Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Целостный анализ рассказа М. М. Пришвина «У ручья»
|
 Скачать 97.71 Kb. |
Открытый урок по развитию речи в 6 классе для учителей- предметников
(Малинина Н. В., 18 ноября 2009 года, МОУ Ривзаводская СОШ) Тема: Целостный анализ рассказа М.М.Пришвина «У ручья».
Цель: Обучение анализу текста для выявления его сути.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, текст рассказа писателя и таблица для работы на уроке.
Словарная работа: эпиграф, описание, рассуждение, структура рассказа, олицетворение, метафора. ХОД УРОКА Эпиграф:
Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М.Пришвин
Вступление. Учебник развития речи открыт на странице 87. 1. Учитель: Сегодня у нас урок развития устной речи. Мы с вами уже говорили, что почти все тексты и творческие задания, предложенные нам для работы по развитию речи в 6 классе, - об открытиях, важных для духовной жизни человека. Вспоминайте: К.Г.Паустовский «Шорох листьев в воздухе» (почему писатель стал следить за опадающими листьями), М.М.Пришвин «Золотой луг». Интересный рассказ, но и трудный, потому что писатель заставляет думать, он не даёт готовых ответов, а хочет, чтобы читатель сам их нашёл, может быть, каждый свой, но нашёл.
Сегодня мы проведём урок по анализу рассказа М.М. Пришвина «У ручья».
2.Учитель: - О чём рассказ «Золотой луг»? (О том, как мальчиком он сделал открытие, ощутил себя частью природы, одуванчик стал символом прекрасной поры детства, а он стал писателем. О формировании нравственного потенциала уже в раннем детстве и о сохранении этого потенциала уже в зрелом возрасте ). - В чём хочет убедить нас Пришвин? ( В том, что, всматриваясь в природу, человек делает открытия – мира, себя самого… Эти открытия остаются с человеком на всю жизнь ).
3. Учитель.
Пришвин любил говорить читателям: «Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
-Как вы думаете, почему я предлагаю именно такой эпиграф? ( Выслушать мнение ребят ).
Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться делать анализ текста М.Пришвина «У ручья», чтобы выявить его смысл. Все наблюдения отразим в таблице.
1.Чтение текста учителем.
2.Чтение учащимися. Коллективная работа с текстом. У ручья. Берёзки теперь давно оделись и утопают в высокой траве, а когда я снимал их, то была первая весна, и в снегу под этой берёзкой, темнея на голубом, начинался первый ручеёк. С тех пор, пока разоделись берёзки и выросли под ними разные травы с колосками, и шишечками, и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья, и сам ручей до того зарос в тёмно- зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды.
И так точно было со мной в это время; сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались, и по виду моему никому не узнать, что ручей души моей всё ещё жив.
М.Пришвин Работа по тексту - Сколько частей в тексте? ( Две )
- Найдите ту часть, которая представляет описание. ( Чтение )
- Работа по таблице. Описание состоит из 2-х частей: описание ранней весны и цветущей летней поры (Показ в таблице)
Работа с таблицей. -Прочитаем описание ранней весны со слов «…а когда…»
-Посмотрим в таблице, какие предметы представлены, как и какими средствами создаётся образ. Читаем по строчке под №1 и заполняем 4-ую графу.
Номер
| Предметы
| Как представлены
| Какими средствами создаётся образ
|
| Ранняя весна
| Подчёркнуто значение начала, истока,
| Эпитет «первая весна»
| 1
| Снег
| Обозначен
| Слово, несущее цвет: «на голубом»
| 2
| Берёзка
| Лишь названа
| 1.Указательное местоимение с предлогом «под этой».
2. Суффикс «к» со значением «уменьшительности, малости»
| 3
| Ручеёк
| Появляется, «темнея на голубом»
| 1.Глагол «начинался» со значением «начала», «истока».
2.Эпитет «первый ручеёк».
3. Суффикс «ёк» со значением «уменьшительности, малости»
|
| Цветущая летняя пора
| пышность растительности, обилие, разнообразие её
| 1. Повтор слова «разные». 2.Метафора: «выросли травы». 3.Цветовая характеристика непроницаемой осоки: «темно-зелёная густота». 4.Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «-к-»: «с колосками, и шишечками, и шейками разных цветов»
| 4
| Берёзки
| Обозначены действия
| 1.Олицетворения «берёзки оделись», «берёзки разоделись». 2.Метафора « берёзки утопают … в высокой траве»
| 5
| Ручей
| Обозначены действия
| Метафоры: 1. «Много, много воды утекло из ручья», 2.«Ручей зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой», 3.Повтор слова «много, много»
|
-Можно ли сказать, что Пришвин – внимательный наблюдатель мира природы и размышляющий повествователь? (Да, он описывает природу вокруг ручья, рисует перемену, которая произошла в пейзаже. В описании ранней весны подчёркивается значение начала, истока: первая весна, первый ручеёк, глагол «начинался». Характерны суффиксы со значением малости. А в описании летней поры подчёркнута пышность растительности, её обилие, разнообразие. Опора на олицетворения и метафоры.) Текст называется «У ручья».
- Какой образ он особо выделяет и почему? (Образ ручья, потому что он из ручейка превратился в ручей, из которого «много, много воды утекло», автор даже не знает, есть ли там вода. Он смотрит, наверное, туда, где ручей и думает.)
- А почему не видно ручья? ( А потому, что его скрывает пышная зелень, даже не видно, есть ли там вода ).
- Но почему мы всё-таки уверены, что ручей жив?
( Он не иссяк, его просто не видно на поверхности. Но мы видим, что природа питается этим животворящим ручьём: кругом красота, зелень, пышное цветение. Можно и так жить, внешне себя не выказывая ). - Только ли о природе размышляет Пришвин? -Чтение 2-ой части.
Пейзажный образ ручья становится метафорическим выражением жизни человеческой души. Это рассуждение, причём рассуждение на основе описания. Для смысла важнее 2-ая часть, хотя она совсем коротенькая. Прочитайте ещё раз эпиграф.
- Как вторая часть подключается к первой? ( «И так точно было со мной в это время» ).
–Как так точно было ему в это время? (Душа устала, как бы иссякла, как ручей, истомилась, кажется, нет сил больше жить, видимо, сейчас трудный период в жизни писателя…
Но, несмотря ни на что, душа жива! Есть желание жить! В душе сохранилось живое чувство!) - Расшифруйте метафоры:
Номер
| Метафора
(двуплановый образ)
| Расшифровка
| 1
| «Сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались»
| Прошло много времени, как автор расстался с ручьём ранней весной
| 2
| «Много, много воды утекло из ручья»
| Много перемен произошло в жизни человека
| 3
| «Сам ручей до того зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды»
| Как не видна жизнь ручья средь густой зелени, но он жив, неиссякаем и безостановочен в своём движении, так и «ручей души моей» (это жизнь души, живое чувство, сохранившееся в ней) не виден внешне, но он жив
|
-В чём смысл этого рассказа?
(1. Не судите по внешнему виду никого и ничто. 2. Душа- это источник жизни, не видный внешне. 3.Нужно уметь справляться с трудностями, чтоб никто и не догадался, что творится в твоей душе. 4. Что у тебя на душе – это никого не волнует, главное, чтобы ты сам знал, что всё сможешь побороть, так как «ручей души моей всё ещё жив». 5.В том, чтобы мы почаще всматривались в природу, – она поможет нам яснее увидеть, узнать, понять себя.) Учитель: Согласимся со словами М.М.Пришвина: «Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
4. Домашнее задание: Сочинение « Как я понял (а) рассказ М.М.Пришвина «У ручья»: передать впечатление от рассказа и представить его осмысление, опираясь на художественно-образную основу.
Спасибо всем!
Источник:
Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002., стр.92-93.
Приложения к уроку
1. Сообщение о М.М.Пришвине Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала была учёба в гимназии, затем в реальном училище в Тюмени, потом в политехникуме в Риге, учился и за границей – в Германии на агрономическом факультете.
… Ходил на службу. Как агроном написал книгу о картофеле. Но… прославился как писатель. Перечислю только некоторые книги писателя: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Лесная капель», «Жень-шень», «Глаза земли» и др. Пришвин оставил нам ещё дневниковые записи.
Умер М.Пришвин 16 января 1954года. А его произведения до сих пор учат нас пониманию природы, делая нас чище и лучше.
2.Своеобразие поэтической манеры М.М.Пришвина.
Целый ряд рассказов Пришвина представляет художественный образ на основе описания. Поэтому, чтобы понять суть рассказа, необходимо внимание к описанию.
Он всегда достоверен. Если он написал, что на лесной опушке пахло мятой, - значит, там действительно пахло мятой.
3.В то же время его видение природы поэтично. Даже в шутку называл свои короткие зарисовки природы поэмами. Значит, это высокая поэзия.
Он мастер не бросающихся в глаза деталей и подробностей. Это говорит о внимательном разглядывании природы.
3.Таблица для учащихся
Номер
| Предметы
| Как представлены
| Какими средствами создаётся образ
|
| Ранняя весна
| Подчёркнуто значение начала, истока
| Эпитет « ».
| 1
| Снег
| Обозначен
| Слово, несущее цвет: «
».
| 2
| Берёзка
| Лишь названа
| 1.Указательное местоимение с предлогом « ». 2.Суффикс « » со значением «уменьшительности, малости».
| 3
| Ручеёк
| Появляется, «темнея на голубом»
| 1.Глагол « » со значением «начала, истока» . 2.Эпитет « ». 3.Суффикс « » со значением «уменьшительности, малости».
|
| Цветущая летняя пора
| Пышность растительности, обилие, разнообразие её
| 1.Повтор слова « » . 2. Метафора « ». 3.Цветовая характеристика непроницаемой осоки: «
».
4.Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «к» : «
».
| 4
| Берёзки
| Обозначены действия
| 1.Олицетворения: «
».
2.Метафора: «
».
| 5
| Ручей
| Обозначены действия
| Метафоры: 1.«Много, много
», 2. «Ручей
», 3. Повтор слова «
».
| 4. Расшифруйте метафоры (для учащихся)
Номер
| Метафора
(двуплановый образ)
| Расшифровка
| 1
| «Сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались»
|
| 2
| «Много, много воды утекло из ручья»
|
| 3
| «Сам ручей до того зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды»
|
| |
|
|