Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» |
 Скачать 257.34 Kb. |
Пояснительная записка Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.
Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель программы: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
формировать осознанное отношение к своему здоровью;
научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Содержание программы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объёме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются история гигиены, гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно-сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения. Практическим содержанием программы является определение функци-ональных сердечно-сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, определение дыхательных функциональных проб.
По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 10 класса; занятия проводятся 1 час в неделю, всего предполагается 36 час в год.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Предполагаемые результаты.
В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:
профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;
организация первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях;
система психофизического саморегулирования;
организация труда и отдыха;
составление рациона питания;
проведение санитарного анализа воздуха в помещении;
Содержание курса Раздел I. Введение. (1 час)
Т е м а 1. Предмет и методы гигиены.
Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Раздел II. История гигиены. (2 час)
Т е м а 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья.
Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.
Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и её влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья.
Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Паркс, Паттенкофер, Рубнер и др.).
Т е м а 3. История гигиены в России.
Санитарная культура Руси XV–XVI вв., её отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси XVII–XVIII вв. Реформы Петра I. Вклад М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX в.: Н. И. Пирогов, Д. Ф. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман. Совершенствование системы здраво-охранения в настоящее время.
Раздел III. Физическая активность и здоровье. (3 час)
Т е м а 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье.
Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
Т е м а 5. Задачи физического воспитания.
Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.
Л а б о р а т о р н а я р а б от а № 2. Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.
Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний. (3 час)
Т е м а 6. Инфекционные заболевания.
Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.
Т е м а 7. Профилактика инфекционных заболеваний.
Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 час)
Т е м а 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями.
Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.
Т е м а 9. Первая помощь при травмах.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 4.
Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях I и III степени.
Т е м а 10. Предупреждение травматизма.
Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.
Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях. (5 час)
Т е м а 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы.
Особенности сердечно-сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему.
Т е м а 12. Тренировка сердца и сосудов.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.
Т е м а 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
Т е м а 14. Знакомство с кардиографией.
Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники.(по мере возможности)
Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 час)
Т е м а 15. Особенности функционирования органов дыхания.
Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
Т е м а 16. Гигиенические основы дыхания.
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 10. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.
Раздел VIII. Гигиена питания. (3 час)
Т е м а 17. Рацион и режим питания.
Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиени-ческие требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
Т е м а 18. Заболевания органов пищеварения.
Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.
Т е м а 19. Понятие о диетотерапии.
Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.
Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (3 час)
Т е м а 20. Кожа.
Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 13. Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
Т е м а 21. Закаливание. Гигиена.
Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.
Раздел X. Нервная система и психическое здоровье. (4 час)
Т е м а 22. Нервная система.
Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.
Т е м а 23. Стресс.
Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов.
Т е м а 24. Поведение.
Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.
Т е м а 25. Психическое здоровье.
Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена.
Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (3 час)
Т е м а 26. Наркотики.
Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.
Т е м а 27. «Имя беды – наркотики». Пресс-конференция.
Раздел XII. Гигиена труда. (4 часа)
Т е м а 28. Понятие о работоспособности.
Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда.
Т е м а 29. Особенности учебной деятельности.
Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.
Т е м а 30. Выбор профессии.
Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.
Т е м а 31. Защита проектных работ учащихся.
Примерные темы проектных работ обучающихся.
1. Инфекционные заболевания и их профилактика.
2. Первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях.
3. Система психофизического саморегулирования.
4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.
5. Анализ пригодности для питья природной воды.
Учебно-тематический план
Название разделов и тем
| Всего часов
| Теория
| Практика
| 1
| 2
| 3
| 4
| I раздел. Введение
| 1
|
|
| Тема 1. Предмет и методы гигиены.
|
| 1
|
| II раздел. История гигиены
| 2
|
|
| Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья
|
| 1
|
| Тема 3. История гигиены в России
|
| 1
|
| III раздел. Физическая активность и здоровье
| 3
|
|
| Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье
|
| 1
| 1
| Тема 5. Задачи физического воспитания
|
|
| 1
| IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний
| 3
|
|
| Тема 6. Инфекционные заболевания
|
| 1
|
| Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний
|
| 1
| 1
| V раздел. Травматизм и его профилактика
| 3
|
|
| Тема 8. Травматизм ,обусловленный психическими особенностями
|
| 1
|
| Тема 9. Первая помощь при травмах
|
|
| 1
| Тема 10. Предупреждение травматизма
|
| 1
|
| VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях
| 5
|
|
| Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы
|
| 2
|
| Тема 12. Тренировка сердца и сосудов
|
|
| 1
| Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы
|
|
| 1
| Тема 14. Знакомство с кардиографией
|
|
| 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| VII раздел. Гигиена дыхания
| 2
|
|
| Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания
|
| 0,5
| 0,5
| Тема 16. Гигиенические основы дыхания
|
| 0,5
| 0,5
| VIII раздел. Гигиена питания
| 3
|
|
| Тема 17. Рацион и режим питания
|
| 0,5
| 0,5
| Тема 18. Заболевания органов пищеварения
|
| 1
|
| Тема 19. Понятие о диетотерапии
|
| 1
|
| IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви
| 3
|
|
| Тема 20. Кожа
|
| 1
| 1
| Тема 21. Закаливание. Гигиена.
|
| 1
|
| X раздел. Нервная система и психическое здоровье
| 4
|
|
| Тема 22. Нервная система
|
| 1
|
| Тема 23. Стресс
|
| 1
|
| Тема 24. Поведение
|
| 1
|
| Тема 25. Психическое здоровье
|
| 1
|
| XI раздел. Предупреждение вредных привычек
| 3
|
|
| Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом
|
| 2
|
| Тема 27. «Имя беды – наркотики» (пресс-конференция)
|
| 1
|
| XII раздел. Гигиена труда
| 4
|
|
| Тема 28.Понятие о работоспособности
|
| 1
|
| Тема 29. Особенности учебной деятельности
|
| 1
|
| Тема 30. Выбор профессии
|
| 1
|
| Тема 31. Защита проектных работ учащихся
|
| 1
|
| Всего
| 36
| 26,5
| 9,5
| Календарно-тематическое планирование
№
ур.
п/п
| Название темы
| Вид занятия
| сроки
| план
| факт
| 1
| I раздел. Введение (1 час)
Тема 1. Предмет и методы гигиены
| лекция
|
|
| 2
| II раздел. История гигиены (2 час)
Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья
| лекция
|
|
| 3
| Тема 3. История гигиены в России
| лекция,беседа
|
|
| 4
| III раздел. Физическая активность и здоровье (3 час)
Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье
| лекция
|
|
| 5
| Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
| Л/р№1
|
|
| 6
| Тема 5. Задачи физического воспитания.
Л а б о р а т о р н а я р а б от а № 2. Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.
| Л/р№2
|
|
| 7
| IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний (3 час)
Тема 6. Инфекционные заболевания
| лекция
|
|
| 8
| Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний
| беседа
|
|
| 9
| Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
| Л/р№3
|
|
| 10
| V раздел. Травматизм и его профилактика (3 час)
Тема 8. Травматизм обусловленный психическими особенностями
| лекция,
беседа
|
|
| 11
| Тема 9. Первая помощь при травмах.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 4.
Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях I и III степени.
| Л/р№4
|
|
| 12
| Тема 10. Предупреждение травматизма
| беседа
|
|
| 13
| VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях (5 час).
Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы
| лекция,
беседа
|
|
| 14
| Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение
| лекция,
беседа
|
|
| 15
| Тема 12. Тренировка сердца и сосудов.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.
| Л/р№5
|
|
| 16
| Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
| Л/р№6
|
|
| 17
| Тема 14. Знакомство с кардиографией.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
| Л/р№7,8
|
|
| 18
| Раздел VII. Гигиена дыхания (2 часа)
Т е м а 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час)
Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
|
Л/р№9
|
|
| 19
| Т е м а 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час)
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 10. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.
|
Л/р№10
|
|
| 20
| VIII раздел. Гигиена питания(3 час)
Тема 17. Рацион и режим питания.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
| Л/р№11,12
|
|
| 21
| Тема 18. Заболевания органов пищеварения
| лекция,
беседа
|
|
| 22
| Тема 19. Понятие о диетотерапии
| беседа
|
|
| 23
| IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви (3 час)
Тема 20. Кожа
| лекция,
беседа
|
|
| 24
| Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 13. Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
| Л/р№13
|
|
| 25
| Тема 21. Закаливание. Гигиена.
| лекция,
беседа
|
|
| 26
| X раздел. Нервная система и психическое здоровье(4 час)
Тема 22. Нервная система
| лекция,
беседа
|
|
| 27
| Тема 23. Стресс
| лекция,
беседа
|
|
| 28
| Тема 24. Поведение
| лекция,
беседа
|
|
| 29
| Тема 25. Психическое здоровье
| лекция,
беседа
|
|
| 30
| XI раздел. Предупреждение вредных привычек (3 час)
Тема 26. Наркотики. Классификация.
| лекция
|
|
| 31
| Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.
| Беседа,
дискуссия
|
|
| 32
| Тема 27. «Имя беды – наркотики» (пресс-конференция)
| конференция
|
|
| 33
| XII раздел. Гигиена труда(4 час)
Тема 28.Понятие о работоспособности
| беседа
|
|
| 34
| Тема 29. Особенности учебной деятельности
| беседа
|
|
| 35
| Тема 30. Выбор профессии
| презентации
|
|
| 36
| Тема 31. Защита проектных работ учащихся
| защита
|
|
| |
|
|