Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Гончарюк Н. Ю. (Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения) |
 Скачать 1.48 Mb. Название | Гончарюк Н. Ю. (Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения) | страница | 6/6 | Дата | 24.04.2016 | Размер | 1.48 Mb. | Тип | Реферат |
|
Приложение Д.
Контрольные вопросы
1. В чём сущность понятия – форма организации производственного обучения? Что оно включает?
Каковы основные требования – критерии урочной формы организации процесса производственного обучения?
Как сочетаются элементы организационной и дидактической структуры урока производственного обучения? Почему дидактическая структура урока более вариативна, чем организационная?
Какой принцип (основание) заложен при выделении основных типов уроков производственного обучения, т.е. в их классификацию?
В чем принципиальное отличие урочной формы организации процесса производственного обучения от неурочных форм?
Дайте характеристику преимуществ и недостатков совмещенных (бинарных) уроков производственного обучения.
Как сочетаются формы организации процесса производственного обучения и формы организации учебно-производственного труда учащихся?
В чем преимущества и недостатки организации педагогического труда мастеров производственного обучения по принципу мастер-мастерская? Что является причиной применения такой формы организации труда мастеров?
В чем сущность бригадной организации педагогического труда мастеров производственного обучения?
10, Как наиболее рационально распределять обязанности между двумя мастерами, закрепленными за учебной группой?
Приложение Е Таблица 5 Классификация упражнений
Виды упражнений
| Основа
| Цель
| Характерные особенности
| 1
| 2.
| 3
| 4
| В выполнении трудовых приемов
| Теоретические знания учащихся; показ и объяснение мастером трудовых действий; описание процесса выполнения приемов в инструкционной карте; изображение приема на наглядных пособиях
| Формирование первоначальных умений учащихся правильно выполнять трудовые приемы и действия, соответствующие показанному мастером образцу и описанию в инструкционной карте
| Характерны для всех этапов производственного обучения: как правило проводятся кратковременно; организуются только для отработки приемов, сложных для усвоения в составе операции или трудового процесса в целом; включают подготовительные упражнения в отработке составных частей (отдельных движений) сложного приема; включают упражнения в облегченных условиях; включают упражнения, проводимые с применением тренажеров, имеющих устройства для оперативного самоконтроля (обратной связи в системе 'ученик-тренажер');
|
1
|
| 3
| 4
|
|
|
| при изучении на одном уроке значительного количества различных по содержанию приемов чередуется с вводным инструктированием учащихся
| В выполнении трудовых операций
| Теоретические знания учащихся; первоначальные умения выполнять отдельные приемы, входящие в операцию; показ и объяснения мастера; описание процесса выполнения операции в документах письменного инструктирования; изображения приемов выполнения операции на наглядных пособиях
| Формирование умений учащихся правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных сочетаниях в соответствии с показанным мастером образцом и рекомендациями инструкционной карты; расширение и совершенствование специальных знаний учащихся
| Постепенное повышение требований к конечным результатам упражнений (правильность трудовых действий: точность, темп, скорость в работе) как в пределах изучаемой операции, так от операции к операции; постепенное повышение степени самостоятельности учащихся; постоянное обучение учащихся способам самоконтроля и саморегуляции процесса выполнения трудовых действий, проведение в этих целях специальных упражнений; применение специальных упражнений по освоению последователь ности выполнения приемов, составляющих операцию; включение специальных упражнений по отработке новых, неизвестных еще учащимся сложных приемов выполнения операции; постепенная автоматизация выполнения отдельных компонентов (приемов, движений) операции, т.е. начало формирования навыков.
|
В.выполнении трудовых процессов
| Теоретические знания учащихся; сформированные умения выполнять трудовые операции; показ и объяснения мастером способов и последовательности выполнения трудовых процессов; описание последовательности и способов выполнения трудовых процессов в учебно-технологической документации, предлагаемой мастером или разработанной самостоятельно
| Закрепление и совершенствование умений учащихся, формирование навыков выполнения приемов и способов труда, типичных для профессии; формирование умений применять приемы и способы труда в различных сочетаниях при выполнении работ комплексного характера; формирование производственной самостоятельности и технической культуры;
расширение и совершенствование специальных знаний
| Постепенное повышение требований к темпу работы и производительности труда учащихся; постепенный переход от выполнения работ по предложенной мастером технологии к самостоятельному планированию последовательности выполнения трудовых процессов; включение специальных упражнений по изучению новой и сложной учебно-технической и инструктивной документации; включение специальных упражнений по отработке новых и сложных приемов и способов выполнения трудовых процессов, а также способов работы на новом высокопроизводительном технологическом оборудовании; постепенное и постоянное повышение требований к производственной самостоятельности учащихся; формирование творческого отношения к труду; активное освоение приемов и способов труда передовиков и новаторов производства
| Продолжение табл. 5
1
|
| 3
| 4
| В управлении технологическим процессом
| Теоретические звания учащихся; учебные и производственные инструкции и алгоритмы; анализ наблюдений за деятельностью квалифицированных рабочих; показ, объяснения и инструктивные указания мастера или квалифицированного рабочего-наставника '
| Формирование у учащихся умений регулировать ход технологического процесса в аппаратах и установках непрерывного действия, налаживать автоматически работающее оборудование на основе прямых и косвенных показателей хода технологического процесса; расширение и совершенствование специальных знаний
| ' Характерны в основном для профессий 2-й группы; включают специальные упражнения по отработке приемов управления аппаратом, агрегатом, установкой |в смоделированных условиях (на тренажере, имитаторе, малолитражной установке, на полигоне и т.п.). Особо отрабатывается деятельность по управлению аппаратами в экстремальных и аварийных ситуациях; включают специальные упражнений в решении технологических (диагностических, прогностических, ситуационных) задач, работу с учебными : и производственными алгоритмами, деловые игры; включают, .самостоятельные наблюдения учащихся за работой квалифицированных рабочих По управлению аппаратом; проводятся, в основном, в форме индивидуального прикрепления учащихся к квалифицированным рабочим.
|
Приложение Ж.
Виды лабораторно-практических работ
Таблица 6
Виды лабораторных практических работ
| Примеры
| Профессии
| Наблюдение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов и т.п.
Изучение способов использования контрольноизмерительных приборов и инструментов
Диагностика неисправностей, регулировка, наладка, нам стройка
| Разборно-сборочные работы. Выбор резцов по характеру выполняемой работы. Измерение углов резца
Пользование штангенциркулями, угломерами, микрометрами
Проверка станка на точность Включение в сеть генератора и регулирование напряжений на его зажимах
| Машинисты (разных профилей) Токари
Слесари (разных профилей)
Токари Электрослесари
|
Приложение Е. Сравнительная таблица характера репродуктивной и поисковой
деятельности учащихся Таблица 7
Репродуктивная деятельность учащихся
| Поисковая (продуктивная) деятельность учащихся
| 1
| 2
| Выполнение приемов и операций по образцу, данному маете», ром
Выполнение приемов и операций в соответствии с инструктивными указаниями инструкционной карты
Выполнение работ по готовой инструкционно-технологической карте
Упражнения на тренажере по подробной инструкции, предложенной мастером
| Активное участие учащихся в разборе особенностей новых трудовых приемов
Выполнение заданий по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний
Самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания
Самостоятельная работа на тренажере в различных режимах и ситуациях
| |
|
|