Главная страница

Домашние занятия учащихся и отношения семьи и школы



Скачать 110.66 Kb.
НазваниеДомашние занятия учащихся и отношения семьи и школы
Дата10.02.2016
Размер110.66 Kb.
ТипДокументы

В помощь родителям.

Домашние занятия учащихся и отношения семьи и школы.
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности.

Домашние задания школьников представляют собой интегральную часть образовательного процесса. Они не только закрепляют и поддерживают то, что изучалось в классе, но и развивают ответственность и позитивные учебные привычки, стимулируют рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, дают возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.

Не меньшую важность имеет и тот факт, что домашние работы тренируют чувст­во ответственности и хорошие учебные привычки. Эти навыки чрезвычайно су­щественны для учеников — они обеспе­чивают их успешность в школе и приго­дятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполне­нием домашних заданий, способствует развитию самостоятельности — ученик сам управляет временем, действует не­зависимо, без прямых указаний, выпол­няет эту работу в меру своих сил и спо­собностей.

Домашняя работа служит интересам взаи­модействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учеб­ные результаты ребенка, сотрудничество между ними крайне сильно влияет на об­разовательную программу ученика. Роди­тели поддерживают ученика в выполне­нии домашних заданий и присматривают за ним, и это является чрезвычайно важ­ным фактором в деле воспитания позитив­ных учебных привычек

Есть такие данные психологических исследований:
Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.
Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Домашняя работа предоставляет выбор, когда и как за нее приняться, начать вы­полнять, бросить, а потом вернуться к ней. Задания домашней работы должны иметь понятный смысл для учеников.

Иногда домашние работы больше отра­жают уровень вовлеченности родителей в дела детей, чем самих детей. Есть са­мые разные точки зрения на роль домаш­них заданий и их влияние на семейные отношения. Некоторые родители счита­ют, что домашних работ могло бы быть и побольше, потому что они способны по­мочь детям их выполнить и стать более успешными в школе. Другие родители чувствуют, что задается слишком много домашних работ, и эти работы часто кон­фликтуют с другими семейными занятия­ми, имеющими ярко выраженные приори­теты, поскольку их дети серьезно заняты всякими послешкольными делами, таки­ми как спорт, частные уроки, посещение кружков.

Каждая семья должна определиться по от­ношению к этой проблеме, найти место до­машних работ в ее жизни и их ценность. Родители, поддерживающие домашние ра­боты, представляют собой очень важный фактор в деле создания у ребенка пози­тивной позиции по отношению к учению и хороших привычек учения. Заинтересо­ванные в хорошей успеваемости детей па­пы и мамы уверены, что выполнение до­машних работ способствует повышению успешности ребенка, школа у таких роди­телей находится на первом месте среди семейных приоритетов.
Когда дети начинают ходить в школу, родители как будто бы тоже заново начинают учиться. Наверное всем родителям детей школьного возраста приходится не только регулярно следить за выполнением ребенком домашних заданий, но и помогать сделать заданное на дом. Безусловно, долг родителей - наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит организация рабочего места, уточнение распорядка дня и определение последовательности приготовления уроков.

Сначала присутствие одного из родителей обязательно для того, чтобы объяснить, подбодрить, но не делать за ребёнка. Конечно, нужно требовать, чтобы задание было выполнено аккуратно, чисто, красиво, но в разумных пределах. Не правы те родители, которые заставляют много раз переписывать задание. Сегодня он со слезами перепишет, потому что мама рядом, а когда родителям некогда и они не проверили качество работы, то можно сделать кое-как, а собственной ответственности так и не выработается.

Постепенно прямое участие в выполнении уроков можно заменить своим присутствием и контролем конечного результата.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Главное назначение домашнего задания:

воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:
Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

Совет родителям

- Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

-Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания.

-Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

-Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

-Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

-Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

- Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.

-Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

-Не кричите, если у ребенка что-то не получается.

-Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания..

-Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

-Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

-Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

-Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

-Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.

-Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

-Не отмахивайтесь от вопросов ребенка


Как организовать домашние занятия?
1. Составьте вместе с детьми расписание для домашней работы. Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу.

2. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучиться этой проблемой.

3. Не стойте у ребенка над душой, пока он делает уроки.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно. Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение. Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.

6.. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

7. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

-с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

-в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

-вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия;

-никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

-постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому.

Имеется семь «золотых правил» хороших родителей.

1. Как можно чаще общайтесь. Чувствовать себя «на одной волне» с ребёнком, быть в курсе даже самых значительных событий его жизни - главное правило «хорошего родителя». Дети растут быстро, а это значит, что мы всегда должны быть очень внимательны и готовы к неожиданным переменам.

Слушая ребёнка, разговаривая с ним как со взрослым, вы тем самым учите малыша правильно вести беседу. Не забывайте похвалить его за вовремя сказанные «пожалуйста» и «спасибо» или пресечь глупость, каприз. Конечно, ваше общение не может продолжаться 24 часа в сутки, но важно, чтобы он знал: у вас есть на это время. Утром, когда все спешат, а ребёнок пытается что-то рассказать, извинитесь и пообещайте, что выслушаете его вечером. И обязательно вернитесь, к отложенному разговору - это заставит ребёнка поверить, что он действительно для вас важен. Будьте внимательным и терпеливым слушателем, чтобы малыш доверял вам и в дальнейшем. Ведь родители очень часто жалуются, что дети просто не хотят с ними общаться.

2. Будьте последовательны. Дети любят предсказуемость. Режим, установленные ограничения дают им ощущение порядка и безопасности в окружающем мире. Четкие правила помогают избежать конфликтов и наказаний. Не забывайте объяснять ребёнку, почему надо вести себя так, а не иначе.

З. При любой возможности проявляйте свою любовь. Эмоциональная открытость в воспитании даже важнее, чем последовательность. Когда ребёнок знает, что мама и папа любят его несмотря ни на что, ему не так страшно, если вы вдруг рассердитесь.

4. Проявляйте гибкость. Многие родители постоянно колеблются между необходимостью следовать установленным правилам и желанием уступить ребёнку, сделать ему поблажку. Проявить гибкость: помните, что из любых правил бывают исключения. Обязательно объясните малышу, почему вы изменили своё решение и отклонились от обычного режима. Так вы научите своего ребёнка быть гибким при решении той или иной проблемы. В дальнейшем это поможет ему приспособиться к переменам, не теряя уважения к правилам и ограничениям. Наберитесь терпения и продолжайте настаивать на своём.

5. Будьте информированным. Хорошие родители умеют инстинктивно находить верное решение. А для этого надо быть как можно лучше информированным о возможностях и способностях ребенка в каждом конкретном возрасте. Не информированные родители почти всегда переоценивают своего ребёнка и часто испытывают разочарование. И не пренебрегайте таким ценным источником информации, как бабушки и дедушки, друзья, коллеги и соседи.

6. Давайте себе право на передышку. Забота о детях требует огромных напряжений физических и душевных сил.. Иногда, чтобы снова почувствовать себя «хорошим родителем», вам необходимо всего лишь немного отдохнуть. Просто скажите: «Сейчас я устала и хочу прилечь на 15 минут». Будьте уверены - ребенок поймёт вас!

7. Сохраняйте уверенность в себе. Если вы будете постоянно придерживаться вышеперечисленных правил, то очень скоро обязательно ощутите позитивные результаты. У вас появятся веские основания почувствовать себя хорошим родителем. А ребёнок всегда будет уверен: мама и папа знают, как сделать лучше!
Учитывая количество и сложность задаваемой домашней работы, особенно ученик начальных классов, неспособен выполнять ее самостоятельно. Получается, что уроки, выполненные полностью — результат усидчивости и настойчивости родителей, а не детей.

Как быть? Ведь уроки на дом все равно будут задавать и делать их придется. Для этого

— Отведите время, которое ребенок будет регулярно тратить на выполнение домашней работы. Желательно, чтобы это было одно и то же время каждого учебного дня. Обсудите это с ребенком .

— Предоставьте ребенку самому решать, как ему удобнее делать домашнее задание — покончить с уроками в один присест или устроить себе несколько перерывов на отдых.

— Придерживайтесь поставленных целей — если, несмотря на ваше участие, работа не сделана, лишайте удовольствий — например, не разрешайте смотреть любимую программу по телевизору.

— Перед тем, как садиться за уроки, дайте ребенку перекусить чем-нибудь питательным — банан, стакан молока с печеньем или йогурт дадут ему энергию, необходимую для работы мозга.

— Отведите для учебы тихое место в доме. Если у ребенка нет собственного рабочего стола, найдите ему хорошо освещенное место с горизонтальной рабочей поверхностью. Обязательно выключите телевизор, радио и другие источники шума, чтобы ребенок мог сосредоточиться.

— Не заставляйте ребенка учиться по воскресеньям. Воскресенье — заслуженный ребенком день отдыха и последняя возможность набраться сил перед тяжелой учебной неделей. Психологически садиться за домашнюю работу в воскресенье очень тяжело для детей.

— Не пытайтесь переучить ребенка. Если вас в школе учили несколько иначе, чем сегодня учат ваших детей, не надо навязывать им свою систему обучения — это в конец запутает детей.

— Помогая ребенку, не делайте за него задание от и до. Объясните ему, как найти нужную информацию и как получить правильный ответ. Домашние задания должны научить ребенка думать и работать самостоятельно, а не наоборот.

— Постарайтесь относиться к домашней работе не как к тяжелой трудовой повинности для вас и ребенка, а как к прекрасной возможности пообщаться с ребенком и помочь ему научиться полезным вещам.
И в заключении хотелось бы сказать,что когда вы работаете с ребенком над до­машней работой, поддерживайте спокой­ную, без стрессов атмосферу, чтобы вы­страивать позитивное отношение к домашней работе и одновременно обеспечивать мир в семье, что для создания благополучного настроя ребенка на учебу не рекомендуется:
Если и учителя, и родители, и ученики будем работать сообща, то у наших детей не должно быть проблем в учебе. Если у учеников не будут проблемы в обучении, то и между родителями и школой не возникнут конфликты.