Главная страница

Диплом 1 степени на Всероссийском дистанционном конкурсе для педагогов «Радуга мастерства» в номинации «Классный час»



Скачать 201.11 Kb.
НазваниеДиплом 1 степени на Всероссийском дистанционном конкурсе для педагогов «Радуга мастерства» в номинации «Классный час»
Дата25.02.2016
Размер201.11 Kb.
ТипДиплом

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

закрытого административно-территориального образования

Первомайский Кировской области

«Вот, что значит

настоящий верный друг»

(классный час для 5-тиклассников)


автор-составитель:

педагог-психолог 1 квалификационной категории

Захарова Галина Юрьевна


Диплом 1 степени

на Всероссийском дистанционном конкурсе для педагогов

«Радуга мастерства»

в номинации «Классный час»

(конкурс на лучшую разработку классного часа)

ИЦДТ «РАДУГА»


2013 г.

«Вот, что значит настоящий верный друг»

(классный час для 5-тиклассников)

При переходе учащихся начальной школы в среднее звено, как правило, классы переформировывают с учетом профильности, по интересам и т.д. Соответственно, на учащихся 5-х классов приходится двойная нагрузка: нужно привыкнуть к системе обучения в среднем звене школы и найти свое место в социуме нового классного коллективе. И не секрет, что порой борьба за самоутверждение становится болезненной для некоторых младших подростков. На помощь 5-тиклассникам может прийти школьный психолог и классный руководитель.

Ведущим предлагаемого классного часа может быть как психолог, так и классный руководитель. Если ведет занятие психолог, классный руководитель может участвовать вместе со школьниками в общем круге.

Занятие особенно востребовано в начале учебного года с Целью: сплочения классного коллектива, профилактики межличностных конфликтов в классе.

Задачи, решаемые на классном часе:

  • создать условия для взаимодействия в классном коллективе через включение учащихся в совместное обсуждение, игры;

  • способствовать эмоциональному сближению школьников через познание другого из рассказов о себе, через включение в совместную деятельность;

  • способствовать усвоению социальных норм поведения в классном коллективе,

  • актуализировать значение в жизни человека дружеских взаимоотношений через обсуждение проблемных ситуаций, слушание литературных и музыкальных произведений.

Категория участников: учащиеся 5-го класса.

Форма проведения занятия: классный час с элементами тренинга.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методические приемы:

  • рассказ;

  • детские игры, упражнения;

  • демонстрация кукол и манипуляция ими;

  • беседа (обсуждение проблемных ситуаций, притчи, сказки, пословиц);

  • прослушивание песни, сказки, притчи;

  • мозговой штурм;

  • оформление записей на «плодах Дерева Дружбы».


Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: классный кабинет, в котором расставлены заранее стулья в круг, парты - по периметру класса.

Преддействие: диагностическое анкетирование «Незаконченные предложения» (о дружбе).

Последействие: классный час «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись» (конструктивные способы решения конфликтных ситуаций в классе).

План занятия:

  1. Знакомство - игра «Меня зовут…, и я умею делать так…» - 5 минут.

  2. Правила тренинга – 3 минуты.

  3. Притча «Сколько друзей нужно человеку?» - 3 минуты.

  4. Пословицы о дружбе – 5 минут.

  5. Результаты анкетирования «Незаконченные предложения» - 2 минуты.

  6. Детская песенка «Настоящий друг» - 3 минуты.

  7. Упражнение «Друг или недруг» (физкультминутка) – 2 минуты.

  8. Проблемные ситуации «Друг или недруг» - 5 минут.

  9. Сказка «Доброжелательная Дырка» - 5 минут.

  10. Мозговой штурм «Вместе с другом можно…» - 5 минут.

  11. Игра «Дождик – ливень - буря» - 2 минуты.

  12. Упражнение «Дерево дружбы» - 3 минуты.

  13. Подведение итогов. Ритуал прощания «Возьмемся за руки, друзья» - 2 минуты.

Примечание: для удобства использования предложенного конспекта слова ведущего отмечены курсивом.
1.ЗНАКОМСТВО - игра «Меня зовут … и я умею делать так…» (лагерная игра, автор неизвестен).

Ведущий представляется, предлагает всем участникам классного часа познакомиться с помощью игры «Меня зовут …, и я умею делать так…».

Дети вместе со взрослым встают в круг лицом друг к другу. По очереди (например, по направлению движения часовой стрелки) каждый участник называет свое имя и показывает любое движение, произнося при этом фразу: «Меня зовут …, и я умею делать так…». Например, «Меня зовут Галя, и я умею делать так (подпрыгиваю на одной ноге)». Все игроки повторяют вместе вслух: «Тебя зовут …, и ты умеешь делать так…». Далее право называть свое имя и показывать движение переходит к следующему игроку.

Примечание: если группа (класс) большая по численности, чтобы упражнение не затянулось, можно упростить его. Каждый игрок называет только имя и показывает движение без повторения указанной фразы. Например, «Галя (подпрыгиваю на одной ноге)». Ограничение существует на неприличные жесты: игрока просят заменить жест социально приемлемым. Игра позволяет участникам поближе познакомиться друг с другом, закрепить информацию об именах одноклассников во вновь образовавшемся классе.
2.ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

Ведущий: ребята, мы только что познакомились друг с другом, а сейчас я хочу вас познакомить с моими помощниками – куклами: Царем БольшеУхом, Царевной Доброе сердце, Грушкой – игрушкой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Подросткам предлагается угадать, почему у Царевны – Золотое Доброе сердце, а у Царя - Большое Ухо? С помощью наводящих вопросов дети самостоятельно выводят правила поведения. При нарушении правил учащимися куклы вновь появляются на руке ведущего и в ненавязчивой форме «делают замечания» игрокам, напоминают о правилах поведения.

Ведущий: Кукла Царь Больше Ух будет помогать нам поддерживать тишину во время высказывания, будет учить нас слушать. Поэтому у него и большое ухо. Один человек говорит, другие – слушают. Кукла Царевна Доброе Сердце будет напоминать нам, что надо относиться друг к другу доброжелательно: не драться, не обзываться. «Никто не имеет права ко мне прикасаться без моего желания». Грушка – игрушка, когда зазвенит (погремушка внутри), будет напоминать нам, просить нас о тишине в классе. Кто принимает эти правила, попрошу встать. Спасибо, прошу садиться на свои места.

Примечание: методический прием использования кукол при установке правил работы группы позволяет безболезненно делать замечания расшалившимся ученикам, управлять дисциплиной от лица кукол, а также управлять вниманием, интересом школьников. Поскольку в работе с детьми часто приходится устанавливать правила слушания другого и доброжелательности, то затраты на изготовление кукол оправдывают себя. И набор кукол используется и на других занятиях разной тематики.

3.ПРИТЧА

Ведущий: Давайте отгадаем тему нашего классного часа. Послушайте, пожалуйста, притчу и придумайте название ей.

Притча «Сколько друзей должно быть у человека?» (автор неизвестен)

«Однажды человек пришёл к известному мудрецу и спросил:
— Я хочу знать, Учитель, сколько друзей должно быть у человека? Я слышал поговорку:
“Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, но мне кажется, что если я буду стремиться искать себе много друзей, то это будет как-то искусственно выглядеть; тем более, не всегда сразу разберешь, что за человек перед тобой, и есть ли у него способность на настоящую дружбу, да и за себя я не всегда могу отвечать…
— Я дам тебе ответ, — сказал Учитель, — вернее, ты сам получишь его. Видишь вон ту высокую яблоню? Это одна из самых высоких яблонь в мире. Пойди и сорви для меня яблоко с самого верха.

Задрав голову и увидев в вышине освещённые солнцем яблоки, человек ответил:
— Но, Учитель, это на самом деле очень высокая яблоня. Как же я могу достать плод?
— А ты позови друга, и вы вместе достанете его, — ответил мудрец.
Человек позвал своего знакомого, встал ему на плечи, и даже потянувшись руками, он был все ещё далёк от макушки дерева.
— Нет, ничего не получается, — пробормотал огорчённо ищущий.
— А что, разве у тебя больше нет друзей? — улыбнулся Учитель.

Человек созвал ещё нескольких. Они сопели, напрягаясь, взбирались на плечи друг друга, строили живые пирамиды, тянулись вверх, но… все конструкции разрушались, люди падали, и так и не получалось добраться до самого верха.

Понаблюдав всё это, мудрец позвал его к себе и молвил:
— Теперь ты понял, сколько человеку нужно настоящих друзей?
— Да, Мастер, я понял, — ответил человек, потирая ушибленное колено, — их нужно много, чтобы мы сообща могли бы решить любую проблему!

Учитель печально покачал головой:
— Видимо, это так, нужно много людей. Или всего один разумный человек, которому пришла бы на ум светлая мысль — принести лестницу!»

После прослушивания притчи ребята предлагают свои варианты названия притчи («О друзьях», «Сколько друзей надо человеку?», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и др.).

Ведущий: да, сегодня на классном часе мы поговорим о дружбе, друзьях и недругах. И определим, кто же такой «настоящий верный друг». А вы как думаете, сколько человеку нужно друзей?(…)
4.ПОСЛОВИЦЫ О ДРУЖБЕ

Ведущий: Какая известная пословица прозвучала в тексте притчи? (Не имей 100 рублей, имей 100 друзей). Какой смысл передает нам эта пословица? Какие еще пословицы, поговорки о дружбе, друзьях и недругах вы знаете? (примерные ответы в ПРИЛОЖЕНИИ 2).

Далее проводится жеребьевка: ведущий выбирает 4 человека из класса (примерно в 4-х углах класса). И просит каждого встать и выбрать по 1 человеку к себе в команду. Далее по цепочке вторые номера выбирают 3-их, а 3-ьи 4-ых и т.д. Оставшиеся подростки выбирают себе команду на свое усмотрение. Образовавшиеся команды рассаживаются, образуя мини круги. Группы получают задание на карточках.

Ведущий: из разбросанных беспорядочно слов составьте текст пословицы и объяснить ее смысл (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Ответы:

1 команда – «Все за одного, а один за всех, тогда и в делах будет успех».

2 команда – «На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как вода».

3 команда – «Нет друга - ищи; а нашел – береги».

4 команда – «Ворон ворону глаз не выклюнет, блоха блоху не ест".
Ведущий: что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе? (умение быть нужным, полезным, бескорыстным и т.д.). Кого можно назвать своим другом?(…)

Примечание: жеребьевка и работа в микро-группах может выполнять диагностическую функцию, выявить межличностные предпочтения среди одноклассников. Обратите внимание на представителей команд, объявляющих результат работы всей группы, на активность отдельных учащихся в работе над заданием – это возможные лидеры, на которых можно будет опереться в построении работы с классом.
5.НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ведущий: на прошлом классном часе вы записывали окончание предложенных фраз о друзьях и дружбе (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Результаты анкетирования зачитываются детям без указания имен: по каждому пункту перечисляются варианты ответов.
6. ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА «Настоящий друг»

Ведущий: а теперь сравним ваши ответы и ответы, которые кроются в тексте детской песенки «Настоящий друг….».

Участникам классного часа предлагается прослушать песенку «Настоящий друг» или даже показать отрывок из мультфильма «Тимка и Димка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Ведущий: как вы услышали, герои мультфильма «Тимка и Димка» считают точно также.
7.УПРАЖНЕНИЕ «Друг или недруг»

Ведущий: определите поступок человека. Кто так поступает: друг или недруг? Свой ответ обозначьте звуком «У» и жестами. Если так поступает друг, покажите большие пальцы рук вверх, а если недруг – вниз.
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ: КТО ТАК ДЕЛАЕТ? (ситуации)

  1. Разбалтывает всем твои секреты – недруг.

  2. Заботится только о себе – недруг.

  3. Вежливо разговаривает с тобой – друг.

  4. Обвиняет тебя во всем, что случилось с ним – недруг.

  5. Делает зарядку по утрам – не зависит от дружбы – и друг, и недруг.

  6. Умеет хранить твои тайны – друг.

  7. Тебе говорит одно, а другому - другое – недруг.

  8. Искренне радуется твоим успехам – друг.

  9. Обзывается – недруг.

  10. Берет твои вещи без разрешения – недруг.

  11. Любит есть мороженое – не зависит от дружбы – и друг, и недруг.

  12. Дает списывать контрольную работу – недруг (друг помогает учиться самому, а не пользоваться чужими благами).

  13. Приходит на помощь в трудную минуту – друг.

  14. Когда у тебя есть шоколадка, играет с тобой, когда нет – ищет другого друга – недруг.

  15. Навещает тебя во время болезни или звонит тебе – друг.

  16. Говорит правду в глаза – может и друг, и недруг (только друг делает это корректно).

  17. Защищает тебя от обидчиков – друг.

  18. Звонит тебе только, когда нужно продиктовать ему домашнее задание – недруг.

  19. Угощает тебя булочками – может и друг (бескорыстно), и недруг (со своей выгодой).

  20. Просит прощения, если осознал, что не прав – друг.

Примечание: упражнение выполняется стоя в качестве физ.минутки, эмоциональной разрядки. Особенно оживленно дети произносят звук «У», сопровождающий показ условных знаков – ответов. Ведущий демонстрирует правильность ответов табличкой, выполненной на основе картона формата А4, оклеенного с одной стороны листом белой бумаги с надписью «ДРУГ», а с другой – «НЕДРУГ», переворачивая в нужный момент. Если мнения разделились, обязательно необходимо прокомментировать правильность ответов.
8.ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ «Друг или недруг»

Ведущий: от чего может погибнуть дружба? (…) Определите в предложенных ситуациях характер поступка одноклассников. Как они поступают: как друзья или как недруги? Как бы поступил настоящий друг?

1 ситуация: Ученица 5-го класса Марина давно забросила учить математику. Учиться на «4» ей помогает одноклассница Лариса. Она даёт списывать подруге домашние задания, самостоятельные, проверочные, контрольные. Одноклассница Вера, напротив, убеждает Марину самой сесть за уроки, начать учиться в полную силу; просит Ларису перестать снабжать подругу готовыми решениями.

Определите, Вера или Лариса – настоящая подруга Марины. Обоснуйте свой ответ. Придумайте продолжение этой истории.

Примерный ОТВЕТ: Лариса боится отказать Марине, давая списывать, она зарабатывает «ложный авторитет», делает Марину зависимой от себя. Вера, напротив, провоцирует Марину на самостоятельное развитие, воспитание в себе воли, трудолюбия.

Лучший вариант: девочки научат Марину самостоятельно делать уроки, помогая на первых порах (вместе, а не вместо).

2 ситуация: Семён и Федя дружат давно, с детского сада. Даже учатся в одном 5-ом классе, сидят за одной партой, вместе идут в школу и из школы, гуляют. В конце прошлой четверти в класс перевели из другой школы «новенького» - Ваню Иванова. Через неделю, выяснилось, что Ваня так же как и Семён играет на гитаре, любит клеить модельки самолетов из пластика, а затем раскрашивать их. «Новенький» мальчик отлично играет в шахматы. А ещё у Вани дома живет настоящая охотничья собака – латвийская гончая… И теперь на школьных переменах теперь можно увидеть больше Семёна с Ваней, а не с Федей; на что Федя стал обижаться, требовать, чтобы Семён не дружил с «новеньким» мальчиком.

Придумайте продолжение этой истории. Как развернутся события, кого из школьников можно будет назвать настоящим другом, а кого нет?

Примерный ОТВЕТ: если Федор будет настаивать на том, чтобы Семён перестал общаться с Ваней, он поступит эгоистично, не как друг. Ведь можно дружить сразу с несколькими друзьями. Если Семён забудет уделять внимание прежнему другу, его поступок может показаться Феде как предательство.

Лучший вариант: все будут дружить, найдут общие интересы, никого не шантажируя дружбой.

Примечание: если в течение классного часа работали, как правило, одни и те же подростки, можно провести это упражнение, раздав двум командам текст с первой ситуацией, а оставшимся двум другим командам – текст со второй ситуацией, чтобы могли поработать и другие. Ведущий может «подкидывать» вопросы с неоднозначным решением по ситуации.
9.СКАЗКА «Доброжелательная дырка» (Хаткина М.А.)

Ведущий: ребята, прослушайте сказку «Доброжелательная дырка».
Маленькая Дырочка оглянулась вокруг.

- С кем бы подружиться? Кому пригодиться?

Это была очень доброжелательная дырка. Решила она с Носком подружиться:

- Со мной, дырочкой, ты, носок, будешь не обыкновенный, а кружевной!

Однако Носок был очень недоволен такой компанией. Он позвал на помощь иголку и нитку, и они Дырку прогнали.

- Какой неблагодарный Носок! – Дырка не слишком огорчилась. Стала себе другую компанию искать.

Но ее выгоняли отовсюду. И свитера, и варежки. Даже занавеска на кухне сказала, что она еще не такая старая ветошь, чтобы дружить с какой-то там Дыркой.

А Дырка так хотела хоть кому-то помочь! И вот – никто ее не понимает. Расстроилась Дырка:

- Закопаюсь с горя в землю! Стану ямой! Яма – тоже дырка, только в земле. Пускай все падают и спотыкаются, раз никто со мной дружить не хочет.

Но от этого ее отговорил дуршлаг.

В нем было множество дырочек – и все они занимались полезным делом - на кухне помогали. (если ты не знаешь, для чего на кухне дуршлаг. – спроси у мамы или бабушки.)

Дырка стала дружить с дуршлагом и у нее появилась компания!

Она нашла свое место в жизни. Так что и дырка может на что-нибудь сгодиться. Если найдет свое место в жизни.
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ:

  • Какие чувств испытала Дырка, когда ее отовсюду прогоняли? (обиду, боль. Разочарование, отчаяние. Ощущение ненужности).

  • Какие чувства сопровождали Дырку. Когда она приняла решение стать ямой? (раздражение, злость, злорадство, месть).

  • Случаются ли такие же ситуации в жизни людей, когда человек хочет с кем-то подружиться, а его отвергают, не хотят с ним играть, гулять, сидеть за одной партой и т.д.? Тогда этот человек озлобляется на весь мир и начинает грубить, хамить, обзываться, драться, подставлять подножки… (да, бывает, даже среди одноклассников).

  • Кто помог Дырке? (Дуршлаг) Что он сделал? (Понял ее, пригласил вместе делать общее дело, стал дружить с ней).

  • Как мы можем помочь одноклассникам, которые отчаялись хорошим путем приобрести себе друзей и стали вредничать? (можно попробовать с ними подружиться…).


8.МОЗГОВОЙ ШТУРМ «Вместе с другом можно …»

Ведущий: хорошо, допустим, вы приобрели в классе много друзей. А что вместе с друзьями будете делать?

Ведущий встает в центр круга и поочередно бросает Грушку-игрушку в руки участникам классного часа. Игроки возвращают взрослому игрушку, называя при этом дела, которыми можно заняться с друзьями. Присутствует ограничение: принимаются только социально приемлемые виды деятельности. При упоминании о противоправных действиях сразу же задается вопрос всем участникам: «Действительно ли это дело для настоящих друзей?».

Примерный перечень совместных дел:

Играть

Танцевать

Ходить в кино

Рыбачить

Делать уроки

Бороться

Играть на музыкальных инструментах

Читать книги и журналы

Заниматься спортом

Вскапывать грядки

Конструировать

Рисовать

Фотографировать(ся)

Ходить по магазинам

Готовить пищу

Ходить в кафе

Ходить в поход

Участвовать в конкурсах, олимпиадах

Говорить комплименты

Петь песни

Вязать

Ухаживать за животными

Сажать цветы

Ставить спектакли

Собирать грибы и ягоды

Гулять

Кататься на карусели

И т.д.

Ведущий: ребята, скажите, что надо делать, чтобы, не потерять друзей, сберечь дружбу? (…)
9.ИГРА «Дождик – ливень - буря» (вариант лагерной игры, автор неизвестен)

Ведущий: с настоящим другом не страшен ни дождь, ни ливень, ни даже буря.

Учащимся предлагается ударять одним пальцем правой руки по ладони левой («дождик начинается»), постепенно добавляя средний, безымянный, мизинец, большой («ливень»). Звук нарастает. Далее к звуку аплодисментов добавляют топот ног («буря»), количество пальцев, ударяющих по ладони, уменьшается в обратном порядке – звук затихает.
10.Упражнение «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

Ведущий: ребята, прошел дождик, мы выдержали испытание бурей. Посмотрите, какое ДЕРЕВО ДРУЖБЫ у нас выросло (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Но на нем не хватает плодов – «дружных» качеств. Т.е. тех качеств, которые помогают вам обрести друзей, сохранить дружбу. Стать «настоящим верным другом». До сих пор мы перечисляли наши требования к другу. А что каждый из вас может предложить другу, что вы умеете.

Школьники анонимно пишут на «плодах» – кружочках свои позитивные качества, приклеивают «плоды» к дереву. Затем ведущий вслух зачитывает полученный результат. Если попадаются негативные высказывания, то сразу же их обсуждают: «Приятно дружить с человеком, обладающим таким качеством?».

Плоды с негативными качествами срывают и приклеивают у подножия «Дерева дружбы», которое после классного часа остается в классном классе
11.Подведение итогов. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ «Возьмемся за руки, друзья»
Ведущий: на классном часе мы много говорили о дружбе, настоящих друзьях. Послушайте, какое определение дружбе и друзьям я нашла в интернете в свободной энциклопедии Википедии: «Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями» (Википедия).

Я надеюсь, что сегодня мы с вами чуточку ближе друг другу, возможно даже кто-то узнал своих одноклассников с лучшей стороны, о которой ранее и не подозревал. Я желаю вам обрести в новом классе новых друзей и не растерять прежних.

Ведущий просит всех участников встать и взяться за руки, почувствовать дружную силу всего класса. Ведущий предлагает школьникам синхронно выполнять движения: поднять руки вверх, опустить их, раскачивать из стороны в сторону, соединить все руки в центре круга, отойти к своим местам и т.д. Данное упражнение позволяет ощутить поддержку всего коллектива. Это приятное чувство им захочется повторить и в жизни класса. Участники благодарят друг друга за проведенное время, прощаются.

Материалы для занятия:

  • Куклы: Царь БольшеУх, Царевна – доброе сердце, Грушка- погремушка

  • Карточки со словами народных изречений (пословиц)

  • Результаты анкетировании «Незаконченные предложения о дружбе»

  • Компактная акустическая минисистема и флэш-карта памяти для воспроизведения песни «Вот, что значит настоящий верный друг…» (или компьютер с колонками)

  • Рисунок «Дерево дружбы», закрепленный на доске

  • «плоды» (кружочки из цветной бумаги) для «Дерева дружбы»

  • Клей – карандаш (3 и более штук)

  • Карандаши или фломастеры, ручки

  • Стулья, расставленные в круг


Список литературы

  1. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. В летнем лагере. Познакомимся? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elena-kuzmina.ru/novyij-resurs5.html

  3. Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.: АСТ, Астрель, 2008.- 752 с.

  4. Дождик// Развивающие игры. Сайт «Вожатики». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vozhatiki.ru/load/igry_v_lagere/razvivajushhie_igry/dozhdik/23-1-0-355

  5. Пляцковский М., Савельев Б. Настоящий друг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allforchildren.ru/friendsongs/friend3.php

  6. Сколько друзей должно быть у человека?// Подростковая психология и воспитание. Сайт «Веселый жираф». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.happy-giraffe.ru/community/18/forum/post/47257/

  7. Хаткина М.А. Азбука. – М.: ЗАО БАО – ПРЕСС, 2006. – 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Куклы - помощники
Куклы перчаточные Царевна Доброе сердце и Царь БольшеУх
c:\users\администратор\desktop\фотки\галя\царь большеух и царевна доброе сердце.jpg
dsc00736

Грушка-игрушка
c:\users\администратор\desktop\фотки\галя\груша 2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пословицы о дружбе (варианты)

  • Друг познается в беде, лучший друг в радости.

  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

  • Сердечный друг не родится вдруг.

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Все за одного, а один за всех, тогда и в делах будет успех.

  • Ворон ворону глаз не выклюнет, блоха блоху не ест.

  • Один ум – пол-ума; три ума – полтора ума, два ума – ум.

  • Двум шпагам в одних ножнах не ужиться.

  • Друга на деньги не купишь.

  • У друга пить воду лучше неприятельского меду.

  • Будь друг, да не вдруг.

  • Нет друга - ищи; а нашел – береги.

  • Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

  • Доброе братство милее богатства.

  • На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как вода.

  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

  • Скатерть со стола - и дружба сплыла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточки для команд со словами пословиц о дружбе

h:\dcim\103_pana\p1030775.jpgh:\dcim\103_pana\p1030772.jpg

h:\dcim\103_pana\p1030774.jpgh:\dcim\103_pana\p1030776.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета о дружбе «Незаконченные предложения»

Ф.И. ученика______________________ класс _____ дата проведения ________________
Дорогой друг! Поздравляем тебя с изменениями в твоей школьной жизни. Пожалуйста, продолжи предложения!


ДРУГ – ЭТО…


НЕДРУГ – ЭТО…


Я ЛЮБЛЮ, КОГДА МОЙ ДРУГ …


Я НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА МОЙ ДРУГ …


ДРУГУ Я МОГУ ПРОСТИТЬ …


Я НЕ МОГУ ПРОСТИТЬ ДАЖЕ ДРУГУ …


ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА, ТО Я БЫ ДЛЯ СЕБЯ …


ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА, ТО Я БЫ ДЛЯ ДРУГА …


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Текст песни "Настоящий друг" (из мультфильма "Тимка и Димка")

Слова: Михаила Пляцковского
Музыка: Бориса Савельева




1куплет:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот, что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот, что значит настоящий верный друг.

2 куплет:
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот, что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот, что значит настоящий верный друг.

3 куплет:
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот, что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот, что значит настоящий верный друг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Дерево дружбы
h:\dcim\103_pana\p1030771.jpg