Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Гбооу ао «Санаторная школа интернат №2» Исследовательский проект на тему



Скачать 446.28 Kb.
НазваниеГбооу ао «Санаторная школа интернат №2» Исследовательский проект на тему
страница1/4
Руководитель: воспитатель
Дата23.02.2016
Размер446.28 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

ГБООУ АО «Санаторная школа - интернат №2»

Исследовательский проект
 на тему: 
 
  
 




Выполнили:

ученики 5 класса

Руководитель:

воспитатель

Бородулина

Наталья Владимировна.

Архангельск

2011

Актуальность проблемы.

Курение является большой проблемой современного человека и общества в целом. В древности табак считался божественным подарком – табачный дым использовался в оккультных обрядах и целительстве, во избежание войн раскуривалась «трубка мира». Конечно же, современный человек далеко не раз слышал про вред курения, о его последствиях и отражении на здоровье. Об этом сообщается везде: средства массовой информации, телевидение и интернет – информация о вреде курения ни для кого не является секретом.

Все это – статьи, фотографии больных, зависимых от табака и сигарет, удручающая статистика и рассказы о других последствиях курения – направленно на то, чтобы люди осознали вред курения. Так почему в мире, с каждым годом, количество людей, страдающих этой страшной привычкой, катастрофически быстро растет? Если раньше основную массу курящих составляла мужская половина населения, то сегодня эти ряды пополняют не только женщины, но и подростки, и даже малолетние дети .

Современная молодежь начинает пробовать сигареты в среднем в 10 -12 лет , из них большая половина, пристрастившись к этому занятию, продолжает курить, постепенно и не заметно для себя увеличивая количество выкуренных сигарет в день . Начиная с одной сигареты в день и заканчивая регулярным систематическим курением. К 17 годам у одного из десяти молодых курильщиков уже имеется ярко выраженная зависимость от табака, несмотря на то, что даже дети в общих чертах знают о том, какой вред наносит курение.

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому необходима широкая пропаганда среди учащихся здорового образа жизни, в том числе своевременная профилактика курения.

Большинство подростков не умеют достаточно четко сформулировать свои аргументы «За» и «Против» курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный, аморфный характер. Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно с тем, чтобы при этом не вступать в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Иными словами, чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.

Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима. Она должна проводиться с учетом возрастно-психологических особенностей.


 

Цель проекта:

получение максимально полной информации о курении подростков в Архангельской санаторной школе – интернат №2.


Задачи проекта:

- собрать и изучить информацию о вреде курения на организм человека;
-   изучить проблемы курения в санаторной школе – интернат №2;

- изучить влияние курение на состояние здоровья и успеваемость подростков на примере учащихся СШИ № 2

- воспитывать потребность в работе сообща для достижения общих целей.

Методы:

- изучение теоретического материала;

- проведение анкетирования, и сравнительный  анализ результатов;

- написание докладов;

- сбор информации и обработка результатов исследования;

- сравнение, выводы

Подготовительная работа:

объединение детей в малые учебные группы, распределение заданий, определение путей реализации заданий, выполнение заданий, подготовка элементов презентации проекта.

Из истории табака


 Табак — это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.

Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».

В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Пано, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. При французском дворе его использовали в качестве средства от зубных болей, ломоты в костях и желудочных расстройств. Курение быстро становится привилегией богатых и знатных людей. В XVII в. табак уже настолько популярен, что его используют во взаиморасчетах. В конце XVIII в. во время войны за независимость Американские Штаты рассчитывались табаком со своими французскими кредиторами.

В Россию табак был завезен англичанами в 1585 году через Архангельск. Пётр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России, наложив торговую пошлину на распространение табака, которая шла в государственную казну.

Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием. Курение и нюханье табака жестоко преследовались. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в дальние края. С приходом к власти Петра I запрет был отменен. Постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызывать зависимость от него.

Влияние курения на организм человека

Курение — это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим.

Основным составляющим компонентом всех видов табака является никотин. Кроме никотина в табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду ядовитых. Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100 — лошадь.

Смертельной дозой для человека является 0,06 — 0,08 г никотина.
Почему же люди не умирают сразу, закурив первую сигарету? Дело в том, что никотин поступает в организм небольшими порциями, часть его успевает нейтрализоваться, развивается постепенное привыкание к нему.
Курение очень широко распространено во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Пристрастие к табаку, формирует табачную зависимость. Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака. Необходимо также подчеркнуть, что курение не является естественной потребностью организма, как, например, еда или сон. На протяжении тысячелетий люди обходились без курения, не подозревая о существовании табака.

Курение не является признаком сильной и взрослой личности, поэтому не следует формировать у себя эту вредную привычку.

Как же воздействует курение на организм человека?

Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.

В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.

Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина. Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.

Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.
Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.
Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, эмаль (защитный покров зубов) трескается, открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.
Курильщики наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Загрязненный табачным дымом воздух может вызывать у некурящих головную боль, тошноту, повышенную утомляемость, способствовать обострению и развитию новых заболеваний.

По сравнению со взрослыми организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен. Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии.

Отрицательное действие табачных веществ на организм ребенка более выражено еще и потому, что курящие дети сами ставят себя в более худшие условия, чем взрослые: экономят на еде, чтобы купить сигареты — обычно дешевые — с большим содержанием никотина, курят натощак. Курение несколькими подростками одной сигареты или докуривание окурков способствует возникновению инфекционных заболеваний.

Курящие ученики в сравнении с некурящими более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11–18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.

Таким образом, если составить портрет курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим образом. Цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина.

Результаты исследования причин курения у школьников.

Отношение подростков к курению
Проанализировав данные анкетирования, которое проводилось среди подростков 5-9 классов санаторной школы – интернат №2, можно сделать следующие выводы.

Мы увидели, что количество курящих школьников в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросло с 22,3% до 30,7% соответственно.

Категорически против курения высказались 22,3% учащихся в 2010 году, и 32,7% в 2011 году. Высокий процент некурящих детей был выявлен в основном за счет детей 5, 6 классов, в которых был выявлен самый низкий процент курящих подростков. Чем старше подростки, тем выше процент курящих.

Слайд №. 13 Данные анкетирования. «Как вы относитесь к курению?»

При этом количество курящих мальчиков (25%) превышает количество курящих девочек (23%).

Следует отметить, что некоторые подростки в анкетировании не ответили на вопрос - «Курите ли вы?» и поэтому для объективности данных был проведен опрос воспитателей. Как и предполагалось, процент курящих детей значительно выше-55,7 %

Слайд №. 14 Данные анкетирования. «Как вы относитесь к курению?»

Почему подростки начинают курить?

Множество ошибок совершает человек на пути ко взрослой жизни. Одна из самых глупых и опасных - добровольное приобретение никотиновой зависимости.

Причин, чтобы попробовать и затем начать курить, огромное количество, чтобы бросить - только одна -   забота о своем здоровье и здоровье своих детей.

При огромном стремлении к независимости,  подростки крайне подвержены постороннему влиянию. Любопытство, стремление - стремление выглядеть старше. Но ведь всем известно, что сигарета во рту не делает подростка взрослее, а только портит его здоровье. Возможность повышения статуса в группе, влияние сверстников, давление с их стороны. Например некоторые курящие подростки "гнобят" своих сверстников что они не курят, не пьют и т.д. говоря им:" Ты не куришь?! Да ты ноль! Ты-НИКТО!" и под этим давлением ребёнок начинает пробовать. постепенно втягивается...
Поводом может послужить и чувство противоречия,  желание идти наперекор общественному мнению и советам родителей.  Недостаток сильных эмоций, новых впечатлений,  просто скука тоже вызывают желание попробовать что-то запретное и опасное.
    В 13-15 лет подростки «перерастают» жизнь, замкнутую на семье, им теперь интереснее общаться с ровесниками. Если в компании, в которую попадает подросток «модно» курить, он тоже закурит, ведь в этом возрасте ему важно быть похожим на всех в выбранной им группе. В «группу риска» могут попасть дети, как из неблагополучных семей, так и дети из благополучных семей, но предоставленные сами себе. Никто не контролирует, с кем они общаются в школе, на что тратят свободное время и карманные деньги. Вот они и начинают курить за компанию. А так как подросток еще ни на чем не обжигался, ему не страшно экспериментировать на себе, пробовать любые опасные вещи.

Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным. Со временем курение превращается в привычку.

Очень быстро вырабатывается своеобразный рефлекс курения, когда вид красиво оформленной пачки сигарет, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодого парня или девушку заядлым курильщиком.

Если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествления курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

Но есть еще один важный фактор, обуславливающий привычку к курению — привыкание к никотину. Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через 2-3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.

Однако спустя некоторое время чувство прилива энергии и приподнятости исчезает. Физиологически это связано с наступающим сужением сосудов мозга и понижением его активности. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий спустя некоторое время опять тянется за сигаретой, невзирая на оставшуюся после курения горечь во рту, обильное слюноотделение и неприятный запах.

Кажущиеся подъем энергии, успокоенность, закрепляясь в сознании после выкуренной сигареты, переходят в условный рефлекс. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить, и вскоре он становится настоящим рабом своей страсти.

Никотин, как и некоторые другие яды, становится привычным, и без него в силу установившихся рефлексов курящему человеку становится трудно обходиться.

      

Слайд № 12 Данные анкетирования. «Почему подростки начинают курить?

По результатам анкетирования среди курящих подростков школы  выявили следующие причины, по которым подростки СШИ начали курить:
Большая часть детей санаторной школы начинают курить, потому - что курят друзья, а это - 20,3% подростков опрошенных в 2010 году и 17,3% опрошенных в 2011 году.
Одной из причин приобщения к вредной привычке, является курение родителей. Дети, в чьих семьях были или есть курильщики, курят в несколько раз чаще. Часто родители говорят, что курить вредно, а сами курят. Рассказывают о том, как они зависимы от табака, и как им плохо, но все равно показывают, что курить допустимо.

А через много лет…

Ну в конце-то концов, если родители не боятся умереть от рака, почему должен бояться ребенок?

Желание выглядеть старше испытывают 3,7% опрошенных в 2010 году и 7,7% опрошенных подростков в 2011 году. 
Слайд № 15 Данные анкетирования. «Почему вы начали курить?».

Данные анкетирования. «Почему вы курите?»

Подражаем старшим

Генетика – не главная причина того, что дети курильщиков предрасположены к никотину. На первом месте, пожалуй, стоит пример для подражания в лице курящих родителей. Ни одно словесное убеждение не сравнится с личным примером. Если ребенок с раннего детства видит мать и отца с сигаретой в руках или подозревает, что они курят, можно быть уверенным, что в какой-то момент он непременно захочет попробовать покурить.
Родители могут регулярно повторять, что курить вредно, но грош цена этим словам, если подросток не менее регулярно видит их с сигаретой. Бессознательно она будет восприниматься как атрибут элегантности (если курит мама) или мужественности (если дымит отец).

Так, по результатам нашего исследования отец курит дома у 15,4% курящих подростков; мать - у 19,2, в семье курят оба родителя у 23,1% опрошенных подростков. Известно, что дети, чьи родители, а также родственники курят, имеют высокий риск стать курильщиками. Сравнительно небольшой процент курящих родителей связан с тем, что в основном дети обучающиеся в школе воспитываются в неполных семьях. Несколько подростков не ответили на этот вопрос.


Слайд № 16 Данные анкетирования. Соотношение курящие родители / курящие дети

Влияние курения на успеваемость школьников.

Частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа.
При курении у подростка происходит патология зрительной коры, снижается в целом многообразие восприятия. Первоначально наблюдается быстрая утомляемость при чтении. Затем начинается мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин вызывает изменения в сетчатке глаза, в результате – снижение чувствительности к свету. Так же, как у детей, родившихся от курящих матерей, у юных курящих подростков исчезает восприимчивость сначала к зелёному, затем к красному и, наконец, к синему цвету.

Состояние клеток слуховой коры после курения в подростковом возрасте совершенно чётко и бесспорно свидетельствует о мощном подавлении и угнетении их функций. Это отражается на слуховом восприятии и воссоздании слухового образа в ответ на звуковое раздражение внешней среды.
Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у курящих подростков, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке.

Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие подростки не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются в туалет и в облаках табачного дыма и разного рода вредных испарений удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие ядовитых компонентов поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности.

В результате ученик приходит на следующий урок в нерабочем состоянии.
Установлено, что слишком раннее курение задерживает рост.

При проверке оказалось, что не только рост, но и объём груди у курящих подростков гораздо меньше, чем у некурящих сверстников.
Никотин снижает физическую силу, выносливость, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Установлено, что если работоспособность некурящих школьников принять за 100, то у мало курящих она держится на уровне 92, а у много курящих снижается до 77. Среди курящих школьников значительно больше второгодников. Обычно ребята курят тайком, торопливо, а ведь при быстром сгорании табака в дым переходит в два раза больше никотина, чем при медленном.

Проводя сравнительный анализ результатов работы школы, с итогами 2009-2010 учебного года, отмечается тенденция к снижению показателей качества образования. За 1 четверть 2011-2012 учебного года также наблюдается снижение качества обучения на 2 ступени школы. Отмечено снижение числа хорошистов в 6-9 классах.

Слайд № 18 Данные анкетирования. Успеваемость школьников.
  1   2   3   4