Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Авторская программа элективного курса


Скачать 81.76 Kb.
НазваниеАвторская программа элективного курса
Дата22.04.2016
Размер81.76 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

городского округа – город Камышин





Авторская программа элективного курса


по литературе для 11 класса

«Основные темы творчества

Анны Ахматовой»


Разработчик Шихова Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 10.

Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Цели курса.
3.Тематическое планирование.
4.Основное содержание.
5.Требования к умениям и навыкам.
6.Литература.


Пояснительная записка.

Авторская программа элективного курса «Основные темы творчества «Анны Ахматовой» предназначена для учащихся 11 класса.

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Анны Ахматовой» (всего 5 часов). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Анны Ахматовой, однако её произведения представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.

Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтессы.

Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности Ахматовой, а следовательно, и к её творчеству.

Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».

В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Анны Ахматовой : читают и анализируют стихи , обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества Анны Ахматовой.

Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 12 часов (1 час в неделю).

Цели курса:


  • познакомить учащихся с той частью единого литературного процесса, которая до недавнего времени отсутствовала в школьной программе и сегодня представлена крайне скупо;

  • сформировать представление об уникальности творчества

А.Ахматовой;

  • развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных произведений и в целом творчества поэтессы;

  • повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для спецкурса «Основные темы творчества Анны Ахматовой» приоритетами являются:


  • сравнение, сопоставление;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;

  • владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Тематическое планирование по элективному курсу

«Основные темы творчества Анны Ахматовой»



№ п/п

Название раздела. Тема занятия.

Форма организации деятельности.

Количество часов.


1


Введение



Место творчества Анны Ахматовой в литературе Серебряного века.



Лекция с элементами беседы



1 час
1 час



2
3


4

5


I.Ранняя лирика Анны Ахматовой
Поэтический мир юной Ахматовой. Сопоставление стихотворений Ахматовой с другими жанрами.


Первые лирические сборники Анны Ахматовой – «Вечер», «Чётки».

Особенности цветовой гаммы, мелодики, ритма ранних стихотворений А. Ахматовой.
Трагедия любви в лирике А.Ахматовой.


Лекция + сообщения учащихся


Лекция + сообщения учащихся
Лекция + рефераты

Практикум – анализ стихотворений.




4 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

6


7
8

9


10


11

II.«Царственное слово» А.Ахматовой»

Стихи Ахматовой – уникальное явление русской литературы.

Стихотворение А. Ахматовой «Кого когда-то называли люди…»


Главные поэтические идеи Ахматовой в сроковые годы.


Анна Ахматова и Николай Гумилёв.


Поэма Ахматовой «Реквием» - настоящая драма.


Многоголосье поэмы: голос поэта, матери, и историка.

Лекция с элементами беседы

Практикум – анализ стихотворений.

Практикум – анализ стихотворений.

Сопоставительный анализ стихов.

Аналитическое чтение

Аналитическое чтение


6 часов

1 час


1 час


1 час

1 час


1 час


1 час


12




Заключительное занятие


« Узнают голос мой…»



Беседа




1 час

1 час



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (12 часов).
Введение «Место творчества Анны Ахматовой в литературе Серебряного века» (1 час).
Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Своеобразие лирики Анны Ахматовой. Акмеизм - литературное направление эпохи Серебряного века. Неповторимость художественной системы Анны Ахматовой.

Оборудование:

фотопортреты Анны Ахматовой разных лет.
Раздел 1. «Ранняя лирика Анны Ахматовой» (4 часа).
Основные вехи жизни Анны Ахматовой. Представление об окружении поэтессы на протяжении всей жизни. Первые поэтические сборники «Вечер», « Чётки». Три периода творчества поэтессы. Автобиография поэтессы.

М. Кузмин, Н. Гумилёв об Ахматовой. Стихотворения «Читая «Гамлета», «Память о солнце в сердце слабеет», «Белой ночью», «Песенка», Вечером», «Я научилась просто, мудро жить», «Помолись, о нищий, о потерянной…».

Оборудование:

фотопортреты разных лет; фото семьи Гумилёвых, 1915г., фото Городецкого;

После изучения раздела 1 «Ранняя лирика Анны Ахматовой» учащиеся должны:

  • знать/понимать образную природу словесного искусства Анны Ахматовой, основные факты жизни и творчества Анны Ахматовой, основные закономерности историко-литературного процесса эпохи рубежа веков.

  • уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Анны Ахматовой, выявлять авторскую позицию;

  • использовать приобретённые знания и умения для участия в диалоге или дискуссии, для самостоятельного знакомства с произведениями Анны Ахматовой и других поэтов Серебряного века.


Раздел 2 «Царственное слово» А.Ахматовой» (6 часов).

Стихи Анны Ахматовой – уникальное явление русской литературы. –поэт своего времени. «Краткая биохроника», составленная М. Баженовым – исследователем жизни Ахматовой. Книга Ахматовой «Нечет». Поэма «Поэма без героя», трагедия «Энума Элиш», «Северные элегии». Цикл стихов «Ветер войны». Сборник «Anno Domini». Поэма «Реквием».

Оборудование: фотографии: А.Ахматовой, 1925 год, Детское Село, квартира И.Рыбакова; Ахматовой и Пунина, 1927 год, Ленинград фото П.Лукницкого; Ахматова, Г.Чулков, М.Петровых, О.Манделыптау 1934 г., Москва; фото для пропуска в Фонтанный Дом, 1939-41гг., Ленинград; 1940 г., Москва, фото В.Виноградова; 1942 г., Ташкент; Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва, фото В.Славинского; А.Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А.Блока, 1946, Ленинград.
После изучения раздела 2 «Царственное слово» А.Ахматовой» учащиеся должны:

  • знать/понимать особенности поэзии Анны Ахматовой

  • уметь выразительно читать изучаемые произведения, аргументированно формулировать своё отношение к творчеству

Анны Ахматовой и поэто в-акмеистов.

  • использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа веков, для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского языка.


В результате изучения курса «Основные темы творчества Анны Ахматовой» учащиеся должны знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства Анны Ахматовой;

  • основные факты жизни и творчества Анны Ахматовой;

  • содержание произведений Анны Ахматовой;

  • основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;


уметь:

  • анализировать и интерпретировать произведения Анны Ахматовой, используя сведения по истории и теории литературы;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать стихотворения Анны Ахматовой, и других поэтов Серебряного века;

  • аргументированно формулировать своё отношение к поэзии Анны Ахматовой;


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста на необходимую тему;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения по русской литературе.



Литература:

  1. А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия./Сост., подготовка текста и примечания В. Жирмуновского. Советский писатель, ЛО, 1977.

  2. М. Кралин. Времена Ахматовой//А.Ахматова. Собрание и сочинений в 2 томах. Т.1,М.: цитадель,1977.

  3. К. Чуковский. Анна Ахматова //К. Чуковский. Современники: Портреты и этюды. Минск, Нар. Асвета,1985.

  4. Б. Филиппов. Анна Ахматова. Слово, 1989,№6.

  5. Н. Скатов. Книга женской души//Литература в школе,1989, № м3

  6. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 –ый класс. Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л.Г. Максидоновой: В 2ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.