Главная страница

Дидактические игры на уроках физики. Ю. В андреева.(Россия, Калуга) Учитель физики мбоу «сош №15»



Скачать 88.02 Kb.
НазваниеДидактические игры на уроках физики. Ю. В андреева.(Россия, Калуга) Учитель физики мбоу «сош №15»
Дата24.04.2016
Размер88.02 Kb.
ТипДокументы

Дидактические игры на уроках физики.
Ю.В Андреева.(Россия, Калуга)

Учитель физики МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги,

аспирант кафедры педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского

Игра – путь детей к познанию

мира, в котором они живут

и который признаны изменить

А.М.Горький

С переходом на личностно-ориентированное обучение меняется роль учителя и ученика – содержание роли школьника меняется в сторону более осмысленного, активного участия в познавательной деятельности. Физика, являясь, по мнению многих учащихся, сложным предметом, не позволяет раскрыться в познавательной деятельности, чувствовать себя в ней комфортно. Поэтому одной из целей организации игровой деятельности на уроке может быть побуждение учащихся к учению, формирование мотивации учебной деятельности. Интересная игра повышает умственную активность школьника, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — лишь один из методов, и он даёт хорошие результаты только в сочетании с другими. Дидактическая игра – один из приемов воздействия взрослого человека на ребенка, в тоже время игра – один из основных видов деятельности ребенка. Участвуя в организованной игровой деятельности ученик учится.

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С. Т. Шацкий)1.

Не рассматривая стихийные (случайные) игры, не дающие результатов в учебной деятельности, рассмотрим особенности дидактических (организованных учебных) игр. К ним относятся:

1. Моделирование определенных видов практической деятельности.

2. Моделирование условий, в которых протекает деятельность.

3. Наличие ролей, их распределение между участниками.

4. Взаимодействие участников.

5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

6. Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на приобретение знаний и умений. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Для увеличения такого опыта рекомендуется использовать на уроках развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, соревнования, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую.

1. К индивидуальной форме можно отнести игру одного человека с самим собой, а также с различными предметами и знаками.

2. Одиночная форма — это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели.

3. Парная форма — это игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества.

4. Групповая форма — игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

5. Коллективная форма — это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

6. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели2.

Все игры, применяемы на уроках будут обучающие или контролирующие или обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умение и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении. Проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Игра на уроке всегда имеет элемент неожиданности, чем и становится более привлекательной для привыкших к традиционной деятельности учащихся. Взаимопомощи и взаимоконтроль помогают учащимся справится с возникающими трудностями, делая психологически урок более комфортным. Способствуя познавательной деятельности, дидактические игры дают возможность учащимся проявить себя, создавая ситуацию успеха. А главным является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха1.

Для успешной организации игры на уроке необходимо придерживаться следующих правил:

1. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль её результатов со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре2.

Приведем примеры игр, организация и проведение которых возможна на уроках физики в средней школе.

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Они могут быть, как включены как элемент большой игры, так и использованы отдельно, как этап комбинированного урока. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. Разгадывание кроссвордов позволяет контролировать знание понятий, определений, а обратный процесс – составление кроссвордов самими учащимися позволит, как проявить себя творчески, так и в увлекательной форме повторить изученный теоретический материал. Составление на уроке даже небольшого кроссворда вызовет как положительные эмоции учащихся, так и позволит проконтролировать знания учащихся в психологически комфортной обстановке. Примерами таких заданий могут быть решение или составление вводного кроссворда по физике в 7 классе, в 8 классе по теме Количество теплоты, в старшей школе для повторения приборов, открытий ученых, основных физических величин и единиц измерения. Загадки и ребусы помогут подвести учащихся к теме урока, причем положительные эмоции вызывают как отгадывание загадок. Так и поиск их в различных источниках самими учащимися.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. Игра-путешествие не обязательно означает выход из школы. Это может быть путешествие в кабинет рисования при изучении оптики в 8 классе, в кабинет технологии при изучении простых механизмов, в спортивный зал – при знакомстве с баллистикой, в кабинет биологии при изучении реактивного движения (реактивное движение в живой природе). Но возможна организация путешествия и, не выходя из кабинета физики. Например, «Подъем в гору» - игра при изучении темы «Давление», позволит вспомнить применение приборов, работа которых связана с изменением давления, поговорить об использовании давления живыми организмами, вспомнить об изменении самочувствия человека при подъеме в гору. «Путешествие на Луну» или «Путешествие по Солнечной системе» позволит повторить особенности планет и небесных тел, а так же вспомнить значения свободного падения на этих планетах и изменение веса человека на них. «Путешествие на дно морское» позволит поговорить об изменяющемся давлении внутри жидкости и приспособлениях живых организмов живущих на разных глубинах, применении человеком скафандров, батискафов и подводных лодок при погружении. А «Путешествие в гости к физику» позволит познакомить с деятельностью ученых или историей открытия изучаемого явления. Многие музеи на своих сайтах выкладывают интерактивные экскурсии по своим залам. Что позволяет организовать интерактивный урок-путешествие.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Организация игры-соревнования возможна при изучении любой темы курса физики, как обобщающего или контролирующего характера.

Компьютерные игры типа «Определи название прибора» или «Проведи корабль из моря в реку через систему шлюзов» помогут учителю повторить пройденный материал, а использование игры «Заработало» или «Собери механизм» сайта Лего позволит подтолкнуть учащихся к техническому творчеству.

Игры с использованием ИКТ – это и «Морской бой», в котором, чтобы потопить корабль нужно ответить на вопрос, и «Своя игра» позволяющая повторить материал как одной темы, так и всего учебного года.

Элемент неожиданности несет и «черный ящик» из игры «Что? Где? Когда?», позволяющий проводить интегрированные уроки – игры, например по Бионике.

Творческие игры, направленные на внесение элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. Это – сочинения и написание сказок.

Игры с раздаточным материалом, например физическое лото.

Различные виды внеклассной работы по физике так же могут включать игровой материал: игры – соревнования между классами, Физические вечера, экскурсии и путешествия, а ролевые игры позволят узнать как жилось людям о открытия электричества, средств связи, радиоактивности.

А подвести итог хочется цитатой из книги С.А. Шмакова1, который очень образно выражает значение игры, называя её восьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все…. А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры…Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».
Библиография:

1.Ланин И.Я.Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение.1995

2. Лис Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики//ФПВ. – 2009. – № 1. – С. 52-55. 

3. Тюшникова М. Д. Дидактическая игра на уроке физики. http://festival.1september.ru/articles/601829/

4. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Просвещение. 1998

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.1, М.: Учпедгиз. 1963


1 С.Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения в 2 т., М.: Учпедгиз. 1980 - т.2.- с 15

2 Лис Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики//ФПВ. – 2009. – № 1. – С. 52-55. 


1 Ланин И.Я.Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение.1995.- с. 28

2 Тюшникова М. Д. Дидактическая игра на уроке физики. http://festival.1september.ru/articles/601829/

1 Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Просвещение 1998. с. 52