Главная страница

Бурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача



Скачать 425.16 Kb.
НазваниеБурлакова Светлана Евстахиевна 2012г Введение Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению одна из задач начального образования. И эта задача
страница1/4
Дата12.02.2016
Размер425.16 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3   4

Творческий отчет:

Развитие

устойчивых навыков чтения младших школьников как средство обеспечения уровня качества образования

Учитель начальных классов:

Бурлакова Светлана Евстахиевна


2012г

Введение

Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного выразительного чтения от класса к классу.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к низкому уровню обучаемости, в конечном результате - к низкому качеству обучения.

Как же сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? С чего начать?

Прежде всего, определяю факторы, мешающие быстрому чтению:

Трудности физиологического характера:

  • Нечеткая дикция;

  • Несовершенство речевого аппарата;

  • Непоставленное дыхание

Трудности связанные с индивидуальными психологическими особенностями детей:

  • Узкое поле зрения;

  • Регрессии (возврат глаз к уже прочитанному);

  • Слабая концентрация внимания

Отсутствие интереса к чтению
Цель исследования: на основе анализа результатов беглого, осознанного выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приемы способствующие развитию навыков чтения.

Объект исследования: является скорость, осознанность, выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения. В качестве предмета исследования избираются методы и приемы работы на уроках, способствующие развитию навыка чтения.

Задачи:

  1. Изучить литературу по вышеуказанной теме

  2. Определить наиболее целесообразные методы и приемы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности.

  3. Провести исследование уровня сформированности навыка чтения в классе.

  4. Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения.


Содержание

I. Введение 2-4

II. Понятие навыка чтения у младших школьников 4

  1. Понятие чтения 4-6

III.Упражнения, направленные на развитие устойчивых навыков чтения 6

  1. Развитие речевого аппарата 7-10

  2. Развитие плавности чтения 11

  3. Развитие широты поля зрения 11-14

  4. Совершенствование оперативной памяти 15-16

  5. Устранение регрессий 17

  6. Развитие навыка антиципации 18

  7. Речевая разминка 19-20

IV. Формирование читательских умений 20-23

V. Заключение 24

Список литературы 25

В организации работы с детьми я придерживаюсь принципов:

  • признание талантливости каждого ребенка.

  • принцип взаимного превосходства. Если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше. Это лучшее надо искать.

  • принцип неизбежности перемен. Ни одно суждение о человеке, а тем более о ребенке, не может считаться окончательным.

  • принцип доступности и прочности. Содержание учебного материала является доступным, интересным и личностно значимым, что обеспечивает прочность усвоения знаний.

  • принцип успешности. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении. Сравнивать успехи самого ребенка с самим собой, чтобы он осознал свой рост.

Продуктивность опыта: качество знаний моих учеников при 100% успеваемости составляет: по литературному чтению – 81%, по математике – 62%, по русскому языку – 70%.

Анализ уровня навыка чтения также показал позитивный результат: Приложение1


Навык чтения

1 класс

2 класс

3класс (входная)

Выше нормы

68%

83%

84%

Норма

32%

17%

16%

Ниже нормы











Система работы способствует развитию лучших нравственных качеств и правильных взглядов на окружающий мир, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, формирует умения и навыки связного изложения мыслей.
Система работы по совершенствованию навыка чтения

  1. Проведение мониторинговых исследований по уровню определения навыка чтения

  2. Составление и проведение срезовых диагностических работ по определению уровней сформированности навыка чтения у младших школьников.

  3. Изучение и учет факторов, влияющих на совершенствование навыка чтения.

  4. Формирование читательских умений.


Проведение мониторинговых исследований

Мониторинг- это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности класса, обеспечивающий непрерывное слежение за состоянием процесса обучения и прогнозированием его развития.

Целью мониторинга является обеспечение эффективного отражения состояния учебно-воспитательного процесса в классе, аналитическое обобщение деятельности класса, разработка ее развития.
Индивидуальное отслеживание техники чтения

Цель – дифференциация и индивидуализация работы на уроке.

При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.

Для полного представления о качестве чтения следует вести отслеживание техники чтения по следующим направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.

Целесообразно проверку техники чтения проводить в первую неделю сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения каждого ученика.

Однако скорость не является определяющим фактором, поэтому на графике цветом отмечается выразительность чтения: красный – чтение выразительное, синий – требует работы над выразительностью. А теперь рассмотрим вариант, в котором темп чтения не растет. Как поощрить слабого, но очень старающегося ученика? Ведь если красный цвет показывает выразительность чтения, а синий – ее отсутствие, то голубой цвет может обозначать: "Читает невыразительно, но очень старается". Приложение2

Это незначительное изменение в графике, отмечающее стабилизацию, и будет являться маленьким поощрением. Итак, вооружившись графиком, как показателем изменения качества техники чтения конкретного ученика я намечаю соответствующую работу с каждым учеником, стимулируя его продуктивную деятельность, подбирая методы и приемы, адекватные его потребностям, провожу беседы с родителями, привлекать их тем самым к проблемам ребенка.

Отслеживание техники чтения всего класса проводится 3-4 раза в год, Здесь в динамике отражается средний процент всех исследуемых параметров: темп чтения, правильность, выразительность и осознание прочитанного материала.
Программные требования к навыку чтения

Одной из основных задач начальной школы является формирование правильного, беглого, сознательного выразительного чтения и совершенствование данного навыка.

Программой предусматривается постепенное совершенствование навыка чтения от класса к классу.

1-й класс – сформированность слогового чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе 25-30 слов.

2-й класс – сформированность умения читать целыми словами, осознание общего смысла и содержания при темпе 45-50 слов, умение использовать паузы, интонации.

3-й класс – умение читать целыми словами и словосочетаниями, осмысление текста при темпе 65-70 слов вслух, 85-90 слов про себя.

4-й класс – умение читать словосочетаниями, достижение осмысления текста при темпе 80-90 слов вслух, 115-120 слов про себя.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой);

- понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Понятие навыка чтения у младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
  1   2   3   4