Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Деепричастие как часть речи |
 Скачать 41.19 Kb. |
Тема урока: Деепричастие как часть речи..
Цели урока:
познакомиться с деепричастием и его грамматическими признаками;
научиться отличать деепричастие от других языковых категорий, правильно использовать его в устной и письменной речи;
прививать любовь к изобразительному искусству и искусству слова.
Оборудование: фотография с изображением сирени, скандинавская сага, древнегреческий миф, картина Врубеля «Пан», презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Повторение пройденного и введение нового материала.
- Запишите предложение, объясните знаки препинания и выполните его синтаксический разбор.
Лось испугался шороха и выбежал на опушку, заросшую кустарником.
- Скажите, какой частью речи выражены сказуемые во второй части предложения, какие действия обозначают эти слова: однородные или неоднородные? Ответ обоснуйте.
Сказуемые во втором предложении выражены глаголами. Они обозначают однородные действия. Между ними есть союз.
- Измените это предложение так, чтобы вместо второго и третьего глаголов появились слова, обозначающие неоднородное, добавочное действие и отвечающие на вопрос что делая?
Эти слова являются деепричастиями.
Беседа по вопросам.
- Что такое деепричастие?
- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?
- Какие признаки глагола имеет деепричастие?
- Какие признаки наречия имеет деепричастие?
- Назовите общее грамматическое значение деепричастия.
- Каковы морфологические признаки деепричастий?
- Назовите морфемные признаки деепричастий.
- Каковы синтаксические признаки деепричастий.
IV. Закрепление изученного. Работа с текстом. (Слайд №2).
Найдите в тексте деепричастия, выпишите их, укажите вид, обозначьте суффиксы деепричастий.
Открывая окно, увидал я сирень,
Это было весной – в улетающий день…
А.Блок
В скандинавской саге рассказывается о том, как солнце в сопровождении весенней радуги шло над землей и лучи его, перемешиваясь с переливами радуги, падали на землю, превращаясь в цветы – желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Когда же солнце достигло Севера, у радуги оставались лишь два цвета – лиловый и белый. Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленькие кустарники, и те покрылись сиреневыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над землею, дал белую звездчатую сирень…
Повторение правописания деепричастий.
1.(не)расклеить- 2(не) растаять- 3 (не) построить- 4 ненавидеть- 5 (не) зависеть
Знакомство с деепричастным оборотом. Попутное повторение знаков препинания при сравнительном и причастном оборотах, вводных конструкциях.Работа с текстом. (Слайд №3).
…Бог лесов и полей Пан с пеленок был безобразен – рогат и бородат. Да к тому же он еще родился с козлиными копытцами. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Влюбился молодой Пан в прекрасную, как майское утро, лесную нимфу Сирингу. Всюду бродил Пан, преследуя красавицу. Однажды, издали увидев Сирингу в дремучем лесу, он захотел догнать ее. Тогда нимфа в ужасе взмолилась Артемиде, дочери Зевса, богине деревьев и растительности: «Спаси меня от позора!» Та превратила нимфу в душистый куст сирени, расцветающий каждую весну. А безутешный Пан, отломив ветку сирени, сделал из нее свирель (сиринкс) и уже никогда с нею не расставался. Когда в часы тихой грусти или буйного веселья Пан начинал играть на свирели, в лесу замолкали птицы, а в поле утихал ветерок. И казалось, в этот миг можно было услышать трепетное дыхание самой земли, когда она, чистая, нежная, просыпается под лучами солнца. На этот сюжет Врубель написал свою знаменитую картину: опечаленный Пан держит в руках свирель, и кажется, никогда уже не будет ему счастья и никто не разделит с ним безутешное горе, не осмелится подать надежду…
Цифровой диктант. Напишите цифрой количество деепричастий
в предложениях.
Черная птица, промчавшись над песками, скрылась во мраке.
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака.
Почувствовав свое превосходство, он очень скоро заставил относиться к себе с уважением.
V. Отработка навыков употребления деепричастий в речи.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Слайд 4).
Готовясь к экзаменам,
1) выучите сначала теорию.
2) преподаватели провели консультации.
3) требуется много времени.
4) у вас должны быть конспекты.
Пользуясь толковым словарем,
сначала читается вступительная статья.
меня поразило богатство нашего языка.
обратите внимание на иллюстративный материал.
многие слова покажутся вам неизвестными.
К предложенным фразеологическим оборотам подберите подходящие фразеологические обороты из слов для справок. (Слайд №5).
скрепя сердце - ………………………………………………….
через пень-колоду - …………………………………………….
сломя голову - …………………………………………………..
засучив рукава - ………………………………………………..
как сыр в масли катается - …………………………………….
лежать на боку - ………………………………………………...
Слова для справок: не покладая рук, стиснув зубы, спустя рукава, очертя голову, высунув язык, не разгибая спины, продавать глаза, собак гонять, сидеть сложа руки, валять дурака, живет припеваючи.
VI. Подведение итогов урока. Обобщение изученного. |
|
|