Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Демонстрационная версия краевой контрольной работы по общеучебным умениям (блок Работа с информацией) для учащихся, оканчивающих 4 класс в 2011 году Прочитайте тексты и ответьте на вопросы после каждого из них. Текст 1 |
 Скачать 44.37 Kb. |
Демонстрационная версия
краевой контрольной работы по общеучебным умениям (блок «Работа с информацией) для учащихся, оканчивающих 4 класс в 2011 году Прочитайте тексты и ответьте на вопросы после каждого из них. Текст 1. Черепахи – образец жизни в броне. Сближаются два щита панциря – нижний (пластрон) и верхний (карапакс), – и хозяйка спокойно наблюдает в щёлочку: что там снаружи? Может быть, поэтому черепахи – долгожители Земли. Ещё 200 миллионов лет назад эти задумчивые создания – размер некоторых достигал 6 метров – «путались под ногами» у динозавров. Но в итоге благополучно пережили огромных грозных ящеров и даже почти не изменились.
Черепахи растут всю жизнь – иногда по 100-200 лет. Самая большая сухопутная черепаха живёт на Галапагосских островах: длина её панциря до полутора метров, вес до 200 килограммов. А самая большая морская черепаха достигает 2 метров и весит полтонны.
Черепахи фантастически живучи и выносливы. Зелёная морская черепаха преспокойно может унести столько человек, сколько уместится на её панцире.
Но вся эта «бронезащита» совершенно бесполезна при встрече с человеком. Столетиями безобидные медлительные животные были лёгкой добычей для пиратов и браконьеров. Сегодня около 100 видов находятся на грани вымирания. Из гигантских галапагосских черепах на свете осталась всего одна. Её так и зовут – Одинокий Джордж. 1. Что такое карапакс?_________________________________________________
2. Сколько может прожить черепаха-долгожитель? ________________________
3. Где обитают самые тяжёлые черепахи планеты? _________________________
4. Как изменились черепахи за 200 миллионов лет? ________________________
5. Выберите и обведите один, самый точный, заголовок для этого текста.
А. Строение черепах.
Б. Живой танк.
В. История Одинокого Джорджа.
Г. Со щитом и без защиты.
Текст 2. На дне лежал странный камень, до половины засыпанный песком. Если бы не его правильная форма – он напоминал огромный ольховый лист с зубчиками по краям, – моё внимание на нём не задержалось бы. Но эти зубчики меня смутили. Кому понадобилось так причудливо украшать подводный камень?
Я поплыл к камню, не соблюдая осторожности, шумно, а когда приблизился, произошло неожиданное. Камень подпрыгнул – во все стороны полетели фонтаны песка, – привсплыл и оказался большой черепахой.
Изогнув шею, черепаха уставилась на меня чёрными пуговичками глаз, а затем двинулась вверх. Медленно всплывая, она достигла ярко освещённых слоёв воды, и тогда щит её вспыхнул коричневыми и зелёными красками. Выпуклые костяные бляшки оказались покрытыми, как мхом, пучками тонких водорослей. Теперь черепаха напоминала не камень, а цветочную клумбу.
Она двигалась, равномерно взмахивая ластами-крыльями. То парила в воде, то стремительно неслась вперёд, похожая на большую величественную птицу. 1. Перечислите все предметы, с которыми сравнивает черепаху автор ________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте.
Номер 1 уже поставлен.
_ Черепаха слышит человека.
_ Черепаха всплывает к поверхности.
_ Черепаха замечает человека.
1 Человек замечает необычный камень.
_ Черепаха выбирается из песка.
3. Почему автор называет лапы черепахи «крыльями»? __________________________________________________________________
4. Зачем автор пишет «камень подпрыгнул»? Почему не пишет «черепаха подпрыгнула»? _______________________________________________________
____________________________________________________________________ 5. Какова главная мысль этого текста? Обведите букву одного ответа.
А. Черепаха боится приближения человека.
Б. Черепахи в своей стихии очень красивы.
В. Черепаху трудно заметить.
Г. Черепахи хорошо умеют плавать.
Текст 3. Для изучения способностей черепах учёные соединили две стеклянные стенки в виде буквы V. В углу этого «лабиринта» поставили кормушку, а с противоположной стороны по очереди выпускали черепах-«первопроходцев». В это время черепахи-«наблюдатели» сидели в клетке рядом.
Увидев за стеклом еду, «первопроходцы» сразу бежали к кормушке. Но ни одна не догадалась обойти стенку, все застряли перед стеклом. И это при том, что каждой из них дали по 12 попыток.
Тогда учёные научили «первопроходцев» обходить преграду, чтобы дойти до корма. После этого тот же опыт проделали с черепахами-«наблюдателями». Результат оказался следующим: «Первопроходцы»
| «Наблюдатели»
| Имя черепахи
| Число успешных попыток из 12
| Имя черепахи
| Число успешных попыток из 12
| Александра
|
| Олдос
|
| Вильгемина
|
| Моисей
| 11
| Эсме
|
| Молли
| 3
|
1. Заполните пустые клеточки в таблице, если известно, что самой сообразительной оказалась черепаха по имени Олдос.
2. Какие способности черепах хотели изучить в этом эксперименте? Обведите букву одного верного ответа.
А. Способность чувствовать запах еды через стекло.
Б. Способность показывать дорогу сородичам.
В. Способность использовать опыт других черепах.
Г. Способность преодолевать преграды.
3. Что учёные узнали о черепахах из эксперимента? Обведите буквы всех верных ответов.
А. Черепахи-«наблюдатели» умнее черепах-«первопроходцев».
Б. Не все черепахи одинаково сообразительны.
В. Черепахи могут учиться на чужом примере.
Г. Черепахи видят еду через стекло.
|
|
|