Главная страница

Доклад «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору»



Скачать 29.16 Kb.
НазваниеДоклад «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору»
Дата13.02.2016
Размер29.16 Kb.
ТипДоклад

Доклад «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору».

«Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору».

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа – все это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, отрабатывайте его, - говорил А. М. Горький. – Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Воронежская область по своему фольклору одна из интереснейших областей России, одна из немногих, сохранивших богатейший песенный материал.

Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале пошлого века. Многие произведения собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.

Издавна смена времен года отмечалась народным праздником. Люди устраивали проводы зимы –«Масленица», встречу весны, летний праздник – завивание березки, праздник урожая осенью – «Осенины».

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, мы пытаемся воспитывать в детях любовь к Родине – России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному. Важную роль в этом процессе играет непосредственная образовательная деятельность. Раздел народного творчества в детском саду начинается еще с младшего возраста. В календарных песнях люди обращались к природе с призывами, просьбами, надеждами задавая ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну – красной веснушкой, лето – теплым летечком, траву – травушкой –муравушкой, птиц- пташечками.

Поэтому при изучении песенного жанра мы даем детям подумать, перед каким событием в жизни крестьянина могли исполняться песни о весне, как они возникали, как назывались? Мы обращаем внимание на порядок слов песни: хлеб обильный, весна красная, лен высокий, которые придают певучесть, напевность.

Очень важное значение и влияние на воспитание детей имеют пословицы. Мы используем их на занятиях, развлечениях, вечерах отдыха, праздниках. Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: «Век живи – век учись», «Жить – Родине служить», «Не красна жизнь днями, а красна делами».

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Основная работа с пословицами – это раскрыть их смысл, прямого и переносного значения. Например, разбирая смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит», дети объясняют её значение так: люди которые работают и за свой труд получают деньги. Кто хорошо трудится того уважают, а кто не хочет работать тот обычно живет нечестно. Лень портит человека.

Затаив дыхание дети слушают сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, героев подстерегают опасные испытания – борьба с чудовищами, переход через огненные реки и др.

В. Даль считал, что сказка нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства, развивает духовно – нравственные качества.

Часто в детском саду проводятся праздники для закрепления устного народного творчества, чтобы дети лучше запомнили и представили себе русскую старину, обряды, обычаи.

Для проведения праздника «На широкой русской Масленице», мы собрали много материала, столы накрыли расшитыми скатертями, принесли большой самовар, напекли блинов. Праздник получился веселый – с песнями, прибаутками, играми, частушками, инсценировками, игрой музыкального оркестра.

Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у детей чувство патриотизма, привязанность к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.