Цикл занятий по народной культуре Воспитатель: Жабина И.И. Раздел «Жилище русского крестьянина и основные занятия» Задачи:
формировать представления детей об основных занятиях русских крестьян (земледелие, резьба по дереву), особенностях постройки русской избы;
знакомить с предметами русского быта, их назначением, учить определять от каких предметов произошли современные;
знакомить с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях;
развивать навык лепки из глины, солёного теста;
воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян, бережное отношение к предметам окружающего мира. Тематика занятий:
«Откуда хлеб пришёл».
«Вершки и корешки».
«Хлеб – всему голова».
«Русь деревянная».
«Родом я из Тулы – самовару брат».
«Печки – лавочки».
«Русская изба».
«Светит, да не греет».
«Наступает новый год – заводи хоровод».
«В гостях у Федоры».
«Русская деревня».
«Из–за леса, из-за гор…».
К концу изучения данной темы:
знать виды полевых работ (пахота, сеяние, косьба, молотьба, и т.д.),
в зависимости от времени года;
знать названия элементов избы (причелина, полотенце, наличники);
знать названия предметов быта (посуда, мебель, инструменты, утварь, транспорт, источники освещения), их назначение;
знать свойства материалов (бумага, глина, металл, дерево);
знать народные игры, загадки, считалки, приметы;
уметь составлять описание предметов, подчеркивая его характерные особенности;
иметь практические навыки в работе глиной, тестом.
Раздел «Народный костюм»
Задачи:
знакомить с историей тульского народного костюма, символикой орнаментов;
с традиционными видами женского рукоделия – прядением, плетением и вышиванием;
учить создавать выразительные образы, используя различные материалы (ткань, нитки, мех, бисер);
воспитывать бережное отношение к одежде.
Тематика занятий:
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».
«Придумай узор для платка».
«Жить в соседях – быть в беседах».
«Друг лучше старый, а платье новое».
«Тонко, бело полотенечко – хитромудро рукодельице».
«Я вышиваю платочек проворно».
«Ой, ниточка тоненькая».
К концу изучения данной темы:
иметь представление об этапах прядения, плетения, вышивания; знать инструменты, необходимые для рукоделья (прялка, веретено, иголка, спицы, крючок)
знать элементы тульского костюма (понёва, рубаха, занавеска, порты)
знать символику орнаментов (квадрат – земля; круг – солнце;
треугольник – гора, её назначение (оберег)
уметь украшать предметы орнаментами (геометрическими, растительными)
уметь создать выразительный образ, выполненный в народной манере.
Раздел «Русская народная игрушка» Задачи:
знакомить детей с видами русской народной игрушки (матрёшка, соломенная, тряпичная, филимоновская, дымковская);
учить делать игрушки по мотивам русской народной (используя различные материалы: солому, глину, нитки, ткань). Тематика занятий:
«Путешествие в прошлое куклы».
«Потешный промысел».
«Весёлая ярмарка».
«Маленький, да удаленький».
К концу изучения данной темы:
знать виды русской народной игрушки;
уметь объяснить различия дымковских и филимоновских игрушек
(основные цвета фонов, элементов; форма, символика);
уметь делать игрушки: соломенную, тряпичную, из ниток, из глины (по мотивам филимоновской).
Раздел «Всякому мила своя сторона» Задачи:
знакомить детей с понятиями: «семья», «Родина», «малая Родина», «Герб»,
« Флаг»;
знакомить с памятными историческими датами и местами Тульского края;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край. Тематика занятий:
«Тула – город оружейников».
«Россия - Родина моя».
«Моя семья».
«Дмитрий Донской».
К концу изучения данной темы:
знать названия страны, области, родного города;
иметь сведения о достопримечательностях Тульского края (Куликово поле, Тульский музей оружия и т.д.);
иметь представление о воинском снаряжении в прошлом;
уметь объяснить понятия «семья», «Родина», «Флаг», «Герб», «малая Родина».
Перспективный план
возраст 5-6 лет
Октябрь Раздел «Жилище русского крестьянина и основные занятия»
«Жилище русского крестьянина и основные занятия»
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| №1 «Откуда хлеб пришёл»
| 1
|
| №2 «Вершки и корешки» (лепка)
|
| 1
| №3 «Хлеб – всему голова»
(рисование)
|
| 1
| №4 «Русь деревянная»
(конструирование)
|
| 1
| Всего часов
| 1
| 3
|
Ноябрь Раздел «Домашняя утварь»
«Домашняя утварь»
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| №1 «Родом я из Тулы – самовару брат»
| 1
|
| №2 «Печки – лавочки» (лепка)
|
| 1
| №3 «Русская изба» (рисование)
|
| 1
| №4 «Светит, да не греет»
(ручной труд)
|
| 1
| Всего часов
| 1
| 3
|
Декабрь Раздел «Домашняя утварь»
«Домашняя утварь»
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| №1 «Наступает Новый год – заводи хоровод»
| 1
|
| №2 «В гостях у Федоры» (лепка)
|
| 1
| №3 «Русская деревня» (рисование)
|
| 1
| №4 «Из–за леса, из–за гор…»(рисование)
|
| 1
| Всего часов
| 1
| 3
|
Январь Раздел «Нитки, ткачество»
«Нитки,
ткачество»
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| №1 «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна »
| 1
|
| №2 «Придумай узор для платка»
(аппликация)
|
| 1
| №3 «Жить в соседях – быть в беседах» (ручной труд)
|
| 1
| Всего часов
| 1
| 2
|
Февраль Раздел «Народный костюм»
«Народный костюм»
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| №1 «Друг лучше старый, а платье новое»
| 1
|
| №2 «Тонко, бело полотенечко – хитромудро
рукодельице»
( аппликация)
|
| 1
| №3 «Я вышиваю платочек проворно» (рисование)
|
| 1
| №4 «Ой, ниточка тоненькая»
(ручной труд)
|
| 1
| Всего часов
| 1
| 3
| Март Раздел «Русская народная игрушка»
«Русская народная игрушка»
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| №1 «Путешествие в прошлое куклы»
| 1
|
| №2 «Потешный промысел» (лепка)
|
| 1
| №3 «Весёлая ярмарка»
(рисование)
|
| 1
| №4 «Маленький, да
удаленький»
(ручной труд)
|
| 1
| Всего часов
| 1
| 3
| Апрель Раздел «Всякому мила своя сторона»
«Всякому мила своя сторона»
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| № 1 «Тула – город оружейников»
| 1
|
| № 2 «Россия - Родина моя»
(аппликация)
|
| 1
| № 3 «Моя семья»
(рисование)
|
| 1
| № 4 «Дмитрий Донской»
(рисование)
|
| 1
| Всего часов
| 1
| 3
| Май
| Темы занятий
| теоретические
| практические
| Итоговое «Что, где, когда?»
| 1
|
| Всего часов
| 1
|
|
| 8
| 20
| Итого часов
| 28
| Календарно – тематическое планирование
возраст 5 – 6лет
месяц
| Тема занятия
| Содержание
| Материал
| Октябрь
| «Откуда хлеб пришёл»
Цель – знакомство с основными видами полевых работ; обогащение словаря;
воспитывать бережное отношение к хлебу
| Рассказ об основных видах работы в поле.
| Предм. картинки: соха, борона, цеп, мельница;
сюж. картинки
(сеятель и т.д.);
колосья ржи, каравай
| «Вершки и корешки»
Цель – уточнить знания об использовании овощей; активизация словаря (названия овощей, зерновых культур); закрепить умения лепить предметы округлой формы.
| 1.Чтение р.н. сказки «Мужик и медведь»
2.Д/И «Вершки и корешки»
3.Лепка «Репка»
| Муляжи овощей, зерновых культур;
плоскостные фигурки к сказке «Мужик и медведь», предм. картинки (овощи), пластилин
| «Хлеб – всему голова»
Цель – систематизировать знания о труде хлебороба
| 1.Рассказ – беседа о труде хлебороба.
2.Игра «Мельница»
3.Рисование «Хлеб – всему голова»
| Наборное полотно серия картинок (труд хлеборобов), цветные карандаши, фломастеры, бумага
| «Русь деревянная»
Цель – дать представление об особенностях строения избы; знакомить с пословицами,
поговорками, прибаутками о быте народа;
обогащение словаря (изба, сруб, плотник, наличники, ставни, крыльцо)
| 1.Рассказ «Не бравшись за топор, избы не срубишь».
2.Конструирова-ние «Наша изба ровна тепла».
| подбор открыток (старинные избы), цветная бумага, строительный материал
| Ноябрь
| «Родом я из Тулы, самовару брат»
Цель-знакомство со старинной русской традицией чаепития, с тульским самоваром и пряником.
| 1.Беседа о тульском самоваре, тульском прянике.
2.Д/И «Что изменилось?»
| Самовары, тульские пряники.
| «Печки – лавочки»
Цель – познакомить с внутренним убранством русской избы; обогащение словаря (порог, печь, кирпич, печник, полено, прялка, кочерга, ухват);учить лепить из глины.
| 1. Рассказ «Без печки хата – не хата».
2.Д/И «Что изменилось?»
3.Лепка «Волшебная глина».
| Предметы домашней утвари, иллюстрации к ск. «Емеля», «Гуси – лебеди», глина.
| «Русская изба»
Цель – закрепить знания о дереве как традиционном материале русских построек дать знания об элементах украшения избы; обогащение словаря (причелина, полотенце, наличник)
| 1.Рассказ «Русская изба»
2.Д/И «Построй избу».
3.Рисование «Укрась окошко»
| Схема русской избы, фланелеграф, цветные карандаши, пастель
| «Светит, да не греет»
Цель – познакомить с историей электрической лампочки; словарь
(лучина, свеча, керосиновая лампа, электролампа, зажечь, потушить, освещать); учить делать объёмные изделия из бумаги.
| 1.Игра – путешествие « В прошлое лампочки».
2.Ручной труд «Свеча».
| Источники освещения (см. словарь): предметы и их изображения, цветная бумага, вата, клей.
| Декабрь
| «Наступает Новый год – заводи хоровод»
Цель – воспитывать интерес к традиционным русским праздникам.
| 1.Рассказ о зимних народных праздниках (Рождество, Святки , Крещение).
2.Инсценировка колядования.
| Иллюстрации, маски животных,
народные инструменты.
| «В гостях у Федоры»
Цель - формировать знания о старинной и современной посуде; активизация словаря (чугунок, самовар, ухват железный, деревянный, блестящий); уточнение словаря (расписные, фарфор, глина, пластмасса).
| 1.Д/И «Хорошо - плохо».
2.Составление описательного рассказа о самоваре.
3.Лепка «Чашки».
| Предметы посуды (самовар, чайник, чугунок и т.д.), пластилин
| «Русская деревня»
Цель – закрепить знания об облике русской деревне, об элементах украшения избы.
| 1.Беседа об элементах украшения избы.
2.Д/И « Укрась избу».
3. Рисование «Изба»
| Иллюстрации (русские избы), кисти, гуашь.
| «Из-за леса – из–за гор…»
Цель – учить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (езда) и строением; активизация словаря (телега , карета ,автомобиль).
| 1.Рассказ о прошлом автомобиля.
2.Рисование «От телеги до машины».
| Шкатулка, Петрушка, образцы телеги, кареты, машины, контуры разных видов транспорта, фломастеры.
| Январь
| «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».
Цель – формирование представлений
о традиционных видах женского рукоделия – прядении, плетении; обогащение словаря (прялка, веретено, пряслице, прядение, плетение), активизация словаря (нитки, шерстяные, шёлковые, простые, гладкие, блестящие, вязать, шить и т.д.).
| 1.Рассказ о прялке и прядении.
2.Д/И «Для чего нужны нитки».
| Прялка, веретено, вата, шерсть, карандаши, нитки разных видов.
| «Придумай узор для платка».
Цель - закрепить знания о платках – основном головном уборе русских женщин; учить создавать узор из различных элементов (растительных, геометрических).
| 1.Рассматривание платков.
2.Р.н. игра «Платочек».
3.Аппликация «Платок для мамы».
| Платки, репродукции картин, картон, цветная бумага.
| «Жить в соседях – быть в беседах».
Цель – знакомство с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях; учить плести поясок из ниток.
| 1.Беседа «Ой, вы гости, господа».
2.Д/И «Узнай, что это?».
3.Ручной труд «Поясок для Дуси».
| Д/И «Узнай, что это?», кукла Дуся, сутажные нитки .
| Февраль
| «Друг лучше старый, а платье новое».
Цель - формировать знания о видах народной одежды; обогащение словаря (рубаха, кушак, понёва, занавеска, душегрея, порты, косоворотка).
| 1.Рассказ о видах тульского народного костюма.
2.Р.н. игра «Царевна».
| Женский и мужской народные костюмы, куклы в народных костюмах, альбом
«Русский народный костюм».
| «Я вышиваю платочек проворно»
Цель – познакомить с вышивкой и плетением кружев; дать знания об инструментах (иголка, крючок, спицы), закрепить умение составлять орнамент.
| 1.Знакомство с вышивкой и плетением кружев.
2.Музыкальная игра «Ты ниточка вертись».
3.Рисование «Красивые узоры».
| Вышитые вязаные изделия, нитки, иголка, крючок, спицы, гуашь, кисти
| «Тонко, бело полотенечко – хитромудро рукодельице».
Цель – закрепить знания о вышивке, символике орнаментов, активизация словаря (холст, вышивка, орнамент).
| 1. Рассматривание изделий с вышивкой.
2.Д/И «Кто быстрее?».
3. Аппликация «Укрась полотенце».
| Вышитые изделия (полотенце, рубаха, скатерть, платок, понёва), карточки с узорами (раст., геометр., орнаменты), цв. бумага, белый картон.
| «Ой, ниточка тоненькая».
Цель – уточнить знания по теме «Нитки Одежда»; учить делать игрушки из ткани и ниток; активизация словаря (нитки, шерсть, хлопок, лён, вязать, вышивать, прясть, ткать, названия элементов р. н. костюма, прялка, веретено).
| 1.Д/И «Загадки и отгадки».
2.Беседа «Ой, ниточка тоненькая».
3.Ручной труд
« Тряпичная кукла»
| Ткань, нитки, образец куклы, схемы, палочки с лентами.
| Март
| «Путешествие в прошлое куклы».
Цель – дать представление об истории развития русской народной игрушки; обогащение словаря (деревянная, глиняная, тряпичная, соломенная, пластмассовая).
| 1.Путешествие в прошлое куклы.
2.Д/И « Расставь всё по порядку».
| Матрёшка, куклы
(разные виды)
| «Потешный промысел».
Цель – уточнить знания о русской народной игрушке, учить лепить филимоновскую игрушку),
воспитывать уважение к труду народных умельцев.
| 1. Беседа о филимоновской игрушке.
2.Д/И «Найди сходство и различие».
3.Лепка
«Филимоновский
медведь»
| Сундучок, матрёшки, филимоновские
игрушки, глина.
| «Весёлая ярмарка».
Цель - познакомить с особенностями дымковской игрушки, техникой её изготовления,
учить украшать узорами силуэт коня.
| 1.Рассматривание дымковской игрушки.
2.Рисование «Дымковский конь».
| Дымковские игрушки, силуэты коня из бумаги, гуашь.
| «Маленький, да удаленький».
Цель – учить делать кукол по схемам из ниток; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
| 1.Р.Н.сказка « Жихарка».
2.Д/И «Угадай сказку».
3. Ручной труд «Жихарка».
| Иллюстрации к
рус. нар. сказкам, нитки, ножницы.
| Апрель
| «Тула – город оружейников»
Цель - формировать представление о Туле как о старинном городе с многовековой историей; познакомить с экспонатами музея оружия; воспитывать гордость за родной край.
| 1.Беседа о Тульском музее оружия.
2.Р.н. игра «Кузнецы»
| Карта Тульской области, альбом «Тульский государственный музей оружия»; макет храма
| «Россия - Родина моя»
Цель - формировать элементарное представление о функциональном назначении герба и флага; обогащение словаря (герб, знамя, стяг, древко, полотнище,
навершие); воспитание патриотических чувств.
| 1.Рассказ о гербе и флаге России.
2.Слушание гимна России.
3.Аппликация «Российский флаг».
| Гербы России, г. Новомосковска, Тулы, монеты, модель флага России, цв. бумага,
палочки.
| «Моя семья»
Цель - формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать желание заботиться о близких.
| 1.Беседа о семье.
2.Игра «Кто я?».
3.Рисование
« Мама и я – дружная семья».
| Семейные фотографии, детские рисунки о семье, серия сюжетных картинок.
| «Дмитрий Донской»
Цель – познакомить с исторической личностью князем Дмитрием Донским; словарь (Русь, князь, храм, дружина, монах, битва,
поединок).
| 1.Игра – путешествие «Куликово поле».
2.Рисование «Русские богатыри».
| Иллюстрации «Куликовская битва», гуашь, кисти.
| Май
| Итоговое «Что, где, когда?»
Цель - Проверить знания детей о предметах русского быта, их функции, материале, из которого изготовлены, в каких русских народных сказках встречается их описание; воспитывать интерес к русскому народному быту.
| Конкурсы – задания.
| предметы быта,
д /и «Какие предметы спрятались?»,
«Что сначала – что потом», разрезные картинки на сюжет сказки «Царевна – лягушка», клей, картон, кисточки, фишки, тульский пряник.
| |