Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Гончарюк Н. Ю. (Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения) |
 Скачать 1.48 Mb. Название | Гончарюк Н. Ю. (Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения) | страница | 2/6 | Дата | 24.04.2016 | Размер | 1.48 Mb. | Тип | Реферат |
|
2.1. Система производственного обучения Результаты анализа трудового процесса, характерного для квалифицированного рабочего соответствующей профессии и уровня квалификации обрабатываются и компонуются в учебную программу – документ, определяющий проект содержания производственного обучения. Характер такой обработки и проектирования будущего процесса обучения определяется принятой системой производственного обучения. Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок расчленения содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. Исходя из принятой системы производственного обучения, определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.
Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда рабочих определенных групп профессий (см. приложение 2), предполагаемых условий обучения, а также тем, что берется за самостоятельную исходную часть обучения – учебную единицу, совокупности которых составляет содержание обучения. Такими единицами могут быть операции и приемы; функции рабочего по обслуживанию машин, аппаратов, установок; объекты работы (предметы труда) в порядке возрастания сложности или в логике технологического процесса; производственные ситуации.
Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.
Исторически первой возникла предметная система, Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. При этом сложность работ постепенно возрастала. Процесс выполнения работ не расчленялся в дидактическом плане на отдельные операции. Ученик не знакомился специально с правилами выполнения отдельных трудовых приемов, а старался лишь копировать движения и другие трудовые действия, обучающего, В результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы, а вынуждены как бы заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы. В этом заключается основной недостаток рассматриваемой системы.
Предметная система отражала в основном ремесленный способ производства и находила применение до второй половины XIX столетия.
Возникновение фабрично-заводского производства и связанное с этим разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции, что послужило толчком к пересмотру подходов к профессиональной подготовке рабочих. Появилась операционная система профессиональной подготовки, созданная в последней четверти XIX столетия группой работников Московского технического училища (ныне МВТУ им. Н.Э. Баумана) во главе с Д.К. Советкиным.
При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладели. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из одних и тех же операций. Разница заключается лишь в последовательности их применения, а также требованиях к качеству выполнения. Таким образом, операционная система не приковывала учеников к определённому ряду изделий, работ, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. В этом основное преимущество операционной системы по сравнению с предметной.
Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило в процессе изготовления учебных изделий, т.е. труд учащихся не носил производительного характера. В результате интерес учащихся к учебе снижался. Кроме того, обучение по операционной системе отрывает выполнение операций от выполнения целостной работы, не предусматривает формирования умений организации труда, планирования последовательности применения операций, без чего рабочий не может считаться подготовленным к труду в производственных условиях.
Это привело впоследствии к трансформированию этих двух систем в так называемую операционно-предметную систему когда обучение проводится вначале по операционной, а затем предметной системе.
В конце 20-х. годов в СССР получила распространение моторно-тренировочная система производственного обучении, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ). В этой связи она в историю профтехобразования вошла как система ЦИТ, данная система имела существенный недостаток. Обучение по этой системе в основном строилось на применении специальных упражнений и тренировочных приспособлений и устройств, имитирующих реальные трудовые процессы. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно обучить мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без участия сознания. Такой подход к обучению не встретил поддержки и вскоре от него отказались.
Вместе с тем, подчеркивая основной недостаток системы ЦИТ, нельзя не указать на то положительное, что было внесено этой системой в профессиональное обучение. Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция – трудовой процесс, ЦИТом был проведен глубокий анализ трудовой деятельности рабочих соответствующих профессий, были выделены и расположены в рациональной последовательности изучения трудовые операции, приемы, движения, намечены пути их рационального построения. Ценность этой работы не утрачена и в наши дни.
Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие, в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных в СПО учреждениях при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям. Обучение по операционно-комплексной системе состоит в том, что учащиеся вначале осваивают последовательно две-три операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее они приступают к освоению новых операций, после чего выполняют работы комплексного характера, требующие применения всех ранее изученных операций. Итак, до конца изучения всех операций, характерных для профессии. Освоение каждой операции начинается с упражнений по освоению рабочих, приемов.
Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства. Главный недостаток операционно-комплексной системы – в определенной сложности организации изучения операций в процессе производительного труда учащихся. Поэтому в практических условиях этот период обучения в училищах осуществляется на операционно-предметной основе, когда для изучения операций подбираются такие учебно-производственные работы, в которых эта операция является единственной или преобладающей.
Указанный недостаток операционно-комплексной системы привел к поиску других систем производственного обучения, в том числе и для подготовки квалифицированных рабочих по профессиям, относящимся к 1-й группе. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система (авторы; Жиделев М.А., Фиганов И.С., Пядочкин А.Е.).
Исходное положение в этой системе: в современных условиях ведущим в технологии механической обработки металлов становится принцип концентрации процессов, центральным фактором технологического процесса является обрабатываемая деталь. В основу системы производственного обучения положена предметная структура. Основная учебная единица – объект работы (деталь).
Сущность производственного обучения: всестороннее и полное изучение трудовых приемов, операций и процессов, применяемых при обработке типичных для данной профессии изделий – деталей, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Детали при этом разделяются на классы, подклассы, группы и типы в зависимости от их назначения, геометрической формы технологических и трудовых процессов. Так, например, детали токарной группы разделяются на пять классов: валы, втулки, диски, эксцентричные детали, корпусные детали. Валы разделяются на три подкласса: короткие (жесткие), длинные (нежесткие) и т. д. Процесс производственного обучения завершается освоением технологических процессов изготовления деталей соответствующего задачам учебного процесса уровня сложности.
Ряд предложенных за последние годы систем производственного обучения – характерен для подготовки рабочих по профессиям 2-й группы. Одной из таких систем является проблемно-аналитическая (автор – Батышев С.Я.).
Исходные положения этой системы; современное производство требует от рабочего развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого рабочего носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.
Основные положения системы; путем анализа содержания труда рабочего выдвигаются отдельные учебные проблемы, имеющие, как правило, самостоятельный характер. Каждая проблема является самостоятельным заданием и в свою очередь состоит из нескольких частей – ситуаций. Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов; изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда; изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т.д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере прохождения этих периодов обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.
Весьма оригинальной является конструкторско – технологическая система, разработанная для применения в общеобразовательной школе в процессе трудового обучения. Ведущей идеей такой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащихся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические задачи. Это восьми ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучении учащихся в училищах.
Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания процесса производственного обучения, характерный для всех эта систем. Сущность такого подхода в том, что содержание процесса труда в цепях обучения расчленяется (процесс анализа) на составные части – приемы, операции, виды работы, ситуации, проблемы, функции, которые изучаются в определенной степени изолированно, вне связи друг с другом; затем эти изученные части трудового процесса объединяются (синтезируются) в законченный технологический процесс выполнения типичных работ по профессии, умения выполнять который отрабатываются на базе изученных элементов трудового процесса. Этот аналитико-синтетический. принцип построения содержания процесса производственного обучения объединяет все до сих пор предложенные и применяемые системы производственного обучения. Этот принцип заложен в построении программ производственного обучения.
Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах. Так, например, химики-аппаратчики на первых этапах в учебных мастерских и лабораториях обучаются по операционной системе. Затем осваивают профессиональные функции, применяя, в Основном, Подходы к обучению, характерные для проблемно-аналитической системы.
Аналогично строится процесс производственного обучения большинству профессий металлургического производства, а также профессиям 3-Й группы.
Рассмотрим документы, определяющие содержание производственного обучения. Содержание подготовки квалифицированного рабочего в профессионально-техническом училище вытекает из социального заказа на его подготовку. Оно определяет, какими знаниями и умениями должен обладать будущий квалифицированный рабочий, какие качестве личности должны быть у него сформированы, чтобы успешно выполнять работы по профессии, соответствующие по содержанию, сложности, точности и другим требованиям проектируемому уровню квалификации такого рабочего.
Как уже было отмечено выше, содержание обучения в СПО учреждениях, в том числе производственного, определяется, исходя в основном из задачи подготовки квалифицированного рабочего на средний уровень квалификации (применительно к 6-ти разрядной сетке – на 3-4 разряд).
Исходным документом для определения проекта содержания подготовки квалифицированных рабочих в системе СПО являются характеристика профессиональной деятельности выпускника вместо квалификационные характеристики по соответствующим профессиям. В них указывается требование к результатам освоения основной образовательной программе, будущий специалист должен обладать общими, профессиональными и специальными компетенциями (см. стр. 9.). Характеристика точного наименования профессии (специальности) включала: уровень квалификации (разряд, класс, категория) по этой профессии; требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно – квалификационному разряду. В необходимых случаях в квалификационной характеристике указывается также техническая характеристика оборудования (машин, механизмов), которое должен обслуживать рабочий соответствующего уровня квалификации.
Квалификационные характеристики составляются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, занятых в определенной отрасли народного хозяйства. ЕТКС разрабатывается централизованно Государственным органом по труду и социальным вопросам при участии министерств и ведомств на основе изучения содержания и организации труда рабочих на передовых предприятиях страны. В связи с развитием научно-технического прогресса, изменениями в технике и технологии производства, содержании труда, повышении уровня общеобразовательной подготовки рабочих тарифно-квалификационные справочники по отраслям периодически (примерно один раз в 5-7 лет) перерабатываются и обновляются,
В требованиях к знаниям и умениям, включаемым в квалификационные характеристики, отражаются также намечающиеся изменения в содержании труда и функциях рабочих. При подготовке рабочих по совмещаемым профессиям (специализациям) требования к знаниям и умениям по каждой профессии (основной и совмещаемой) отражаются в различных квалификационных характеристиках. При этом требования по совмещенной профессии, как правило, предусматриваются на начальный уровень квалификации. В квалификационных характеристиках по многим профессиям раскрываются также дополнительные требования к знаниям и умением будущих рабочих для аттестации их на повышенный разряд (класс).
В квалификационных характеристиках отражаются только общие «выходные» требования к знаниям и умениям, которыми будущий рабочий должен владеть к концу обучения. Они являются ориентиром при разработке учебных программ по специальным предметам и производственному обучению, а также исходным документом при проведении выпускных квалификационных экзаменов.
Другим документом, который используется при определении содержания производственного обучения, является учебный план. Он определяет общую структуру и содержание учебного процесса при подготовке квалифицированного рабочего по профессии. В учебном плане указаны все изучаемые предметы и количество часов, выделяемых на них; количество часов на предметы в неделю; общая структура и режим учебного процесса применительно к полугодиям и курсам обучения; время и продолжительность каникул; предметы, выносимые на экзамены, время проведения экзаменов; общее количество времени, выделенное на подготовку квалифицированного рабочего по профессии.
Учебный план предусматривает такую последовательность изучения предметов, чтобы общеобразовательные знания являлись базой для изучения общетехнических и специальных предметов, они в свою очередь обеспечивали теоретическую основу для про производственного обучения.
Производственное обучение включается в учебный план как учебный предмет. Количество часов в неделю на производственное обучение – кратное 8 час, (или 7 час), что позволяет включать его в расписание занятий, как правило, полными рабочими днями.
Учебные планы разрабатываются в условиях СПО учреждениях на основе ФГОС СПО применительно к каждой профессии (или группе родственных профессий), а также к типу среднего профессионального учебного заведения.
Конкретное содержание и структура процесса производственного обучения отражаются в программе производственного обучения.
Программа производственного обучения структурно включает тематический план в собственно программу. В тематическом плане весь процесс производственного обучения в зависимости от его специфики разделен на периоды: обучение в учебных мастерских; обучения на полигоне; обучение на предприятии; производственная практика. Содержание производственного обучения разделено на отдельные темы, расположенные в определенном порядке, который обусловливается сложностью учебного материала – от более простого к более сложному. При этом также учитывается типичная технологическая последовательность применения соответствующих приемов, способов, операций, трудовых процессов в реальной производственной деятельности. На каждую тему указано ориентировочное количество времени в часах, выделенное на их изучение.
В тех случаях, когда специальная теоретическая подготовка представлена предметом «Специальная технология» или 1-2 специальными предметами, в учебную программу включается сводно-тематический план, в котором перечислены темы специальной технологии (специальных предметов) и производственного обучения с указанием количества часов и времени (текущих недель) их изучения. Сводно-тематический план разрабатывается с целью временной увязки соответствующего учебного материала специальных предметов и производственного обучения с таким расчётом, чтобы теория опережала практику,
В содержании Программы производственного обучения применительно к темам, изучаемым в учебных мастерских, раскрывается, какими трудовыми приемами, способами выполнения операций, функциями, видами работы должны овладеть учащиеся, указаны технически и технологические требования к ним, нормативы точности и сложности, критерии качества,
В учебных программах по каждой профессии обязательно предусматривается производственное обучение учащихся на предприятии. При этом укрывается, на каких рабочих местах и каком оборудовании должны обучаться учащиеся, какие виды производственных работ или рабочие функции выполнять, каких показателен достигнуть, какие практические знания и умения приобрести.
В темах программы, относящихся к периоду производственного обучения на предприятиях, предусматривается также изучение способов повышения производительности и качества труда, используемые рабочими – новаторами, современных технических средств и процессов, применяемых в данной отрасли производства, работа на механизированном или автоматизированном оборудовании, применение современных инструментов, механизмов и приспособлений, освоение новых форм организации труда. В некоторые темы (в зависимости от их содержания) включаются лабораторно-практические работы: изучение конструкций машин, агрегатов, механизмов разработка технологических процессов, отработка приемов обслуживания оборудования на тренажерах; выполнение технических расчетов, выбор режимов работы оборудования и т.д.
Программа, производственного обучения завершается темой, раскрывающей общие рекомендации о проведении производственной практики учащихся на рабочих, местах предприятия (специализации). Здесь излагаются только общие данные о характере работ, которые учащиеся должны выполнять по основной и совмещаемым профессиям. Указано также, что детальная программа производственной практики, учитывающая конкретные условия предприятия и специализацию учащихся, овладение учащимися современной техникой и технологией, приемами и способами работ передовиков и новаторов производства, разрабатывается непосредственно в училище с участием специалистов базового предприятия и утверждается руководством училища
При разработке программ производственного обучений исходят из следующих общих принципов-требований к содержанию производственного обучения:
универсальность, гибкость: содержание учебной программы должно обеспечивать возможность готовить рабочего, способного выполнить работы по профессии в различных условиях;
всесторонность: отражение задач образования, воспитания и развития учащихся;
связь теории и практики по содержанию и времени изучения взаимосвязанного материала;
современность и прогностичность: соответствие содержания обучения современным требованиям научно-технического прогресса и перспективам его развития;
системность и доступность учебного материала;
утилитарность: обучение на основе производственного труда учащихся;
преемственность: а) с содержанием трудового обучения в средней школе; б) между основными этапами производственного обучения – в учебной мастерской, в условиях производства, производственная практика;
перспективность: программы производственного обучения предусматривают выполнение учебно-производственных работ, как правило на один разряд выше тарифного уровня квалификации подготавливаемых рабочих, что обеспечивает возможности быстрого профессионального роста выпускников училищ;
мобильность: обеспечение возможностей быстрого освоения смежных по технологии работ, расширение профиля подготовки.
В целях приведения учебных программ в соответствие с требованиями ФГОС СПО и научно-технического прогресса они регулярно один раз в год перерабатываются. Переработками в учреждениях СПО направляются рекомендации по внесению корректив в программы, отражающих существенные изменения в технике и технологии соответствующих производств, которыми должны руководствоваться мастера при проведении учебного процесса.
Наряду с универсальностью содержание производственного обучения должно отражать и местные требования. Поэтому в целях приведения содержания обучения в соответствие со специфическими требованиями базового и других предприятий, для которых в СПО учреждениях подготавливаются рабочие, отражения в нем конкретной техники и технологии, используемой на базовом предприятии, циклические комиссии СПО по представлению преподавателей, мастеров, работников предприятий вносят в учебные программы необходимые уточнения, дополнения и изменения.
Ведущими направлениями совершенствования содержания подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС СПО является его гибкость, интеграция, преемственность и прогностичность.
Интеграция содержания профессионально-технического образования выражается в значительном укрупнении учебных единиц общенаучного и общетехнического циклов (блоков) содержания, соединении элементов теоретического и производственного обучения.
Как уже было отмечено выше, в процессе обучении различают две стороны; деятельность учащихся – учение и деятельность педагога – преподавание. Применительно к производственному обучению деятельность педагога-мастера принято называть инструктированием. Рассмотрим кратко сущность каждой из этих сторон процесса производственного обучения.
Учебная, как и любая другая деятельность человека, включает следующие структурные элементы; цель, мотивы, содержание, собственно деятельность, результат.
Цепь и содержание учения применительно к производственному обучению рассмотрены выше, Они, как правило, задаются учащемуся мастером. При этом очень важно чтобы цель учебной деятельности, задаваемая мастером, была принята учащимся, стала и его целью, приобрела для него личностный смысл. Только в этом случае цель обучения трансформируется в мотивы учебной деятельности, выражающие внутренние побуждения учащегося, его потребность и интересы.
Деятельность учащихся как основы учения определяется ее мотивами и включает внешнюю (процессуальную, предметную) и внутреннюю стороны учения.
Учащийся, в процессе обучения слушает мастера, отвечает на его вопросы, настраивает станок, наблюдает за его работой, регулирует ход технологического процесса, контролирует изготавливаемую деталь, монтирует и т.п. – все это составляет внешние, предметные действия учения. Каждая изучаемая трудовая операция, способ выполнения работы выдвигает перед учащимся множество учебно-производственных задач и определяет множество предметных действий, требующих оперирования приобретенным опытом (знаниями и способами деятельности).
Вместе с тем, в процессе выполнения предметных действий происходит не просто практическая деятельность как таковая, не только «делание», но совершается процесс познания, накопления опыта, становление профессионального мастерства учащихся. Внешняя процессуальная, предметная сторона учения происходит в тесной связи с психическими процессами, составляющими внутреннюю его сторону.
Внутренняя (умственная) сторона учебной деятельности учащегося в процессе его производственного обучения включает восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предложений, их проверку и т. п.
Эти психические процессы включаются в процесс учения благодаря реальной предметной деятельности, которая их вызывает и формирует. Они протекают не стихийно, не сами по себе, a являются результатом действий учащегося в условиях выполнения познавательных и учебно-производственных задач. С другой стороны, характер протекания внутренних, психических процессов обучения определяет характер внешней, процессуальной стороны деятельности учащегося.
Таким образом внешний и внутренний план учения переходят друг в друга, находятся в тесном диалектическом единстве. В результате такого единства внутренней и внешней сторон учебной деятельности у учащихся формируются умения и навыки, закрепляются, расширяются, конкретизируются ранее приобретенные знания.
Внешняя и внутренняя стороны учебной деятельности требуют владения учащимися способами выполнения этой деятельности, т.е. способами учения. Кроме чисто производительных, к ним относятся умения наблюдать, планировать и контролировать свой учебно-производственный труд, сравнивать, сопоставлять, выделять, обобщать, доказывать, находить причинно-следственные зависимости, принимать обоснованные решения и т.п. Без уверенного впадения этими способами учение невозможно и безyспешно.
Результатом учебной деятельности учащихся является усвоение содержания образования – знаний, способов профессиональной деятельности, опыта мышления, а также формирование их личностных качеств.
Далее рассмотрим структуру инструктирования. Инструктирование, как обучающая деятельность мастера в процессе производственного обучения, является важнейшим предметом рассмотрения при изучении всего курса «Организация и методика производственного обучения». В этой связи этот компонент процесса производственного обучения рассмотрим только в общем плане, применительно к основным его структурным элементам.
Прогнозирование характеризует деятельность мастера производственного обучения по проектированию учебного процесса, обеспечивающему планомерное и целенаправленное достижение конечной цели, В реальном процессе обучения этот элемент учебной деятельности мастера выражается прежде всего в планировании производственного обучения – перспективном и текущем. Планирование включает подбор учебно-производственных работ и их нормирование; планирование производственной деятельности учащихся, составление планирующей документации при подготовке к учебному году, теме, уроку; разработку документации письменного инструктирования, отбор учебного материала, методов, приемов, способов его подачи.
Прогнозирование процесса обучения включает также своевременное оснащение учебных мастерских (участков, лабораторий); проверку и подготовку к учебному процессу инструментов, заготовок, изготовление образцов-эталонов учебно-производственных работ; участие в определении конкретного содержания производственной практики учащихся; предварительную отработку маете– ром трудовых приемов и операций, которым он будет обучать учащихся.
Организация учебного процесса – это создание условий для успешного решения учащимися, познавательных и учебно-производственных задач, У мастера поистине неограниченный арсенал возможностей для организации и руководства учением учащихся. Рациональная организация такого руководства требует отбора таких способов, которые дают максимальный эффект. Главные из них: рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения; постоянное поддержание на высоком уровне познавательной и учебно-производственной активности учащихся; создание ситуаций проблемности, широкое применение эвристических форм и методов обучения; поддержание на высоком уровне самостоятельности учащихся в учебном и учебно-производственном труде; индивидуализация обучения; широкое применение документации письменного инструктирования; внесение в учебно – производственный труд учащихся творческих начал, постоянное внимание к обучению учащихся думать, мыслить, принимать самостоятельные решения в разнообразных учебно-производственных ситуациях.
Регулирование процесса обучения тесно связано с его организацией. Это прежде всего непосредственное руководство и направление познавательной и практической деятельности учащихся, индивидуальная корректировка ее с цепью предупреждения и устранения отклонений от нормального хода процесса обучения[36].
Регулирование как структурный элемент обучающей деятельности включает также постоянную корректировку мастером собственной деятельности на основе наблюдения, анализа и текущего контроля за протеканием учения и его результатами, т.е. то, что обычно называется обратной связью в системе мастер – ученик. Без такого регулирования не может быть реального движения учебного процесса, Контроль – это сравнение заданной (намеченной) программы процесса обучения с фактическим ее выполнением» Он позволяет выявить эффективность организации, методов и средств обучения, объем, глубину, осмысленность и осознанность, действенность усвоенных учащимися знаний и умений, повысить эффективность познавательной и практической деятельности учащихся, выявить ошибки и неверные действия и на этой основе провести их корректировку.
Контроль как структурный элемент инструктирования включает также самоконтроль мастером своей обучающей деятельности.
Инструктирование учащихся, эффективное руководство и управление их познавательной и практической деятельностью требует от мастера внимательного анализа, того, какие умственные действия выполняют при этом учащиеся, каковы их содержание, последовательность, в каком соотношении они находятся с содержанием изучаемого материала. То есть необходимо проникнуть в «лабораторию учения» учащегося. А это непросто.
Психические процессы, сопровождающие учение, принципиально ненаблюдаемы. Учащиеся выполняют учебно-производственные задания – работают на станке, налаживают машины, ведут строительные работы, выполняют расчеты и т.п., но что и как они при этом делают, что происходит в их сознании, остается скрытым, Применяемые приемы деятельности как бы исчезают, в продукте деятельности, и если они как-то улавливаются и контролируются, то только по внешним проявлениям учащихся, по результатам их деятельности, В этом основная сложность познания внутреннего «механизма» учения и овладения искусством управления им. Для того, чтобы овладеть этим искусством, нужно знать и исходить из тех психологических закономерностей, которые определяют процессы восприятия, запоминания, обобщения знании и способов деятельности, их применение и формирование умений и навыков. Это определяет необходимость глубокого владения мастером производственного обучения основами педагогической психологии.
Умение будет формироваться успешно только тогда, когда учащийся будет понимать значение изучаемого действия, будет точно знать его цели, содержание и способы выполнения. Учащийся должен четко представлять продукт труда, результат действия, его качественные особенности и требования, которым он должен удовлетворять; предмет труда: особенности обрабатываемых материалов, которые надо учесть для правильного выполнения процесса орудия труда: машины, аппараты, инструменты, приспособления, которые будут использованы; процесс труда, т. е, действия, из которых он состоит.
Из системы указанных знаний создается представление о содержании и способах выполнения трудового действия – так называемый образ действия, ориентируясь на который учащийся будет потом выполнять действие практически. От его совершенства, полноты и точности во многом зависит эффективность практического выполнения самого действия и, следовательно, формирования умения.
Такие представления учащегося о содержании и способах предстоящей деятельности называют ориентировочной основой действия – ООД. Создание у учащихся ООД, является одной из важнейших задач обучающей деятельности мастера. Вместе с тем, учитывая, что учащийся не только объект, но и субъект обучения, участвующий совместно с мастером в учебном процессе, создание и развитие ООД – это не только задача мастера. В ходе производственного обучения по мере накопления опыта учащиеся все более и более самостоятельно (под руководством мастера, естественно) совершенствуют, развивают такую основу своей деятельности[45].
Таким образом ориентировочная основа действия включает: цель – что делать, чего добиться, чему научиться; мотив – для чего делать; средства – с помощью чего делать, что использовать; способы действия – как делать, в какой последовательности, какие требования соблюдать; способы контроля и самоконтроля – как действовать, чтобы избежать ошибок; как определить соответствие действия поставленной цели.
Можно выделить три типа ориентировочной основы действия. 1 тип – ориентировочную основу составляют лишь образцы как самого действия, так и его продукта. Учащемуся не дается указаний, как выполнять действие, он ищет правильный способ сам методом проб и ошибок, В конце концов, он может научиться выполнять действие правильно, но прочное умение не образуется.
Такой тип ориентировки характерен для индивидуального обучения рабочего в условиях производства. При организованном процессе обучения, как правило, не применяется.
II тип – ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но и исчерпывающие указания, как правильно выполнить действие. Действие выполняются, исходя из установки «делай, как я», «делай, как предписано в инструкции». При строгом следовании указаниям обучение идет без ошибок и значительно быстрее. Условия выполнения действия, намечаемые вначале мастером, воспроизводятся затем самим учеником. Благодаря этому учащийся приобретает некоторое умение анализировать исходный материал, что в свою очередь обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся условиях и возможность его переноса на новое задание,
III тип – в ориентировочной основе на первое место выступает не столько обучение способу действия в конкретной ситуации, сколько анализ задания, обучение самостоятельному поиску средств и способов его выполнения. Действия выполняются, исходя из установки «подумай и делай сам». Обучение по III типу ориентировки требует больших затрат времени. Зато после усвоения действия задание срезу выполняется правильно и вполне самостоятельно, что дает в конечном итоге экономию времени по сравнению не только с первым, но и со вторым типом ориентировки, Действия, сформированные при опоре на этот тип ориентировки, обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое существенное» обнаруживают большую, способность к переносу в новые условия.
Для организованного процесса производственного обучения в училище наиболее характерно сочетание ООД II и III типа. Типичная логика (тактика и стратегия) учебного процесса производственного обучения – в целом, в пределах периода, в пределах темы, в пределах урока.
Ориентировочную основу действия необходимо формировать тогда, когда учащийся еще не приступил к отработке нового для него действия.
Кратко рассмотрим принципы организации производственного обучения. Принципы обучения – это исходные положения, которыми руководствуются при определении содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Они вытекают из задач, стоящих перед системой образования, и закономерностей процесса обучения.
Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных, стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы педагогом в реальном процессе обучения и воспитания учеников.
Принципы обучения связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер. Некоторые из них со временем утрачивают свое значение, другие перестраиваются, появляются новые принципы, отражающие современные требования общества и науки к обучению.
Дидактические принципы взаимосвязаны и применяются в комплексе. Поэтому, определяя содержание обучения, готовясь к урокам, проводя занятия, необходимо руководствоваться большинством, а в ряде случаев практически всеми принципами одновременно,
Учитывая особенности подготовки квалифицированных рабочих в училищах профессионально-технического образования и достижении современной дидактики, систему принципов производственного обучения можно представить следующим образом.
Гуманизация и демократизация[3]. Эти взаимосвязанные принципы сформировались, развиваются и за последние годы получают всё большее применение в условиях обновления общества на идеях приоритета общечеловеческих ценностей.
Эти принципы лежат в основе становления современной стратегии и тактики развитии как профессионально-технического образования в целом, так и производственного обучения в частности. Они оказывают влияние на формирование целей процесса обучения, определение его содержания, определяют требования к личности мастера производственного обучения. Особое значение эти принципы имеют для совершенствования, поиска путей повышения эффективности форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся.
Гуманизация в этих компонентах процесса обучения - это прежде всего построение взаимоотношений учащихся и мастеров производственного обучения, основанных на взаимопонимании, доверительности и взаимной требовательности о обязательной совместной постановкой учебно-воспитательных целей и задач, совместном анализе процесса .их решения и достигнутых результатов.
Принцип гуманизации требует коренного изменения позиции мастера из положения «над учащимися» в положение «впереди учащихся». Они определяют необходимость индивидуализации обучения и воспитания, создание самых широких возможностей для самовыражения и самоутверждения каждого учащегося путем развития его самостоятельности, профессионального творчества, технической культуры, широкого применения активных форм и методов обучения, деловых производственных игр, решения ситуационных задач и т.д.
Реализация принципа гуманизации определяет необходимость создания условий для активного применения в трудовой деятельности учащихся полученных ими теоретических знаний, творческой разработки технологий и оснастки, экономического анализа учебно-производственного труда. В производительном труде учащихся должны органически сочетаться коллективистские начала и индивидуальный стиль, присущий каждому учащемуся.
Принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса тесно связан с принципом демократизации, оба они заложены в основы концепции модернизации профессионального образования.
Демократизация образования – это взгляд на перестройку со стороны отношений между педагогами и учащимися, между руководителями всех рангов и педагогами расширение прав и ответственности каждого участника учебно-воспитательного процесса.
Демократизацию учебно-воспитательного процесса следует рассматривать с различных сторон: многообразия, сотрудничества открытости и демократизации управления.
Многообразие предполагает гибкость и вариативность содержания обучения, представления училищам, преподавателям, мастерам, методическим комиссиям широких прав вносить коррективы в учебную документацию (вплоть до разработки новой, авторской) с учетом реальных условий подготовки квалифицированных рабочих. Стимулируется применение различных и разнообразных организационных форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса, индивидуальной направленности обучения и воспитания с учетом личностных особенностей и интересов, своеобразия характера каждого ученика, коренной ломки унифицированного, усредненного подхода к учащимся. Многообразие – это признание единства требований при многообразии путей их реализации.
Сотрудничество предполагает осознание мастером и учащимися общности целей своей совместной деятельности в педагогическом процессе. Сотрудничество как проявление принципа демократизации лежит в основе специфического подхода к построению учебно-воспитательного процесса.
Открытость, как проявление принципа демократизации следует понимать как широкое взаимодействие училища, его подразделений, педагогического и ученического коллективов с рабочими коллективами базовых предприятий, различными общественными институтами, организациями, другими учебными заведениями (школами, техникумами, вузами и пр.), с родителями учащихся, В этом понимании открытость – это отчетность училищ перед общественностью, родителями учащихся, доступность для контроля с их стороны, для всестороннего анализа достижений и недостатков в подготовке квалифицированных рабочих.
Демократизацию управления следует рассматривать как создание условий для реального участия каждого ученика, каждого мастера, преподавателя, воспитателя, родителей учащихся, общественности в решении всех училищных задач.
Сегодня делаются только первые шаги в демократизации профтехшколы. Процесс этот чрезвычайно сложный, учиться демократии еще предстоит. Но демократизация – это не только цепь и средство модернизации профобразования, но и гарантия ее обратимости. Следующий принцип на который мы будем опираться в своем исследовании - единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций
Реализация обшей цели образования – всестороннее, гармоничное развитие личности – предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этой цели, процесс обучения призван осуществлять три основные взаимосвязанные функции – образовательную, воспитывающую и развевающую. Эти функции учебного процесса характерны и для производственного обучения. Они реализуются во всех его компонентах: в целях, содержании, формах, методах и средствах»
Образовательная функция процесса производственного обучения проявляется в формировании у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего операции, приемы и действия, связанные с его планированием, подковкой, осуществлением, контролем и обслуживанием. Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно.
Конечной целью осуществления образовательной функции производственного обучения является формирование у учащихся основ профессионального мастерства, критерии которого раскрыты в разделе «Задачи производственного обучения»[14].
Воспитывающая функция процесса обучения проявляется в том, что обучение постоянно – независимо от того, как рассматривает этот процесс мастер – воспитывает учащихся. Это объективная закономерность процесса обучения, обучение нейтральным в смысле воспитания быть не может[3].
Воспитание в отличие от обучения, где главная задача – формирование знаний, умений и навыков, – это формирование у учащихся определенных отношений к окружающей их действительности, к коллективу, воспитание чувств, нравственности, морали. Воспитание – это главным образом процесс формирования личности. Вместе с тем не следует противопоставлять формирование и развитие личности учащихся, и вооружение их знаниями, умениями и навыками. Усваивая знания и способы деятельности, учащийся приобретает средства для развития собственной личности. Больше того, глубокое владение знаниями, способности к творческому их применению, образованность учащихся следует рассматривать как важнейшие качества личности. Задача мастера – максимально используя содержание, организацию, методы обучения, сформировать, воспитать, развить у учащихся положительные личностные качества.
В процессе производственного обучения у учащихся формируются основы мировоззрения, убеждения, уважительное отношение к труду и людям труда, чувство гордости за принадлежность к рабочему классу. Воспитывается трудовая дисциплина, готовность к социальному общению, добросовестность, инициативность, ответственность, формируются нормы и правила поведения.
На воспитание учащихся большое влияние оказывает педагогическое и профессиональное мастерство мастера, уровень его общей эрудиции, умение убеждать, личный пример. Имея в виду такое органическое единство учебного и воспитательного процессов, обычно применяют термин учебно–воспитательный процесс.
Развивающая функция процесса производственного обучения заключается в систематическом и целенаправленном развитии в процессе формирования умений и навыков, познавательных способностей учащихся, рациональных приемов мышления, профессиональных интересов, самостоятельности. Развивающее обучение охватывает также развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, которые тесно связаны с такими чертами личности, как эмоции, воля, общая социальная устремленность. Для производственного обучения характерно также физическое развитие учащихся, их психическая и физическая выносливость. Таким образом, развитие учащихся – это одновременно и процесс, и результат обучения. Источником развития является обучение, оно влечет за собой развитие и всегда идет впереди него[16].
Все эти основные функции процесса обучения тесно взаимосвязаны и творчески взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных сил и способностей возможно только на основе глубоко усвоенных знаний, умении и в тесной связи с ними. В то же время, чем выше уровень воспитанности и развитости учащихся, тем эффективнее обучение выше качество обученности. Как обучение знаниям и умениям – необходимая предпосылка всестороннего развития, так и высокий уровень развития – непременное условие высокого уровня знаний и умений учащихся.
Следующий принцип на который необходимо опираться мастеру - принцип соединения обучения с производительным трудом является одним из основных требований к содержанию и организации всей учебно-воспитательной работы в профессионально-технических учебных заведениях.
Нельзя практически подготовить человека к высокопроизводительной профессиональной трудовой деятельности, не предоставив ему возможности освоить ее в процессе обучения. Требование единства производственного обучения и производительности труда вытекает также из принципа воспитывающего и развивающего характера обучения, имея в виду, что производительный труд создает наиболее благоприятные условия для воспитания у учащихся высоких Личностных качеств, для всестороннего их развития.
Вместе с тем производительный труд учащихся как основа их профессиональной подготовки должен быть полностью подчинен решению учебно-воспитательных задач. Им подчиняется содержание, степень сложности, разнообразие, организация и последовательность выполнения учащимися учебно-производственных работ.
Особо следует подчеркнуть роль организации производственного обучения на основе выпуска сложной продукции. Это позволяет ознакомить учащихся с новой техникой, освоить современные технологии и не только прививать им умения и навыки выполнения характерных для профессии видов работ, но и воспитывать самостоятельность, производственную инициативу и другие профессионально важные качества.
Очень важной, стороной организации производственного обучения на основе производительности труда является его экономический эффект, особенно в связи с переходом училищ на частичный хозяйственный расчёт.
Бурное развитие науки и техники происходящие вследствие этого постоянные изменения в характере и содержании труда требуют такой подготовки современного рабочего которая позволяла бы ему хорошо ориентироваться во всей системе данного производства, свободно переходить на смежные по технологии участки, совмещать функции работы но оборудовании с его обслуживанием и т.п. Эти особенности современного производства значительно расширили и повысили требования к характеру политехнического общего образования,
В профессиональное училище поступает молодежь после окончания девятого класса школы, ее политехническая школьная подготовка является фундаментом для дальнейшего профессионального обучения на широкой политехнической основе. Профессиональное образование является в определенном смысле продолжением общего политехнического образования, его конкретизацией применительно к отдельно взятой отросли производства.
В содержании профессионального цикла предметов профессионально-политехнический принцип находит свое отражение в формировании у учащихся способностей применять получаемые знания, умения и навыки в разнообразных производственных ситуациях, видеть в конкретных технических объектах и технологических процессах общие и существенные свойства, переносить общетехнические и специальные знания и умения с одного объекта на другой.
Применительно к производственному обучению принцип политехнической направленности проявляется в выработке общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков: планирование, решение практических задач в различных производственных ситуациях, выбор оптимальных режимов трудовых процессов, пользование и ведение производственно-технической документации, пользование диагностической аппаратурой и оборудованием, применение технических средств, повышающих качество продукции и производительность труда, ведение контроля за технологическим процессом и др.
Особое внимание заслушивает соответствие требованиям современного производства. Этот принцип означает, прежде всего, необходимость всемерного повышения научно-технического уровни профессиональной подготовки учащихся. Процесс производственного обучения должен осуществляться с использованием оборудования и технологий, отвечающих современным достижениям научно-технического прогресса. Только при этом условии молодежь, оканчивающая профтехучилищ, сможет сразу включиться в современное производство, успешно управлять сложными машинами и механизмами, уверенно вести технологические процессы, участвовать и в рационализаторской работе.
Производственное обучение, соответствующей требованиям современного производства, предполагает также обучение учащихся владению доступными им передовыми приемами и способами труда новаторов производства, приобщение их к рационализации и изобретательству, конструированию и изготовлению приспособлений и оснастки, повышающий качество и производительность учебно-производственного труда.
Реализация этого принципа требует оперативного привидения учебных программ производственное обучения в соответствие с современными требованиями, внесения в них корректив, связанных с внедрением в производство новой техники и технологии, исключения из программ устаревшего материала.
Связь теории и практики. Философское обоснование связи теории с практикой относится не только к процессу познания, но и к обучению. Так как научные знания возникают на основе потребностей производственной деятельности людей и обслуживают эту деятельность, (то для овладения ими нужно не только усвоить содержание, но и научиться применять знания на практике.
Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность учащихся органически связаны одна с другой. При изучении теоретических положений преподаватели широко опираются на производственный п жизненный опыт учащихся, приводят доступные учащимся иллюстрации из техники, технологии, трудовой деятельности. В то же время на уроках производственного обучения все выполняемые учащимися действия обосновываются теоретическими положениями и закономерностями.
Участие в производительном труде порождает у учащихся потребности в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. Учащиеся осмысливают технологические процессы и способы труда, учатся их планировать, критически анализировать, разбираться во взаимосвязях различных производственных процессов» овладевать основами экономики производства.
Особенно актуальна связь теории и практики в современных условиях, когда в практику производства активно внедряется новая и новейшая техника и технология, когда в структуре? трудовой деятельности рабочего на передний план выходит интеллектуальная деятельность по управлению и наладке автоматизированных средств производства.
Систематичность и последовательность в формировании профессиональных умений и навыков. Этот принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается учащимися в строгом логическом порядке, соответствующем логике науки, труда и дидактическому требованию к опоре их на совокупность ранее усвоенных знаний и сформированных умений, Только при этом условии знания и умения будут усваиваться сознательно, в определенной системе, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.
Принцип систематичности и последовательности находит отражение в структуре учебных программ, построенных в логике, определяемой принятой системой производственного обучения. Следование программе будет способствовать усвоению учащимися знаний и умений в определенной системе. Применительно к производственному обучению эта система предполагает определенную этапность в формировании профессиональных умений и навыков.
Это, прежде всего, выделение этапа обучения в учебных мастерских (учебных лабораториях, на полигонах), этапа обучения в условиях производства и этапа производственной практики. Этапность в формировании умений и навыков следует рассматривать также и с точки зрения усложнения дидактических целей производственного обучения, которые находятся в определенной иерархической последовательности: правильность, точность, скорость, самостоятельность, творчество, техническая культура.
Научные исследования и обобщение передового педагогического опыта позволили выделить основные условия и факторы успешного формирования системы профессиональных знаний, умений и навыков в процессе производственного обучения, которыми повседневно должен руководствоваться мастер. Основные из них следующие: четкое понимание учащимися целей, задач производственного обучения на соответствующем этапе и способов их достижения (т.е. владение ориентировочной основой действия); наличие у учащихся необходимых знаний соответствие методов обучения особенностям осваиваемых умений и навыков; эффективность инструктирования учащихся мастером; достаточное количество упражнений; своевременность и объективность оценки деятельности учащихся.
Самостоятельность. Самостоятельность как принцип производственного обучения необходимо рассматривать с двух сторон: как цель и средство.
С одной стороны, производственная самостоятельность – характеристика профессионального мастерства рабочего-профессионала, формирование которой является одной из важнейших целен производственного обучения.
Профессиональная самостоятельность проявляемся в привычке и умениях учащихся самостоятельно разобраться в требованиях, предъявляемых к работе, в умении самостоятельно спланировать трудовой процесс, самостоятельно пользоваться технической документацией, в стремлении и умении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе работы затруднения, предупреждать и устранять неполадки, в умении контролировать ход и результаты своего труда, в способности взять на себя ответственность»
С другой стороны самостоятельность учащегося как принцип производственного обучения следует рассматривать как условно, фактор формирования практических умений и навыков. Настоящее профессиональное мастерство у учащегося можно сформировать только при условии воспитания у него способности самостоятельно выполнять необходимые трудовые действие самостоятельно принимать необходимые производственные решения. Естественно, такая самостоятельность не приходит сама по себе, не образуется стихийно путем проб и ошибок, ее нужно формировать, воспитывать постоянно и целенаправленно в течение всего процесса производственного обучения.
Но этот фактор как принцип должен лежать в основе всей тактики и стратегии процесса обучения, определять как содержание производственного обучения, так и его формы, методы и сродства осуществления.
Сознательность и активность. Производственное обучение по своей природе является процессом объективно активным и сознательным, имея в виду, что основой его содержания является участие учащихся в производительном труде. Вместо с тем общедидактический принцип активности и сознательности полностью характерен и актуален и для производственного обучения.
Принцип сознательности и активности требует такой организации познавательного и учебно-производственного процесса, когда усвоение учащимися профессиональных способов деятельности не является только механическим воспроизведением показанных мастером приемов работы» Учащиеся выполняют их с полным пониманием всей технологии в целом и отдельных ее элементов» Они отчётливо представляют себе образец (образ действия) процесса и будущего результата своих действий и возможные последствия неверного их выполнения. Наличие образца позволяет им сознательно осуществлять самоконтроль и исправлять допущенные ошибки.
Средствами развития мышления учащихся и сознательного уо-воения профессиональных знаний, формирования умений является введение в учебный процесс решения производственных задач, использование эвристических методов обучения, создание и коллективное разрешение производственных проблемных ситуаций, проведение деловых игр, организация самостоятельной работы по изучению технической документации.
Доступность и посильность. Степень трудности и сложности изучаемого материала должна соответствовать подготовке и силам учащихся. Доступность не означает устранения всех затруднений. Излишне легкая работа не вызывает интереса, порождает поверхностное отношение к делу, не воспитывает настойчивости. Трудности должны быть преодолимы для учащихся при достаточных усилиях с их стороны и соответствующей помощи мастера.
Правильное сочетание усилий учащихся и руководящей помощи мастера является одним из важнейших условий высокой успеваемости. Важное условие посильности обучения – продуманная дозировка учебного материала. Мастер обязан включать в каждый урок лишь посильный для учащихся объем знаний и умений. Нельзя давать учащимся в процессе обучения сразу несколько трудных упражнений. Следует планомерно наращивать трудности в работе и последовательно приучать учащихся к самостоятельному их преодолению.
Очень важно устанавливать посильные для учащихся нормы времени на выполняемые ими работы. Эти нормы должны постепенно приближаться к нормам времени квалифицированных рабочих.
Большое значение для правильного осуществления принципа доступности имеет подбор методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказание мастером своевременной помощи учащимися.
Доступность и посильность не могут быть достигнуты без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Эти особенности необходимо учитывать при подборе работ, методов обучения, при материальном оснащении обучения и при установлении режима занятий.
Наглядность обучения[6]. Принцип наглядности предполагает Изучение учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимися изучаемых явлений, процессов, способов действия или их изображений. Понятие наглядности относится не только к зрительным, но и к слуховым, осязательным и другим видам восприятий.
Учащийся не может правильно овладеть трудовыми действиями, если у него нет четких наглядных представлений о том, как эти действия должны выполняться. Показ учащимся трудовых действий имеет целью не только сообщить конкретные сведения о них внимательное наблюдение показываемых мастером приемов и процессов побуждает их выполнять эти действия таким же образом, сравнивать свои попытки с образцом, данным мастером. Наглядность повышает интерес и внимание учащихся, содействует глубокому пониманию, основательному осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.
Учащимся важно показывать в натуре изделия и детали, которые им предстоит изготовить. Это позволяет им более четко и сознательно разобраться в чертеже» Средства наглядности позволяют более глубоко освоить передачу движения по кинематической схеме, протекание процесса в установке, агрегате, сущность физических процессов в радио- и электросхемах. Наглядность необходима и в тех случаях, когда мастер помогает учащемуся преодолеть затруднения и устранить ошибку, когда он проверяет знания учащимися технологического процесса, разбирает выполнение производственного задания.
Прочность усвоения учащимися знаний, формирование умений и навыков[35]. Производственное обучение должно проводиться так, чтобы учащиеся не утрачивали усвоенных и усваиваемых ими профессиональных знаний, умений и навыков, могли применять их с достаточной полнотой, уверенностью и скоростью в необходимых случаях» Без этого учащиеся не смогут успешно выполнять последующие учебно-производственные задания, применять полученные умения и навыки в производственной деятельности,
В программах производственного обучения для изучения каждой операции и трудового процесса отводится время, необходимое для проведения достаточного, количества упражнений. Предусмотрено также систематическое повторение изучаемых операций и видов работ в различных сочетаниях. Все это способствует прочному усвоению учебного материала.
Прочность усвоения во многом зависит и от того» насколько ярки и доходчивы показ и объяснения мастером трудовых действий, насколько систематически связывает он новый учебный материал с ранее изученным. Весьма важен продуманный подбор учебно-производственных работ, достаточное число повторений трудовых действий, целесообразное распределение повторений во времени.
Учебный материал будет усваиваться тем прочнее, чем выше активность и самостоятельность учащихся в процессе выполнения учебно-производственных заданий,
Важное значение для достижения прочности усвоения имеет систематический учет успеваемости учащихся, своевременные оценки и контроль полученных ими знаний, умений и навыков.
|
|
|