Главная страница

Династия железнодорожников моей семьи



Скачать 412.73 Kb.
НазваниеДинастия железнодорожников моей семьи
страница1/3
Дата07.05.2016
Размер412.73 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №51 ОАО «РЖД»

ст. Ульякан


(Династия железнодорожников моей семьи)


Автор:

Сторожева Маргарита Романовна

8 класс

Чернышевский район ст. Ульякан

ул. Линейная, 8/2
Научный руководитель:

Чукова Юлия Анатольевна,

учитель истории

школа №51 ст. Ульякан

2014 г.

Содержание.


  1. Введение…………………………………………………………………….3




  1. Глава 1. Железная дорога в судьбе Забайкалья………………………….6

  2. 1.1. Строительство Транссиба…………………………………………….6

  3. 1.2. Амурская железная дорога……………………………………………8

  4. Железная дорога в судьбе Ульякана…………………………………….11




  1. Глава 2. Моя династия……………………………………………………14

  2. 2.1. Материнская линия…………………………………………………..14

  3. 2.2. Линия отца……………………………………………………………25




  1. Заключение………………………………………………………………..32




  1. Список литературы……………………………………………………….35



  1. Приложения………………………………………………………………39


Введение.

Я - Сторожева Маргарита. Мне 14 лет. Мы живем в небольшом, живописном, железнодорожном поселке Ульякан. Уже на протяжении более 100 лет наше село живет для дороги, трудится на железной дороге. Среди трудящегося населения сложилось несколько династий железнодорожников. Одна из них – династия моей семьи. «Династия – (от греч. «господство») ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования. Перен… ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и т.д.».1

Когда я была маленькая, моя бабушка Балыкова Людмила Алексеевна часто вспоминала свое детство, родителей, своих бабушек и дедушек. Я её слушала, но меня это мало увлекало.

Однажды, когда мы всем классом побывали в школьном историческом музее - музее нашего села, наш учитель истории Чукова Юлия Анатольевна провела экскурсию. Она рассказывала нам об экспонатах музея. Почти все они были переданы жителями села, каждый из них хранил свою захватывающую, интересную историю. Её интересные рассказы понравились всем нам. Они вдохновили меня: мне очень захотелось узнать, а кто были и как жили мои предки. После экскурсии Юлия Анатольевна предложила мне изучить историю моей семьи как трудовой династии. Эта идея мне очень понравилась.

Что такое семья сегодня? Мама, папа, дети. Куда-то исчезает понятие «род», которое объединяет множество родственников, где одно поколение передает опыт другому. Эта работа для меня – возможность исследовать и рассказать о нескольких поколениях моей семьи, которые жили, любили, рожали и воспитывали детей, выбирали разные профессии.

В нашей семье есть много работников железной дороги. Это и стало основой создания моей железнодорожной династии. Я всегда знала, что в нашей семье много железнодорожников, но только это исследование помогло мне узнать, как давно возникла наша династия. Углубившись в судьбы моих предков, я узнала, что не только трудом железнодорожников славится наш род, но и разными героическими поступками, драматичными и трагичными событиями. Так, например, мои прадеды были участниками Первой мировой войны и Великой Отечественной войны, дедушка награжден знаком «Почетный железнодорожник», бабушка медалью «Ветеран труда», прабабушка имела «Медаль материнства» и много ими совершено поступков, которые заслуживают уважения.

Источниками информации стали мои бабушки. Воспоминания, которые они мне представили, являются одним из ценнейших источников и опорой исследовательской работы. Бабушка Людмила Алексеевна очень обрадовалась моему увлечению и с большим интересом поведала мне о жизненных фактах моих родственников. Бабушка Александра Петровна и дедушка Анатолий Иванович тоже помогали мне с удовольствием. Мои родные поддерживают меня во всех моих начинаниях. Благодаря моим бабушкам я узнала много интересных, ценнейших фактов.

Основными источниками исторического содержания по теме исследования стали не только воспоминания. В работе использованы архивные материалы Государственного казенного учреждения Государственного архива Забайкальского края, а также архива Чернышевского района. Привлекались статьи газеты Чернышевского района «Путь Ленина», «Наше время», а также отраслевая газета «Забайкальская магистраль». Кроме того, источниками стали трудовые книжки моих родственников, награды и почетные грамоты, старые фотографии семейного архива. Благодаря этому удалось проследить трудовой и жизненный путь моих родственников.

В качестве литературы использовались книги по истории железнодорожного транспорта, строительству Амурской железной дороги, кроме того, справочники, энциклопедии, альбомы по строительству Транссибирской магистрали, а также материалы вспомогательного фонда школьного исторического музея.

Цель работы: изучить трудовой и жизненный путь моих предков, составить родословное древо.

Задачи:

-изучить биографию представителей Сторожевых и Балыковых;

-составить родословное древо;

-доказать, что династия моей семьи является железнодорожной.

Работа состоит из двух глав: «Железная дорога в судьбе Забайкалья» и «Моя династия». Каждая глава разбита на отдельные параграфы, которые логично связаны между собой. Прослеживаются взаимосвязь железнодорожной магистрали и судьбы моей семьи. В конце работы имеются необходимые Приложения.

Практическая значимость моего исследования состоит в сохранении семейной истории, передаче последующим поколениям накопленного жизненного опыта. Результаты работы будут опубликованы.

На мой взгляд, семейные династии актуальны в любое время. Профессиональные династии, конечно же, нужны в любой сфере и на любом предприятии. Хорошо, когда дети сознательно выбирают такую же профессию, как у родителей.

Я считаю, что я проделала эту работу не зря. Моим потомкам будет интересно узнать о своих предках, живших много лет назад. Я буду хранить, и помнить собранную информацию. Это станет нашим семейным достоянием!

Глава 1. Железная дорога в судьбе Забайкалья.


    1. Строительство Транссиба.

Транссибирская железнодорожная магистраль простирается на 9298,2 километра - это самая длинная железная дорога в мире от города Москвы и до Владивостока, от суши и до моря. Она соединяет столицу нашей страны с одним из самых восточных городов самым безопасным, надежным путем. Но для начала разберемся, что же такое Транссиб? «Транссиб – железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Европейскую часть России с Дальним Востоком, её крупнейшие промышленные города, столицу страны с её срединными и восточными районами».1

Как же начиналось строительство Транссиба? Первым вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России поставил в 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н Муравьёв – Амурский. Так же были представлены ряд проектов, но все они были отвергнуты. Лишь в 1886 году АлександрIII, император Российской империи, приказал представить сооружения по поводу подготовки к строительству железной дороги. В 1887 году под руководством инженеров Н.Н. Межининова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати были организованны экспедиции по изысканию трассы.2

Таким образом, с 1821 года начинается великая стройка в Сибири. От Челябинска до Владивостока. Страна экономически и технически к этому была готова. Темпы строительства быстро нарастали.

«Уже совсем скоро возникли предпосылки для изысканий и проектирования железнодорожного пути через Сибирь. Решено было прокладывать дорогу с двух сторон. В основу сооружения был положен принцип: «Строить хорошо и прочно, с тем, чтобы в последствии дополнять, но не перестраивать»».1

Руководить строительством магистрали стал Комитет Сибирской железной дороги. Руководителем был царь Александр III. Основные требования комиссии: земляное полотно под один путь, постройка деревянных мостов кроме больших рек, расстояние между станциями 50 верст.

Забайкальский участок магистрали начинался от Рыбацкого поселка Мысового на берегу Байкала и заканчивался у казачьей станицы Сретенской. Были огромные трудности в период русско-японской войны – размеры и условия перевозок оказались совершенно не соответствующие графику.

Итак, строительство Транссибирской магистрали является одним из ключевых событий в истории Забайкалья. Это позволило приезду сюда большого количества людей – приток населения с запада для работы на железной дороге. Кроме того, строительство Транссиба способствовало появлению новых населенных пунктов. Благодаря прокладке через территорию Забайкалья железной дороги, начинается экономическое освоение региона. Именно со строительством Транссибирской магистрали связан приезд из западного региона страны моих предков.
1.2. Амурская железная дорога.
«Практически сразу после русско-японской войны началось строительство Амурской железной дороги от станции Куэнга до станции Хабаровск. Из стратегических соображений рекомендовалось линию железной дороги прокладывать так, чтобы она проходила не ближе 15 верст от берега Амура, но и не дальше 150 верст от него».1

Вся территория была поделена на участки. Сначала был построен Головной участок Куэнга - Урюм протяженностью 183 версты, руководил строительством инженер Ф.Н. Дроздов. Строительство было начато в 1907 году, а закончено в 1910 году. Участок от станции Урюм до станции Керак (596 вёрст) - Западная Амурская дорога. Следующий участок начинался от станции Керак и заканчивался у села Малиновка(638 вёрст) – Средне-Амурская железная дорога. И от Малиновки до Хабаровска - Восточная Амурская дорога. Наш родной посёлок Ульякан относился к Амурской железной дороге.

«В трудных условиях осуществлялось строительство железной дороги. Рабочий день длился 10-12 часов зимой, а летом- до 14 часов. Работали без выходных дней, жили в землянках, бараках шалашах».2 Продолжительность строительства Амурской железной дороги – 8 лет. Строители сталкивались с огромными трудностями нашего сурового, холодного края – бездорожье, вечная мерзлота, малая населенность края и т.п.

В Государственном архиве Забайкальского края была найдена такая информация (секретная переписка Дроздова Ф.Н и М.П.С. Санкт- Петербурга): Начальнику изысканий Западной части Амурской железной дороги от М.П.С. города Санкт Петербург (08.02.1907). «… На основании повеления Министра Путей Сообщения представить в Ваше распоряжение кредит 300.000 рублей извольте поручить Вам неотлагательно приступить к следующим подготовительным работам и заготовкам по сооружению Западной части Амурской ж.д. по необходимому направлению: 1) к рубке леса и корчёвке пней на головном участке Зап. части линии, протяжением от 50 до 180 верст, и при том, впредь до разрешения вопроса о пункте ответвления линии от Забайкальской ж.д. лишь на той части указа протяжения, которая расположена на востоке от пункта предполагаемой смычки вариантов линий на городе Нерчинск и разъезде Куенга…;

2) к разработке на той же части головного участка, упомянуто в п. 1; каменных карьеров и подвозке камня к линии; 3) к заготовке необходимых лесных материалов и шпал, с подвозкой таковых к линии лишь для той её части, которая расположена на востоке от указанной выше смычки вариантов…; 4) к заготовке телеграфных столбов и всех телеграфных, а в случае надобности и телеграфных принадлежностей для всего протяжения головного участка; 5) к устройству временных дорог в тех местах линии».1 Отсюда видим, в каких условиях строился железный путь и, какие работы предполагалось выполнять.

Общая продолжительность строительства Амурской железной дороги составила 8 лет. На темпах постройки отрицательно сказались громадные трудности, с которыми встретились строители, - бездорожье, вечная мерзлота, малая населенность района. Кроме вечной мерзлоты, затруднения вызывались пучением грунтов и появлением большого количества наледей.

Амурская железная дорога существовала до 1 марта 1923 года, тогда она была поделена между Читинской и Уссурийской. Управление дороги разместилось в Чите, позже она стала называться Забайкальской с границами от ст. Иннокентьевская до ст. Сковородино. Границы дороги часто менялись до 1959 года. Далее становилась неизменная граница от ст. Петровский Завод до ст. Архара.

Основное развитие Забайкальская железная дорога получила во времена войн или подготовки к ним. К началу 1950-х годов восстановительный период в СССР завершился. Успешно работали Забайкальская и Амурская железные дороги. С 1959 года стали единой Забайкальской дорогой.

Реконструкция железнодорожного хозяйства шла и по другим направлениям. Каждый год приносил что-то новое.

В наше время дорога решает две важные задачи. Первая - через пограничную станцию Забайкальск осуществляется экспортно- импортные перевозки в КНР; вторая - обеспечивает трансконтинентальный коридор между странами Азиатско –Тихоокеанского региона и Западной Европы.


    1. Железная дорога в судьбе Ульякана.


«Я живу не в городе, в поселке:

Здесь родился, в школе здесь учусь.

Летом радуюсь я шустрой пчелке

На велосипеде по дороге мчусь.

Я любуюсь красотой березок.

Слышу крик гусей и журавлей.

Боже, как мне нравится поселок!

С каждым днем он мне становится родней».1

Ульякан – спокойное и малонаселенное место. Здесь чистый воздух. По середине села протекает каменистая горная река Белый Урюм. Село небольшое, дома в Ульякане расположены вдоль железной дороги и по левому берегу реки. У каждого дома есть палисадник, где летом красиво цветут цветы. Отличительной чертой нашего поселка является то, что у каждого хозяина во дворе обязательно есть куст черемухи, который в мае наряжается в белоснежный наряд и дурманит приятным ароматом. Фасады домов старой постройки почти у всех одинаковы. Много окон, а украшены вырезной рамой, невысокие крыши, крыльцо с деревянной плоской крышей.

На главной улице красиво выделяется каменное двухэтажное здание – школа №51 ОАО «РЖД» со светлыми окнами и просторными кабинетами.

Забравшись на гору, которая находится за речкой, перед глазами открывается красивый вид. Под горой маленькие домики, водокачка, речка. Если смотреть с высоты горы, то проходящие мимо поезда, их вагоны похожи на конструктор. Видно начало и конец состава. На противоположной стороне у подножия горы тянутся леса, леса, леса, касаясь горизонта. Невольно напрашивается вопрос, как возник поселок? С чего началась жизнь в нем?

Интересно, с чем связано само название села Ульякан. По предположению сельчан, Ульякан – живая вода. Так оно и есть. Связано это название с тем, что в окрестностях села имеется источник с минеральной водой, которая является лечебной.

Минеральный источник с углекисло-железистой водой находится в семи километрах от села. В 1912 году сретенским купцом И.И. Добрыниным был открыт платный курорт.

История возникновения села начинается вместе со строительством здесь Транссибирской магистрали. При строительстве Головного участка «Куэнга - Урюм» Амурской железной дороги. Ульякан был основан как разъезд. Дата основания – 1910 год.1 В это время в поселке были построены водокачка, водонапорная башня, казармы. При строительстве вторых путей в 1930-е годы разъезд Ульякан был преобразован в станцию. В те же годы отстроили новое здание станции, которое стоит до сих пор. Современное здание станции построено в 1970-е годы.

Интенсивно поселок стал развиваться к 1928 году. В связи с образованием леспромхоза. В военное время многие ушли на фронт, но оставались люди «по брони» для ремонта железнодорожных путей. В 1990-е годы в России происходят события, которые отразились на нашем поселке. В конце 1990-х годов закрыли ДОУ, прекратил свое существование леспромхоз. От клуба осталось только полуразрушенное здание, железнодорожная билетная касса была закрыта, ликвидировали отделение связи. Село оказалось в полуразрушенном состоянии.1 Сам поселок всегда считался железнодорожным и все учреждения, естественно относятся к магистрали. В те годы смогла выстоять только школа, которая всегда находилась под железнодорожным ведомством. В 2007 году в школе был сделан капитальный ремонт. Построили большой, красивый, трехэтажный интернат и просторный спортивный зал. В 2013 году возвели новое здание медицинского пункта.

Молодые семьи не спешат покинуть наш поселок. Строятся новые брусовые дома. Рождаются дети. Несмотря на трудности, суровый климат, люди живут, трудятся, не покидают родные места, так как в поселке есть школа.

Таким образом, вся история нашего села связана с железной дорогой. От возникновения здесь разъезда и до современности железнодорожная магистраль является основой жизни в селе. Она дает рабочие места, учит и воспитывает детей. Складываются целые династии железнодорожников. Именно здесь, в Ульякане, основные представители моей династии по материнской и по отцовской линии живут и трудятся на благо российских железных дорог. Людей не покидает вера в хорошее будущее, которое ярко выражено в стихотворении Е. Алинкиной:

«Будет вновь прекрасная дорога.

Будет сад опять у нас цвести.

Церковь будет новая и много,

Много будет счастья впереди.

Люди радоваться жизни будут,

На работу по утрам спешить.

Трудные минуты позабудут,

Вновь смеяться будут и любить…».2

Глава 2. Моя династия.
2.1. Материнская линия.

Корни моих предков уходят в далекое прошлое. По маминой линии мне удалось восстановить семь поколений.

Прапрадед моей бабушки Алексей Вологдин был каторжником. Его сослали в Курлыч на каторжные работы еще в XIX веке. Известно, что после отбытия каторги он женился на казачке, к сожалению, пока неизвестно ни имени, ни фамилии той женщины. Алексей был принят в казачий полк. Неизвестно и точное количество детей, однако был у него сын Николай Вологдин. Хотя информация о его жизни была утеряна, ясно, что у него было три сына Степан, Герасим, Гаврил и дочь Ольга. Сын Степана – Илья. Его потомки до сих пор проживают в селе Курлыч Чернышевского района. Подробности их жизни тоже остаются пока в тени. В общих чертах известно, что дочери Герасима проживали в Кокуе. А вот через младшего сына Николая Вологдина Гаврила и продолжается моя родословная по прямой линии.

Гаврил Николаевич Вологдин родился в 1891 году в селе Курлыч. Женился на Феофанье Власьевне уроженке села Васильевка. У них было девять детей. Самая старшая Анна родилась в 1913 году. Позже, когда семья переехала в Ульякан, Анна вышла замуж и родила троих детей: Валентину, Альбину (1941г.р.) и сына Александра. Вторая дочь Феофаньи Власьевны – Александра, моя прабабушка (1914 – 1997 гг.). В 1919 году родилась Екатерина. Нелегкой оказалась ее судьба. Екатерина с мужем не могли иметь детей. Тогда приняли решение: взять на воспитание ребенка из детского дома. Уже в поезде, который следовал до Читы, семейная пора познакомилась с женщиной, как оказалось, она отбывала срок в тюрьме и, чтобы пораньше выйти оттуда, забеременела и родила ребенка. Этот ребенок ей был не нужен, так как дома у женщины была своя семья. Она предложила семейной паре забрать ребенка. Те согласились и уже в Зилово вышли из поезда и вернулись в Ульякан. Нарекли ребенка Владимиром Макогон. Четвертый ребенок Гаврила и Феофаньи – Антонида. Известно, что она окончила Сретенское педагогическое училище и работала учителем. Дети Антониды: Ольга (1958 г.р.), Михаил (1957 г.р.).

Николай – первый сын Феофаньи Власьевны. Участник Великой Отечественной войны. Был женат на Ульяне Саратовой. Его сыновья: Виктор, Сергей, Василий (Красноярск). От шестой беременности Феофаньи родились двойняшки Ирина (детей у нее не было) и Пелагея (ее дети Галина и Татьяна жили в Красноярске). В 1922 году родился Иннокентий. В возрасте 19 лет он погиб на фронте под Сталинградом. Последний ребенок Феофаньи и Гаврила – Анна. Ее дети: Ираида Андрияшкина и Людмила.

Гаврил являлся сретенским казаком. Во время Гражданской войны Гаврил Николаевич был красным партизаном. С братьями он уходил в лес партизанить. Белые часто наведывались в деревни для совершения поборов и запугивания населения. Однажды был такой случай. Белые явились в село Курлыч. Бабушка спрятала детей в подпол «от греха подальше». Уходя торопились и оставили ружья. Александра (бабушка) и Анна схоронили их в бане. Когда пришли красные партизаны, ружья гордо были переданы им.

Потом родились (выше уже говорилось) двойняшки: Ирина и Пелагея. Известны такие обстоятельства, что самые старшие Анна и Александра часто менялись работами. Пока одна управляется дома, другая занимается делами во дворе. Однажды Александра, возвращаясь со двора, заметила в сенях замерзающего младенца. Она решила его спасти: взяла и украдкой от матери положила на русскую печь. Времена были тяжелые и бабка - повитуха вынесла ребенка на улицу. Но малышке суждено было выжить. Феофанья Власьевна назвала ее Ириной.

В те годы образование не имело большого значения. Семья большая – работы много. Во время коллективизации, работали доярками в колхозе, да и братьям нужен был догляд. И получилось так, что у бабушки Александры образования было всего 1 класс, которое она получила еще в школе села Курлыч.

В возрасте 14 лет Александра сбежала из колхоза вместе с подружками на заимку. Когда было начато строительство вторых путей железной дороги от Укурея до Чернышевска, молодые девушки вели там отсыпку земельного полотна. Так моя прабабушка получила первый опыт работы на железной дороге. Позже пришлось работать на золотопромышленном прииске. Это был тяжелый труд. Однажды удача улыбнулась моей прабабушке - она нашла золото весом 50 граммов. По окончанию сезона ей выдали премию в виде пуховой шали.

Судьба забросила их в наш поселок Ульякан, где Александра с подругами работали на лесозаготовке. Отец часто навещал, привозил гостинцы. Гаврилу Николаевичу очень понравилось наше село - в 1932 году семья переехала в Ульякан. Жили за речкой. Отец работал сторожем в магазине. Кроме того, он занимался пчеловодством, садоводством (выращивал яблоки, кедр, малину), много охотился. Супруга Феофанья Власьевна много шила, пряла. Дома всегда было чисто, уютно, много гостей.

Шура в лето работала пекарем в пионерском лагере «Здоровье».1 В 1937(38) году она вышла замуж за Гадалова Алексея Андреевича. Его родители – Андрей Степанович Гадалов и Мария Герасимовна Романова родом из Нижегородской области села Крутой Майдан. Вся их семья была отправлена на строительство Транссиба по вербовке. Тяжелую работу в прокладке железнодорожного полотна они начали у станции Аксеново-Зиловское и закончили у Владивостока (1914г.). Отец Андрей Степанович лечил коней, а мать Мария Герасимовна помогала начальнице по хозяйству. В 1912 году в Облучье родился пятый ребенок Алексей Андреевич Гадалов (мой прадед). После окончания строительства решено было вернуться на Родину в Нижегородскую область. Добравшись до станции Бушулей, они узнали, что началась Первая мировая война. Отец пошел на фронт, был санитаром. Мать была на сносях, вынуждена мыкаться по району. Жили в Бушулее, а когда переехали в Ксеньевку, она родила дочь Матрену. После окончания войны Андрей Степанович вернулся и прожил до 45 лет. Схоронив мужа, Мария Герасимовна прожила вдовой еще 45 лет и умерла в 1969 году.

Их сын Алексей, мой прадед (1912 – 1979), проходил воинскую службу в Иркутске, Хабаровске. Находился в кавалерийских войсках. Позже работал на водокачке в Нанаграх. Был переведен в Ульякан на водокачку старшим машинистом и протрудился он на этой должности 45 лет – до пенсии.

В годы Великой Отечественной войны Алексей Андреевич, получив бронь, работал на водокачке. Большое количество паровозов проходило через станцию Ульякан. Здесь была их остановка, паровозы получали очередную партию воды. Задачей прадеда являлось закачать воду в котел паровоза.

Супруга Алексея, Александра Гавриловна, работала на резервуаре кочегаром. Ее задачей было не допустить перемерзания емкости для воды.

В 1940 году 29 февраля родился их первенец Гадалов Анатолий Алексеевич. Анатолий рос умным мальчишкой. С шести лет пошел учиться в школу. Первый учитель, Галина Прокофьевна, хвалила мальчика. В Ульякане окончил семилетнюю школу. Дальнейшее обучение продолжил в интернате поселка Аксеново-Зиловское. Окончил Сретенское училище, получив профессию электрика. Три года проходил военную службу в Польше. После армии учился в Красноярском политехническом институте. В 1968 году женился на Галине Федоровне Окопной (1950 г.). В 1969 году, в Красноярске, родилась дочь Анна. После этого переехали в Ульякан. Здесь в 1972 году родили сына Алексея. После развода с Галиной Федоровной, Анатолий женился в 1981 году на Галине Васильевне Левченко (1949-2007). 5 июля 1982 года родился сын Александр, 30 ноября 1985 года – Татьяна. Некоторое время жили на севере – в селе Депутатское. Анатолий Алексеевич работал кочегаром. Позднее с семьей переехали в Ульякан. Умер Анатолий в 1997 году.

В 1941 году у Александры и Алексея Гадаловых родилась дочь Мария. Так же, как и Анатолий, она закончила семь классов в Ульякане и десять классов образования получила в Зилово. Училась в городе Канск Красноярского края на киномеханика, там же получила профессию фельдшера. В 1967 году вышла замуж за Голован Николая Антоновича (1941г.). В том же году Мария и Николай уехали в Среднюю Азию. Николай Антонович был участником войны в Афганистане. Служил на границе связистом. В 1968 году родился их первенец Станислав, а в 1973 году сын Андрей. После увольнения отца в запас, семья переехала в Красноярск. Часто они навещали бабушку с дедушкой в Ульякане.

29 июня 1945 года у Александры и Алексея родилась дочь Лариса. В 1962 году она окончила школу на станции Зилово. Позже уехала в Красноярск работать на лесозаводе. Окончив там педагогическое училище дошкольного отделения, всю дальнейшую жизнь работала в детском садике воспитателем, директором. В 1974 году вышла замуж за Зубова Анатолия Николаевича (1943 г.р.). Он был родом из Мирного и поэтому в скором времени они переехали туда. В 1975 году родился их единственный сын Дмитрий.

Еще одного сына Александра Гавриловна родила в 1951 году, его назвали Николаем. Окончив семь классов, прошел обучение в Кокуе на тракториста. Коля был очень трудолюбивый и покладистый мальчишка, много помогал по дому. Работал в Ульяканском леспромхозе на трелевочном тракторе. Начальство всегда относилось к Николаю с похвалой. В 1975 году женился на Катковой Раисе Федоровне (1955 г.р.). Их дети: Александр, Николай, Алексей.

Прабабушка Александра Гавриловна была участником ульяканской фольклорной группы самодеятельности. В 1980 году был объявлен конкурс фольклорных коллективов. И наши самодеятельные артисты из Ульякана тоже там принимали участие. Моя прабабушка входила в первый состав. Руководителем коллектива являлась В.М. Степайкина. «Тогда жизнь была совсем другая. Веселая, простая. Репетиции перед конкурсом проходили по очереди на дому у артистов. …На конкурс «Русские посиделки» привезли кружевные скатерти, прибаутки, прялку, вязания, «крютчи» напекла Гадалова Александра Гавриловна».1 В районном центре наши артисты завоевали призовое место им вручили грамоты и памятные подарки (Приложение 1). Далее состоялся областной фестиваль в Чите, где они снова заняли призовое место и были награждены.

Поздним ребенком в семье Александры и Алексея родилась моя бабушка Людмила Алексеевна - 29 марта 1956 года. А 17 июля 1957 года Александра Гавриловна получила награду «Медаль материнства» (Приложение 2). Все детство Люды прошло на заречной улице. Летом с подружками ходили за ягодами, за грибами, купались на речке. Отец занимался пчеловодством. Руки у него всегда были опухшие от укусов пчел.

В первый класс Людмила пошла в 1963 году. Первым учителем был Алексей Васильевич Коваленко. В 1973 году закончила десятый класс в зиловской школе. В 1976 году окончила Ингодинское техническое училище №2, получив профессию портной. Работала в Зилово в КБО закройщиком. В 1979 году Людмила вышла замуж за моего дедушку Балыкова Анатолия Яковлевича. 28 июня 1979 года родилась дочь (моя мама) Балыкова Екатерина Анатольевна. В период с 1980 по 1987 гг. Людмила работала на радиоузле. В 1982 году родилась дочь Ольга. В 1987 году родился сын Олег. После Людмила уволилась с радиоузла. Далее она навсегда связала свою жизнь со школой. С 1990 года и по настоящее время, она работает в железнодорожной школе на станции Ульякан учителем технологии. Проводит занятия по дополнительному образованию. «Развивать творческие способности и любовь к труду учащимся помогают объединения… под руководством Л.А. Балыковой».1 В том же 1990 году супруг Анатолий получил звание почетного железнодорожника. В Ульякане всего 3 человека были когда-либо удостоены этого звания.2

Муж Людмилы Алексеевны, Балыков Анатолий Яковлевич, родился 23 мая 1955 года. Линия Балыковых уходит далеко в конец XIX века. Мне удалось восстановить шесть поколений. Но информация пока очень скудна. Известны только имена моих прапрапрадедов.

Прадед моего деда Анатолия – Семен Иванович Лямкин. Его супруга – Домна Яковлевна. Известны имена их пятерых детей: Андрей, Иван, Арина, Анастасия и Михаил. Михаил – отец моей прабабушки Екатерины. Маланья Григорьевна Осипова – жена Михаила. Известны имена ее сестер и братьев: Григорий, Маланья, Сергей, Агрепина, Ольга.

Михаил и Маланья жили в Мордовии. Дочь Екатерина родилась 21 ноября 1927 года. Окончила 6 классов. Детство было трудное, помогала растить младших братьев и сестер. В 30 год родители выдали ее замуж за Балыкова Якова Ивановича (1922 г.р.). Его родители Ольга и Иван Иванович жили там же в селе Гузынцы. Было у них шесть детей: Настя, Яков, Толя, Павел, Анна, Саша. Позже семья завербовалась на восток в колхозы, жили в Хабаровском крае в Лазовске.

Яков Иванович был призван на военную службу с Хабаровского края 12 сентября 1941 года, служил телефонистом. С 9 августа по 3 сентября участвовал в войне с Японией. Имел много наград. (Приложение 2). И даже 30 сентября 1945 года был награжден медалью «За победу над Японией». Яков Иванович 1 марта 1985 года получил награду – «Орден отечественной войны II степени». Мои прадеды на себе испытали, что такое Великая Отечественная война. Они знают цену Победы и цену жизни. «Вы – ветеран, отстоявший Россию в самой страшной и жестокой войне. Вы живы и все, что я могу сказать, - это спасибо Вам и простите нас».1 В 1946 году Яков был уволен в запас. Приехал на Родину - в Мордовию. После женитьбы с Екатериной, работал в колхозе.

Времена были тяжёлые, послевоенные. Шла агитация, что можно устроиться хорошо и заработать деньги на востоке. Так было решено уехать на восток нашей страны «за хорошей жизнью». К тому времени в 1950 году родился их первый сын Балыков Николай Яковлевич. Прежде чем отправиться в дорогу, корова со двора была отдана в колхоз. Взамен выдали документы. Домашний скарб был не богат. Как говорила прабабушка: «В животе Вера, на руках Коля, за спиной икона «Благословение матери» (сохранилась по сей день) да чугунок». Погрузившись в товарный вагон, отправились в путь.

В Ульякане жил дальний родственник Якова Леонтий с женой Александрой и сыном Николаем. Поэтому семья остановилась здесь. Поселились в двухквартирном доме. В 1950-е годы Яков Иванович устроился работать на железную дорогу монтером пути. Обещания хорошей жизни быстро развеялись. Людям с Запада трудно привыкать к климату Забайкалья. Квартира была очень холодной, не хватало средств на необходимое питание. Учитель местной школы «написал бумагу» о трудном положении семьи Балыковых. Так из колхоза «Комсомолец» Чернышевского района выделили дойную корову. Яков в течении двух дней «своим ходом» вел корову домой. В 1950 году в Ульякане родилась в семье дочь Вера. Через год Балыковы переехали в двухквартирную казарму, которая находилась на восточной окраине села (на втором отделении). Позже Якова перевели на должность бригадира пути, где и проработал до пенсии. За все время работы на железной дороге прадедушка несколько раз награждался почетными грамотами. Имеет награды: значки «Отличный путеец», «Ударник 9 пятилетки»; медаль «Ветеран труда», «Орден трудового красного знамени» (Приложение 2). А также являлся депутатом Ульяканского сельского совета. Бабушка Катя не имела постоянного места работы: заправляла паровозы водой, передвигала щеколды фонарей. В 1953 году родился сын Владимир. В 1955 году – Анатолий (мой дедушка).

В 1962 году Анатолий пошел учиться в школу. Дорога до школы была далекая. Особенно такой казалась в зимнее время. Баночка с чернилами полностью замерзала.

В пятом классе осенью катался на самокате по речке, провалился под лед. Боясь наказания родителей, обсыхал у костра. В последствии был сильно простужен и весь учебный год находился на лечении в больнице города Читы. В связи с пропусками остался на повторный год обучения. В 1973 году окончил десять классов на станции Зилово.

После школы пошел работать на железную дорогу ремонтником ИССО (мостовая бригада). В ноябре 1973 года был призван в ряды Советской Армии.

В 1974 году жителей окраины второго отделения Ульякана переселяли в сам поселок. Так Балыковым выделили квартиру в казарме у переезда.

Старшие дети Николай и Вера к тому времени уже жили своими семьями в Омске. Вера в 1977 году вышла замуж за Кучковского Анатолия. После переехали на родину мужа в Крым. В скорости родились два сына: Сергей (1979 г.) и Алексей (1981 г.). Проживают в с. Хлебное. Николай женился на Любови Фокиной. Имеет двоих детей: Евгения (1978) и Викторию (1985 г.). Владимир жил с родителями, работал на железной дороге в дефектоскопии. Жена Владимира – Людмила. Проживают в п. Аксеново-Зиловское. Имеет двух дочерей: Татьяну и Екатерину. Екатерина успешно окончила Забайкальский институт железнодорожного транспорта. Работает по профессии.

В 1973 году в Ульякане построили двухэтажное здание пришкольного интерната, где и работала около двух лет бабушка Катя ночной няней.

В декабре 1975 года Анатолий пришел из армии. Продолжал работать там же. Осенью поступил в Читинский техникум железнодорожного транспорта на факультет «Строительство и эксплуатация пути». Окончив его в 1978 году, Анатолия назначили на должность дорожного мастера. Добросовестно и ответственно относился к работе мой дедушка. «У коллектива Ульяканского околотка, которым руководит молодой мастер Анатолий Яковлевич Балыков, измерители из года в год растут».1 Затем дедушку повысили в должность старшего мастера. В 1990 году Анатолий Яковлевич получил знак «Почетный железнодорожник» (Приложение 2). Кроме того, трижды награждался знаком «Победитель социалистических соревнований». Имеет несколько грамот. Труд Анатолия Яковлевича высоко оценивался (Приложение 3). «Требовательный к себе и подчиненным, Анатолий Яковлевич со знанием дела руководит работой бригад на околотке. Здесь организованно проходит техническая учеба с бригадирами пути и монтерами. Анатолий Яковлевич на высоком уровне проводит политическую, воспитательную работу. Балыков много внимания уделяет изучению и внедрению передовых методов труда, технологического производства и повышению производительности труда».2

В 1979 году 28 июня родилась дочь Екатерина Анатольевна Балыкова – моя мама. 25 июля 1982 года родилась вторая дочь – Ольга. В 2000 году она закончила ульяканскую среднюю школу и поступила в Чите в Забайкальский институт предпринимательства. После окончания в 2005 году факультета рекламодателя, уехала жить в Красноярск. Жила у родственников Голован. Вышла замуж за Богашова Владислава Николаевича (1975 г.р.). В 2011 году у Ольги родился сын Игнат.

4 августа 1987 года в семье Людмилы и Анатолия появился сын Балыков Олег Анатольевич. В 2004 году окончил в Ульякане среднюю школу №75. В 2006 году прошел курсы вождения. Срочную службу (2 года) проходил в десантных войсках в Волгоградской области. Служил 1 год по контракту. После армии уехал к сестре в Красноярск. В 2010 году Олег женился на Труновой Ольге Викторовне (1988 г.р.). Родилась дочь Нелли.

Первая династия идет по материнской линии и насчитывает 4 поколения. Основатели династии - Александра Гавриловна Вологдина(1914 г.р.), которая первая из родственников трудилась на железной дороге, и, Гадалов Алексей Андреевич (1912 г.р.). Хотя, гораздо раньше, по вербовке из Нижегородской области на строительство Транссиба приехали Андрей Степанович Гадалов и Мария Герасимовна Романова. К сожалению, их трудовой стаж установить не удалось. Хотя, всего два поколения уже составляют общий железнодорожный стаж 134 года.
  1   2   3