъявляемых человеку, то есть на их прогрессировании.

Принцип постепенности. Принцип постепенности заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузок, в усложнении техники выполняемых упражнений, в расширении технического и тактического арсенала, в повышении морально-волевых качеств, позволяющих преодолевать все большие препятствия на пути к достижению цели.

В соответствии с законом силы, сформулированным в физиологии И. П. Павловым, величина ответной реакции организма прямо пропорциональна величине воздействия. Однако Н.Е. Введенским были выявлены ограничения в проявлении этого закона: при чрезмерно сильных воздействиях величина

ответной реакции не увеличивается, а наоборот, снижается (закон оптимума—пессимума). Большая нагрузка может быть для новичка просто непосильной, поэтому необходимо делать ее доступной с точки зрения возможностей учащихся. Однако слабые воздействия не могут вызвать необходимую функциональную перестройку систем и организма в целом. Таким образом, необходимо находить оптимальные по величине нагрузки. Сложность определения оптимальных нагрузок состоит в том, что их величина зависит от многих факторов: уровня тренированности, индивидуальных, возрастных и половых особенностей и т. д.

Характер реагирования организма на различную нагрузку с ростом тренированности изменяется. На первых этапах тренировки наибольшее сверхвосстановление возникает после малой нагрузки; средняя нагрузка вызывает меньшее сверхвосстановление (следовательно, и малый тренировочный эффект), а большая может вообще не привести к сверхвосста­новлению. Таким образом, применение большой нагрузки в начале тренировочного процесса бесполезно.

Принцип последовательности выражается в двух правилах: от освоенного — к неосвоенному и от легкого — к трудному. Принцип постепенного увеличения нагрузок относится в основном к развитию двигательных качеств, а оба эти правила связаны с процессами получения знаний и выработки навыков.

Новые двигательные умения и навыки возникают на базе старых, ранее приобретенных. При соблюдении правила «от освоенного—к неосвоенному» содержание каждого предыдущего занятия становится ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия. Однако есть случаи, когда новое должно разучиваться без опоры на старое (например, в случае переделки навыка). Часто принимают специальные меры, чтобы освоенное учащимися не связывалось с новым материалом (в случаях «отрицательного переноса»).

Следуя правилу «от легкого — к трудному», нужно иметь в виду, что понятия легкого и трудного относительны. Если исходить только из биомеханической структуры двигательных упражнений, то можно сделать ошибочные выводы о трудности того или иного материала. Часто упражнения более сложные с точки зрения структуры осваиваются учащимися легче, чем более простые. Например, по структуре сгибание последней фаланги пальцев руки — элементарно простое движение. Однако абсолютное большинство людей не могут, этого сделать, не согнув и другие фаланги. Дело, следовательно, в координационной предуготовленности. Упражнения, координационно совпадающие с естественными двигательными актами человека, осваиваются легко.

Трудность или легкость физических упражнений зависит не только от координационной сложности, но и от величины затрачиваемых физических усилий.

Наконец, трудность или легкость упражнения определяется и психологическими факторами, в частности переживанием чувства боязни, страха.

В соблюдении правила «от легкого—к трудному» особая роль принадлежит подводящим упражнениям. Созданы системы («методические лесенки») подводящих упражнений для многих основных двигательных навыков. Однако эта работа еще далеко не завершена.

Таким образом, соблюдение принципов физического воспитания, необходимое условие обучения физическим упражнениям, только так повышается эффективность развития важных физических качеств учащихся в процессе уроков физической культуры.
1.2. Характеристика игровой и соревновательной деятельности футболистов.

Футбол - это игра, проводящаяся на поле длиной от 90 до 120 м, шириной 45-90 м. Игры чемпионата России и международные матчи проходят на полях длиной 105-110 м и шириной 65-70 м. На поле находятся 2 команды, состоящие из 11 футболистов каждая. Основное время игры 90 мин (2 тайма по 45 мин). Между таймами – перерыв продолжительностью 10 мин с момента, когда футболисты вошли в раздевалки. Время игры включает в себя не только чистое игровое время, когда мяч находится в игре, но и многочисленные остановки в игре. Чистое игровое время за матч составляет в среднем 55-60 мин. На соревнованиях детских команд время игры оговаривается положением.

Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рывки и изменением направления).

В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объем скоростной работы составляет 1800-2200 м.

Специфику футбола определяют действия с мячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из-за боевой линии и техника игры вратаря. Основу тактических взаимодействий составляют передачи мяча. Они определяют стиль команды и темп игры.

Одним из главных элементов игры являются удары по воротам, которые обусловливают результат матча.

Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовке футболистов.
Физиологические особенности деятельности футболистов.

Деятельность футболистов во время игры во многом зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого игрока, от способности футболистов переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки. Одним из основных показателей, характеризующих интенсивность в футболе, считается уровень расхода энергии игроком в процессе игры. Интенсивность при этом выражается либо в калориях, либо в количестве потребляемого кислорода.

Исследования ученых и специалистов в области футбола показали, что футболисты во время игры 60-80% времени работают в режиме 80-100% от величины максимального потребления кислорода (МПК). Средняя величина потребления кислорода у футболистов составляет в пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Энергозатраты за матч составляют 1500-2000 ккал.

Высокие величины энергозатрат приводят к увеличению работы сердечно-сосудистой системы организма футболиста в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) у футболистов во время игры колеблется от 130-до 200 уд /мин, а в тренировочных занятиях можно достичь и 220-230 уд/мин. Пульсовая стоимость игры футболистов составляет 14500-16000 сердечных сокращений.

При этом границы зон мощности, в которых работают футболисты, весьма широки. Кроме того, во время игры значительно усиливается работа дыхательной системы кровообращения.

Во время матча происходят и другие изменения: футболисты теряют в среднем 2,5-3 кг веса, наблюдается большая потеря жидкости организма.

Футбольный матч вследствие высокой интенсивности вызывает в организме у футболистов значительные изменения, и нормализация всех функций у игроков наблюдается после 48-72 часов после окончания игры.

Психологические особенности деятельности футболистов

Большая напряженность соревновательной деятельности, многообразный характер игровых действий определяют психологические особенности деятельности футболистов. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  • высокую скорость полета мяча, изменение его траектории и направления;

  • быстроту силы ситуаций;

  • необходимость выполнения ответных действий в условиях дефицита времени;

  • дискретность восприятия (выбор наиболее значимых приемов и действий);

  • определение оптимального способа решения возникающих ситуаций;

  • большую значимость каждого действия;

  • необходимость высокой психологической устойчивости по отношению к различным раздражителям.

Соревнования в футболе являются не только способом определения победителя, но и главным средством подготовки футболиста, совершенствования его спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д. Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на рабочие потенциалы организма футболистов. Только в соревновательной деятельности наблюдается максимальная скорость движений и действий, проявление максимальной силы и выносливости, координационная сложность. Соревнования связаны с большими нервно-эмоциональными воздействиями (статус и престижность соревнований, груз ответственности, признание футболиста и т.д). Участие в соревнованиях позволяет футболистам сравнивать свои силы с силой соперника, а тренера определять наиболее подготовленных игроков, которых необходимо использовать в командных матчах.

Соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к принятию решений, позволяющих достигнуть оптимальных результатов.

Основными закономерностями принятия решений в футболе являются:

  1. Восприятие информации в условиях противодействия соперника;

  2. Принятие решения в условиях жесткого лимита времени и дефицита пространства;

  3. Реализация принятия решения в условиях противодействия со стороны соперника, факторов внешней среды, деятельности партнеров, судей и т.д.

В последние годы резко возросло внимание к модельным характеристикам соревновательной деятельности. Это связано с определением общей стратегии подготовки – выбора средств и методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, внетренировочных факторов и т.д. В футболе к модельным характеристикам относятся:

  • эффективность атакующих и защитных действий;

  • активность атакующих и защитных действий;

  • разнообразие атакующих и защитных действий.

В футболе регистрируется 12 технико-тактических показателей: передачи мяча – короткие, средние, длинные (вперед, поперек и назад); ведение, отбор, обводка, перехват, игра головой; удары по воротам ногой и головой.

В настоящее время в нашей стране разработана стройная система соревнований по футболу, включающая в себя поэтапность, последовательность и чередование соревнований различного уровня и ранга. Соревнования планируются и проводятся исходя их оптимального качества календарных игр для каждой взрослой группы.

Соревнования в зависимости от решаемых задач можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным видам соревнований относятся:

  • Чемпионаты или первенства;

  • Розыгрышы кубка;

  • Официальные отборочные соревнования.

К вспомогательным относятся:

  • Учебные двусторонние игры;

  • Контрольные игры;

  • Товарищеские игры.

Контрольные игры в футболе проводятся с целью подготовки команды к предстоящим командным соревнованиям и проверки готовности футболистов к этим соревнованиям.

Контрольные игры следует проводить с соперниками из своей лиги (дивизиона) или с более сильными командами. Также целесообразно участие в турнирах с командами, использующими различные системы построения игры. При проведении контрольных игр желательно делать видеозапись игры, что позволит при разборе детально проанализировать недостатки и достоинства как отдельных игроков, так и команды в целом. В контрольных играх делается упор на пользование ранее изученных групповых и командных действий в зависимости от тактического построения соперников. В ходе контрольных игр совершенствуются различные комбинации как в игровых эпизодах, так и при стандартных положениях (угловые удары, выполнение штрафных и свободных ударов). В контрольных играх совершенствуются те взаимодействия, которые будут использоваться в ходе календарных матчей. Проведение контрольных игр с командами из своей лиги (дивизиона, группы) позволяет:

  • более тщательно изучить слабые и сильные стороны будущего соперника;

  • наметить тактический план на будущие игры;

  • проверить степень готовности как отдельных футболистов, так и команды в целом к предстоящим соревнованиям;

  • внести необходимые коррективы в подготовку своей команды;

  • опробовать новые тактические задумки;

  • ввести в заблуждение будущего соперника, используя различные тактические варианты построения и т.д.

В контрольных играх целесообразно большую часть игрового времени проводить тем составом футболистов, который тренер планирует использовать в календарных матчах, тем самым совершенствуя взаимодействия игроков в условиях, максимально приближенных к соревнованиям официального уровня.

В футболе календарный сезон для команд различного возраста и квалификации неодинаков. Лучшие игроки проводят за сезон в среднем 5-60 матчей. Каждый календарный матч требует от футболиста максимального проявления физических морально-волевых и других качеств.

Подготовка к календарному матчу начинается с изучения соперника. Тренер из различных источников (средства массовой информации, мнение специалистов, рассказы очевидцев, результаты проведенных матчей и др.) собирает, систематизирует и анализирует сведения о сопернике. Особое внимание уделяется построению игры, действиям лучших игроков, способам организации атаки и обороны.

Для составления плана на игру футболистов наметить основные направления в выбираемой тактике командной игры. Исходя из изучения соперника, тренер включает в план игры игровые и стандартные комбинации. Определяет способы нейтрализации атакующих действий противника. При определении заданий отдельным игроком учитываются возможности противостоящих им соперников. Тактический план на предстоящую календарную игру целесообразно обсудить со всеми игроками, каждый из которых может внести предложения и поправки. Далее на тренировках проигрываются основные моменты плана на игру, совершенствуются взаимодействия между футболистами в условиях, максимально приближенных к игровым (группа игроков выполняет роль соперника).

Обычно в день игры тренер дает установку на нее. Проводится она за 1,5-2 часа до начала игры и продолжается 15-20 мин. На установке тренер говорит о значении предстоящей игры, о положении команд в турнирной таблице, объявляет состав команды. Он излагает также тактический план на игру, дает задания отдельным игрокам и звеньям. В зависимости от предполагаемых действий соперника, тренер уделяет внимание возможным изменениям в плане на игру в процессе матча.

Разбор прошедшей игры проводится обычно через день после матча. В ходе разбора тренер анализирует действия своих футболистов как в отдельных эпизодах игры, так и в групповых и командных действиях. Тренер должен отметить положительные моменты в ходе игры, оценить степень выполнения футболистами установок на игру.

При разборе тренер заостряет внимание игроков на причинах невыполнения ими предложенных заданий. Для достижения значимого эффекта при разборе игры тренер должен сделать все возможное, чтобы футболисты принимали непосредственное участие в разборе игры.

В конце разбора тренер делает выводы и намечает пути для совершенствования подготовки футболистов.

Итак, можно с уверенностью заключить, что характер тренировочной и соревновательной деятельности футболистов, ее физиологические и психологические особенности предъявляют к спортсменам разносторонние и высокие требования.