Главная страница

Ббк 88 н 62



НазваниеБбк 88 н 62
страница1/3
Дата16.02.2016
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

ББК 88

Н 62

Никифорова Л.А.

Н 62 Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Книголюб, 2005. - 48 с. (Серия «Психологическая служба».)

18ВМ 5-93927-151-0

В пособии даны рекомендации по созданию у детей дошкольного возраста образов таких эмоциональных состояний, как радость, гнев, страх, вина, стыд, через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление. Показаны пути контроля и коррекции у детей поведенческих расстройств: агрессивности, расторможенности, застенчивости и других.

Приложение к пособию поможет оснастить занятия необходимым картинным материалом.

Адресовано психологам, воспитателям, гувернерам и родителям. Может быть использовано на групповых и индивидуальных занятиях.

ББК 88

18ВК 5-93927-151-0

© Л.А. Никифорова, 2005 ) Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 200

ВВЕДЕНИЕ

Мы счастливы, и кажется, что весь мир радуется и смеется вместе с нами. Мы грустим, и все вокруг становится серым и унылым.

Мы учим ребенка ходить, крепко держим его за руку, переводя через дорогу. Показываем, как держать ложку и карандаш, учим читать и писать. Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Возможно, потому, что мы сами не очень сведущи, и нам сложно справляться с собственными эмоциями. Часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя непринужденно и естественно, оглядываемся вокруг, ожидая получить оценку окружающих: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты девочка!», «Ты что, трусишь?» Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.

Научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире, научиться слушать, слышать и понимать его, когда он говорит об этом, вам поможет это пособие.

Работа с материалом пособия проста и многовариантна. Вы выбираете эмоциональное состояние, например, радость. Находите в Приложении картинный материал по теме «Радость». Рассматриваете вместе с детьми все возможные взаимосвязи выбранной эмоции с заданными чувствами. То есть пытаетесь совместно создать образ эмоционального состояния посредством включения различных сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и др. Вам нужно получить ответы на вопросы: Как выглядит радость? Как она звучит? Чем радость пахнет? Какая она на вкус? Какой у нее цвет? Она тяжелая, легкая или совсем невесомая? Какое погодное явление она напоминает? Согласитесь, очень непривычные для нас вопросы! Может быть, сначала и вам будет трудно найти на них ответы. Поучитесь у детей - задайте вопросы и послушайте, как они отвечают. Неправильных ответов не бывает. Ведь еще никто не придумал единицы измерения веса радости, глубины обиды или вкуса страха.

Удачи, дорогие взрослые!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Структура занятий типовая, и работа с детьми ведется по следующей схеме:

1. Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. Сказочный фрагмент предлагает взрослый или сочиняет сам ребенок. Цель данного этапа - вызвать интерес и сочувствие к сказочным персонажам, определить их эмоциональное состояние и характер взаимоотношений в заданной ситуации.

Так, сопереживание гномикам «переходит в план эмоционального воображения» [1]. Трогательный образ героев, их выразительная мимика и пантомимика помогут научить детей распознавать заданную эмоцию. Желательно, чтобы от роли слушателей дети постепенно переходили к роли активных участников создания сказки.

Сказка развивает умение становиться на место персонажа, определять его точку зрения, способствует формированию эмпатии и пониманию логики межличностных отношений.

На этом этапе рекомендуется использовать фрагменты музыкальных произведений, которые подбираются из фонотеки музыкального руководителя.

2. Обсуждение способов адекватного выражения эмоции. Задача этапа - учить детей «языку чувств» в форме, принятой во взрослом мире: с помощью мимики, жестов, позы, походки, интонации.

3. Выражение эмоционального состояния через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, восприятие погоды и свое отношение. То есть при создании образа эмоции активно используются представления, воображение, ассоциативное мышление ребенка. Задача психолога заключается в использовании различных анализаторных систем, расширении границ образного воображения и преодолении «психологической инерции» [6].

Любой образ, предложенный ребенком, - правильный, и он обязательно должен быть рассмотрен взрослым.

Создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля своего поведения. Например, ребенку станет легче и проще справляться со страхом, если он расскажет о том, как выглядит страх, какой он на ощупь или на вкус.

4. Рисование на заданную тему. Детям предлагается вспомнить или сочинить историю на заданную тему, а затем отразить ее в рисунке.

На этом этапе психолог обращается к опыту ребенка и использует его воспоминания. Многим детям очень трудно рассказывать о своем негативном опыте. Они волнуются, ожидая услышать насмешки сверстников или получить привычную, отрицательную оценку своих поступков взрослым. Детям легче отразить собственные переживания с помощью рисунков, которые могут быть использованы психологом для дальнейшей индивидуальной работы. На данном этапе очень важно поощрять активность детей, поддерживать атмосферу доверия и защищенности, это будет способствовать раскрытию их внутреннего мира, снижению эмоционально-психологического напряжения.

Обсуждение историй, переданных в рисунках, способствует снижению остроты негативных переживаний и помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Ведь любой поступок воспринимается не только и не столько как механическая последовательность действий. Поступок сопровождается эмоцией и вызывает обратную эмоцию. Совершая действие, ребенок должен знать, какую эмоцию оно вызовет. («А что будет потом?») Для лучшего

хождения в заданное эмоциональное состояние рекомендуется использовать подходящее музыкальное сопровождение.

5. Проигрывание придуманных историй с помощью игрушек, декорационных предметов, музыкальных инструментов и т.д.

Разыгрывая определенную ситуацию, исполняя выбранную роль, ребенок использует и одновременно развивает выразительные средства коммуникации: мимику, пантомимику, жесты, интонацию, связную речь. Игра-драматизация позволяет выразить самые сокровенные желания, а также проиграть те роли, которые в реальной жизни не одобряются окружающими. На этом этапе возможна коррекция поведенческих расстройств: агрессивности, импульсивности, растормо-женности, застенчивости и других.

Сочинение и разыгрывание историй помогают развитию творческих способностей, воображения, обогащают эмоциональный опыт детей. «Ребенок открывает для себя что-то новое, а для взрослого - новое в себе» [1].

6. Обобщение пройденного, краткое обсуждение заданного эмоционального состояния и формирование «портрета эмоции». Рекомендуемые вопросы для обсуждения (на примере темы «Удивление»):

- Нравится ли нам удивляться? Почему?

- Чья история понравились? Почему?

- Удивление, какое оно - тяжелое или легкое? Какое на вкус? Какой у него цвет? И т.д.

- Что понравилось и запомнилось больше всего?

Можно разложить на столе раздаточные карточки с условными обозначениями чувств, цветоощущений, погоды и сформировать «портрет эмоции».

Важно поблагодарить и похвалить детей, не забывая отметить каждого.

Основные задачи пособия:

V определение основных эмоциональных состояний;

V обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;

V формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить свой собственный жизненный опыт.);

V обучение сопереживанию;

V обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих действий;

V обогащение невербальных средств коммуникации;

V развитие творческого воображения и навыков владения монологической речью.

На всех занятиях решаются одинаковые задачи, поэтому их перечень не включен в описание занятий.

Общая продолжительность занятия в старшей группе детского сада - не более 20 минут, в подготовительной к школе группе -- 30 минут, для младших школьников -40-45 минут.

Предложенные занятия в зависимости от возраста, подготовки детей и желания взрослого можно проводить целиком или разделить их на 2-3 части.

Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю в небольшой подгруппе из 5-6 детей. Материал занятий можно использовать фрагментарно при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере.

При показе иллюстраций, их названия рекомендуется закрывать листом с изображением вопросительного знака, для того чтобы дети не прочитали тему занятия.

Дорогие взрослые и дети! Почувствуйте от совместных занятий и запах Удивления и вкус Радости!

Занятие 1

РАДОСТЬ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

О магнитофон, аудиозапись музыки К. Орфа «Осень. Гномы», Д. Христова «Золотые капельки»;

О магнитная доска (наборное полотно);

О сюжетная картина «Радость»;

О карточка с условным обозначением зрительного образа (глаз);

О картинки с изображением радостных и грустных сказочных персонажей и животных;

<> набор цветных карандашей и лист бумаги (для каждого ребенка);

О игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов».

ХОЛ ЗАНЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись музыки Карла Орфа «Осень. Гномы».

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Радость» и говорит:

- Я приглашаю вас отправиться вместе со мной в сказочное путешествие к гномикам. Давайте посмотрим на гномов и придумаем им имена. (Дети предлагают свои варианты.) Пусть это будут Дин и Тим.

Как и все настоящие гномики, Дин и Тим жили в лесу. Их домик считался очень гостеприимным. А какой дом называют гостеприимным? (Дом, в котором бывает много гостей.)

Наши гномики пригласили гостей. А к их приходу решили испечь пирог с грибами. Взяли гномы корзинки и пошли в лес. Прошло уже немало времени, а грибы все не попадались. Гномики заглядывали под каждое деревце, под каждый кустик, и вдруг... Какая радость!

Гномик Дин присел на колени полюбоваться грибом и радостно крикнул: «Тим, посмотри, какой большой гриб!»

«Вот это гриб!» - воскликнул Тим и подпрыгнул от радости.

«Ура! Вот еще гриб! И еще...»

Гномы вернулись домой с полными корзинками грибов. Испекли пирог и вечером порадовали своих друзей вкусным угощением.

2. Психолог говорит:

— Мы посмотрели на гномиков и сразу догадались, что они радостные. Как нам это удалось? (Ответы детей.)

По лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается или смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены.

А что чувствует радостный человек? (Ответы детей.)

У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает необыкновенную легкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. Говорят: «В радости и розы краснее, и фиалки голубее, и солнце ярче; даже дождь бодрит и успокаивает» [2].

Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. (Дети выполняют задание.)

Покажите, какая поза и какая походка у радостного человека. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь радостно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)

Закончите мои предложения:

«Когда я радуюсь, я... (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою ...)».

«Я радуюсь, когда вижу... (подарки, мамино лицо, торт, клоунов ...)».

Молодцы! А вы почувствовали, что когда мы с вами говорили о радостных гномиках и изображали радующихся людей, нам тоже становилось весело, радостно?

3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) условное обозначение зрительного образа (глаз) и картинки с изображением радостных и грустных сказочных персонажей.

Детям объясняется значение символа, затем проводится беседа:

- Внимательно посмотрите на картинки. Назовите сказочных героев. (Дети выполняют задание.)

А теперь скажите, кто из них радостный? (Ответы детей.)

А кто грустный? (Ответы детей.)

Как вы догадались, что помогло вам определить их состояние? (Ответы детей.)

Вспомните любимых сказочных героев и расскажите, когда они испытывали радость? (Ответы детей.)

Давайте изобразим Буратино, Колобка, Пятачка и Винни-Пуха. (Дети выполняют задание.)

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) пары картинок: веселый мышонок - грустный мышонок; веселый червяк - грустный червяк; веселая собака - грустная собака; веселый кот - грустный кот.

- На какой из картинок персонаж печальный, грустный, а на какой - веселый, радостный? (Ответы детей.)

Расскажите, что случилось, из-за чего изменилось настроение героев. (Рассказы детей.)

Что нужно сделать, чтобы герои вновь стали радостными? (Ответы детей.)

Педагог меняет картинки местами, например: грустный мышонок - радостный мышонок, и просит детей придумать новые рассказы. Дети выполняют задание.

4. Звучит аудиозапись музыки Д. Христова «Золотые капельки».

Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

- Нарисуйте, пожалуйста, свою радость. Перед тем, как начнете рисовать, подумайте, какая она, какого цвета карандаши вам понадобятся. Вспомните, что вы делали, когда радовались, кто был с вами рядом или кого вы хотели бы видеть в этот момент.

А может быть, кто-нибудь из вас нарисует «Портрет Радости» и потом расскажет о ней, ответив на вопросы: где она живет? чем занимается? любит ли ходить в гости или чаще сидит одна дома? есть ли у нее друзья? есть ли враги?

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.

& Примечание. Для того чтобы восприятие радостного эмоционального состояния было наиболее полным, взрослому необходимо обобщить рассказ ребенка, напоминая о способах выражения радости. «Ведь радостные переживания укрепляют самооценку ребенка, повышают его уверенность в себе, делают его сознание более открытым для восприятия новой информации!» [5].

5. На столе психолога - различные игрушки из кукольного театра или из «киндер-сюрпризов». Психолог говорит:

- Выберите себе любую игрушку. Придумайте о ней радостную сказку или историю. Вашему герою нужно подобрать подходящее имя, рассказать, где он жил, чем любил заниматься, придумать, что ему не нравилось больше всего и о чем он мечтал. Расскажите о том, что его очень обрадовало и как он радовался. Кто радовался вместе с ним?

А может быть, ваш герой сначала был совсем не радостным? Может быть, ему кто-то помог стать веселым?

Психолог дает время на подготовку, после чего дети поочередно инсценируют свои истории с помощью игрушек.

&> Примечание. На всех занятиях необходимо поощрять детей использовать выразительные средства передачи эмоций - жесты, мимику, интонацию.

6. Психолог говорит:

- Мы многое узнали о радости . Скажите, радоваться хорошо или плохо? Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Как можно улучшить настроение? (Вспомнить что-нибудь веселое, придумать историю о радостном событии, нарисовать веселый рисунок ...)

Давайте улыбнемся друг другу. Вы - молодцы!

На данном этапе этого и последующих занятий можно использовать примерные вопросы для обсуждения и дополнительные виды работы - см. Методические рекомендации по проведению занятий, с. 7.

ЗАНЯТИЕ 2

СТРАХ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

О магнитофон, аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия», «Звуковые фрагменты. Театр»;

<> магнитная доска (наборное полотно);

О сюжетная картина «Страх»;

<> карточка с условным обозначением слухового восприятия (колокольчик);

О набор цветных карандашей и лист бумаги (для каждого ребенка);

<> народные музыкальные инструменты, игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля».

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Страх» и говорит:

- Сегодня мы снова отправляемся в волшебную сказку к гномикам.

Однажды Дин и Тим возвращались домой из леса. Дул сильный ветер. Вдруг они услышали очень неприятный и непонятный звук, от которого им стало очень страшно. Гномы остановились и прислушались. Звук повторился.

«Я дальше не пойду», - прошептал Дин «Давай возьмемся за руки, чтобы было не так страшно и пойдем вместе. Нам надо вернуться домой, пока не стемнело», - очень тихо произнес Тим.

Чем дальше шли гномики, тем сильнее становился звук. Он был похож и на скрип старой телеги, и на вздохи огромного животного, и еще на что-то опасное. Гномы были напуганы. У Тима от страха дрожали колени, а волосы поднялись вверх. Даже кисточка на его шапочке испуганно подпрыгивала.

Гномы медленно вышли на поляну, откуда раздавался звук и стали искать глазами неизвестного, большого и страшного, которого себе вообразили. Посередине поляны стояли два огромных дерева, ветви которых были переплетены между собой. Сильный ветер раскачивал деревья, и от этого получался ужасный звук.

«Да это же просто деревья!» - воскликнул Тим.

«А звук не такой уж и страшный, когда знаешь, откуда он, правда?» - спросил Дин.

«Конечно», - ответил Тим.

Гномы еще немножко постояли около деревьев, а потом побежали домой, потому что становилось совсем темно.

2. Психолог говорит:

— Маленькие гномики сильно испугались страшного, непонятного звука. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы детей.)

Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание.)

Теперь пройдите так, как ходит испуганный человек. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.) Закончите мои предложения: «Когда я боюсь, я ...» «Я боюсь, когда слышу...»

3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) карточку с условным обозначением слухового восприятия (колокольчик), объясняет значение символа и говорит:

- Сейчас я включу магнитофон. Угадайте, какие звуки мы услышим? (Ответы детей.) Мы услышим много разных звуков, среди них есть и страшные.

Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные.

Психолог включает магнитофон, дети слушают и обсуждают различные звуки из фонотеки. В случае, когда ребенок относит какой-либо звук к категории пугающих, психолог предлагает припомнить, всегда ли этот звук был страшным.

Например, звук поезда и электрички ребенок воспринимает как пугающий, а потом вспоминает, что когда он ехал в гости к бабушке или в отпуск с родителями, было очень весело и интересно. Рычание льва кажется страшным, но если льва представить на арене цирка, то страх проходит. Важно изменить отношение ребенка к пугающим звукам посредством активизации позитивных воспоминаний из его собственного опыта.

4. Звучит аудиозапись музыки Ф. Бургмюллера «Баллада». Перед каждым ребенком набор цветных карандашей и

лист бумаги.

Психолог говорит:

- Сейчас мы будем слушать музыку и рисовать свой страх, а потом расскажем о нем.

Вы можете нарисовать историю, которая произошла, когда вас напугал какой-нибудь страшный звук. Вспомните, чем вы занимались, кто был рядом с вами, что вы стали делать, когда испугались. Обратите внимание на цвета карандашей, выберите те, которые помогут лучше нарисовать ваш страх.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.

При обсуждении рисунков можно спросить ребенка, боится ли он сейчас того, что нарисовал. Если дан положительный ответ, психолог просит изменить картинку так, чтобы она стала, например, смешной. Предложение дорисовать какие-то забавные детали или раскрасить страх «веселыми» карандашами очень нравится детям.

Рекомендуется придумать этой истории веселый конец или ввести в ситуацию новый неожиданный персонаж, обладающий силой, хитростью или чувством юмора. Недопустимо стыдить или упрекать ребенка за то, что он чего-то боится! «Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями» [5]. Важно проявить внимание к каждому рассказу и при необходимости провести цикл индивидуальных занятий по коррекции страхов.

5. На столе психолога - различные народные музыкальные инструменты и игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов». Психолог говорит:

- Выберите себе любой музыкальный инструмент, послушайте его звук. Придумайте историю о том, как этот звук кому-то показался страшным. Но помните - у вашей истории обязательно должен быть хороший конец. Для показа вам могут пригодиться куклы.

Психолог дает время на подготовку, после чего дети поочередно инсценируют свои истории с помощью музыкальных инструментов и игрушек.

& Примечание. Для детей более старшего возраста можно предложить рассказать историю от имени музыкального инструмента 6. Психолог говорит:

- Сегодня мы рассуждали о страхе и о разных звуках. Что можно сделать, когда тебя пугает какой-то звук? (Вначале нужно определить источник звука, т.е. откуда или от кого идет этот звук. Если звук продолжает беспокоить, то можно его нарисовать, а потом придумать историю с веселым концом.)

Спасибо всем!

Занятие 3

Гнев ( злость)
  1   2   3