Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида |
 Скачать 58.56 Kb. |
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида Основная задача уроков русского языка – социально-речевая подготовка учащихся к жизни.
Курс грамматики в классах VIII вида направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Развитие связной речи, изучение грамматики у учащихся 5 – 10 компенсаторно-адаптивных классов осложнено особенностями психофизического развития.
Е.М.Мастюкова и М.В.Ипполитова в книге «Нарушение речи у детей с церебральным параличом» пишут, что речь может возникнуть при наличии определенных биологических предпосылок, потребности в общении и самом общении. При церебральном параличе кроме двигательных и речевых наблюдаются нарушения в психическом развитии, глазодвигательные нарушения, сенсорные. Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в большей степени обусловлены недостаточностью их социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности.
При нарушении интеллекта особенности развития личности сочетаются с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. Отгороженность от сверстников, ограничение контактов с окружающими связаны не столько с реакцией личности на свой дефект, сколько с безразличием, слабостью мотивации и волевых усилий.
Ярко выражена взаимосвязь двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Нарушения речи проявляются в специфических особенностях дизартрии, системных корковых расстройствах и своеобразии формирования речевого сообщения и понимания обращенной речи.
Так при спастической диплегии (нарушение нормального функционирования мышц рук и ног, поражаются и левая и правая стороны тела. В наибольшей степени страдают ноги) и гемипаретической форме церебрального паралича (нарушения движений конечностей связаны с поражением двигательных участков коры головного мозга, и развиваются только с одной стороны туловища). дети испытывают трудности при необходимости осознать морфологические элементы слов. При гиперкинетической форме ( поражении структур стриопаллидарной системы (подкорковых отделов мозга) Мышечный тонус изменчив,более выражен в проксимальных или дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре, мышцах шеи) особенности развития речи в значительной степени определяются относительно избирательной несформированностью фонематических противопоставлений. Это определяет специфические особенности понимания обращенной речи. При атонически-астатической форме выделяется нарушение целенаправленной деятельности. Характерной особенностью устной речи учащихся с церебральным параличом является недоразвитие ее интонационной стороны.
Необходим комплексный подход к ребенку с церебральным параличом; оценка его речевых нарушений проводится с учетом особенностей двигательных расстройств и психического развития в целом.
Чтобы планировать наиболее оптимальные методы и приемы обучения в интересах достижения цели, я изучила психофизические особенности, потенциальные возможности учащихся, рекомендации врачей и логопедов. Психолого-педагогическое обследование и диагностика учащихся с множественными нарушениями – все это способствовало выбору оптимальных методов и приемов при планировании фронтальной, групповой и индивидуальной коррекционной работы.
Грамотная устная и письменная речь способствуют быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности речи и орфоэпической культуре речи.
Культура речи, воспитанность, хорошие манеры – прочно связаны с внутренней культурой человека. Мы живем в век общения. У человека несколько «Я»: дома – сын, в школе – ученик, в поликлинике – больной: в библиотеке – читатель, в транспорте пассажир. Получается множество ролей. В каждой из них надо жить по правилам, иначе поведение будет выглядеть странным, смешным или неприличным.
При составлении планирования в 10 классе я большое внимание уделила формированию коммуникативной функции речи и привитию навыков делового письма.
Формированию коммуникативной функции речи провожу в тесной связи с обучением речевому этикету и нормам поведения.
Ограниченные возможности учащихся затрудняют решение задач обучения и воспитания, но не снимают их.
Успехи в работе по формированию коммуникативной функции речи зависят во многом от применяемых технологий и методической организации уроков, от подбора текстов упражнений, расширяющих круг представлений об окружающем мире, от повышения речевой мотивации учащихся, от одновременного развития всех сторон устной речи, от организации связанного высказывания.
Недостаточность волевой сферы является причиной речевой пассивности учащихся с множественными нарушениями. Преодолеть снижение пассивности помогают методические приемы и различные виды работ: предметная деятельность, создание речевой ситуации, ролевые игры, использование фигурок действующих лиц, использование занимательного материала, а также работа в группах, которая дает каждому ученику возможность проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний
Игровая технология как рациональный метод обучения формирует коммуникативные функции речи, воспитывает самостоятельность социально адаптирует, повышает интерес к предмету, снимает стрессообразующие факторы учебного процесса, развивает психические функции повышает у учеников уверенность в своих действиях. Игровые технологии обеспечивают соблюдение принципов здоровьесбережения, стимулируют интерактивное обучение, создают ситуацию успеха.
Речь является средством выражения человеческого мышления, его орудием и механизмом. Точное применение грамматики языка – обязательное условие правильного выражения и точного понимания мысли, выраженной в предложении.
Знания о правилах и нормах культурной речи и культурного поведения помогают сформировать сознательное стремление учащихся стать культурными людьми, овладеть нормами поведения, принятыми в нашем обществе.
Дети с множественными нарушениями ненаблюдательны, и очень часто способны к копированию каких-либо действий. В силу нарушения причинно-следственных связей они часто не знают, как обратиться к незнакомому человеку: продавцу и кассиру в магазине, к пассажиру в транспорте, как спросить о местонахождении чего-либо, как поздороваться. Правила хорошего тона учащиеся усваивают нередко по подражанию. Необходимы постоянные, постепенно усложняющиеся упражнения в правильном оперировании словом, высказыванием, вопросом. Это необходимо делать как в родных условиях, так и в модифицированных вариантах.
Речевая ситуация порождает мотив высказывания. Мотивация речевого действия перерастает в потребность совершения этого действия. Основные виды речевых ситуаций, предполагающих высказывания коммуникативного характера, возникают в процессе коллективного труда, когда необходимо обращаться с вопросами к товарищу и советоваться, когда необходимо подвести итог наблюдениям, написать письмо другу, заявление, заметку, когда учащийся хочет рассказать родителям о своем школьном дне, или на уроке ученик вызван отвечать, или встретились друзья, приветствуют друг друга и разговаривают…
Речевые действия не могут совершаться без плана. Для детей со сложной патологией планирование высказывания сложнейший процесс.
Для ориентации учеников в речевой ситуации читаю стихотворение Р.Уоддиса о ее компонентах:
Лишь пять вещей должны все знать,
И вам язык – не враг:
Кому сказать,
О ком сказать,
Когда,
И где,
И как.
Отрабатываем фразы в разных ситуациях до автоматизма. Изучаем этикет, мимику, жесты, интонации.
Эффективность работы учителя в этом направлении зависит от связи с логопедом, воспитателем, семьей. Логопед работает с учащимися над произношением необходимых слов, фраз, Воспитатель закрепляет навыки учащихся, полученные на уроке и на занятиях с логопедом. Родители рассказывают о коммуникативных проблемах детей и после проведения занятий в школе контролируют использование коммуникативных навыков в жизни (не школы).
Работа над темами по формированию коммуникативной функции речи показала учащимся необходимость изучения русского языка, активизировала их познавательную деятельность. Результатом такой системы работы стало развитие у учащихся долговременной памяти и других психических функций. Повысилась успеваемость по русскому языку.
В результате систематического формирования коммуникативных навыков выпускники школы удовлетворительно владеют спонтанной речью и используют навыки общения в жизни. |
|
|