Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Беседа традиции русского офицерского корпуса
|
 Скачать 424.37 Kb. |
1 2 3 Санкт-Петербургский кадетский корпус МО РФ
Беседа
«ТРАДИЦИИ РУССКОГО ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА»
Старший воспитатель
Морозов Виталий Николаевич
г. Петергоф
2014 г.
Беседа «ТРАДИЦИИ РУССКОГО ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА»
Цель: воспитание кадет в духе патриотизма и любви к Родине, повышение их морально-этических качеств.
Задачи:
познакомить воспитанников с традициями офицерского корпуса;
расширить знания воспитанников об облике культуре, поведении русского офицера, офицерской чести.
Форма проведения: беседа
Дата проведения: 4.09.11 г.
Подготовили и провели: Старший воспитатель Морозов Виталий Николаевич
Ход:
ВВЕДЕНИЕ
Военная служба - это особый вид государственной службы, связанный с защитой Отечества. Воины форме искони олицетворяли собой лучшие черты нашего народа: мужество, порядочность, честь, благородство.
Армия - институт общества. Дороги ее сплошь да рядом покрыты жертвами, она всегда расплачивалась своими лучшими сынами и никогда не запятнала себя ни чванством, ни малодушием, ни трусостью.
Уместно здесь напомнить одно высказывание Наполеона: "Народ, не уважающий свою армию... - обречен кормить армию неприятеля". И в переломный момент в нашем обществе об этом забывать никак нельзя, чтобы не повторился горький опыт Франции, которая, будучи хорошо оснащенной и технически вооруженной, была разгромлена Германией за сорок дней. Одной из причин этого разгрома было и то, что между двумя мировыми войнами армия подверглась массированному высмеиванию со стороны своей печати. Думается, на этот факт нужно обратить внимание и нашим средствам массовой информации. В данный момент назрела необходимость исследования таких проблем, как престиж защитника Родины, величие солдатского долга, чести, возрождение традиций.
Так что же мы понимаем под традициями?
В качестве традиций могут выступать определенные нор мы поведения, ценности, обряды, обычаи. А под воинскими. ритуалами принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, передающиеся из поколения в поколение виды традиций, реализующихся в формах условных и символических действий, строго регламентированных сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Ритуалы выражают внутренний смысл традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни данного общества, олицетворяют социальные отношения и существующий социальный порядок, то есть являются более детальным выражением традиций.
Таким образом, разобраться в сути традиций офицерского корпуса можно, лишь обратившись к историческому прошлому Отечества.
I. ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС
Его образование связано с появлением Петровской регулярной армии.
Допетровская Россия не знала постоянного офицерского корпуса. Воеводы, тысяцкие, головы, сотенные, десятские, - все эти частные начальники существовали в дружинах удельной Руси, находились на службе только в военное время.
Офицер (от латинского officint - должность) - лицо командного (начальствующего) состава.
Впервые слово "офицеры" встречается в 1573 году как. название лиц, занимающих некоторые государственные должности в Германии, Франции, а затем и в других европейских государствах.
Создание регулярной армии (а она берет свое начало от "войска", организованного Петром I и формирования в 1694 году двух полков нового строя: лейб-гвардии Преображенского и Семеновского) потребовало большого количества "командных" людей. Появилась острая потребность иметь кадровый офицерский корпус. В военных уставах того времени отмечалось, что победу приносят добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие, обращалось внимание на вы работку таких качеств, как смелость, решительность, неустрашимость, мужество. Первым представителем кадрового-офицерского корпуса следует считать Ивана Бутурлина. В самом раннем офицерском списке (1697г.) он числился майором. До этого в России не существовало еще чинов, и Бутурлин сразу получил свое высокое звание как человек "более ретивый и более принимавший к сердцу занятия Петра I".
Офицерский корпус формировался только из дворян. Но Петр I ввел законоположение о чинопроизводстве, не похожее на порядки в иностранных армиях, где офицерские чины просто продавались. В своем указе от 1 января 1719 года он. предупреждал: "Чтобы никакого человека ни в какой офицерский чин не допускать из офицерских детей и дворян, которые не будут в солдатах гвардии... Чтобы через чин никого не жаловать, но порядком чин от чину возводить".
Офицеры гвардии, согласно табелю о рангах, были поставлены в более высокое положение по сравнению с армейскими офицерами. Для образования необходимого офицерского корпуса Петр I превратил гвардию в своеобразную. школу, где гвардейцы, набиравшиеся опять же таки преимущественно из дворян, проходили службу начиная от рядового, а затем направлялись в полевые полки офицерами. Кроме того, Петр I направил значительной количество дворян за границу. Уместно здесь вспомнить и судьбу солдата Бухвостова. Первому добровольцу, вступившему в гвардию', было присвоено звание - Первый русский солдат. Бухвостов о гордостью и честью носил военный мундир. Он участвовал во многих сражениях и прошел путь от солдата до майора, прослужив в армии до 68 лет. Желая отметить его заслуги перед Родиной, Петр I приказал скульптору Расстрелли отлить из бронзы скульптурный портрет Бухвостова.
Офицерский корпус России обучался и закалялся в ходе. военных действий. В это же время офицеров начинают выпускать кадетские корпуса, и в первую очередь Шляхетский (впоследствии Сухопутный кадетский корпус), созданный в 1731 г.
Кадетские корпуса и школы, учрежденные Петром I (в' 1701 году в Москве - навигацкая школа, в 1712 году - морская школа, а в 1714 году - пехотно-артиллерийская школа и др.), выпускали всесторонне развитых в военком отношении людей.
Начиная с 1732 года, дворянство стало служить до 25 лет. Позволялось записывать детей рядовыми в гвардию по достижении 12-13 лет, с тем чтобы, оставаясь у родителей, они обучались необходимым наукам. Впоследствии детей записывали в рядовые при рождении, чтобы к подходящему возрасту повышалось и звание.
С XVIII века в России начинает постепенно создаваться сеть .военных учебных заведений. Наиболее известными были Пажеский корпус. Школа гвардейских подпрапорщиков. Дворянский полк, 1-й и 2-й кадетские корпуса, 1-й и 2-й Московские корпуса. Финляндский и др. Кроме того, офицеров высшего звена готовили академия Генерального штаба (созданная в 1868 году). Николаевская инженерная академия, курсы восточных языков.
В 1881 году существовало три пехотных училища: Павловское, Константиновское и Александровское (первые два в Петербурге, а третье в Москве), одно кавалерийское и Николаевское инженерное (все в Петербурге). Контингент пой-. тупивших в военные училища обеспечивался в основном выпускниками кадетских корпусов.
Правила приема в военное училище в сословном отношении были такие же, что и в кадетские корпуса, вследствие чего состав их был примерно таким. Так, в 1881 году в военных училищах (кроме артиллерийского и инженерного) насчитывалось сословий (в %):
Потомственных дворян-54,12
Личных-7,64
Обер-офицеров, чиновников, канцелярских служителей-27,12
Казачьих сословий-2,35
Прочих-4,52
Следовательно, процент потомственных дворян в военных училищах был в 1881 году все же ниже, нежели в военных гимназиях, что объясняется приемами "со стороны", в которых было больше демократических элементов.
Качество воспитания и обучения офицеров во многом определялось теми программами, которые существовали в учебных заведениях. Однако в политическом отношении офицеры были совершенно безграмотны и никаких познаний в этом отношении в училище не получали. Даже А. Деникин в своих воспоминаниях по этому поводу писал: "...ни училищная программа, ни преподаватели, ни начальство не задавались целью ответить на их духовные запросы. Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые "проклятые вопросы", вся политика - понятие, под которое подводилась вся область государствоведения и социальных знаний - проходила мимо нас".
Неписаные правила поведения офицеров, их достоинство, представления о моральных нормах поведения закладывались в молодых офицерах традиционно, всей историей развития офицерского корпуса. И это несмотря на то, что офицер фактически вел нищенское существование. К примеру, на рубеже XIX - начале XX столетий младший офицер в месяц получал всего лишь 39 рублей 75 копеек. В то же время прожиточный минимум составлял 50 рублей в месяц. При острой нехватке такой "роскоши" как завтрак довольствовались чаем с булкою.
Как дело обстояло с денежным довольствием офицеров?
На 1914 год в год офицер получал:
Подпоручик - 677 руб.;
Поручик - 695 руб.;
Штабс-капитан (командир роты) - 1305 руб.;
Капитан, подполковник (командир батальона) - 1880 руб.;
Полковник (командир полка) - 4511 руб.;
Генерал-майор (командир бригады) - 4717 руб.;
Генерал-лейтенант (командир дивизии) - 6756 руб.;
Полный генерал (командир корпуса) - 10995 руб.
И все же, несмотря на удары по офицерскому корпусу вплоть до 1917 года система комплектования, обучения и образования офицерского корпуса оставалась неизменной.
Много внимания уделялось воспитанию воинского этикета. Маршал Б. Шапошников вспоминал: "После зачисления в училище юнкеров младших классов около месяца держали в училище без отпуска, обучая правилам отдания чести, поведения на улице, в театрах, соблюдения формы одежды и т. д. После этого проводились испытания в искусстве поведения вне стен училища и в умении танцевать. Без умения танцевать вальс в отпуск не отпускали".
II. ОБЛИК РУССКОГО ОФИЦЕРА
Наверное, вряд ли встретишь более точную характеристику облика офицера русской армии, чем та, которую дал офицерам А. Суворов:
"Весьма смел, но без запальчивости,
скор без опрометчивости,
деятелен без легкомыслия,
подчинен без унижения,
честолюбив без лукавства,
тверд без упрямства,
скромен без притворства,
основателен без педантства,
приятен без ветрености,
благорасположен без коварства,
Проницателен без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, уступчив без корыстолюбия".
Самосовершенствование и самовоспитание офицера как вся* кого человека, проникнутого любовью к Отечеству, должно выражаться в трех главных областях: физической, умственной, духовной, одинаково необходимых для его движения вперед,, Он должен быть примером не только физического здоровья, ловкости, выносливости и силы, не только умственного развития и знаний, но и духовных качеств. Звание офицера не должно быть синонимом человека грубого, бесшабашного, невежественного, невоспитанного, а наоборот порядочного во всех отношениях, воспитанного просвещенного, нравственно чистого, утонченного и вместе с тем волевого и мужественного. Старинное воинское изречение гласит: "Эполеты офицера сверкают всего ярче в блеске его обаяния". Замечательный афоризм!
Из чего же складывалось обаяние лучших представителей русского офицерского корпуса?
Прежде всего, из доверия подчиненных, внушенного знанием дела; уважения, вызванного справедливостью; готовности отвечать за все и подчинения себе не меньше, чем других, требованиям дисциплины; умения командовать с достоинством, без чванства, оставаясь при этом корректным; сердечности без фамильярности; отсутствия мелочности и заносчивости;; жизнерадостности и некоторой лихости; идеальной честности; истинно товарищеского духа и привязанности к части и, конечно же, спокойной отваги, находчивости и храбрости.
По поводу облика русского офицера очень образно выразился М. Салтыков-Щедрин: "Русский человек способен быть действительно героем, но это не выпячивает ему грудь и не заставляет таращить глаза. Он смотрит на геройство без панибратства и очевидно понимает, что это совсем не такая заурядная вещь, которую можно всегда носить с собой, в числе прочей амуниции".
Не лишены были офицеры русской армии и желания славы, почестей и наград за свои ратные дела. Оно очень часто поддерживало офицеров на их трудном пути, заставляло забывать о лишениях военной службы. В то же время, как утверждает военная поговорка: "Самое главное для офицера- это не сама награда, а то, чтобы он был ее достоин". И это понимало большинство офицеров, которые не слепо ждали славы, а путем самопожертвования ради Отчизны добывали ее в бою.
Русский офицер всегда отличался волей к победе. На эта способны только здоровые, храбрые, твердые и решительные люди.
Быть здоровым - для военных значит воспитывать в себе способность переносить тяготы и лишения. "Нужно утомлять свое тело, чтобы укрепить оное больше. Если сказано "вперед", так я не знаю, что такое усталость, голод, холод", - говорил А. Суворов.
Быть храбрым - это значит стойко встречать любую, опасность, честно выполнять свой долг, даже под непосредственной угрозой смерти. По Суворову: "Военные добродетели суть отважность для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала".
Быть твердым - это значит не подчиняться влиянию всевозможных случайностей, временных неудач, быть настойчивым и упорным. Твердость духа была неотъемлемым качеством всей суворовской армии, да и русской армии вообще, Сподвижник М. Кутузова генерал Я. Кульнев писал в 1812 году своему брату: "Ежели я паду от меча неприятельского, то паду славно. Я почитаю счастьем пожертвовать последнею каплею крови моей, защищая Отечество".
Быть решительным - значит уметь быстро избрать и применить в бою наиболее верное средство достижения победы. "Спешите, Ваше сиятельство, деньги дороги, жизнь человека еще дороже, а время дороже всего", - говорил Суворов одному из генералов.
III. О ТРАДИЦИЯХ ОФИЦЕРСТВА РОССИИ
В 1714 году указом царя был узаконен ритуал посвящения в офицеры, что было официально закреплено в петровском "Табеле о рангах". Это был своеобразный законодательный акт, утвержденный 24 января 1722 года Петром, который установил систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность производства в Российской империи.
Петр создавал офицерскую касту. Ритуал преследовал цель - раскрыть в чувственно-впечатляющей форме отношение к службе в офицерском звании как пожизненной государственной обязанности, привить любовь к профессии кадрового военного (что в 1960-70 гг. стало терять свое значение). В основном принцип выпуска сохранился (до Великой Октябрьской социалистической революции). В это время зарождалась и укреплялась традиция напутствия своих выпускников старшим поколением, обычно это были представители царской фамилии или приближенные императора.
Наряду с торжественным построением и читкой приказа о производстве в чин, выпускникам вручались грамоты, свидетельствующие об этом. А далее был традиционный, к сожалению, утративший сейчас свое значение прием в честь выпускников, и непременно - танцы.
То был золотой век русского офицерства.
Безостановочно шло время, и каждый год в нашей стране повторялся ритуал выпуска. Изменилась форма одежды, отличительные нагрудные знаки командного состава, но традиция осталась.
Наступает долгожданный для каждого курсанта день - день, когда он получает диплом об окончании военного учебного заведения и офицерские погоны.
Все готово к проведению ритуала: на плацу в строю вчерашние мальчишки, сегодня с гордостью надевшие лейтенантские погоны. Что привело их в военное учебное заведение? Стремление к героическому, понимание, что воинский труд - труд сложный, опасный, требующий самоотверженности, но предоставляющий неограниченные возможности для проявления всех сил и способностей, находчивости, мужества, всегда открывающих дорогу к подвигу. Вместе с выпускниками, здесь представители трудящихся, руководители местных органов самоуправления, ветераны вуза, войны и труда, родные и близкие выпускников. Перед трибуной в одну линию установлены столы, на которые вынесут дипломы и нагрудные знаки, построен личный состав вуза. В колоннах замерли выпускники... "Равняйся! Смирно! Равнение налево", - подает команду начальник вуза для встречи Боевого Знамени.
Затем зачитывается приказ Министра обороны Российской Федерации о присвоении офицерских званий. Для получения дипломов и нагрудных знаков первыми вызываются курсанты, окончившие вуз с золотой медалью и отличники, затем остальные курсанты. Все по-военному четко, строевым шагом подходит молодой лейтенант - вчерашний курсант к вручающему диплом, докладывает о прибытии, ему вручают и нагрудный знак. Рука взметнулась к козырьку. "Служу Отечеству!" - отвечает он на поздравление. Поворот кругом - и выпускник строевым шагом возвращается на свое место. Отныне он в офицерском строю. Начальник вуза, родные, друзья, представители трудящихся поздравляют молодых офицеров. Далее следует торжественное и в то же время грустное прощание с Боевым Знаменем вуза. Вчерашние курсанты, преклонив колено, отдают дань Боевому Знамени, прославленному трудом тысяч его выпускников.
Торжественным маршем проходят стройные шеренги выпускников, их наставников - офицеров-преподавателей, курсантов вуза.
На кителях выпускников-офицеров сверкают золотые погоны, как символ традиций русских офицеров, блестят только что врученные им нагрудные знаки.
Каждое лето в офицерский строй становятся тысячи молодых лейтенантов, на смену им в вуз приходит молодое пополнение.
Вместе с принятием военной присяги курсант получает из рук командира боевое оружие. Эта традиция, уходящая своими корнями в далекое прошлое страны, символизирует передачу дела защиты Родины одним поколением воинов - другому.
С появлением регулярной армии посвящение в проводилось с обязательным вручением различного холодного оружия. И уже на службу воин приходил с собственным оружием, обычно полученным от отца или деда, со своеобразным украшением эфеса, нередко имевшего родословный' герб или какое-либо другое отличие. Этот ритуал проводится,, как правило, при сборе всей родни, а иногда и села, в городских условиях обычно собиралась знать.
Ритуал вручения боевого оружия особенно проявился в Великую Отечественную войну, когда началось патриотического движение за сбор средств на строительство танковых колонн, эскадрилий, Соевых самолетов, катеров и вручения' их войсковым частям. Но хотя и по сей день в частях воинам вручают оружие и боевую технику в праздничной обстановке в присутствии ветеранов войны и труда, родственников, в вузах традиция забыта. Бесспорно, что в наш век, когда все решает в основном ракетно-ядерное и холодное оружие, она всегда оставалось и остается напоминанием нам о сражениях, оно всегда остается символом чести, доблести, мужества, как кортик в ВМФ. И почему бы выпускникам других вузов не вручать подобные атрибуты, вернее сказать, личное оружие офицера, пусть оно будет примитивным в наше время, но в нем история ратной службы.
В русской армии именной знак отличия частей издавна был правилом. Оно восходит к поре образования нашего общества. Что такое символ? С древнегреческого слово "символ" переходится как опознавательный знак, предмет, действие - все то, что служит условным обозначением явлений и процессов объективной действительности, понятий, идей. Так у многих народов лев символизирует силу, власть, лисица - хитрость; змея - мудрость; кошка - покой и уют; подкова - счастье; меч - правосудие. Одно понятие раскрывается через другое, подчеркивает и возвышает нужное качество, Широко применялись цвет, жест, звук, мелодия, девиз.
Созданной во времена Петра I Преображенский и Семеновский полки получили название но селам, где они были расквартированы. Кстати, именно им отводят роль первых, наименованных полков регулярной армии, но это неверно... Еще и 1642 году в Москве были созданы два выборных полка солдатского строя. Один из них получил наименование Бутырского. И именно ему принадлежит старшинство среди. наименованных частей. В 1786 году полк вошел в состав Егерского корпуса и был отправлен на Кавказ. Однако на своих погонах представители этого полка носили золотые вензеля, вышитые славянскими буквами, это служило постоянным напоминанием им о -XVII веке, о деревянном зубчатом Кремле, о Бутырской слободе...
При Павле все полки были лишены своих наименований и обличались лишь фамилиями их шефов, сановников императорского двора. Однако офицерам было не безразлично, как называться.
После смерти Павла исторические наименования стали возвращаться на свои места.
Лучшие передовые офицеры русской армии стремились делать имя полка средством воинского воспитания, укрепления боевых традиций.
Возрождение в годы после 1917-го принципа именного отличия частей и соединений было полно глубокого. Так, в годы Великой Отечественной войны восемь корпусов Красной Армии, особо отличившихся в боях за Отечество лучили названия, которые связывали их со славными победами у Волги и на Дону - Сталинградский, Кантемировский и другие. Приказ Народного комиссара обороны о присвоении наименований соединениям возродил старый русский обычай. Хотя в современное время мы и имеем подразделения с огромной боевой славой, но почему-то не пользуем ее для воспитания военнослужащих, для привития им гордости за свою часть.
А какая часть без знамени?
Знамя - это первая по времени возникновения войсковая, регалия. Сначала это были длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветви, конские хвосты. Но изменяясь, оно приобрело такой вид, который мы можем увидеть в повседневной нашей жизни. На Руси знамя носило название стяга и служило сборным местом войск. Вера в святость знамени на Руси была непоколебимой. Вокруг стягов сражались древние воины. Они постоянно воодушевляли русских воинов. И неудивительно, что первый русский офицерский чин - прапорщик - происходил от слова "прапор"; или "прапорец", так когда-то называлось небольшое знамя. В "Уставе воинам" (1716 года) Петра сказано: "Знамя вверяется прапорщику", он должен "на карауле всегда у своего знамени... даже до смерти не оставляя оного... те же, кто знает свое или штандарт до последней капли крови оборонять не мя свое или штандарт до последней капли крови оборонять не, будут; оные имеют шельмованы быть, а когда поймаются" убиты будут".
Полотнища, с которыми с древних времен русские полки ходили в бой, символизировали собой как бы всю землю русскую, которая простирала руки над головами детей своих, благословляя их на подвиги, на смертный бой с врагами.
Утрата знамени в бою всегда считалась в русской армии, тяжелым позором. И если полку не удавалось вернуть знамя, он расформировался. И офицеры полка должны были. искупить свою вину. Драгомиров называл боевое знамя драгоценнейшей реликвией, как некий символ духовного единения людей. Знамена не только самая древнейшая, но и самая устойчивая регалия. На всем протяжении истории русской военной силы не было периода, когда бы знамена теряли свое значение воинских святынь.
Пронеся свои победоносные стяги сквозь гром бесчисленных сражений, мы всегда придерживались положений, которые еще издавна были сформированы в старой воинской памятке: "Знамя - слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю". Так закреплялась одна из лучших традиций офицерского корпуса - верность боевому знамени и воспитание солдат в духе безграничного почитания полковой святыни.
|
1 2 3 |
|