Главная страница

Доклад из опыта работы "развитие двигательной активности детей дошкольного возраста" Инструктор по физо/плаванию



Скачать 467.17 Kb.
НазваниеДоклад из опыта работы "развитие двигательной активности детей дошкольного возраста" Инструктор по физо/плаванию
страница1/3
Дата11.02.2016
Размер467.17 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Малахитовая шкатулка»

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

"РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Инструктор по ФИЗО/плаванию

Капина М.И.

г. Нижневартовск 2015 год

Введение





«Двигательная активность и закаливание – путь к здоровью. Хотя не всегда краткий и легкий, но зато верный и надежный.»

В.Сальников

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Актуальность данной темы подтверждается статистическими данными, в которых отмечено, что на современном этапе развития об­щества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоро­вья детей в разных регионах Российской Федерации. Климат районов Крайнего Севера и приравненных к ним является неблагоприятным как для взрослых, так и для детей, что связано со значительными перепадами температур, влажности, повышенной радиационной и магнитной активности. В нашей климатической зоне, при низкой общей и ультрафиолетовой освещённости, при гиподинамии в холодное время года, происходит снижение деятельности различных функциональных систем, в связи с этим увеличивается заболеваемость детей. В детский сад приходят дети, считающиеся практически здоровыми, вместе с тем, многие из них страдают различными отклонениями в нерезко выраженной степени.

Поэтому необходимо постоянно вести поиск новых подходов в вопросах оздоровления детей, поскольку в период детства у ребёнка закладываются основные навыки по формированию привычки к здоровому образу жизни и активной двигательности. Сказанное выше обусловило вопрос: как и каким образом сохранять и укреплять здоровье детей и повысить двигательную активность.

Наиболее оптимальным видом двигательной активности является плавание. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в кол­лективе, проявлять самостоятельность.

Регулярные занятия положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершен­ствуются движения, увеличивается выносливость. Систематические занятия ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания.

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития двигательной активности детей дошкольного возраста, выяснила определение понятия «двигательная активность». Таким образом, было установлено, что на сегодняшний день нет единого определения понятия «двигательная активность»; все ученые указывают что, основным компонентам двигательной активности является - движение. В данной работе придерживалась понятия М.А.Руновой.

Двигательная активность это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка (М.А. Рунова).

Анализируя вышеизложенные определения можно сказать, для детей дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность (ДА) становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной ДА детей дошкольного возраста.

На основе совершенствования всех видов движений и развития физических навыков происходит качественное преобразование моторной сферы. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование ДА, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору спо­собов и качеству выполнения движений.

Дети способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствует развитию интереса к занятиям по физической культуре.

Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах, что особенно важно для проживающих в северных районах страны, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены. Плавание как одно из важнейших звеньев в воспитании ребен­ка — содействует разностороннему физическому развитию, сти­мулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата при закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Оно является одним из лучших средств повышения двигательной активности.

Характерной чертой начального обучения плаванию в до­школьном возрасте является наличие адаптационного перио­да. Акватория бассейна — это, прежде всего, иная среда обита­ния, обладающая специфическими физическими признаками, которые предъявляют особые требования к двигательным способностям человека. Поэтому адаптационный период целесообразен с точки зрения общего привыкания ребенка к воде и редукции детских страхов.

Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмо­ции. Но, впервые попав в воду, ребенок чувствует себя неуве­ренно, скованно, поэтому со стороны инструктора по плаванию требуются такт и участие, чтобы не вызвать страх и неприязнь к воде. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необ­ходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэ­тому правильно организованные занятия способствуют разви­тию у них волевых свойств: смелости, решительности, самосто­ятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиениче­ские навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Таким образом, занятия плаванием можно рас­сматривать как эффективное средство нормального развития ребенка и повышения его двигательной активности.

Основной направляющей моей работы является формирование двигательной активности в воде. Благоприятное воздействие водной среды трудно переоценить, тем более на развивающийся детский организм. Водная среда и создаваемое ею физическое, биологическое и температурное воздействие, является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Занятие плаванием - это не только приобщение детей спорту, но и залог здоровья!

С целью достижения положительных результатов в своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

- дифференцированность: приоритеты отданы мероприятиям, направленным на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время большее напряжение;

- преемственность: оздоровление проводить в течении года непрерывно, чередованием его различных методов;

- многофакторность: в оздоровлении использовать как природные так и физические факторы; упражнения в воде;

- комплексность;

- этапность;

- разнообразные формы работы;

- соответствие режимным моментам: логическое соотношение оздоровительных мероприятий с режимом дня и суточными биоритмами детей, органическое вплетение в структуру учебно-воспитательного процесса;

- индивидуализация: обязательный учет неадекватных реакций на оздоровительные мероприятия отдельных детей, подбор оздоровительных средств, с учетом здоровья ребенка и его биологических особенностей.

Работу с детьми я веду по двум направлениям. Во первых, двигательную деятельность детей в воде, организовываю с целью общего оздоравливания и физического развития организма. Во вторых, на занятиях в бассейне осуществляется закаливание детей.

Целью моей работы является повышение эффективности оздоравливания и закаливания посредством рациональной организации двигательной активности детей на воде. Для достижения поставленной цели поставила перед собой ряд задач, которые определяют содержание программы двигательной активности:

- обучение жизненно необходимым навыкам плавания;

- повышение сопротивляемости организма простудным заболеваниям;

- воспитание культуры, здоровья, и привычек здорового образа жизни;

- развитие двигательной активности,. соответственно возрастным особенностям детей через обучение плаванию;

- организация мониторинга физического развития детей;

- оказание профилактической и консультационной помощи родителям и воспитателям по оздоровлению, в том числе, закаливанию детей, и формированию навыков здорового образа жизни (Приложение №1);

- участие в образовательном процессе по формированию здорового образа жизни, здоровья и развития дошкольников.

За основу в обучении плаванию дошкольного возраста я выбрала систему работы "Обучение плаванию в детском саду" авторами которой являются: Осокина Т.И., Тимофеева В.А., Богина Т.Л., где предусмотрены все этапы обучения и возрастные группы, начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая детьми старшего дошкольного возраста.

Цели начального обучения плаванию можно кратко сформулировать следующим образом:

1. Научить детей уверенно и безбоязненно держаться в воде.

2. Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физического развития.

3. Заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием.

Обучение проводится в два этапа. В конце первого этапа дети приобретают навыки, которые помогут им уверенно и надежно чувствовать себя на воде.

На втором этапе разучивается техника спортивных способов плавания, старты, простые повороты. На первом и втором этапе постоянно отрабатываются двигательные навыки.

В связи с тем что концепция образовательной деятельности нашего детского сада ориентирована на развитие интеллекта, я включила некоторые приемы развития творческого воображения в процессе, а именно: использую на занятиях схемы-модели к упражнениям, играм, начиная со старших групп (Приложение №2).

Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям в работе с детьми я использую специальные закаливающие процедуры. Из всех видов закаливания, водное закаливание является самым действенным. Сюда входит, контрастное обливание ног, обливание холодной водой до пояса, конечно купание в бассейне круглый год. Закаливание в бассейне включает в себя несколько этапов: "Сухое плавание", т.е. разогрев организма на суше, затем теплый гигиенический душ, потом занятие в бассейне и снова гигиенический прохладный душ.

Безусловно в проведении закаливающих мероприятий должны участвовать не только воспитатели и другие сотрудники детского сада, но и родители. Поэтому я считаю необходимым постоянно вести разъяснительную работу о пользе закаливающих процедур. Родители должны понимать, что холодная вода в разумных пределах положительно влияет на здоровье. Водой можно играть, и это очень приятно. Вода защищает от простудных заболеваний. Холодная вода создает бодрость, особенно после сна, снимает плохое настроение , и наполняет нас энергией.

Важной задачей физического воспитания дошкольников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни.

На занятиях по плаванию ребенок не только получает жизненно необходимые навыки, но и элементарные понятия о морфо-функциональных возможностях своего организма, гигиене, учится разумно и бережно относиться к своему здоровью и не наносить ему вреда.

Я считаю очень важным на занятиях применять игры и развлечения на воде, ведь все общение должно происходить на языке понятном детям. И, конечно же, чаще всего это беседа, рассказ, или игра (Приложение №3). Кроме того, я использую стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, демонстрирую иллюстрации, которые помогают детям лучше понять, запомнить, и усвоить материал (Приложение №4). Полученные знания дети закрепляют в сюжетно - ролевых играх.

Практика работы дошкольных учреждений, в том числе и нашего детского сада, убеждает, что для результативной деятельности с детьми, необходима хорошо продуманная система работы не только воспитателей и их родителей в различных ситуациях, и естественно возникающая совместная деятельность: спортивные совместные праздники, развлечения, соревнования. Поэтому я стараюсь привлекать родителей к участию в различных мероприятиях. Разнообразная тематика, соответствующее содержание, оформление и организация побуждают выдумку и фантазию у взрослых, активность и инициативу у детей (Приложение №5).

Все эти факторы способствуют повышению интереса у детей совершенствования плаванию, но и формированию постоянной потребности к регулярным занятиям плаванием, оздоровлением и закаливанием своего организма. При этом ребенок легко и непринужденно усваивает информацию о строении тела, назначении органов, а также о том что полезно и что вредно для него, обучается уходу за своим телом. навыкам оказания элементарной помощи и вместе с этим вырабатывает осознанное отношение к своему здоровью.

Плавание является необходимым оздоровительным и воспитательным мероприятием. Каждое занятие для детей это большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранить эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети, быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде, и основные движения (игры).

Во время работы с детьми я учитываю разную степень их подвижности, и исходя их этого, дифференцированно выбираю дозировку заданий. Дети более подвижные как правило выполняют упражнения в быстром темпе. Тогда я переключаю их внимание на качество их выполнения и сокращаю количество повторений.

Детей малоподвижных можно заинтересовать путем "обыгрывания" ситуаций, использования игрового образа особенно в младшем возрасте.

У детей старшего возраста интерес к движениям достигается посредством использования соревновательных элементов (например, кто больше соберет со дна или кто дальше проплывет с доской).

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательный эффект. Увеличивается двигательная активность двигательных навыков, умений и знаний. Развиваются физические качества и умственные способности детей. Вырабатывается ответственное отношение к своим поступкам, взаимоотношениям со сверстниками.

Я считаю очень важным при обучении плаванию операться на общие педагогические принципы с учетом дифференцированного подхода к ребенку: систематичность. наглядность, доступность. Объясняя задание необходимо стремиться к тому, чтобы поняли как выполнять движения, на что при этом обратить внимание (например оттолкнуться сильнее чтобы скользить дальше; произвести полный выдох в воду, чтобы всплыть на поверхность воды и произвести вдох).

Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному освоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче. Они проявляют больше самостоятельности, но если кто то из детей не понял объяснение воспитателя, то ему нужно объяснить в более доступной форме или показать на примере другого ребенка. Большое значение имеет разбор задания.

Дети могут сами давать оценку выполненным упражнениям (например Саша не может выполнить скольжение, в этом случае ему нужно предложить посмотреть как это упражнение делает Сережа, и вместе с инструктором анализирует движение. После наблюдения за Сережей Саша сам пытается выполнить упражнение правильно).

Также можно предложить детям оказать помощь друг другу при выполнении некоторых заданий (под контролем инструктора).

Таким образом, успеха в обучении плаванию можно достигнуть лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка. Только зная состояние здоровья, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения ребенка плаванию.

Кроме того, выполнение некоторых заданий требуют от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложение волевых усилий. Вот почему я использовала дифференцированный подход к каждому ребенку.

Также я учитываю и то что дифференцированный подход необходимо применять при организации работы с детьми разных возрастных групп. Чем младше дети, тем большее количество раз надо повторять задания для развития определенных навыков и умений. Кроме того маленьким детям на каждом задании я напоминаю о правилах поведения в бассейне.

В каждой группе всегда есть несмелые ребята, с ними надо заниматься, отдельно соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.

Начиная занятия в старших группах, я учитываю разную подготовленность детей. Не все дети обучались плаванию с младшего возраста, поэтому те, кто занимался регулярно, имеют значительное преимущество.

Неподготовленным детям предстоит освоиться с водой, преодолеть недоверие к ней, избавиться от чувства страха, а также овладеть всеми подготовленными к плаванию упражнениями. Только после того как большинство новичков будут чувствовать себя в воде хорошо, уверенно смогут передвигаться в ней, приобретут навыки скольжения и вдоха-выдоха, перевожу к разучиванию способа плавания в целом.

Таким образом в обучении плаванию я применяю групповую индивидуализацию. Смысл ее в том что детей обучаю общим для всех плавательным движениям, а осваивают они эти движения по разному. Один и тот же материал применяется на занятиях с каждым ребенком в различной последовательности и дозировке. Способ плавания надо отрабатывать тот, который у каждого ребенка получается лучше.

Физическая или двигательная активность играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья. Я для этого обращаю особое внимание на правильную организацию процесса физического воспитания в детском саду, в частности, в обучении плаванию.

Исходя из практики могу сделать вывод, что правильное построение обучения, оказывает разносторонне развивающее влияние на детей и имеет высокий воспитательно-образовательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний; развиваются физические качества и умственные способности детей.

Только при сознательном и активном отношении детей к упражнениям и играм достигаются положительные результаты. При обучении плаванию систематическое выполнение упражнений в воде развивают координацию и точность движений.

Поскольку успех в обучении плаванию достигается при учете особенностей развития детей разного возврата, реальных сил и возможностей каждого ребенка - я систематически отслеживаю динамику развития этих факторов. Именно с этой целью я провожу обследование физического развития по плаванию детей всех возрастных групп , провожу сравнительный анализ. Конкретные результаты в динамике лучше всего говорят о том на каком уровне развития находятся дети, правильном и качественном процессе обучения, в чем сильные и слабые стороны моей деятельности и решаются ли выдвинутые задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, а также развитию основных умений и навыков.

Диагностическое обследование я провожу два раза в год по методике Казаковцевой. В ней различаются этапы начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

Итоговые результаты диагностики позволяют сделать выводы о комплексном обучении детей плаванию, и проследить динамику освоения детьми движений и развития физических качеств, соответственно возрастным особенностям.

Воспитатели, инструктор по плаванию осуществляют совместную работу по созданию атмосферы психического комфорта для детей, гформированию сознательного отношения к окружающей среде, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, а именно:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия в бассейне;

- гимнастика после сна;

- прогулки;

- закаливание;

- тематические развлечения.

Поэтому важной задачей я считаю работу со всем персоналом детского сада (воспитателями, медицинскими работниками, различными специалистами) по формированию у детей привычек здорового образа жизни, оздоравливанию и закаливанию организма. Для решения данной задачи я считаю, целесообразно проводить консультации для воспитателей (например, по подготовке детей к занятиям в бассейне; о значении плавания в жизни человека; о том, какие закаливающие процедуры необходимо применять в работе с детьми, какие упражнения и игры можно использовать для коррекции различных нарушений в организме и т.д.).

Важно чтобы воспитатели участвовали вместе с детьми в праздниках, различных соревнованиях на воде. Это необходимо для более эффективной работы по сохранению здоровья ребенка.

Инструктор по плаванию и родители при их совместной деятельности могут достичь хороших результатов по их решению. Ведь семья - это своего рода малый коллектив, та социальная микросфера, где формируются основы характера человека, его отношение к здоровью, моральным и материальным ценностям.

Поэтому успешность в совместной воспитательной деятельности в первую очередь зависти от уровня культуры и грамотности родителей; о том, какими знаниями и умениями они обладают, и как применяют их в жизни.

Результаты моей работы и диагностическое обследование показывают, что консультации, беседы с родителями, а также вовлечение их в различные мероприятия (например, праздники на воде, дни здоровья и так далее) оказывает положительное влияние на дальнейшую работу с детьми.

Таким образом проведенная мною работа по развитию двигательной активности в бассейне, дала положительные результаты. Дети с удовольствием посещают занятия плавательного бассейна. Все детям общение с водой доставляет радость и удовольствие.
  1   2   3