Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Беседы с учащимися при работе с текстом включали следующие вопросы: Какова центральная проблема,поставленная автором в тексте?
|
 Скачать 99.74 Kb. |
Мой опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том,что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения.
Я предлагаю возможный вариант подготовки учащихся к части С,проверенный на уроках русского языка.
В практической работе использовались тексты,включенные в учебное пособие по русскому языку А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой,тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе,тексты из сборников по подготовке к ЕГЭ и из демонстрационных версий разных лет,материалы из газет и журналов.
Работа с текстом проходила в следующих формах:
-лингвистический анализ текста;
-речеведческий анализ текста;
-творческие упражнения на развитие языкового чутья;
-изложения,сочинения.
Беседы с учащимися при работе с текстом включали следующие вопросы:
Какова центральная проблема,поставленная автором в тексте?
Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?
Какое высказывание верно отражает позицию автора?
В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?
В каких предложениях содержится характеристика героя?
Что остается за пределами внимания автора текста?
В какой фразе текста звучит сарказм(ирония и т.п.)?
Как можно толковать предложения №…? и т.п.
На мой взгляд,чтобы правильно выполнить задания части С,школьники прежде всего должны иметь верное представление о ряде терминов,которые используются в формулировке задания и критериев оценки.Незнание их ведет к ошибочному пониманию задания,а следовательно,к снижению качества работы и ее оценки.Поэтому на одном из первых уроков в XI классе,учащиеся получают карточку-тренажер,с которой работают дома.
Карточка - тренажер
Фамилия, имя
Добрый день, выпускник! Сегодня мы начинаем работу по подготовке к части С.Дело это очень кропотливое и серьезное ,но если ты будешь выполнять все задания, то хороший результат гарантирован! Чтобы успешно написать сочинение, нужно разобраться со значением данных ниже слов:
Тема
Идея
Проблема
Проблематика
Сюжет
Позиция
Комментарий
Комментирование
Аргумент
Корректность
Этика
Композиция
Афоризм
Тезис
| На следующем уроке это задание проверяется коллективно, ученики корректируют(если необходимо)свои записи. Затем они учат термины и пишут терминологический диктант.
Обучение тому, как правильно сформулировать проблему исходного текста,начинаем с задания.
Соотнесите темы и проблемы,которые могут быть подняты в текстах.Обратите внимание на то,что к одной теме может относиться несколько проблем.
Это задание помогает учащимся разобраться в понятиях «тема» и «проблема».Затем они устно подбирают свои примеры проблем,относящихся к определенной теме.
Темы
| Проблемы
| 1.Война
2.Музей
3.Природа
4.Роль книги
5.Честь и достоинство
6.Человек,любящий свою Родину
7.Спор,дискуссия
8.Язык
| 1.Проблема нравственного воспитания
2.Проблема отношения человека к природе
3.Проблема патриотизма
4.Проблема сохранения человеческого достоинства
5.Проблема экологии языка
6.Экологическая проблема
7.Проблема общения
8.Проблема исторической памяти
9.Проблема сохранения духовного наследия
10.Проблема бережного отношения к языку
11.Проблема мужества
12.Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке
13.Проблема этики, хороший манер
| Образец выполнения
Темы
| Проблемы
| Роль книги
| Проблема нравственного воспитания
| Человек, любящий свою Родину
| Проблема патриотизма
| Война
| Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема патриотизма
Проблема мужества
| Природа
| Проблема отношения человека к природе
Экологическая проблема
| Честь и достоинство
| Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке
| Музей
| Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия
| Язык
| Проблема бережного отношения к языку
Проблема экологии языка
| Спор, дискуссия
| Проблема общения
Проблема этики, хороших манер
| Особую трудность у старшеклассников вызывает комментарий проблемы- разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются. Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного к ней отношения.
Ученикам необходимо напомнить, что они должны дать комментарий основной проблемы текста. Необходимо своими словами(можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается. Учитель объясняет учащимся, что они должны уметь отличать комментарий от пересказа, а для этого нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим об авторской позиции.
Перед выполнением заданий по поиску комментариев к сформулированной проблеме мы предлагаем учащимся памятку с вопросами:
К какому типу принадлежит эта проблема?( Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект( какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
К каким выводам автор подводит читателя?
Для отработки умения комментировать проблему мы предлагаем учащимся, например, такое задание. (1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2)Поэтому выбор дела- это выбор судьбы.(3)Путь к величию человека лежит в высочайшем его признании, которое выражается в одном: работать, работать, работать.(4)Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.
(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах.
(7)В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8)Работа имеет высший смысл- это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни.(9)Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.( По Бондареву).
Ответьте на вопросы:
1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А)Труд есть основа осмысленной жизни человека.
Б)Труд есть основа величия человека.
В)Труд есть основа богатства человека.
Г)Труд составляет высший смысл человеческой жизни.
2.Как вы понимаете выражение гость за чужим столом?
3.Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?
А)Не работа сушит, а забота.
Б)Без дела жить- только небо коптить.
В)Всех работ не переработаешь.
Г)Трутни горазды на плутни.
4.Определите проблематику этого текста. Выделите главную проблему. Для ее формулировки используйте опорную карточку.
Опорная карточка
Проблема может быть сформулирована:
1)в виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела?.. Что мы будем делать после школы? Найти свое место в жизни, понять себя и самоутвердится…Как же этого добиться? Я думаю, над этим вопросом задумывался каждый человек;
2)в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела- проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.
5.Используя вопросы памятки(см.выше), прокомментируйте проблему текста.
Работу над формулировкой авторской позиции учитель может начать с рассказа об особенностях ее выражения:
1)позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте;
2)способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи;
3)в текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.
Далее необходимо сказать о том, что в сочинении ученик может раскрыть позицию автора как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.
Для отработки умения комментировать авторскую позицию я предлагаю такое задание.
Прочитайте текст А. Гербер.
(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести.(2)Мы ее не понимаем, а поэтому не любим.(3)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину.(4)Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный.(6)А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.(7)В жизни как раз не все совпадает.(8)И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством.(9)И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
Ответьте на вопросы:
Какова тема этого текста?
Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную проблему.
Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь ее сформулировать.
Работая с данным текстом, учащиеся закрепляют знания о теме и проблемах текста(проблема жестокости, проблема красоты и «уродства» , проблема естественности и искусственности).
Как показывает практика, самой сложной задачей для выпускников становится аргументация собственного мнения. Часто аргументация подменяется расплывчатым комментарием, приводится менее двух аргументов. Основным способом аргументации становится обращение экзаменуемого исключительно к собственному жизненному опыту( примеры из жизни семьи, ближайшего окружения). Последние два года обязательным стал аргумент, взятый из художественной , публицистической или научной литературы. Однако очень часто он состоит из пересказа событий произведения, оценки поступков героев. Нередко аргументы приводятся к аргументам, а не к тезису, т.е. нарушается логическая цепочка рассуждения.
Грамотная аргументация суждения-показатель умственной и культурной зрелости учащихся. Они осваивают навык аргументации при написании сочинений- рассуждений разного типа. Но нужно отметить, что в выполнении задания части С ЕГЭ есть своя специфика, поэтому и способы подготовки учащихся должны быть иными. В практике нашей работы я видела три блока заданий, которые помогают учащимся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании части С ЕГЭ.
Продолжите рассуждения, предложив аргумент, основанный на жизненном или читательском опыте.
1)Красота- это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасет мир…
2)Люди существуют друг для друга…
2. Опираясь на свой читательский опыт, подберите аргументы к следующим тезисам:
1)Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством.(Белинский).
2)Смехом исправляют нравы.(Бальзак).
3)Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.(Пушкин).
4)Нет на свете места приятнее домашнего.
5)Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?(Конфуций).
6)Ближе всего к великому стоит честность.(Гюго).
3.Эффективен анализ текстов, заранее подобранных учителем, в которых учащиеся находят примеры, аргументации суждения у самих авторов( как правило, это запоминающиеся, яркие картины и образы).
Безусловно, работа по обучению школьников аргументации с опорой на литературный опыт должна быть систематической, однако в конце года им можно предложить перечень прочитанных программных произведений и попросить еще раз проанализировать проблемы, затронутые авторами, поступки героев, соотнести конкретный литературный материал с возможной проблематикой текстов части С. Я попробовала обобщить этот материал в следующей таблице.
Тип проблемы
| Виды проблем
| Примеры произведений, где ставятся проблемы
| 1.Национально-историческая проблематика
| -сущность национального характера;
-национальная самобытность;
-национальная судьба и предназначение нации;
-становление русского национального характера
| Н.С.Лесков. «Левша», «Очарованный странник»;
М.А.Шолохов. «Судьба человека»;
И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч»;
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», «Полтава»;
М.Ю.Лермонтов. «Бородино»; «Слово о полку Игореве»;
Л.Н.Толстой. «Война и мир», «Севастопольские рассказы»;
Н.А.Островский. «Гроза»;
Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»;
Ф.И.Тютчев. «Умом Россию не понять…»
А.И.Солженицын. «Матренин двор»
| 2.Социально-культурная проблематика
| -своеобразие уклада жизни;
-типичные нравы и характеры определенного периода времени
| И.А.Бунин. «Антоновские яблоки»;
Н.В.Гоголь. «Мертвые души», «Ревизор»;
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»;
И.С.Шмелев. «Лето Господне»
| 3.Идейно-нравственная проблематика
| -честь и достоинство;
-сохранение человеческого достоинства;
-нравственное самоопределение;
-нравственное пробуждение или деградация;
-осознание и преображение нравственных ценностей;
-настоящая и подлинная любовь;
-милосердие;
-проблема исторической памяти;
-выбор жизненного пути;
-проблема отцов и детей
| Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»;
В.Шаламов. «Колымские рассказы»;
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»; «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»;
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»;
Л.Н.Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина»;
Рассказы А.П.Чехова;
К.Паустовский. «Телеграмма»;
Ф.Абрамов. «Алька»;
И.С.Тургенев. «Отцы и дети»;
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»;
Л.Н.Толстой. «Детство»
| 4.Философская проблематика
| -жизнь и смерть;
-противостояние добра и зла;
-поиск истины;
-вера и безверие;
-временное и вечное;
-истина и ложь;
-судьба, рок, предопределение;
-творчество
| М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»;
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»;
Л.Н.Толстой. «Война и мир»;
Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго»;
Философская лирика Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Н.А.Заболоцкого;
Традиции В.Шекспира, «Божественной комедии» Данте
| Таким образом, использование данных методов в подготовке одиннадцатиклассников к сдаче ЕГЭ позволит обеспечить более осознанное, более вдумчивое комментирование поставленной проблемы в части С. Это дает возможность получить наилучшие результаты в сдаче учащихся XI классов ЕГЭ. |
|
|