Главная страница

Анкета для родителей. «обратная связь»



Скачать 168.64 Kb.
НазваниеАнкета для родителей. «обратная связь»
Мартынюк Ксения Александровна
Дата10.02.2016
Размер168.64 Kb.
ТипАнкета

Программа «первый раз в детский сад»,составитель Мартынюк Ксения Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 1 детский сад

Приморского района г. Санкт- Петербурга


СОГЛАСОВАННО

заведующий кафедрой СПБ АППО

кандидат п.н.,профессор Шингаев С.М.

___________________________

(ФИО)

«___»_____________20____г.

Утверждаю

Заведующая ГБДОУ

детский сад №1

___________________________

(ФИО)

«___»_____________20____г.



ПРОГРАММА

психологического сопровождения вновь поступающих

детей в детский сад в адаптационный период

«Первый раз в детский сад»

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: от 1,6 до 3 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 10 часов, 6 месяцев.

СОСТОВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Педагог-психолог

Мартынюк Ксения Александровна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание программы.

  3. Диагностика и параметры эффективности программы.

  4. Организационно — педагогические условия

    список используемой литературы

    приложение №1 готов ли ребенок к детскому саду? Анккета для родителей.

    Приложение №2 карта адаптации ребенка к условиям ДОУ

    приложение №3 анкета для родителей. «обратная связь»

    приложение №4 брошюра «Подготовка ребенка к детскому саду»

    приложение №5 конспект лекции-консультации для родителей «первый раз в детский сад»

Пояснительная записка.

Актуальность. Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации.(Д.Б.Элькони). Детям раннего возраста присуще повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 до 2 – 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация проходит к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Данная программа составленна с учетом основного запроса ГБДОУ детский сад №1, расчитана на 3 ясельные группы (1группа с 1,6 до 2 лет, 2 группы с 2 до 3 лет). Программа выстроенна с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, а так же на основе программы, по которой работает детский сад «от рождения до школы». Так же программа расчитана на родителей вновь поступающих детей в ДОУ (с учетом опыта прошлых лет) в их потребности и желании примать активное участие в жизни детей и детского сада.

Адресат. Программа рассчитана на вновь поступающих детей в детский сад в возрасте от 1,6 до 3 лет, а так же их родителей.

Цель данной программы: создание условий , облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

Для детей:

  • Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

  • снижение уровня тревожных переживаний у детей;

  • развитие навыков общения в группе сверстников.

    Для родителей:

  • Использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;

  • снижение уровня тревожных переживаний у родителей;

  • Оказывать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам адаптации их детей к детскому саду.

Формы, методы работы

  • беседа;

  • рисуночные методы;

  • подвижне и развивающие игры.

    Рекомендуемый стиль общения

    Для успешного проведений занятий с детьми обеспечивает включенность педагога-психолога и воспитателя группы в игру.

    Для успешного общения с родителями психолог может выступать не с позиции «учителя», а участвовать в ходе работы, нго при этом сохранять права «лидера».

    Ожидаемые результаты

    ожидаемый результат данной программы в первую очередь характеризуется снижением частоты проявлений тяжелых эмоциональных состояний (повышенной тревожности, тяжелой формы адаптации)

    так же программа расчитана на длительный результат, который определяется благоприятным вхождением детей в новую для них социальную ситуацию, уменем справляться со стрессовой ситуацией.

Содержание программы.

№№

блоки

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Всего



Общее родительское собрание. Знакомство родителей с администрацией, специалистами и педагогами.(апрель-май)

90 мин




90 мин



Лекция – консультация «Первый раз в детский сад» (середина сентебря)

60 мин




60 мин



Лекция – консультация «Первый раз в детский сад»(середина сентебря)

60 мин




60 мин



Посещение родительских собраний (конец сентября)

30 мин




90 мин



Индивидуальные консультации с родителями (по требованию)

60 мин









Занятие с детьми «в гостях у зайчихи»

5 мин

5 мин

10 мин



Занятие с детьми «кот и мышата»

5 мин

5 мин

10 мин



Занятие с детьми «курочка и цыплята»

5 мин

5 мин

10 мин



Занятие с детьми «солнышко»

5 мин

5 мин

10 мин

Структура игрового занятия

ритуал приветствия друг друга;

подвижные игры, развивающие игры, рисование;

ритуал прощания друг с другом.

В первый адаптационный месяц данный занятия проводятся каждую неделю 4 дня. Занятия проводятся в разном порядке. Во второй адаптационный месяц 2 занятия в неделю, так же проводятся в различном порядке.

Общее родительское собрание.

Данное родительское собрание проводится в апреле – мае. На данном собрании собираются все родители вновь поступающих детей в ГБДОУ детский сад №1. Родители знакомятся с администрацией детского сада заведующей, старшим воспитателем и педагогами, а так же специалистами педагогом-психологом и медсестрой.

Администрация знакомит родителей с основными положения и правилами ГБДОУ детский сад №1. Рассказывают о режиме дня детей ясельных групп, питании, рассказывают о достижениях коллектива в целом и конкретных педагогов в частности.

Педагог психолог предлагает заполнить родителям анкету (см приложение №1) о своих детях, для сбора информации и дальнейшей ее обработки. Так же предлагает брошюру(см приложение №4) для ознакомления, что необходимо знать родителям будущих воспитанников. О режиме, как помочь малышу адаптироваться, как справиться с адаптацией самим родителям.

Лекция – консультация «Первый раз в детский сад»

Лекция-консультация проводится в середине сентября. Где педагог-психолог рассказывает об адаптации, что это такое, как может проявляться, протекать у детей. Как помочь справиться малышу со стрессом.

Вторая часть лекции происходит в виде диалога, родители спрашивают наиболее интересующие их вопросы, психолог отвечает.

В конце лекции-консультации родители заполняют «обратную связь».

Адаптационные занятия с детьми. «в гостях у зайчихи»

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Создать приятную психологическую обстановку в группе;

  • Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;

  • Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск; мягкая игрушка –заяц; морковка, листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением морковки; краски, губки.

Ход занятия:

Дети и воспитатели находятся в игровой зоне. В гости приходит Зайчиха.

Психолог. Ребята, посмотрите, кто пришел! (психолог показывает игрушку зайца.)

Зайчиха (говорит психолог, изменяя интонацию голоса).

Здравствуйте, ребята, я Зайчиха Маша – хозяйка детского сада. Очень рада я, что вы ко мне в гости пришли.

Психолог. Давайте поздороваемся с хозяйкой и пожмем ей лапу.

Зайчиха (психолог держит в руках игрушку – зайца) подходит к каждому ребенку, пожимает руку и знакомится. Если ребенок не называет свое имя, то ему помогает воспитатель.

Психолог. Ребята, мы Зайчихе пожимали лапку, а кто знает, где у нее глазки? А у вас где (ушки, носик)? Молодцы!!!

Зайчиха. Я очень люблю играть, давайте вместе поиграем.

Психолог. Давайте, ребята, повторяйте за мной:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит, вот так, вот так

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг да скок.

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог. Ребята, зайки очень любят кушать морковку. Потрогайте ее (показывает морковь), морковка гладкая, длинная. У нашей зайчихи много друзей – зайчиков, но одной морковки на всех не хватит. Ребята, давайте для них нарисуем морковки и угостим их.

Рисование «морковка для зайца».

Психолог включает магнитофон с аудиозаписью, раздает детям рисунки-заготовки. Детки рисуют с помощью губок.

Зайчиха благодарит, прощается и уходит.

Адаптационные занятия с детьми. «кот и мышата»

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Создать приятную психологическую обстановку в группе;

  • Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;

  • Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск; мягкая игрушка – котик; маски мышат, листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением следов лапок котика; краски.

Ход занятия:

Дети и воспитатели находятся в игровой зоне. В гости приходит Кот.

Психолог. Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! (психолог показывает игрушку кота.)

Котик (говорит психолог, изменяя интонацию голоса).

Мяу, здравствуйте, ребята. Котик здоровается (психолог держит в руках игрушку – кота) подходит к каждому ребенку, пожимает руку и знакомится. Если ребенок не называет свое имя, то ему помогает воспитатель.

Психолог. Ребята, шубка у котика мягкая, хвостик красивый пушистый. У котика есть коготки, что бы он мог защищаться.

Психолог предлагает детям и воспитателю изобразить, как котик показывает коготки и шипит.

Психолог.

Ну-ка, милые котятки,

Покажите свои лапки.

Я люблю своих ребяток,

Я люблю своих котяток.

Всех обнимет Котик,

Скажите только «мяу»!

Давайте помяукаем, как котята.

Психолог. А котик любит играть с мышатами. Давайте вы будете мышатами, и мы поиграем с котиком. Мышата пищат «пи-пи».

Воспитатель помогает одеть ребятам маски мышат.

Психолог. Мышата, давайте котика позовем с нами поиграть.

Озорной котенок,

Ножками потопай,

Ручками похлопай,

головкой покивай,

с нами поиграй.

Не идет играть котик, давайте еще раз позовем.

Дети повторяют движения, соответствующие словам в стихотворении.

Психолог.

Не играет с нами котик,

Он грустит-болит животик.

Котика мы полечили,

Молочка ему налили.

Больше, котик, не болей,

Будет всем нам веселей.

Котик, котик, - ну вставай

И мышат ты догоняй!

Воспитатель помогает снять с детей маски.

Психолог.

Весело с котиком играли

И немножко мы устали.

А теперь мы отдохнем,

Рисовать сейчас пойдем.

Дети садятся за столы.

Психолог. Ребята, маленький котенок оставил свои следы.

Намочил котенок лапки, он пошел гулять босой.

Не нашел себе он тапки

И скорей бежит домой.

После показа дети рисуют следы лапок котика.

Психолог.

Наши ручки рисовали,

Грязными от краски стали.

Ручки нужно нам помыть,

Полотенцем просушить.

Котик прощается с детьми и уходит. Все дети идут мыть руки.
Адаптационные занятия с детьми. «курочка и цыплята »

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Создать приятную психологическую обстановку в группе;

  • Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;

  • Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск; мягкая игрушка – петушок; маски цыплят, листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением петуха; краски.

Ход занятия:Психолог включает магнитофон с аудиозаписью петушиного крика.

Психолог. Ой, ребята, кто это так громко кричит?

Петушок (его роль исполняет психолог, держа в руках игрушку – петуха). Это я, петушок, кука-реку! Здравствуйте!

Психолог.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Петушок.

Всех ребят зову, зову:

Кука-реку, кука-реку.

Очень я играть люблю:

Кука-реку, кука-реку.

Будем вместе мы играть,

Будем весело кричать:

Кука-реку, кука-реку.

Ребята, а курочка одна не ходит. Рядом с ней ее детишки – цыплята. Мы сейчас с вами превратимся в маленьких цыплят.

Психолог. Цыплята гуляют на полянке, резвятся. Но цыплята, будьте осторожны! Если появится лиса, убегайте, прячьтесь!

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог.

Желтые комочки

Убегали к маме –квочке.

Цыплята прятаться устали,

а играть мы перестали.

Проголодались и цыплята , и курочка, и петушок. Они любят кушать зернышки. Давайте покормим их, нарисуем зернышки.

Психолог раздает детям рисунки-заготовки с изображением петуха. Дети рисуют пальчиками зернышки.

Психолог.

Петушка накормлю,

Дам я зернышка ему.

Петушок. Спасибо, ребята! До свидания!
Адаптационные занятия с детьми. «солнышко»

Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети.

Задачи:

  • Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми;

  • Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия;

  • Вызвать положительное отношение к детскому саду;

  • Расширять словарный запас.

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск с записью «голубой вагон»; мягкие игрушки – собака и солнце; листы для рисования (на каждого ребенка) с изображением солнца; краски.

Ход занятия:

Стук в дверь.

Психолог. Ой, ребята, кто это?

Собака (ее роль исполняет психолог, держа в руках игрушку-собаку). Ав-ав! Здравствуйте, ребята!

Я проворный озорной щенок,

Весело играю! ав!

По траве зеленой прыг да скок,

хвостик догоняю.

Психолог. Что-то наш щенок перестал играть, загрустил. Тузик, что с тобой?

Собака.

Всю, всюду я хожу,

Солнышка не нахожу.

Ну куда же мне пойти?

Где же солнышко найти?

Психолог. Ребята, без солнышка очень грустно становится, и играть не хочется.

Солнце утром встало,

Всех детишек приласкало.

А когда солнышко не светит, то и детишек некому согреть, поднять настроение.

Психолог. Светит солнышко и мы гуляем, прыгаем, радуемся. Спряталось солнышко, закапал дождик, -скорее убегаем под зонтик.

Дождик, дождик –

Кап, кап, кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы намочим ножки.

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог.

Дождик, дождик,

Хватит лить,

малых деточек мочить.

Собака. Ребята, без солнышка плохо, давайте вместе отправимся на солнечную полянку и попросим солнышко вернуться.

Психолог. А поедем мы туда на поезде. Ребята садитесь в вагончики.

Загудел паровоз и вагончики повез:

- Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.

Вот наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

- Чу-чу-чу-чу,- пыхтит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

Собака. Ав, не видно и здесь солнышка.

Психолог. Не расстраивайся: солнышко, как и мы, ночью спит, а утром встает.

Утром солнышко встает выше, выше.

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже.

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог. Солнышко спит, а мы его позовем и разбудим.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко,

Ждут тебя малыши,

Ждут тебя крепыши.

Ой, ребята, вот и солнышко встало и согревать людей всех стало.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку.

Повторяется 2 раза.

Психолог. Ребята, мы с вами нашли солнышко, оно ярко светит. А теперь садимся в паровозик, пора возвращаться.

Психолог включает магнитофон с записью песни «голубой вагон»

Психолог.

Мы ехали, мы пели,

С песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Собака. Ав, ребята, спасибо вам , я теперь могу прыгать и резвиться.

Психолог. ребята, что бы весело было всегда, каждый сам нарисует себе солнышко сам, а мы поможем.
Диагностика и параметры эффективности программы

Формы, методы и сроки диагностики.

    Для отслеживания эффективности программы проводится мониторинг (на первом родительском собрании родителии заполняют анкету см приложение №1) на основании которой строится дальнейшая работа совместно с воспиттелями. Так же с первого дня прибывания ребенка в группе воспитатели фиксируют в «карте адаптации ребенка к условиям ДОУ»(см приложение №2) ежедневно состояние каждого ребенка. Первый месяц бланк заполняется обязательно. В дальнейшем индивидуально для каждого ребенка педагог-психолог совместно с воспитателем группы решают о дальнейшем заполнении карты наблюдений. (это происходит в том случае, если ребенок много пропускает или если адаптация у ребенка проходит очень тяжело(много красного цвета в карте).

    В нашей карте адаптации ребенка к условиям ДОУ мы предлагаем фиксировать следующие структурные компоненты адаптации:

  • общий эмоциональный фон в течении дня;

  • аппетит;

  • сон(отмечается с того дня, как ребенка начинают оставлять на сон);

  • туалет;

  • уровень развития игры;

  • стремление к самостоятельности;

  • характер взимоотношений ребенка с воспитателем

  • взаимоотношения со сверстниками, инициатива;

  • поведение родителей.

    Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, средний, высокий уровень.

    Так же одним из основных методов диагностики, позволяющим отслеживать динамику и характер адаптации является наблюдение за деятельностью детей. С воспитателем обсуждение сложных моментов.

    Педагог-психолог посещает ясельные группы ежедневно с утра в течении двух месяцев. При необходимости дает мини консультацию воспитателю по важным(беспокоящям моментам) воспитателя. Если возникает сереьзный вопрос требующим подробного рассмотрения, то этот вопрос выносится на рассмотрении МПК.

Ожидаемый результат

для детей:

Ожидаемый результат по окончанию программы, благополучное вхождение детей в новую социальную ситуацию. Повышения коммуникативности со сверстниками, приобретение новых навыков общения с детьми и взрослыми, снижение утревожности детей.

Для взрослых:

При активном участии родителей в данной программе, их взаимодействии с администрацией детского сада, специалистами и воспитателями, то повысится их информированность о жизни етского сада в целом, так и жизни ребенка в детском саду в частности. За счет чего, предполагается, постепенное снижение тревожности родителей, связанных с прибыванием детей в детском саду. Так же родители смогут обменять опыт между собой и приобрести новый опыт общения с ребенком раннего возраста.



Список литературы.

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации . авт.- сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград : Учитель, 2008.

  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2004.

  3. Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.

  4. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад : программа, программа, психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград : Учитель, 2011.



Приложение №3

Анкета для родителей

«обратная связь»

  1. Насколько, по Вашему мнению, проведенная работа по облегчению адаптации у детей была успешной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши предложения и пожелания в проведении работы по облегчению адаптационного периода у детей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нужны ли такие формы сотрудничества детского сада с родителями? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

приложение №1

Готов ли ребенок к детскому саду? Анкета для родителей


Анкета, разработанная психологической службой д/с №1, поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

Возраст ребенка___________________________

ФИО ребенка _____________________________

Дата заполнения __________________________

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет и ходит мокрый - 1 балл

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

_______________________________________________________________ - 1 балл

Нет - 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

Есть ли у ребенка аффективная (очень сильная, расставания происходит только с истериками) привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

 

Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла; не готов - 23-16 баллов.