Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Авторская программа элективного курса |
 Скачать 81.76 Kb. |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
городского округа – город Камышин
Авторская программа элективного курса по литературе для 11 класса
«Основные темы творчества
Анны Ахматовой»
Разработчик Шихова Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 10.
Содержание. 1.Пояснительная записка. 2.Цели курса. 3.Тематическое планирование. 4.Основное содержание. 5.Требования к умениям и навыкам. 6.Литература.
Пояснительная записка.
Авторская программа элективного курса «Основные темы творчества «Анны Ахматовой» предназначена для учащихся 11 класса.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Анны Ахматовой» (всего 5 часов). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Анны Ахматовой, однако её произведения представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтессы.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности Ахматовой, а следовательно, и к её творчеству.
Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Анны Ахматовой : читают и анализируют стихи , обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества Анны Ахматовой.
Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 12 часов (1 час в неделю).
Цели курса:
познакомить учащихся с той частью единого литературного процесса, которая до недавнего времени отсутствовала в школьной программе и сегодня представлена крайне скупо;
сформировать представление об уникальности творчества
А.Ахматовой;
развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных произведений и в целом творчества поэтессы;
повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для спецкурса «Основные темы творчества Анны Ахматовой» приоритетами являются:
сравнение, сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Тематическое планирование по элективному курсу «Основные темы творчества Анны Ахматовой»
№ п/п
| Название раздела. Тема занятия.
| Форма организации деятельности.
| Количество часов.
|
1
| Введение
Место творчества Анны Ахматовой в литературе Серебряного века.
|
Лекция с элементами беседы
|
1 час 1 час
|
2 3
4
5
|
I.Ранняя лирика Анны Ахматовой Поэтический мир юной Ахматовой. Сопоставление стихотворений Ахматовой с другими жанрами.
Первые лирические сборники Анны Ахматовой – «Вечер», «Чётки».
Особенности цветовой гаммы, мелодики, ритма ранних стихотворений А. Ахматовой. Трагедия любви в лирике А.Ахматовой.
|
Лекция + сообщения учащихся
Лекция + сообщения учащихся Лекция + рефераты
Практикум – анализ стихотворений.
|
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
| 6
7 8
9
10
11
| II.«Царственное слово» А.Ахматовой»
Стихи Ахматовой – уникальное явление русской литературы.
Стихотворение А. Ахматовой «Кого когда-то называли люди…»
Главные поэтические идеи Ахматовой в сроковые годы.
Анна Ахматова и Николай Гумилёв.
Поэма Ахматовой «Реквием» - настоящая драма.
Многоголосье поэмы: голос поэта, матери, и историка.
| Лекция с элементами беседы
Практикум – анализ стихотворений.
Практикум – анализ стихотворений.
Сопоставительный анализ стихов.
Аналитическое чтение
Аналитическое чтение
|
6 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
|
12
|
Заключительное занятие
« Узнают голос мой…»
|
Беседа
|
1 час
1 час
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (12 часов). Введение «Место творчества Анны Ахматовой в литературе Серебряного века» (1 час). Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Своеобразие лирики Анны Ахматовой. Акмеизм - литературное направление эпохи Серебряного века. Неповторимость художественной системы Анны Ахматовой.
Оборудование:
фотопортреты Анны Ахматовой разных лет. Раздел 1. «Ранняя лирика Анны Ахматовой» (4 часа). Основные вехи жизни Анны Ахматовой. Представление об окружении поэтессы на протяжении всей жизни. Первые поэтические сборники «Вечер», « Чётки». Три периода творчества поэтессы. Автобиография поэтессы.
М. Кузмин, Н. Гумилёв об Ахматовой. Стихотворения «Читая «Гамлета», «Память о солнце в сердце слабеет», «Белой ночью», «Песенка», Вечером», «Я научилась просто, мудро жить», «Помолись, о нищий, о потерянной…».
Оборудование:
фотопортреты разных лет; фото семьи Гумилёвых, 1915г., фото Городецкого;
После изучения раздела 1 «Ранняя лирика Анны Ахматовой» учащиеся должны:
знать/понимать образную природу словесного искусства Анны Ахматовой, основные факты жизни и творчества Анны Ахматовой, основные закономерности историко-литературного процесса эпохи рубежа веков.
уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Анны Ахматовой, выявлять авторскую позицию;
использовать приобретённые знания и умения для участия в диалоге или дискуссии, для самостоятельного знакомства с произведениями Анны Ахматовой и других поэтов Серебряного века.
Раздел 2 «Царственное слово» А.Ахматовой» (6 часов).
Стихи Анны Ахматовой – уникальное явление русской литературы. –поэт своего времени. «Краткая биохроника», составленная М. Баженовым – исследователем жизни Ахматовой. Книга Ахматовой «Нечет». Поэма «Поэма без героя», трагедия «Энума Элиш», «Северные элегии». Цикл стихов «Ветер войны». Сборник «Anno Domini». Поэма «Реквием».
Оборудование: фотографии: А.Ахматовой, 1925 год, Детское Село, квартира И.Рыбакова; Ахматовой и Пунина, 1927 год, Ленинград фото П.Лукницкого; Ахматова, Г.Чулков, М.Петровых, О.Манделыптау 1934 г., Москва; фото для пропуска в Фонтанный Дом, 1939-41гг., Ленинград; 1940 г., Москва, фото В.Виноградова; 1942 г., Ташкент; Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва, фото В.Славинского; А.Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А.Блока, 1946, Ленинград. После изучения раздела 2 «Царственное слово» А.Ахматовой» учащиеся должны:
знать/понимать особенности поэзии Анны Ахматовой
уметь выразительно читать изучаемые произведения, аргументированно формулировать своё отношение к творчеству
Анны Ахматовой и поэто в-акмеистов.
использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа веков, для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского языка.
В результате изучения курса «Основные темы творчества Анны Ахматовой» учащиеся должны знать/понимать:
образную природу словесного искусства Анны Ахматовой;
основные факты жизни и творчества Анны Ахматовой;
содержание произведений Анны Ахматовой;
основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;
уметь:
анализировать и интерпретировать произведения Анны Ахматовой, используя сведения по истории и теории литературы;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения Анны Ахматовой, и других поэтов Серебряного века;
аргументированно формулировать своё отношение к поэзии Анны Ахматовой;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую тему;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения по русской литературе.
Литература:
А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия./Сост., подготовка текста и примечания В. Жирмуновского. Советский писатель, ЛО, 1977.
М. Кралин. Времена Ахматовой//А.Ахматова. Собрание и сочинений в 2 томах. Т.1,М.: цитадель,1977.
К. Чуковский. Анна Ахматова //К. Чуковский. Современники: Портреты и этюды. Минск, Нар. Асвета,1985.
Б. Филиппов. Анна Ахматова. Слово, 1989,№6.
Н. Скатов. Книга женской души//Литература в школе,1989, № м3
Конспекты уроков для учителя литературы. 11 –ый класс. Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л.Г. Максидоновой: В 2ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.
|
|
|