Н. М. Федоткина
Г. Муром
План - конспект урока ИЗО в логике СДП Класс: 4
Тема года: «Каждый народ – художник»
Тема II четверти: «Древние города нашей земли»
Тема урока: «Город древний над Окой хрустальной»
Задание: Беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой
Мурома. Создание коллективного панно «Муром-град» Цель: Формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Личностные:
- воспитание чувства гордости за культуру и искусство родного края;
Метапредметные:
- овладение умением распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
Предметные:
- формирование основ художественной культуры на материале культуры
родного края, эстетического отношения к миру.
- формирование представлений о роли искусства в духовно-нравственном
развитии человека. Оборудование:
- для учителя:
- интерактивная доска
- проектор
- ноутбук Зрительный ряд:
- презентация « Город древний над Окой хрустальной»,
- видеоролик «Спасо-Преображенский монастырь» (8мин),
- видеоролик «Древний Муром» (3мин),
- видеоролик «Мурома» (5мин),
- фотографии архитектурных памятников Мурома (ФА-4) Литературный ряд:
-стихи Муромских поэтов: М.Ф. Домашенко, Н.А. Морозовой, Кристины Борисовой. Музыкальный ряд:
- колокольный звон,
-Гимн Мурома в исполнении А. Мельгунова
Материалы:
для учителя:
- заготовка для коллективного панно «Муром-град»
- двухсторонний скотч для учащихся:
- бумага
- акварель, (гуашь), кисти
- цветная бумага, ножницы, клей
Ход урока: Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Мотивация
| В этой четверти мы с вами говорим о древних городах нашей земли.
Что означает слово «город»?
Как выглядели древние города?
С какими городами мы познакомились?
Мы уже начали разговор о Муроме.
А любите ли вы свой город?
А за что вы его любите?
Ребята, вы замечаете, как много экскурсий и гостей приезжают в наш город?
Почему? Если города похожи, зачем ехать далеко?
Значит наш город не такой как все!
Сегодня у нас гости. Давайте и им расскажем о нашем прекрасном, древнем городе.
Поговорим об уникальных памятниках архитектуры, придающих нашему городу неповторимое лицо и характер.
| Ответы
учащихся:
(огороженный)
(как крепости, укреплённые стенами, воротами)
(с Москвой, Владимиром, начали говорить о нашем Муроме)
(много архитектурных памятников, красивых построек, природа красивая, любимая Ока…)
| 2. Актуализация
темы
| Колокольный звон
Слайд 1
Город древний над Окой хрустальной
С чего же начать наш рассказ?
Что самое примечательное в городе?
Чем знаменит наш город?
А какое место в городе самое любимое?
| 45 сек.
Ответы уч-ся
( )
( )
Ответы уч-ся
( )
| 3. Открытие новых знаний
|
Давайте ещё раз полюбуемся неповторимой красотой нашего удивительного города!
Слайд 2
Величаво стоит Муром на берегу красавицы Оки. Золотом отливают купола его соборов и монастырей.
Слайд 3 Городов, равных по возрасту нашему Мурому в стране всего 5 !
Младше Рима, но старше Москвы, более 1150 лет стоит на высоком берегу Оки древний город!
Историки и архитекторы в один голос отмечают особый декор Муромских соборов, какого не увидишь в других городах.
Как вы думаете, в каждом ли городе можно полюбоваться такими красотами?
Слайд 4
Парят над кронами столетних вязов, лип и тополей золочёные купола храмов
Ах, Муром-град, глубинная Россия,
Ты возрастом почтенным знаменит.
Как памятники каменно-седые,
Твоих веков хранители живые –
Их время, как реликвию щадит.
(Н.Ф. Домашенко)
Слайд 5
Подъезжая к Мурому, мы сразу попадем в сказочно-былинные времена. Нас встречает камень былинный и богатырь Илья.
И берёзы там, будто невесты.
Для души нет отрадней путей.
Илья Муромец в новом предместье
Задушевно встречает гостей.
(Н.Ф. Домашенко)
Слайд 6
Богата Земля Муромская великолепными творениями зодчих. Не все из них уцелели в потоке времени, но среди сохранившихся и ныне особой нарядностью выделяются наши монастыри и храмы
Слайд 7
Благовещенский собор выстроен в 16 в. по повелению царя Ивана Грозного
Слайд 8
Воскресенский монастырь 17в.
Основание монастыря связано с именами Муромских князей Петра и Февронии. По преданию, он возник на месте их загородного княжеского дворца.
Слайд 9
Воскресенская и Введенская церкви 1658г.
Слайд 10
Спасо-Преображенский монастырь - древнейшая обитель Святой православной Руси. Старше его только Киево-Печерская лавра. Чудо земли русской! Первое упоминание о монастыре относится к 1096 году. Расположен на высоком берегу Оки. Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необъятные Муромские и Нижегородские дали.
Слайд 11
Покровская церковь 1691г.
Спасо-Преображенский собор 1560г. Слайд 12
Надвратные церкви Кирилла Белозерсого 17в.
и Сергия Радонежского 2005г. ,
Часовни Божией Матери «Живоносный источник»,
Георгия Победоносца и Костница с останками монахов Слайд 13
Под куполом таинственных небес,
Под чутким взором вдумчивого Бога
И в тысячах живущих здесь сердец
Стоит любимый с детства город.
(Борисова Кристина)
Слайд 14
Троицкий монастырь 17в.
Слайд 15
Троицкий собор 1643 г. В Троицкий собор паломники приходят поклониться мощам святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – покровителям православной семьи, любви и благополучия в браке.
Слайд 16
Церковь Сергия Радонежского 1715г.
перевезена на территорию Троицкого монастыря из Меленковского района
Слайд 17
Николо-Набережная церковь 1717 г. Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец.
Символом приюта и покоя –
Древние соборы, купола
Украшают город, величают,
Удивляют и хранят века.
(Морозова Н.А.)
Слайд 18
Смоленская церковь 1838г.
в честь Смоленской иконы Божьей Матери
Слайд 19
Церковь Косьмы и Дамиана (Козьмодемьянская церковь) 1564г.
Предания связывают возведение храма с пребыванием в Муроме царя Ивана Грозного во время похода на Казань.
Слайд 20
Вознесенская церковь 1729г. построена в честь праздника Вознесения Господня
Сретенская церковь 1795г.
в честь праздника Сретения Господня
Слайд 21
Успенская церковь 1790г.
в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Часовня Архистратига Михаила
построена в 2005 г. в память о работниках МВД, погибших при ведении боевых действий на Кавказе
Слайд 22
Поражают своей красотой и величием
Водонапорная башня 19в. в центре города, а проложенный городской водопровод стал одним из первых в России.
Дворец Культуры
и даже здание железнодорожного вокзала.
Слайд 23
Символом Любви и Верности стали неразлучённые даже после смерти супруги, Муромские князья Петр и Феврония.
Слайд 24
Сегодня Муром стал музеем под открытым небом.
Со всех концов едут люди полюбоваться древними памятниками – самым совершенным воплощением духовных и художественных идеалов.
Муром – хранитель истинно русского духа, традиций и устоев всего, чем сильна и богата Россия. Разве можно не любить город
с такой богатой историей,
с легендарным прошлым!
Слайд 25
Одиннадцать веков, одиннадцать столетий
Стоит наш древний Муром над Окой.
Как мать свою родную любят дети,
Так любим мы былинный город свой.
Как нагляднее рассказать о красоте нашего города?
Давайте вместе попробуем создать образ нашего удивительного города с его уникальными архитектурными памятниками! И объединим наши усилия в коллективном панно «Муром-град».
Каждый из вас уже выбрал один из памятников архитектуры города, познакомился с ним ближе, изучил особенности формы, сделал эскиз. Сегодня стоит поработать над деталями, декором и цветом.
Для наглядности можно использовать фотографии.
Для большей декоративности старайтесь изображать только переднюю часть постройки – фасад.
Белокаменные постройки лучше оставить белыми, и оттенить серым только декоративные элементы.
Глубину окон следует сделать тёмно-синим или серым цветом, но не чёрным. Видеоролики: «Спасо-Преображенский монастырь» и
«Мурома» Готовые работы ребята вырезают по контуру и закрепляют на заготовку панно «Муром – град».
Можно добавить изображения деревьев и кустарников.
|
На берегу Оки
Панорама города
Ответ учащихся
( )
Вид на город
с Оки
Былинный камень
при въезде в город
Учащиеся дополняют содержание слайдов
Благовещенский монастырь 16в.
Постройки монастыря
Виды монастыря
Памятники Петру и Февронии в Муроме
Памятник нашему
былинному земляку
Илье Мурому
Ответы учащихся
(изобразить в коллективной работе)
8 мин.
5 мин.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
.
| 4. Подведение итогов
Рефлексия
| Как вам кажется, получился у нас образ древнего Мурома?
Нравится ли вам результат?
Что получилось более выразительным?
Над чем стоило бы ещё поработать?
Какое впечатление у вас о работе на уроке?
Какое настроение?
Видеоролик «Гимн Мурому»
Выставление оценок
| Ответы уч-ся:
( )
Учащиеся делятся впечатлениями,
анализируют свои работы и работы одноклассников
3 мин.
| 5. Домашнее задание
| Для работы на следующем уроке нам понадобятся акварель и фломастеры.
|
| |