Главная страница

Династия железнодорожников моей семьи



Скачать 412.73 Kb.
НазваниеДинастия железнодорожников моей семьи
страница2/3
Дата07.05.2016
Размер412.73 Kb.
ТипРеферат
1   2   3

2.2. Линия отца.

Предки моего папы так же приехали строить железную дорогу по вербовке с запада.

Отец моей бабушки Александры Назаренко, Петр Романович, родился 8 февраля 1918 года в Омске. До войны завербовавшись, приехали с матерью Евдокией, у которой было всего 19 детей. Евдокия по национальности была полячка. Остановились под Могочей на станции Раздольное. В 1939(40) году Петр женился на Горбуновой Ольге Константиновне. Известно, что один из братьев Петра, Василий, во время Великой отечественной войны служил в танковых войсках, прошел всю войну и в 1945 году подорвался на танке под Берлином. А Петр защищал восточные границы от японцев. Служил на Курильских островах (о. Итуруп). В семейном архиве до сих пор хранится металлическая ложка, привезенная с фронта.

Его супруга, Горбунова Ольга Константиновна, родилась 15 августа 1921 года в Воронеже. Ее воспитывал дядя. Так же как и многие в поисках хорошей жизни в возрасте 17 лет с подружками отправились на восток на строительство Транссиба. Остановились на станции Раздольное. В 1939 (40) году вышла замуж за Назаренко Петра Романовича. В то время, пока муж служил на востоке, Ольга со свекровью Евдокией и дочерью Галей жили в Раздольном, она работала на железной дороге шлакоуборщиком.

После возвращения мужа, в 1946 году родилась дочь Назаренко Нина Петровна. В 1964 году окончила школу №92 в Могоче и поступила в Читинский кооперативный техникум. Но в связи с заболеванием вернулась в Раздольное. Затем Нина прошла годичные курсы учителей математики и приехала работать в Ульяканскую школу. В 1966 году вышла замуж за Глазырина Вячеслава Михайловича (1942-2000 г.г.). На тот момент Вячеслав работал в ШЧ (железнодорожная организация). В 1967 году родилась дочь Глазырина Марина Вячеславовна. Во времена автоблокировки (в конце 1960-х гг.) на железной дороге (установление светофоров) Вячеслава Михайловича перевели в Раздольное. Школы там нет, поэтому Нина устроилась на работу дежурным по станции. Затем поступила в Читинский техникум железнодорожного транспорта, окончила его. Работала механиком ШЧ, а уже позднее перешла на работу дежурным по станции. Позже ее повысили в должности, она стала начальником станции, где и проработала до пенсии. С 2000 года находится на заслуженном отдыхе.

19 августа 1950 года родилась Назаренко Валентина Петровна. После окончания десятого класса, поступила в железнодорожное училище в Свободном. Далее работала дежурным по станции в Раздольном. В 1968 году вышла замуж за Александра Васильевича Мордовского (1944 г.р.). Работал в ШЧ. В 1972 году родился сын Мордовский Вячеслав Александрович.

16 февраля 1956 года родился Назаренко Владимир Петрович, в 1970 году окончил школу в Могоче. Далее от военкомата Владимира отправили учиться на шофера. Служил три года в ракетных войсках. После армии работал в Могоче шофером. В 1978 году женился на Галине Федоровне Мартыненко (1957 г.р.). Родились дети Елена и Анастасия. Сейчас Владимир работает шофером на железной дороге.

22 мая 1958 года родилась дочь Назаренко Надежда Петровна. В Могоче окончила школу №92. После школы работала почтальоном. В настоящее время работает начальником отдела по перевозке почты. В 1981 году вышла замуж за Харина Альберта Ивановича. 30 сентября 1982 годам родился сын Сергей, который работает помощником машиниста на станции Могоча.

9 февраля 1949 года родилась дочь Александра Петровна Назаренко. Училась в школе №92, жила в интернате с сестрой. После окончания школы поступила на курсы учителей физкультуры при педагогическом институте в г. Чита. Окончив курсы, поступила в институт на заочное обучение. По распределению была направлена в Ульякан, где уже работала дежурным по станции и жила ее сестра Нина с семьей. Александра работала учителем физкультуры и по совместительству библиотекарем (15 лет) в железнодорожной школе №75. В 1970 году вышла замуж за Сторожева Анатолия Ивановича. 7 февраля 1971 года родилась дочь Ирина. В 1973 году Александра Петровна получила высшее образование. В 1977 году, 18 февраля, родился сын Роман. В 1981 году Александра летом в первую смену работала начальником лагеря «Здоровье» железнодорожного ведомства.1 В 1983 году окончила курсы биолога. Преподавала биологию, русский язык, физкультуру. Бывшие ученики всегда вспоминают ее интересные уроки. Добросовестный, грамотный, ответственный в труде человек. Несколько лет работала завучем. Александра Петровна была награждена Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР, а также медалью «Ветеран труда» (Приложение 2), за долголетний добросовестный труд. В 2007 году ушла на заслуженный отдых. Стаж работы – 39 лет.2

Мама Анатолия Ивановича, Любина Евдокия Лаврентьевна (1914 г.р.), родилась в Новокузнецке. В начале 1930-х гг. вышла замуж за Сторожева Ивана Ивановича. В 1934 году родился сын Николай Иванович, в 1939 году – Раиса Ивановна. Так же, как и все мои предки в то тяжелое время, по вербовке приехали на восток страны для работы на железной дороге. Пунктом назначения стала станция Темная. В 1941 году Иван Иванович был призван на фронт. Евдокия с семьей и свекровью переехала жить на стацию Шалдура. Во время войны поступила работать обходчиком железнодорожного пути. В семейном архиве сохранилась ее трудовая книжка, где имеется запись о приеме на работу. Там же имеется запись о премировании работника «За мужество, самоотверженное проявление по восстановлению железнодорожного пути премия в размере месячного оклада 170 руб. Приказ МПС №1 06.01.1986 г.».1 Муж прошел всю войну. После Великой Победы летом 1945 года вернулся домой. Был сильно изранен и потому его признали инвалидом. Был награжден медалями, но, к сожалению, все они со временем были утеряны. В 1946 году родился сын Анатолий Иванович Сторожев (мой дедушка). 22 мая 1949 года умер Иван Иванович, похоронили в Шалдуре.

В 1950 году Евдокия Лаврентьевна с детьми переехала в Ульякан. Через два года вышла замуж за Бутина Федора Ивановича. Как и многие люди в то время, своими руками возвели дом. Бутин Федор Иванович родился в 1921 году. Фронтовик, участник битвы на Курской дуге, где и получил тяжелое ранение. Когда получил ранение, санитары не смогли его найти, но санитарная собака нашла и вытащила его с поля боя. Долгое время Федор провел в госпиталях. После войны работал в Ульякане на хлебопекарне. После того, как пекарню закрыли, устроился конюхом на станцию. Обеспечивал работников железной дороги сеном и дровами. Потом должность сократили, и Фёдор Иванович стал работать в лагере «Здоровье», который находится в семи километрах от Ульякана.

«Сторожем в 1970-80-е годы работал Бутин Федор Иванович, он же был истопником помещения, где находилась скважина…».2

Был случай. Евдокия и Федор весной купили поросенка, но он был хилый и больной. Федор стал привозить минеральную воду с лагеря и поить ею поросенка. Она помогла поросенку восстановить аппетит. Он быстро подрос и окреп.

В 1956 году родилась Любина Галина Федоровна. После окончания школы, поступила в Иркутский сельскохозяйственный институт по специальности «агроном». По распределению была направлена в село Алеур Чернышевского района. Позже переехала в Беркакит, где работала в теплицах при железной дороге. Вышла замуж за Лысенко Александра Григорьевича. У них родились две дочери: Анна и Ольга. В 1998 году у Анны родился сын Александр.

Старший сын Евдокии, Николай Иванович Сторожев, родился 15 февраля 1934 года в Новокузнецке. После переезда в Ульякан, работал монтером пути. Взял в жены Валентину Павловну Толочко с ребенком Захаровой Татьяной Николаевной. В 1958 году родился сын Сторожев Александр Николаевич (1958-1998 гг.) – работник железной дороги. Дети Александра: Анатолий, Михаил и Алексей тоже работают на железной дороге. В 1960 году родился Сторожев Иван Николаевич (1960-2013 гг.). В 1967 году родилась Сторожева Марина Николаевна. Супруга Валентина умерла в 1978 году. В 1989 году Николай Иванович ушел на пенсию в должности бригадира пути.

Сторожева Раиса Ивановна окончила 8 классов в Ульяканской школе, далее училась на станции Зилово. Позже уехала в Якутию (п. Чульман). Вышла замуж за Назарова Владимира.

После войны, в 1936 году, родился Сторожев Анатолий Иванович (мой дедушка) в п. Усть-Ундурга. Переехали в Ульякан, где он окончил 10 классов. После школы учился в Борзе на тракториста. До армии работал в леспромхозе. В 1965 году призвали в ряды Советской Армии. Военную службу проходил в Братске. Придя из армии, окончил вечернюю школу, получил среднее образование, 6 лет работал монтером пути. Далее перевелся в ШЧ-4 на ст. Зилово. В 1970 году женился на Назаренко Александре Петровне. В 1974 году Анатолия отправили учиться в Читу на механика СЦБ. До пенсии проработал механиком СЦБ на станции Ульякан. В 2007 году ушел на заслуженный отдых. Общий стаж работы на железной дороге – 41 год.1

7 февраля 1971 года родилась Сторожева Ирина Анатольевна. В Ульякане окончила 9 классов, 2 года училась на станции Зилово. Поступила в политехнический институт в г. Хабаровск на экономиста. Окончила его в 1993 году. Проработав 1 год бухгалтером, вернулась в Могочу. Стала работать бухгалтером в школе №92. После устроилась старшим бухгалтером в милицию. Потом ее назначили начальником финансового отдела. В 1995 году вышла замуж за Кузьмина Владимира Николаевича (1973 г.р.), имеет двоих детей: Юлию и Захара. Ирина в звании майора милиции уволилась и в 2011 году переехала с семьей в Читу. Сейчас она работает бухгалтером I категории в Управлении Забайкальской железной дороги. Муж Владимир работает руководителем ИССО в г. Чита.

18 февраля 1977 года родился мой отец – Сторожев Роман Анатольевич. Рос смышленым, умным мальчиком. Дед Федор и бабушка Евдокия много времени проводили с Ромой, так как родители работали. В школе учился хорошо, был прилежным учеником. Посчастливилось вступить в ряды пионеров, был горнистом. В 1994 году окончил среднюю школу №75 в Ульякане.

С 1994 по 1998 год работал монтером пути. Окончив ускоренные курсы мастеров, папа поступил в Читинский техникум железнодорожного транспорта. Окончил его в 1999 году. В 1998 году его назначили на должность дорожного мастера на станции Зудыра. Его добросовестный труд был отмечен руководством Зиловской дистанции пути. Роман Анатольевич принимал участие в конкурсе «Лучший дорожный мастер» и был поощрен ценными призами. Он награжден почетной грамотой от начальника Забайкальской железной дороги, именными часами от начальника Могочинского отделения дороги. Папа часто повторяет такие слова: «Магистраль – моя стихия, в пути – поэзия моя!».

6 сентября 1997 года сыграли свадьбу с Балыковой Екатериной. Стали жить в старом доме, где раньше жили Федор Иванович и Евдокия Лаврентьевна. 5 декабря 1999 года родилась я – Сторожева Маргарита Романовна. В 2001 году Екатерина поступила в Читинский техникум железнодорожного транспорта на факультет «Путь и путевое хозяйство». Окончила его в 2006 году. В 2002 году наша семья переехала в двухквартирную казарму, где ранее жил Николай Иванович. Через два года Екатерина Анатольевна поступила на работу в пришкольный интернат НОУ СОШ №51 ОАО «РЖД» на должность воспитателя. 12 мая 2010 года родился сын Матвей Романович.

Таким образом, родственники по линии Сторожевых-Назаренко практически все являются железнодорожниками. Три поколения Сторожевых выбирали профессии, связанные с железной дорогой. Общий железнодорожный стаж только по прямой линии (бабушка, дедушка, мама, папа), который удалось доподлинно установить, составляет 110 лет. Я учусь в НОУ СОШ №51 ОАО «РЖД» на станции Ульякан. В будущем желаю продолжить династию и поступить в Забайкальский институт железнодорожного транспорта.

Заключение.
Человеческие жизни – это не отдельные нити, которые можно выпутать из клубка и аккуратно разложить на ровной поверхности. Семья – это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого.

Семья, дети, дом всегда были и остаются самым важным и значимым в жизни каждого человека. А если это не просто семья, а трудовая династия, где несколько человек выбрали одну и ту же профессию, она становится доброй семейной традицией, где существует атмосфера взаимопонимания и уважения.

С помощью этого проекта много нового и интересного узнала я о своих предках. В моей душе возросла гордость за тех, благодаря кому я живу. Я очень горжусь жизнью своих предков. Мне интересно знать их жизнь, их историю. Трудовая семейная династия — это гордость для каждого члена семьи. Мы гордимся нашей трудовой династией.

Среди нашей сельской публики общеизвестными являются несколько фамилий, которые являются железнодорожными династиями. Одна из самых распространенных – династия Сторожевых. Безусловно, в семье Сторожевых гораздо больше представителей железнодорожников в настоящее время. Однако, углубившись в изучение трудовой деятельности всех родственников, я узнала, что по линии Балыковых-Гадаловых тоже много профессий, связанных с железной дорогой. Именно по этой линии гораздо раньше в семье появились железнодорожники – строители Транссиба.

Династией признается наличие трех поколений в одной семье, занимающихся одним родом деятельности. Изучив документы, проведя опрос членов семьи, проанализировав архивные и делопроизводственные документы, я доказала, что разветвленный род Балыковых-Сторожевых действительно является династией железнодорожников, так как поколения их семей занимались и занимаются одним родом деятельности. Они выбирали в своей жизни разные профессии, но, в основном, все они связаны одной организацией – железной дорогой России. Я навсегда запомню их имена, добрые дела и трудовые подвиги.

Теперь думаю, что самое трудное и достойное на земле – прожить хорошим человеком, добросовестно выполнять свою работу, быть надежной опорой тем, кто рядом. Такими были и остаются для меня мой папа и моя мама, а для них – их родители, а для них, в свою очередь, их отцы и матери.

Династии появляются в тех семьях, в которых старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с удовольствием и преданностью, с хорошим настроением идут на работу, одним словом, когда работа им в радость. Тогда и у детей не возникает вопросов при выборе будущей профессии.

Бесспорно, трудовые династии нужны.
Они играют огромную роль в воспитании уважительного отношения к труду, овладении секретами и навыками мастерства. 
Таким образом, труд, сфера труда являются своеобразным стержнем, вокруг которого формируется и развивается семья-династия. 

В процессе выполнения проекта доказано, что моя династия является железнодорожной. Биография представителей поколений по мере доступности материала изучена, родословное древо составлено. Поставленные задачи выполнены в полном объеме. В дальнейшем планирую продолжить работу с более конкретным изучением предков по линии отца, составлением более полного генеалогического древа. Основная задача для дальнейшей деятельности – сохранение семейной истории. Я буду продолжать работу по изучению моей родословной. Преемственность поколений будет продолжаться.

Представители поколений нашей династии железнодорожников строили мое будущее.

Династия – гордое слово!

Сплелись поколения в нем.

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несем.

Во славу единого дела

Они на Земле родились

Секреты и опыт, и знанья

В наследство передались

Так пусть же растут, процветают

На благо огромной страны

Ведь трудовые династии

Бесспорно, нужны и важны.1

Список литературы.


  1. Источники.

  1. Благодарственное письмо президента РФ Ельцина Б.Н. на имя

Балыкова Я.И.

  1. Воспоминания представителей династии Сторожевых и Балыковых. 2012, 2013 г.

  2. Военный билет №МЧ 0214613, выданный на имя Балыкова Я.И. 7 сентября 1962 г.

  3. ГАЗК. Ф. 6 (Управление по постройке Головного участка Амурской железной дороги). Оп. 1. д. 1. л. 3.

  4. Орденская книжка №349631 на имя Балыкова Я.И. 11 марта 1985 г.

  5. Почетная ленинская грамота, выданная на имя Балыкова А.Я. За самоотверженный труд и выполнение пятилетнего задания. 12 апреля 1980 г.

  6. Почетная ленинская грамота, выданная на имя Балыкова А.Я. За самоотверженный труд. 15 апреля 1980 г.

  7. Почетная грамота за достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании, выданная на имя Балыкова А.Я. и коллектив 9 околотка (ст. Ульякан).

  8. Почетная грамота, выданная на имя Гадалова А.А. За долголетнюю и безупречную работу в советских органах. 10 февраля 1972 г.

  9. Почетная грамота на имя Балыковой Л.А. За активное участие в общественной жизни коллектива. 3 марта 1987 г.

  10. Почетная грамота, выданная на имя Гадаловой А.Г. За активное участие в творческой самодеятельности ст. Ульякан.

  11. Почетная грамота Министерства Просвещения РСФСР на имя Сторожевой А.П. 1989 г.

  12. Свидетельство о заключении брака №095036, выданное на имя Балыкова Я.И. и Лямкиной Е.М. 5 сентября 1967 г.

  13. Свидетельство о заключении брака №266079, выданное на имя Гадалова А.А. и Вологдиной А.Г. 3 февраля 1972 г.

  14. Трудовая книжка (879) на имя Любиной Е.Л. 27.12.1944 г.

  15. Трудовая книжка на имя Балыкова Я.И. 15 июня 1950 г.

  16. Трудовая книжка на имя Сторожева А. И. 18 ноября 1968 г.

  17. Трудовая книжка на имя Сторожевой А.П. 2 сентября 1967 г.

  18. Удостоверение №167701 к знаку «Почетный железнодорожник» на имя Балыкова А.Я. 13 июля 1990 г.

  19. Удостоверение №423027 к медали «Медаль материнства II степени», выданное на имя Гадаловой А.Г. 17 июля 1957 г.

  20. Удостоверение №037332 к медали «Орден Трудового Красного Знамени» на имя Балыкова Я.И. 20 сентября 1966 г.

  21. Удостоверение к медали «Ветеран труда» на имя Балыкова Я.И. 8

июня 1982 г.

  1. Удостоверение к медали «Ветеран труда» на имя Сторожевой А.П. 25 июля 1985 г.




  1. Литература.

  1. Алинкина Е.М. Стихи.//Зимняя вишня №12. – 2011. – С. 56.

  2. Ведмидь А.П. Забайкальская железная дорога: цветной иллюстрированный справочник./ А.П. Ведмидь. Чита: Деловое Забайкалье, 2005. – 272 с.

  3. Веб-энциклопедия Транссиба. [Электр. ресурс].: www.transsib.ru. 1998 – 2013 (дата обращения: 16.11.2013 г.).

  4. Веренчик И. Трудовые династии [Электр. ресурс].: www.stihi.ru (дата обращения: 10.02.2014 г.).

  5. Дмитров К. Большой праздник в маленьком селе.// Наше время. – 2006. – 20 октября. – С. 1, 3.

  6. Константинов А.В., Константинова Н.Н. Забайкалье: ступени истории (1917-1922 годы). – Чита: Экспресс-изд-во, 2009. – 192 с., ил.

  7. Макрицина И.П. Амурская железная дорога (буклет). Чита: Музей истории Заб ж.д., 2006.

  8. Моя железная дорога. – М.: «Единые сети», 2007. – 112 с., ил.

  9. Мы – дети российских железных дорог. – М.: АНО «КЦСПМ»,

2009. – 172 ., ил.

  1. Онучин А.Н. Твоё родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. – Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992, 40 с.

  2. Пушкина Г. Из Ульякана уже не хотят уезжать.// Забайкальская магистраль. – 2006. – 10 ноября. – С. 5.

  3. Советский энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. – 4-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1989. -1632 с., ил.

  4. Советский энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. – М.: «Советская энциклопедия», 1990., ил.

  5. Улыбышева М. От паровоза до Сапсана. – Изд. дом «Фома»,

2012. – 124 с., ил.

  1. Чукова Ю.А. С юбилеем, Ульякан!// Наше время (пос. Чернышевск). – 2010. – 11 августа. – С. 5.

  2. Чукова Ю.А. Воспитательная система в школе №51.// Наше время (пос. Чернышевск). – 2013. – 6 ноября. – С. 6-7.

  3. Чукова Ю.А. Курорт Ульякан (1912-2012). – Чита: ЗабЦНТИБ,

2012. – 80 с.

  1. Чухачев В.С. Из истории Чернышевского района. – п. Чернышевск: Чернышевская типография, 1990. – 72 с.

  2. Штинов А. У зиловских путейцев.// Путь Ленина. – 1981. –

23 мая. – С.1

  1. Шемелина Л. Встреча с прекрасным.//Путь Ленина. – 1976.

– 6 октября. -С.3.

  1. Штинов А. Мастер.// Путь Ленина. – 1985. 3 августа. – С. 2.



Приложение 1.

c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\грамоты,газеты\gofpoigpofy 014.jpg

  1. Грамота за участие в концерте награждается коллектив «Ульяканские посиделки».

c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\грамоты,газеты\почетная грамота гадалов алексей.jpg

  1. Почетная грамота на имя Гадаловой А.Г. за активное участие в художественной самодеятельности.

  2. c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\грамоты,газеты\gofpoigpofy 016.jpg Страница газеты

«Путь Ленина» за 1976 г. На фото – артисты из Ульякана (в т.ч. Гадалова А.Г.).

Приложение 2.

Трудовые награды моей семьи.

c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\20140220_143439.jpg

Награды моей семьи, которые сохранились.
c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\гадалова а.г.jpg1.c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\20140220_143605.jpg 2.c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\балыков а.я знак почетный ж.д.jpg3.

1. «Медаль материнства» Гадаловой А.Г.

2. Медаль «Ветеран труда» Сторожевой А.П.

3. Знак «Почетный железнодорожник» Балыкова А.Я.
c:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\20140219_190743.jpgc:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\20140219_190727.jpgc:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\20140219_190658.jpgc:\users\1\desktop\сторожева маргарита\медали\20140219_190648.jpg

Наградные значки Балыкова А.Я.
f:\династия\медали\орден.jpgf:\династия\медали\путеец.jpgf:\династия\медали\ударник.jpgf:\династия\медали\ветеран труд.jpg

Трудовые награды Балыкова Я.И.
1   2   3