Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Элективный курс «Основы гигиены и санитарии»


Скачать 257.34 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Основы гигиены и санитарии»
Дата25.04.2016
Размер257.34 Kb.
ТипЭлективный курс

Пояснительная записка
Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.

Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.

Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Цель программы: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;

формировать осознанное отношение к своему здоровью;

научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;

использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

Содержание программы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объёме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются история гигиены, гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно-сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения. Практическим содержанием программы является определение функци-ональных сердечно-сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, определение дыхательных функциональных проб.

По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 10 класса; занятия проводятся 1 час в неделю, всего предполагается 36 час в год.

Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.

Предполагаемые результаты.

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:

профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;

организация первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях;

система психофизического саморегулирования;

организация труда и отдыха;

составление рациона питания;

проведение санитарного анализа воздуха в помещении;

Содержание курса
Раздел I. Введение. (1 час)

Т е м а 1. Предмет и методы гигиены.

Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.

Раздел II. История гигиены. (2 час)

Т е м а 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья.

Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.

Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и её влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья.

Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Паркс, Паттенкофер, Рубнер и др.).

Т е м а 3. История гигиены в России.

Санитарная культура Руси XV–XVI вв., её отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси XVII–XVIII вв. Реформы Петра I. Вклад М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX в.: Н. И. Пирогов, Д. Ф. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман. Совершенствование системы здраво-охранения в настоящее время.

Раздел III. Физическая активность и здоровье. (3 час)

Т е м а 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье.

Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.

Т е м а 5. Задачи физического воспитания.

Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.

Л а б о р а т о р н а я р а б от а № 2. Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.

Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний. (3 час)

Т е м а 6. Инфекционные заболевания.

Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.

Т е м а 7. Профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.

Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 час)

Т е м а 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями.

Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.

Т е м а 9. Первая помощь при травмах.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 4.

Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях I и III степени.

Т е м а 10. Предупреждение травматизма.

Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.

Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях. (5 час)

Т е м а 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы.

Особенности сердечно-сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему.

Т е м а 12. Тренировка сердца и сосудов.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.

Т е м а 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.

Т е м а 14. Знакомство с кардиографией.

Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники.(по мере возможности)

Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 час)

Т е м а 15. Особенности функционирования органов дыхания.

Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.

Т е м а 16. Гигиенические основы дыхания.

Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 10. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.

Раздел VIII. Гигиена питания. (3 час)

Т е м а 17. Рацион и режим питания.

Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиени-ческие требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.

Т е м а 18. Заболевания органов пищеварения.

Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.

Т е м а 19. Понятие о диетотерапии.

Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.

Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (3 час)

Т е м а 20. Кожа.

Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 13. Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.

Т е м а 21. Закаливание. Гигиена.

Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.

Раздел X. Нервная система и психическое здоровье. (4 час)

Т е м а 22. Нервная система.

Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.

Т е м а 23. Стресс.

Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов.

Т е м а 24. Поведение.

Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.

Т е м а 25. Психическое здоровье.

Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена.

Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (3 час)

Т е м а 26. Наркотики.

Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.

Т е м а 27. «Имя беды – наркотики». Пресс-конференция.

Раздел XII. Гигиена труда. (4 часа)

Т е м а 28. Понятие о работоспособности.

Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда.

Т е м а 29. Особенности учебной деятельности.

Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.

Т е м а 30. Выбор профессии.

Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.

Т е м а 31. Защита проектных работ учащихся.

Примерные темы проектных работ обучающихся.

1. Инфекционные заболевания и их профилактика.

2. Первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях.

3. Система психофизического саморегулирования.

4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.

5. Анализ пригодности для питья природной воды.

Учебно-тематический план


Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

2

3

4

I раздел. Введение

1







Тема 1. Предмет и методы гигиены.




1




II раздел. История гигиены

2







Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья




1




Тема 3. История гигиены в России




1




III раздел. Физическая активность и здоровье

3







Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье




1

1

Тема 5. Задачи физического воспитания







1

IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний

3







Тема 6. Инфекционные заболевания




1




Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний




1

1

V раздел. Травматизм и его профилактика

3







Тема 8. Травматизм ,обусловленный психическими особенностями




1




Тема 9. Первая помощь при травмах







1

Тема 10. Предупреждение травматизма




1




VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях

5







Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы




2




Тема 12. Тренировка сердца и сосудов







1

Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы







1

Тема 14. Знакомство с кардиографией







1

1

2

3

4

VII раздел. Гигиена дыхания

2







Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания




0,5

0,5

Тема 16. Гигиенические основы дыхания




0,5

0,5

VIII раздел. Гигиена питания

3







Тема 17. Рацион и режим питания




0,5

0,5

Тема 18. Заболевания органов пищеварения




1




Тема 19. Понятие о диетотерапии




1




IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви

3







Тема 20. Кожа




1

1

Тема 21. Закаливание. Гигиена.




1




X раздел. Нервная система и психическое здоровье

4







Тема 22. Нервная система




1




Тема 23. Стресс




1




Тема 24. Поведение




1




Тема 25. Психическое здоровье




1




XI раздел. Предупреждение вредных привычек

3







Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом




2




Тема 27. «Имя беды – наркотики» (пресс-конференция)




1




XII раздел. Гигиена труда

4







Тема 28.Понятие о работоспособности




1




Тема 29. Особенности учебной деятельности




1




Тема 30. Выбор профессии




1




Тема 31. Защита проектных работ учащихся




1




Всего

36

26,5

9,5

Календарно-тематическое планирование



ур.

п/п

Название темы

Вид занятия

сроки

план

факт

1

I раздел. Введение (1 час)

Тема 1. Предмет и методы гигиены

лекция







2

II раздел. История гигиены (2 час)

Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья

лекция







3

Тема 3. История гигиены в России

лекция,беседа







4

III раздел. Физическая активность и здоровье (3 час)

Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье

лекция







5

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.

Л/р№1







6

Тема 5. Задачи физического воспитания.

Л а б о р а т о р н а я р а б от а № 2. Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.


Л/р№2







7


IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний (3 час)

Тема 6. Инфекционные заболевания

лекция







8

Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний

беседа







9

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.


Л/р№3







10

V раздел. Травматизм и его профилактика (3 час)

Тема 8. Травматизм обусловленный психическими особенностями

лекция,

беседа







11

Тема 9. Первая помощь при травмах.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 4.

Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях I и III степени.


Л/р№4







12

Тема 10. Предупреждение травматизма

беседа







13

VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях (5 час).

Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы

лекция,

беседа







14

Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение

лекция,

беседа







15

Тема 12. Тренировка сердца и сосудов.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.

Л/р№5







16

Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.

Л/р№6







17

Тема 14. Знакомство с кардиографией.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.


Л/р№7,8







18

Раздел VII. Гигиена дыхания (2 часа)

Т е м а 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час)

Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.


Л/р№9







19

Т е м а 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час)

Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 10. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.



Л/р№10







20

VIII раздел. Гигиена питания(3 час)

Тема 17. Рацион и режим питания.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.


Л/р№11,12







21

Тема 18. Заболевания органов пищеварения

лекция,

беседа







22

Тема 19. Понятие о диетотерапии

беседа







23

IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви (3 час)

Тема 20. Кожа

лекция,

беседа







24

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 13. Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.

Л/р№13







25

Тема 21. Закаливание. Гигиена.

лекция,

беседа







26

X раздел. Нервная система и психическое здоровье(4 час)

Тема 22. Нервная система

лекция,

беседа







27

Тема 23. Стресс

лекция,

беседа







28

Тема 24. Поведение

лекция,

беседа







29

Тема 25. Психическое здоровье

лекция,

беседа







30

XI раздел. Предупреждение вредных привычек (3 час)

Тема 26. Наркотики. Классификация.

лекция







31

Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.


Беседа,

дискуссия







32

Тема 27. «Имя беды – наркотики» (пресс-конференция)

конференция







33


XII раздел. Гигиена труда(4 час)

Тема 28.Понятие о работоспособности

беседа







34

Тема 29. Особенности учебной деятельности

беседа







35

Тема 30. Выбор профессии

презентации







36

Тема 31. Защита проектных работ учащихся

защита