Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 0.92 Mb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница4/4
Дата19.02.2016
Размер0.92 Mb.
ТипИсследование
1   2   3   4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ отечественной и зарубежной литературы, практики воспитания детей с нарушениями слуха выявили значительную актуальность проблемы коррекционно-педагогической помощи слабослышащим школьникам младшего возраста по вопросам развития связной речи.

Усвоение школьниками языковых средств, постижение закономерностей их функционирования в речевой деятельности служат коммуникативным и другим социальным целям. Формируемая в раннем школьном возрасте произвольность объединяет языковые факты и закономерности со способностями и возможностями детей, объективизирует и обеспечивает их развитие. Этот механизм реализуется в разнообразной речевой деятельности школьников, которые учатся произвольно оперировать собственными умениями.

Анализ научной литературы, в которой раскрыты различные аспекты речевого развития детей при нормальном и нарушенном слухе, представлен в первой главе. Именно он позволяет нам предположить, что на активизацию речевого развития слабослышащих школьников, непосредственно влияет комплекс личностных достижений и особенностей ребенка: уровень понимания обращенной речи, уровень владения языковыми средствами общения, доминирование речевой активности, наличие коммуникативно-значимых личностных качеств.

Изучение связной речи у школьников с нарушенным слухом рассматривается в исследованиях Р.М. Боскис, А. Г. Зикеева и К.В. Коровина, в которых представлено широкое понимание этого термина. С опорой на положение, что связная речь по своему характеру и выполняемой функции может относиться к любому из стилей речи, А.Г. Зикеев рассматривает связную речь в системе обучения слабослышащих в широком плане. В исследованиях вышеуказанных авторов подчеркивается, что обучение связной речи должно быть направленно на развитие умений правильно строить собственное высказывание.

С целью исследования изучения развития связной речи слабослышащих школьников на уроках по развитию речи нами было решено несколько взаимосвязанных задач:

Были подобраны методики экспериментального исследования особенностей связной речи школьников с нарушением слуха. Для определения уровня развития и качества связной речи и умения последовательно логически мыслить использовалась методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Весна». Для определения уровня развития связной речи применялась методика «Пересказ сказки «Репка».

В нашем исследовании принимало участие 6 обучающихся 1 класса посещающиеся школу-интернат для детей с нарушением слуха. В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи слабослышащих школьников младшего возраста.

Анализируя полученные результаты пришли к выводам о том, что построение предложений и связного текста детей соотносится с низким уровнем сформированности. При составлении рассказа по серии сюжетных картин количественные показатели успешности выполнения задания составляют 12,5%. У слабослышащих детей экспериментальной группы недостаточно формируются умения самостоятельного пересказа по изученному тексту. Количественное своеобразие усвоения компонентов предложений проявляется в том, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин не справились с заданием 25% детей. При пересказе сказки «Репка» в классе не справились с заданием 37,5% слабослышащих обучающихся.

Общим при выполнении заданий для школьников явилось:

- перечисление действующих лиц или действий с грубыми грамматическими ошибками,

-однословные ответы на вопросы,

-устно-дактильный рассказ из односоставных или двусоставных нераспространенных предложений с большим количеством ошибок семантического, синтаксического и грамматическою планов.

Большинство слабослышащих школьников смогли составить только устно-дактильный рассказ с сопутствующими жестами. Устного или устно-дактильного рассказа из простых распространенных предложений не построил никто. Успешность выполнения заданий по изучению связной речи у детей низкая. При выполнении этих заданий большинство слабослышащих школьников составляли рассказы на основе устной и устно-дактильной форм речи.

На уровне текста событийная последовательность в речи детей изложена верно. Наблюдаются нарушения в виде:

- отсутствия предикатов;

- нарушений связей как внутри предложений, так и между предложениями;

- однообразные грамматические конструкции;

- пропуски предлогов;

- употребление глаголов и существительных в начальной форме или в единственном числе;

- незаконченность предложения.

В целом по результатам анализа связной, речи у детей, можно сделать вывод, что большинство слабослышащих школьников младшего возраста конструируют собственные выражения, в основном, на уровне слов - предложений, несущих в себе функциональное сообщение и являющихся, в связи с этим, синтаксической, а не логической единицей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы: Сборник материалов.- Великий Новгород: НРЦРО,2009. – 80 с.

  2. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 371 с.

  3. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М.: Педагогика, 2007. – 290 с.

  4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 322 с.

  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2006. - 464 с.

  6. Боскис P.M., Левина Р.Е. Речь и развитие аномальных детей// Основы обучения и развития аномальных детей: Сб. научных трудов. - М.: Просвещение, 2005. – С. 154-168.

  7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2006. – 125 с.

  8. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 218 с.

  9. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 2012. – 132 с.

  10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: Соб.соч. в 6 Т.-Т.4 Детская психология, ч.2 / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2010. - 432 с.

  11. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии. - М., 2010. - С. 37-38.

  12. 12.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 2009. – 416 с.

  13. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М.:АПН РСФСР, 2008. – 224 с.

  14. Головчиц Л. А. Изучение словарного состава речи глухих детей школьного младшего возраста / Сб.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2010. – С. 102-121.

  15. Головчиц Л. А. Формирование словарного состава речи глухих школьников / Сб.: Вопросы воспитания и обучения аномальных детей школьного младшего возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2011. – С. 88-96.

  16. Головчиц Л.А. Школьная сурдопедагогика: Воспитание и обучение школьников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 260 с.

  17. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих школьников с трудностями в обучении // Дефектология. - 2009. - №4. С. – 23-29.

  18. Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих школьников с трудностями в обучении // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 15-21.

  19. 19.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях школьного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009. - 240 с.

  20. Дидактические игры для школьников младшего возраста с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2008. — 160 с.

  21. 21.Жинкнн И.И. Механизмы речи // О механизмах упреждающегося синтеза в речевых процессах. - М.: изд-во АПН РСФСР, 2009. - 416 с.

  22. Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология. – 2009. - №5. – С. 52-70.

  23. Зикеев А. Особенности работы на уроках развития речи в начальных классах школ для слабослышащих детей // Дефектология. – 2006. - №3. – С. 42-48.

  24. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. – М.: Педагогика, 2010. – 216 с.

  25. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

  26. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. – 2005. - №3. – С. 35-43.

  27. 27.Зыков С.Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М.: Изд-во ЛИН РСФСР, 2009. - 360 с.

  28. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных школьников. / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 2012. – 173 с.

  29. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. – 2002. -№3. – С. 21-24.

  30. Коровин К.Г. Построение предложений в речи тугоухих учащихся / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Изд-во ЛПН РСФСР. 2013. - 107 с.

  31. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в начальной школе. - М., 2004. – 190 с.

  32. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих школьников речи. – М.: Просвещение, 2007. – 268 с.

  33. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников. – М.: Просвещение, 2009. – 267 с.

  34. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать. – М.: Просвещение, 2011. – 318 с.

  35. Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих. / Особый ребёнок: исследования и опыт помощи. / Под ред. А. А. Цыганок. – М.: ЦЛП, 1998. – 210с.

  36. Мамедова Е.Ю. Проблема соотношения видов словесной речи на первоначальном этапе обучения глухих в работах Ф.Ф. Рау, [1910-1977 гг.] // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. – СПб., 2010. – С. 136-142.

  37. Микшина Е.П. Методика формирования и развития устной речи: Практикум для подготовки специалистов по коррекции слуха и речи. – СПб., 2009. – 159 с.

  38. Микшина Е. П. Обучение глухих школьников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Л., 2011. – 25 с.

  39. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 2010. – 155 с.

  40. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М.: АПН РСФСР, 2010. – 340с.

  41. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  42. Носкова Л. П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи глухих школьников // Дефектология. - 2012. - № 4. – С. 12-16.

  43. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи школьников с нарушениями слуха: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 266 с.

  44. Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и младше школьного возраста с нарушением слуха. Учеб.-метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — 48 с

  45. Обухова Л.Ф. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребёнка. // Школьное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2011. – С. 109-122.

  46. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 2009. – 290 с.

  47. Особенности развития и воспитания детей школьного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 2010. – 332 с.

  48. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи школьников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2006. – 187 с.

  49. Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей школьников младшего возраста возраста. – М.: Просвещение, 2012. – 170 с.

  50. Рау Ф.Ф. Устное слово : метод. пособие по развитию уст. речи и обучению грамоте детей с наруш. слухом / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – М. : Сов. спорт, 2004. – 120 с.

  51. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. и с предисл. Т.А. Власовой и др. – М.: Педагогика, 2005. – 168 с.

  52. Реут М.Н. Что влияет на внятность речи глухих // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей. – Казань, 2010. – С. 98-104

  53. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 136 с.

  54. Речицкая Е.Г., Пахалина Е.В. Готовность слабослышащих школьников к обучению . Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 218 с.

  55. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001.- 400 с.

  56. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей школьного возраста. - М., 2006. – 233 с.

  57. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». – М.: АРКТИ, 2007. – 269 с.

  58. Шаповал И.А. Родной язык: пути познания и метод обучения. // Дефектология. – 2009. - №3. – С. 42-46.

  59. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. – С. 31-36.

  60. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.

  61. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребёнка. – М., 2008. – 248 с.



Приложение 1

Рассказ по серии сюжетных картинок «Весна»

Рассказывание сказки («Репка»)

Предлагаемые методики направлены на выявление актуального уровня экспрессивной речи по следующим блокам: лексике, словоизменению, словообразованию и связной речи у дошкольников с нарушением слуха.

Критерии оценка успешности выполнения заданий выражены в бальной системе, выведен средний балл по группе за каждую серию и блок в целом. Максимальное количество баллов исчисляется успешным выполнением количества речевых проб одной серии.

Критерии построения предложений

I. Семантического и синтаксического плана.

Пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудности переключения.

Ошибка:

•пропуск отдельных смысловых звеньев,

•единичные необоснованные повторы слов,

•наличие непродуктивных слов;

•неоднократные необоснованные повторы слов,

•единичные необоснованные повторы грамматических конструкций (стереотипность оформления),

•необходимость наводящих вопросов;

•сочетание нескольких ошибок из всего предыдущего.

Не оценивается ответ при невозможности построения связного текста или при однословных ответах на наводящие вопросы.

2. Лексического оформления.

• Адекватное использование вербальных средств.

Ошибки:

•поиск слов,

•единичные родственные словесные замены,

•выраженная бедность словаря,

•неоднократные вербальные замены (семантически близкие).

Не оценивается ответ при неадекватном использование вербальных средств.

3. Грамматического плана.

Пересказ оформлен грамматически правильно с использованием разнообразных грамматических конструкций.

Ошибки:

- пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, имеются нарушения порядка слов;

- наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы или параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств).

Не оценивается ответ при грубых нарушениях, влияющих на смысл сказанного.

Таким образом, уровень развития связной речи определяется исходя из:

- общей структуры предложения, текста (наличие всех частей в рассказе, связь предложений, синтаксическая структура предложения);

- грамматического оформления предложения, текста (отсутствие морфологических, грубых синтаксических ошибок);

- использования выразительных языковых средств (прилагательных, наречий, экспрессивно-оценочных слов, прямой речи).

Успешность выполнения (в баллах) снижается при:

- ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия после го предъявления инструкции;

- пропуске предлогов;

- нарушениях падежных отношений,

нетрадиционном порядке слов в словосочетании и предложении,

- неправильном выборе формы или вида глагола,

- наличии грубых звуковых замен.

Не оценивается ответ:

- если дети молчат, т.е не могут составить предложение,

- при перечислении объектов или субъектов действия.

Приложение 2

Творческая работа над образом слова, построенная на приеме «Слово-магнит»

Задача: Разговорить детей, взволновать словом, вызвать на заинтересованный разговор. Обогатить лексикон детей новыми словами. Развивать детское речевое творчество.

Начинается занятие:

Язык может быть добрым другом и злым, жестоким и коварным. Слово - как живое существо, оно как человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться, как у людей, у каждого слова свой характер, своя душа.

Произнесите любое слово. Как вы считаете оно или злое? Что помогло сделать ваш выбор?

А теперь немного пофантазируйте: представьте себе, что произнесенное слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Обратите внимание на то, что все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. «Солнце» («+») - радость, птицы, день, звери, весна, доброта, улыбка, золотое, красивое, любимое.

- Но чаще всего само отдельное слово может быть изменчивым. Может слово стать недобрым? В каких случаях? (ответы детей).

- Зарисуем слово - магнит «солнце» в картинках. Каким оно может быть?

(Самостоятельная работа детей: вспомнить, какие слова назывались на занятии, добавляют свои «+» и «-»). Придумывание рассказов детьми по этим картинкам.

Итог:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Этюды

Заданные слова

Задается текст к которому нужно найти оправдание, то есть сконструировать ситуацию, в которой он мог бы быть произнесен, выдумать людей, участвующих в этой ситуации, выбрать поведение говорящего и поведение всех слушающих, понять характер произнесения слов. Начинать можно с бытовых распространенных фраз. Например: «Не делай этого, пожалуйста!» И постепенно переходить к литературным репликам. Например, из пьес – сказок Маршака, Михалкова, Шварца.

Заданные обстоятельства

Задается то, что дети должны «обыграть», отреагировать всем своим поведением; или «дождь», или «холодно», или «устали».

Следует поддержать все попытки детей сыграть даже неожиданные ситуации.

Например, «устал» плакать ребенок, «устала» рука, «устала» лошадь.

Вариант: упражнение «Одно и тоже по-разному», где оговаривается необходимость отличий разных исполнений.

Упражнение «Самые главные»

Задача: определить роль опорных слов в тексте.

Ход: Часто опорными словами бывают те же слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героев, на его судьбу.

Например, «Волк и семеро козлят»:

Что сделал волк, когда обманул козлят и те впустили его в дом? (съел).

Верно, значит, это слово очень важное. Получается такая цепочка слов: «коза, козлята, волк, кузнец, съел».

-Какое слово можно включить в ряд слов в сказке «Колобок»? Верно: лиса – ам! И съела колобка.

1   2   3   4