Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.92 Mb. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ отечественной и зарубежной литературы, практики воспитания детей с нарушениями слуха выявили значительную актуальность проблемы коррекционно-педагогической помощи слабослышащим школьникам младшего возраста по вопросам развития связной речи.
Усвоение школьниками языковых средств, постижение закономерностей их функционирования в речевой деятельности служат коммуникативным и другим социальным целям. Формируемая в раннем школьном возрасте произвольность объединяет языковые факты и закономерности со способностями и возможностями детей, объективизирует и обеспечивает их развитие. Этот механизм реализуется в разнообразной речевой деятельности школьников, которые учатся произвольно оперировать собственными умениями.
Анализ научной литературы, в которой раскрыты различные аспекты речевого развития детей при нормальном и нарушенном слухе, представлен в первой главе. Именно он позволяет нам предположить, что на активизацию речевого развития слабослышащих школьников, непосредственно влияет комплекс личностных достижений и особенностей ребенка: уровень понимания обращенной речи, уровень владения языковыми средствами общения, доминирование речевой активности, наличие коммуникативно-значимых личностных качеств.
Изучение связной речи у школьников с нарушенным слухом рассматривается в исследованиях Р.М. Боскис, А. Г. Зикеева и К.В. Коровина, в которых представлено широкое понимание этого термина. С опорой на положение, что связная речь по своему характеру и выполняемой функции может относиться к любому из стилей речи, А.Г. Зикеев рассматривает связную речь в системе обучения слабослышащих в широком плане. В исследованиях вышеуказанных авторов подчеркивается, что обучение связной речи должно быть направленно на развитие умений правильно строить собственное высказывание.
С целью исследования изучения развития связной речи слабослышащих школьников на уроках по развитию речи нами было решено несколько взаимосвязанных задач:
Были подобраны методики экспериментального исследования особенностей связной речи школьников с нарушением слуха. Для определения уровня развития и качества связной речи и умения последовательно логически мыслить использовалась методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Весна». Для определения уровня развития связной речи применялась методика «Пересказ сказки «Репка».
В нашем исследовании принимало участие 6 обучающихся 1 класса посещающиеся школу-интернат для детей с нарушением слуха. В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи слабослышащих школьников младшего возраста.
Анализируя полученные результаты пришли к выводам о том, что построение предложений и связного текста детей соотносится с низким уровнем сформированности. При составлении рассказа по серии сюжетных картин количественные показатели успешности выполнения задания составляют 12,5%. У слабослышащих детей экспериментальной группы недостаточно формируются умения самостоятельного пересказа по изученному тексту. Количественное своеобразие усвоения компонентов предложений проявляется в том, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин не справились с заданием 25% детей. При пересказе сказки «Репка» в классе не справились с заданием 37,5% слабослышащих обучающихся.
Общим при выполнении заданий для школьников явилось:
- перечисление действующих лиц или действий с грубыми грамматическими ошибками,
-однословные ответы на вопросы,
-устно-дактильный рассказ из односоставных или двусоставных нераспространенных предложений с большим количеством ошибок семантического, синтаксического и грамматическою планов.
Большинство слабослышащих школьников смогли составить только устно-дактильный рассказ с сопутствующими жестами. Устного или устно-дактильного рассказа из простых распространенных предложений не построил никто. Успешность выполнения заданий по изучению связной речи у детей низкая. При выполнении этих заданий большинство слабослышащих школьников составляли рассказы на основе устной и устно-дактильной форм речи.
На уровне текста событийная последовательность в речи детей изложена верно. Наблюдаются нарушения в виде:
- отсутствия предикатов;
- нарушений связей как внутри предложений, так и между предложениями;
- однообразные грамматические конструкции;
- пропуски предлогов;
- употребление глаголов и существительных в начальной форме или в единственном числе;
- незаконченность предложения.
В целом по результатам анализа связной, речи у детей, можно сделать вывод, что большинство слабослышащих школьников младшего возраста конструируют собственные выражения, в основном, на уровне слов - предложений, несущих в себе функциональное сообщение и являющихся, в связи с этим, синтаксической, а не логической единицей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы: Сборник материалов.- Великий Новгород: НРЦРО,2009. – 80 с.
Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 371 с.
Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М.: Педагогика, 2007. – 290 с.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 322 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2006. - 464 с.
Боскис P.M., Левина Р.Е. Речь и развитие аномальных детей// Основы обучения и развития аномальных детей: Сб. научных трудов. - М.: Просвещение, 2005. – С. 154-168.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2006. – 125 с.
Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 218 с.
Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 2012. – 132 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: Соб.соч. в 6 Т.-Т.4 Детская психология, ч.2 / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2010. - 432 с.
Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии. - М., 2010. - С. 37-38.
12.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 2009. – 416 с.
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М.:АПН РСФСР, 2008. – 224 с.
Головчиц Л. А. Изучение словарного состава речи глухих детей школьного младшего возраста / Сб.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2010. – С. 102-121.
Головчиц Л. А. Формирование словарного состава речи глухих школьников / Сб.: Вопросы воспитания и обучения аномальных детей школьного младшего возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2011. – С. 88-96.
Головчиц Л.А. Школьная сурдопедагогика: Воспитание и обучение школьников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 260 с.
Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих школьников с трудностями в обучении // Дефектология. - 2009. - №4. С. – 23-29.
Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих школьников с трудностями в обучении // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 15-21.
19.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях школьного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009. - 240 с.
Дидактические игры для школьников младшего возраста с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2008. — 160 с.
21.Жинкнн И.И. Механизмы речи // О механизмах упреждающегося синтеза в речевых процессах. - М.: изд-во АПН РСФСР, 2009. - 416 с.
Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология. – 2009. - №5. – С. 52-70.
Зикеев А. Особенности работы на уроках развития речи в начальных классах школ для слабослышащих детей // Дефектология. – 2006. - №3. – С. 42-48.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. – М.: Педагогика, 2010. – 216 с.
Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. – 2005. - №3. – С. 35-43.
27.Зыков С.Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М.: Изд-во ЛИН РСФСР, 2009. - 360 с.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных школьников. / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 2012. – 173 с.
Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. – 2002. -№3. – С. 21-24.
Коровин К.Г. Построение предложений в речи тугоухих учащихся / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Изд-во ЛПН РСФСР. 2013. - 107 с.
Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в начальной школе. - М., 2004. – 190 с.
Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих школьников речи. – М.: Просвещение, 2007. – 268 с.
Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников. – М.: Просвещение, 2009. – 267 с.
Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать. – М.: Просвещение, 2011. – 318 с.
Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих. / Особый ребёнок: исследования и опыт помощи. / Под ред. А. А. Цыганок. – М.: ЦЛП, 1998. – 210с.
Мамедова Е.Ю. Проблема соотношения видов словесной речи на первоначальном этапе обучения глухих в работах Ф.Ф. Рау, [1910-1977 гг.] // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. – СПб., 2010. – С. 136-142.
Микшина Е.П. Методика формирования и развития устной речи: Практикум для подготовки специалистов по коррекции слуха и речи. – СПб., 2009. – 159 с.
Микшина Е. П. Обучение глухих школьников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Л., 2011. – 25 с.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 2010. – 155 с.
Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М.: АПН РСФСР, 2010. – 340с.
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Носкова Л. П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи глухих школьников // Дефектология. - 2012. - № 4. – С. 12-16.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи школьников с нарушениями слуха: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 266 с.
Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и младше школьного возраста с нарушением слуха. Учеб.-метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — 48 с
Обухова Л.Ф. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребёнка. // Школьное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2011. – С. 109-122.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 2009. – 290 с.
Особенности развития и воспитания детей школьного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 2010. – 332 с.
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи школьников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2006. – 187 с.
Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей школьников младшего возраста возраста. – М.: Просвещение, 2012. – 170 с.
Рау Ф.Ф. Устное слово : метод. пособие по развитию уст. речи и обучению грамоте детей с наруш. слухом / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – М. : Сов. спорт, 2004. – 120 с.
Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. и с предисл. Т.А. Власовой и др. – М.: Педагогика, 2005. – 168 с.
Реут М.Н. Что влияет на внятность речи глухих // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей. – Казань, 2010. – С. 98-104
Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 136 с.
Речицкая Е.Г., Пахалина Е.В. Готовность слабослышащих школьников к обучению . Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 218 с.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001.- 400 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей школьного возраста. - М., 2006. – 233 с.
Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». – М.: АРКТИ, 2007. – 269 с.
Шаповал И.А. Родной язык: пути познания и метод обучения. // Дефектология. – 2009. - №3. – С. 42-46.
Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. – С. 31-36.
Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.
Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребёнка. – М., 2008. – 248 с.
Приложение 1
Рассказ по серии сюжетных картинок «Весна»
Рассказывание сказки («Репка»)
Предлагаемые методики направлены на выявление актуального уровня экспрессивной речи по следующим блокам: лексике, словоизменению, словообразованию и связной речи у дошкольников с нарушением слуха.
Критерии оценка успешности выполнения заданий выражены в бальной системе, выведен средний балл по группе за каждую серию и блок в целом. Максимальное количество баллов исчисляется успешным выполнением количества речевых проб одной серии.
Критерии построения предложений
I. Семантического и синтаксического плана.
Пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудности переключения.
Ошибка:
•пропуск отдельных смысловых звеньев,
•единичные необоснованные повторы слов,
•наличие непродуктивных слов;
•неоднократные необоснованные повторы слов,
•единичные необоснованные повторы грамматических конструкций (стереотипность оформления),
•необходимость наводящих вопросов;
•сочетание нескольких ошибок из всего предыдущего.
Не оценивается ответ при невозможности построения связного текста или при однословных ответах на наводящие вопросы.
2. Лексического оформления.
• Адекватное использование вербальных средств.
Ошибки:
•поиск слов,
•единичные родственные словесные замены,
•выраженная бедность словаря,
•неоднократные вербальные замены (семантически близкие).
Не оценивается ответ при неадекватном использование вербальных средств.
3. Грамматического плана.
Пересказ оформлен грамматически правильно с использованием разнообразных грамматических конструкций.
Ошибки:
- пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, имеются нарушения порядка слов;
- наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы или параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств).
Не оценивается ответ при грубых нарушениях, влияющих на смысл сказанного.
Таким образом, уровень развития связной речи определяется исходя из:
- общей структуры предложения, текста (наличие всех частей в рассказе, связь предложений, синтаксическая структура предложения);
- грамматического оформления предложения, текста (отсутствие морфологических, грубых синтаксических ошибок);
- использования выразительных языковых средств (прилагательных, наречий, экспрессивно-оценочных слов, прямой речи).
Успешность выполнения (в баллах) снижается при:
- ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия после го предъявления инструкции;
- пропуске предлогов;
- нарушениях падежных отношений,
нетрадиционном порядке слов в словосочетании и предложении,
- неправильном выборе формы или вида глагола,
- наличии грубых звуковых замен.
Не оценивается ответ:
- если дети молчат, т.е не могут составить предложение,
- при перечислении объектов или субъектов действия.
Приложение 2
Творческая работа над образом слова, построенная на приеме «Слово-магнит»
Задача: Разговорить детей, взволновать словом, вызвать на заинтересованный разговор. Обогатить лексикон детей новыми словами. Развивать детское речевое творчество.
Начинается занятие:
Язык может быть добрым другом и злым, жестоким и коварным. Слово - как живое существо, оно как человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться, как у людей, у каждого слова свой характер, своя душа.
Произнесите любое слово. Как вы считаете оно или злое? Что помогло сделать ваш выбор?
А теперь немного пофантазируйте: представьте себе, что произнесенное слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Обратите внимание на то, что все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. «Солнце» («+») - радость, птицы, день, звери, весна, доброта, улыбка, золотое, красивое, любимое.
- Но чаще всего само отдельное слово может быть изменчивым. Может слово стать недобрым? В каких случаях? (ответы детей).
- Зарисуем слово - магнит «солнце» в картинках. Каким оно может быть?
(Самостоятельная работа детей: вспомнить, какие слова назывались на занятии, добавляют свои «+» и «-»). Придумывание рассказов детьми по этим картинкам.
Итог:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Этюды
Заданные слова
Задается текст к которому нужно найти оправдание, то есть сконструировать ситуацию, в которой он мог бы быть произнесен, выдумать людей, участвующих в этой ситуации, выбрать поведение говорящего и поведение всех слушающих, понять характер произнесения слов. Начинать можно с бытовых распространенных фраз. Например: «Не делай этого, пожалуйста!» И постепенно переходить к литературным репликам. Например, из пьес – сказок Маршака, Михалкова, Шварца.
Заданные обстоятельства
Задается то, что дети должны «обыграть», отреагировать всем своим поведением; или «дождь», или «холодно», или «устали».
Следует поддержать все попытки детей сыграть даже неожиданные ситуации.
Например, «устал» плакать ребенок, «устала» рука, «устала» лошадь.
Вариант: упражнение «Одно и тоже по-разному», где оговаривается необходимость отличий разных исполнений.
Упражнение «Самые главные»
Задача: определить роль опорных слов в тексте.
Ход: Часто опорными словами бывают те же слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героев, на его судьбу.
Например, «Волк и семеро козлят»:
Что сделал волк, когда обманул козлят и те впустили его в дом? (съел).
Верно, значит, это слово очень важное. Получается такая цепочка слов: «коза, козлята, волк, кузнец, съел».
-Какое слово можно включить в ряд слов в сказке «Колобок»? Верно: лиса – ам! И съела колобка.
|
|
|