Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза)(Разные способы чтения хором: 1) «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с весёлой интонацией; 2) «жужжащее чтение», с ускорением, с замедлением).4. Сообщение учащихся о стрекозе и муравье -Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Вы внимательно их послушайте. Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.
Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)СЛАЙД 6. Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет.
Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику.
Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.
СЛАЙД 7.Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в восемьдесят километров. Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.
- Итак, ребята, что в рассказе наших героев было для вас новым?
- Оцените, пожалуйста, работу артистов.
- Как вы думаете, почему к нам на урок пришли именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и муравей».)
СЛАЙД 8.- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Потому что это герои
произведения.)
5. Работа над басней "Стрекоза и Муравей"1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)- Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса
Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.
2) Беседа по первичному восприятию- Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?
3) Словарно – лексическая работа- Были ли непонятные слова и выражения?
- Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить.
СЛАЙД 9.попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на местелето красное — тёплое, красивое, солнечное
оглянуться не успела — очень быстро
зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)
помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.
нужда — недостаток в необходимом
злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена
кум, кумушка - родственникидо вешних дней — до весенних дней
мурава - молодая трава резвость - подвижность, веселость голову вскружило — обо всём забыла
6) Чтение басни учащимися- Слова разобрали. А теперь прочитаем басню. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.
7) Гимнастика для глаз.- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.
Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.
8) Анализ текста басни и выборочное чтение- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.
- Кто является героями басни? (Героями басни являются Стрекоза и Муравей.)
-
Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")-Как её называет автор? (Попрыгунья)
- Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)
- Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)
- Как об этом пишет автор? ("С зимой холодной нужда, голод настаёт.")
- Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам.)
- Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? (Потому что Муравей труженик.)
- Какими словами обратилась Стрекоза? ("Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!")
- Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? (Нет, не откликнулся.)- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? - Не жестоко ли это?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?
-Автор басни её осуждает или смеётся над ней? -А как вы относитесь к Стрекозе?
- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)- Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)- Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")
СЛАЙД 10.- Как вы понимаете данные слова?
IV Физминутка АУДИОЗАПИСЬ "ЗВУКИ ЛЕСА".- Поработали, пора и немного передохнуть. Во время физминутки девочки на минутку становятся стрекозами, а мальчики - муравьями. Выполняйте на месте действия, о которых буду говорить. «Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и опять трудиться поспешил. »V Закрепление изученного материала1. Работа по определению черт характера главных героев. Парная работа.- Продолжим разговор о героях басни Крылова.
- На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.
Стрекоза Муравей(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем)
2. Работа над пословицами. Парная работа. - На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы.
СЛАЙД 11.
Поспешишь – людей насмешишь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Делу - время, потехе -час.
- На какую тему данные пословицы?
- Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.
- Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?
- А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.
3. Чтение басни по ролям.- Сейчас мы будем читать по ролям. Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? ( Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)
- Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему?
- С какой интонацией будете читать слова Муравья?
- Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?
- Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров,
вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.
- Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит (учащиеся читают по ролям).
V. Итог урока- Итак, мы прочитали и разобрали басню.
- Что хотел сказать нам Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)
- Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность)
-В каких словах басни заключается мораль? ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")
- Как вы понимаете эти строки?
- Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали?
- Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.
VI. Домашнее задание (на выбор). СЛАЙД 12.- Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями):
1) Читать басню наизусть.
2) Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.
3) Найти и прочитать басню Л.Н.Толстого, которая тоже называется "Стрекоза и Муравей", и сравнить её с басней И.А.Крылова.
4) Инсценировать басню.
VII. СамооценкаУрок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
-Оцените своё состояние после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует вашему состоянию после урока».
СЛАЙД 13.Интересно - не интересно Не устал - устал Доволен собой - не доволен собойСтарался - не старался Волновался на уроке - не волновалсяVII. Выставление оценок