Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Гончарюк Н. Ю. (Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения)


Скачать 1.48 Mb.
НазваниеГончарюк Н. Ю. (Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения)
страница6/6
Дата24.04.2016
Размер1.48 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4   5   6

Приложение Д.

Контрольные вопросы

1. В чём сущность понятия – форма организации производственного обучения? Что оно включает?

  1. Каковы основные требования – критерии урочной формы организации процесса производственного обучения?

  2. Как сочетаются элементы организационной и дидактической структуры урока производственного обучения? Почему дидактическая структура урока более вариативна, чем организационная?

  3. Какой принцип (основание) заложен при выделении основных типов уроков производственного обучения, т.е. в их классификацию?

  4. В чем принципиальное отличие урочной формы организации процесса производственного обучения от неурочных форм?

  5. Дайте характеристику преимуществ и недостатков совмещенных (бинарных) уроков производственного обучения.

  6. Как сочетаются формы организации процесса производственного обучения и формы организации учебно-производственного труда учащихся?

  1. В чем преимущества и недостатки организации педагогического труда мастеров производственного обучения по принципу мастер-мастерская? Что является причиной применения такой формы организации труда мастеров?

  2. В чем сущность бригадной организации педагогического труда мастеров производственного обучения?

10, Как наиболее рационально распределять обязанности между двумя мастерами, закрепленными за учебной группой?

Приложение Е
Таблица 5
Классификация упражнений


Виды упражнений

Основа

Цель

Характерные особенности

1

2.

3

4

В выполнении трудовых приемов

Теоретические знания учащихся; показ и объяснение мастером трудовых действий; описание процесса выполнения приемов в инструкционной карте; изображение приема на наглядных пособиях

Формирование первоначальных умений учащихся правильно выполнять трудовые приемы и действия, соответствующие показанному мастером образцу и описанию в инструкционной карте

Характерны для всех этапов производственного обучения: как правило проводятся кратковременно; организуются только для отработки приемов, сложных для усвоения в составе операции или трудового процесса в целом; включают подготовительные упражнения в отработке составных частей (отдельных движений) сложного приема; включают упражнения в облегченных условиях; включают упражнения, проводимые с применением тренажеров, имеющих устройства для оперативного самоконтроля (обратной связи в системе 'ученик-тренажер');




1




3

4










при изучении на одном уроке значительного количества различных по содержанию приемов чередуется с вводным инструктированием учащихся

В выполнении трудовых операций

Теоретические знания учащихся; первоначальные умения выполнять отдельные приемы, входящие в операцию; показ и объяснения мастера; описание процесса выполнения операции в документах письменного инструктирования; изображения приемов выполнения операции на наглядных пособиях

Формирование умений учащихся правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных сочетаниях в соответствии с показанным мастером образцом и рекомендациями инструкционной карты; расширение и совершенствование специальных знаний учащихся

Постепенное повышение требований к конечным результатам упражнений (правильность трудовых действий: точность, темп, скорость в работе) как в пределах изучаемой операции, так от операции к операции; постепенное повышение степени самостоятельности учащихся; постоянное обучение учащихся способам самоконтроля и саморегуляции процесса выполнения трудовых действий, проведение в этих целях специальных упражнений; применение специальных упражнений по освоению последователь ности выполнения приемов, составляющих операцию; включение специальных упражнений по отработке новых, неизвестных еще учащимся сложных приемов выполнения операции; постепенная автоматизация выполнения отдельных компонентов (приемов, движений) операции, т.е. начало формирования навыков.



В.выполнении трудовых процессов

Теоретические знания учащихся; сформированные умения выполнять трудовые операции; показ и объяснения мастером способов и последовательности выполнения трудовых процессов; описание последовательности и способов выполнения трудовых процессов в учебно-технологической документации, предлагаемой мастером или разработанной самостоятельно

Закрепление и совершенствование умений учащихся, формирование навыков выполнения приемов и способов труда, типичных для профессии; формирование умений применять приемы и способы труда в различных сочетаниях при выполнении работ комплексного характера; формирование производственной самостоятельности и технической культуры;

расширение и совершенствование специальных знаний

Постепенное повышение требований к темпу работы и производительности труда учащихся; постепенный переход от выполнения работ по предложенной мастером технологии к самостоятельному планированию последовательности выполнения трудовых процессов; включение специальных упражнений по изучению новой и сложной учебно-технической и инструктивной документации; включение специальных упражнений по отработке новых и сложных приемов и способов выполнения трудовых процессов, а также способов работы на новом высокопроизводительном технологическом оборудовании; постепенное и постоянное повышение требований к производственной самостоятельности учащихся; формирование творческого отношения к труду; активное освоение приемов и способов труда передовиков и новаторов производства

Продолжение табл. 5

1




3

4

В управлении технологическим процессом

Теоретические звания учащихся; учебные и производственные инструкции и алгоритмы; анализ наблюдений за деятельностью квалифицированных рабочих; показ, объяснения и инструктивные указания мастера или квалифицированного рабочего-наставника '

Формирование у учащихся умений регулировать ход технологического процесса в аппаратах и установках непрерывного действия, налаживать автоматически работающее оборудование на основе прямых и косвенных показателей хода технологического процесса; расширение и совершенствование специальных знаний

' Характерны в основном для профессий 2-й группы; включают специальные упражнения по отработке приемов управления аппаратом, агрегатом, установкой |в смоделированных условиях (на тренажере, имитаторе, малолитражной установке, на полигоне и т.п.). Особо отрабатывается деятельность по управлению аппаратами в экстремальных и аварийных ситуациях; включают специальные упражнений в решении технологических (диагностических, прогностических, ситуационных) задач, работу с учебными : и производственными алгоритмами, деловые игры; включают, .самостоятельные наблюдения учащихся за работой квалифицированных рабочих По управлению аппаратом; проводятся, в основном, в форме индивидуального прикрепления учащихся к квалифицированным рабочим.



Приложение Ж.

Виды лабораторно-практических работ

Таблица 6



Виды лабораторных
практических работ

Примеры

Профессии

Наблюдение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов и т.п.

Изучение способов использования контрольноизмерительных приборов и инструментов

Диагностика неисправностей, регулировка, наладка, нам стройка

Разборно-сборочные работы. Выбор резцов по характеру выполняемой работы. Измерение углов резца

Пользование штангенциркулями, угломерами, микрометрами

Проверка станка на точность Включение в сеть генератора и регулирование напряжений на его зажимах

Машинисты (разных профилей) Токари

Слесари (разных профилей)

Токари Электрослесари


Приложение Е.
Сравнительная таблица характера репродуктивной и поисковой

деятельности учащихся
Таблица 7



Репродуктивная деятельность учащихся

Поисковая (продуктивная) деятельность учащихся

1

2

Выполнение приемов и операций по образцу, данному маете», ром

Выполнение приемов и операций в соответствии с инструктивными указаниями инструкционной карты

Выполнение работ по готовой инструкционно-технологической карте

Упражнения на тренажере по подробной инструкции, предложенной мастером

Активное участие учащихся в разборе особенностей новых трудовых приемов

Выполнение заданий по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний

Самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания

Самостоятельная работа на тренажере в различных режимах и ситуациях
1   2   3   4   5   6