Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Цели урока: 1 дать



Скачать 53 Kb.
НазваниеЦели урока: 1 дать
Дата22.04.2016
Размер53 Kb.
ТипДокументы

«Поучения Владимира Мономаха» -

нравственное завещание наших предков.

Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..

  1. понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;

  2. развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;

  3. воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.


Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, высказывания о древнерусской литературе великих людей, информационная основа - сайты в Интернете http://www.monomah.vladimir.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах
Учитель:

- Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ - «Поучением» Владимира Мономаха.

Запишите в тетрадях число, тему урока : «Поучения» Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков».

«» В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из «Евангелия», ставшие пословицей: « как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…».

Итак, мы второй урок изучаем древнерусскую литературу.

Прочитаем слова Тургенева

- слайд 1 – написание темы урока.

- слайды2-3 (слова Тургенева и Лихачёва, известного исследователя древнерусской культуры).
- Для чего нужно изучать древнерусскую литературу? Произведения, написанные несколько веков назад?

Давайте вспомним, в каком веке появилась древнерусская литература? ( В десятом веке.)

- И.С.Тургенев и Д.С.Лихачёв утверждают, что прошлое и настоящее связаны и наши далёкие предки помогают решать сегодняшние проблемы.

Цель.

Сегодня мы изучаем ещё одно произведение. Как вы думаете, для чего вы должны знать его?

Итак, нам необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» для нашего времени, чем оно интересно для нас, и постараться понять его смысл.

- Что мы называем поучением в обычной жизни? (совет, наставление)

3. Итак, поучение, в ДРЛ не просто совет, наставление - произведение, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя.

(Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.)


Учитель:

- Чему же нас учит Владимир Мономах? Следует ли нам следовать его советам? Советам каких людей вы прислушиваетесь?

(авторитетным)

- Можно ли считать князя авторитетным для нас человеком?

- Послушаем, кем он был.

Задание классу: записать хронологию жизни Владимира Мономаха.

Сообщение:

- Владимир Всеволодович Мономах родился 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. По матери же Владимир приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

По свидетельству, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям.

 С 13-ти лет он вместе с отцом стал принимать участие в княжеских трудах — ратных походах и охотах. Около 1067 года (дата предположительная)  Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

- После смерти отца в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку .

Большой заслугой князя Владимира Мономаха стал разгром половцев. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. Ценой невероятных усилий князьям удается примириться друг с другом, прекратить бесконечные междоусобные войны.

Владимир Мономах организует большие совместные походы в Степь, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени.  Русь была освобождена.

Когда умер киевский князь Святополк, Владимир Мономах возглавил правление страной.

В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Диоген погиб, а новый византийский император Алексей послал к Мономаху царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи,  он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Скончался великий князь 19 мая 1125 года. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

Учитель:

Каким правителем был князь? (Нам кажется, что Мономах был незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья. Он был человеком, который заботился в первую очередь о славе и чести родной земли. - Итак, Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым и смелым правителем.

Учитель:

Итак, думаю у такого человека можно и поучиться. Мономах  имел большой жизненный опыт; это благородный человек, всегда думавший о благе своего государства. Это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проведший в неустанных трудах и в опасных воинских походах.)
Учитель:

Владимир Мономах был не только хорошим правителем, но имел литературный талант. Прожив славную жизнь, он пишет незадолго до смерти поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из своей собственной жизни, которые считает достойными подражания. В тексте Лаврентьевской летописи были обнаружены 2 сочинения Владимира Мономаха – «Поучение чадам своим» и «Послание двоюродному брату князю Олегу Святославичу».
В нашем учебнике дан отрывок «Поучение чадам своим». Чадам – не только детям своим, но и ко всем своим подданным.

Как вы понимаете значение слова «чадо»? (1.В. И. Даль: 1. Дитя, ребёнок; сын, дочь. 2. Духовный сын или дочь, крёстный. Бог даровал им чадо. С чадами и домочадцами. Отец с сошкой, а чадо с ложкой. Уродил бог чадище! Родилось чадушко, старше бабушки (умничает). Сладка беседа чад своих. Чадь – челядь, дружина, ополчение, воины. )
Итак, Поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором давалась модель поведения для правителей и простых людей, обличались пороки, прославлялись добродетели.

Учитель:

Поучение как литературный жанр имело свои правила создания.

  1. Для древнерусской литературы обязательна смиренная просьба автора не посмеяться над его описанием.(чтение вступления)

  2. Задача вступления – привлечь внимание читателя, убедить его в пользе написанного.

  3. Затем следуют сами поучения.

- Выразительное чтение.

- перед чтением задание классу: выпишите самое, на ваш взгляд, важные советы не только для того времени, но и для нас.

- У нас в классе будет свой летописец, он записывает поучения, которые кажутся важными большинству.

Обратите внимание, каждый раз автор не только даёт наставление, но и объясняет, почему так надо поступать.

- «Почение написано в 11 веке, не устарело ли оно?

- послушаем нашего урокописца, какие советы вы считаете самыми важными?
Учитель:

- вам приходилось слушать наставления и советы в своей жизни?

- а самим приходилось кого-нибудь наставлять?

Задание: соблюдая структуру поучения, написать своему другу советы в форме поучения.

(хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем;  быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна)

5. Итоги урока. Рефлексия.

- А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?
1 Написать сочинение-рассуждение. «Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»