Аналитическая справка
по результатам мониторинга освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы
дошкольного образования "Детство"
воспитанниками подготовительной группы № 64
за 2012-2013 учебный год.
Детский сад № 201 "Волшебница" с приоритетным осуществлением физического направления и квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" с учетом ФГТ.
С детьми данной группы работали воспитатели высшей категории - Морозова И.А. и второй категории - Усова С.В.
На начало 2012-2013 года более низкие показатели по данным мониторинга были в таких областях, как "Безопасность", "Социализация", "Физическая культура", "Художественное творчество".
Приоритетными направлениями в работе были:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка. Цель: построение целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для соматического и нервно-психического здоровья. Задачи:
Совершенствовать физическое и эмоциональное благополучие детей посредством введения оздоровительных мероприятий
Способствовать хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развивать его возможности;
Расширить просветительскую работу по охране и укреплению психофизического здоровья детей с воспитанниками и родителями.
Развивать потребность в здоровом образе жизни.
Социализация.
Задачи:
Способствовать гармоничному развитию взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
Развивать чувство эмпатии; расширять представления детей о проявлении некоторых чувств и переживаний других людей, умение ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности; понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умение разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
Познавательное развитие Цель: Всестороннее развитие личности ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности. Задачи:
Формировать познавательные процессы и способы умственной дея-тельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе.
Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности.
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы .
Приоритетное направление деятельности группы по реализации программы – обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе.
Безопасность
Задачи:
- Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). - Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. - Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью. Художественное творчество
Задачи:
· продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) дляобогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
· показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру;
· поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы;
· расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч.космические, веселые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом»; представителей разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой; при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детенышами в движении; учить передавать свое представление об историческом прошлом родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта; показать возможность создания сказочных образов на основе фантазийного преобразования реальных образов;
· помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
· инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла;
· учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или веселый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);
· продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения; создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания;
· развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями; изображать более близкие и далекие предметы, изменяя их размеры; выделять в композиции главное – основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию – эскиз, набросок, композиционная схема;
· совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш);
· поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям; использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения;
· учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (широкие движения кистью в создании композиции, образ моря, леса и т.п., короткими движениями рук или пальцев прорисовывать мелкие детали образа; сочетание крупных и мелких мазков, линий при изображении отдельных предметов); поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным;
· способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы, приемы и техники;
· организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, развешивать работы).
Результаты мониторинга освоения образовательных областей
программы "Детство" на начало и конец уч. года.
Уровни
(%)
| Образовательные области
| Средний
пок-ль
(%)
| Ф.К.
| Здор.
| Без-ть
| Соц-ция
| Труд
| Позна-ние
| Ком-ция
| Чт. х. л-ры
| Худ. тв-во
| Му-зы-ка
|
| Выс. ур.
| 52
| 64
| 72
| 86
| 68
| 89
| 55
| 73
| 74
| 78
| 85
| 89
| 72
| 80
| 76
| 80
| 70
| 95
| 11
| 22
| 63
| 75
| Сред. ур.
| 48
| 36
| 28
| 14
| 30
| 11
| 43
| 27
| 26
| 22
| 15
| 11
| 28
| 20
| 24
| 20
| 20
| 5
| 61
| 67
| 32
| 24
| Низ. ур.
| 0
| 0
| 0
| 0
| 2
| 0
| 2
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 10
| 0
| 28
| 11
| 5
| 1
|
Процент усвоения программы по среднему и высокому уровню по группе в целом составляет 99%, что говорит об успешном выполнении поставленных задач в начале учебного года. Образовательные области, наиболее хорошо усвоенные воспитанниками:
"Здоровье" - 100%, так как были использованы такие методы работы с детьми как индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, оздоровительные приёмы и процедуры, решение проблемных ситуаций; развитие культурно-гигиенических навыков, физкультурные минутки, динамические паузы, чтение худ. литературы по теме; консультации с родителями.
"Безопасность" - 100%. В работе использовались проблемные ситуации, сюжетные картинки, беседы, чтение худ. литературы, подготовка и участие в городском конкурсе "Зелёный огонёк", консультации с родителями и участие их в подготовке дидактических игр и пособий по темам.
"Познание" - 100%. В течении учебного года с детьми применялись : индивидуальная и коллективная работа, тематические беседы, наблюдения, использование дидактических игр, опытная деятельность, интегрированная деятельность, конкурсы среди воспитанников и их семей, участие в различных местных и городских мероприятиях и акциях и т.д.
"Художественное творчество" - 100%. Использовались нетрадиционные техники ( глина, солёное тесто, граттаж, моно- и диатипия, барельеф, сухая кисть и т.д.) Активно привлекались дети и семьи воспитанников к созданию эстетической и предметной среды группы, конкурсам и выставкам, проводились консультации, семинары-практикумы и мастер-классы. Активно использовалась интеграция с такими областями как "Музыка", "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы".
По всем областям были использованы здоровьесберегающие технологии:
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Физкультурно-оздоровительные технологии.
К ним относятся:
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей при НОД;
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на НОД;
Соблюдение мер по предупреждению травматизма;
Процент усвоения программы по образовательной области "Физическая культура" К концу года дети освоили:
Выполняют правильно все виды основных движений (ходьба, бег, метание, лазанье).
Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
Выполняют физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
Следят за правильной осанкой.
Ходят на лыжах переменным скользящим шагом.
Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
Плавают произвольно на расстояние 10 м. Используемые современные образовательные технологии: Информационные технологии
Это применение видеофильмов, мультимедиа технологий, компьютера.
Одна из личностно-ориентированных технологий – метод проектов, как наиболее перспективная педагогическая технология, которая позволяет раскрыть творческие способности дошкольников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, выделять главное, брать ответственность на себя и принимать решения; позволяет интегрировать в себе обучение в сотрудничестве, групповые методы, рефлексивные.
Здоровьесберегающие технологии
Нормативно – правовые требования, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья детей. С целью поддержания здоровья дошкольников и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни мы выполняет санитарно – гигиенические требования (проветривание спортивного зала и группы, соблюдение светового режима и т.д.); проводили физкульминутки, спортивные праздники, «Дни здоровья». Была создана необходимая предметная среда:
Копилка здоровья, интегративный стенд "Дерево роста", технологические карты, спортивный инвентарь в группу и на улицу.
Процент усвоения программы по образовательной области "Здоровье"
К концу года дети освоили:
Усвоили основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умываются, насухо вытираются, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистят зубы, полощат рты после еды, моют ноги перед сном, правильно пользуются носовым платком и расческой, следят за своим внешним видом, быстро раздеваются и одеваются, вешают одежду в определенном порядке, следят за чистотой одежды и обуви).
Имеют сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье). Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности детей и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому мы стали внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности дошкольников в современном обществе.
В поисках решения проблемы мы использовали в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход, который реализовали через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного,информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения. (Создание игровой ситуации, совместная деятельность, психофизическая тренировка, психогимнастика, работа в группах, парах, создание ситуации успеха и т.д.)
Процент усвоения программы по образовательной области "Безопасность"
К концу года дети освоили:
Соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
Различают и называют специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»; наземный, подземный, водный, воздушный и т.д.), объясняют их назначение.
Понимают значения сигналов светофора.
Узнают и называют дорожные знаки. Различают проезжую часть, тротуар, различные виды пешеходных переходов.
Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, огнём и водой, бережного отношения к окружающей природе). Использовали игровые технологии (создание игровой ситуации), проблемное обучение (создание проблемной ситуации), педагогику сотрудничества (эвристические беседы), информационно-коммуникативные технологии (представление наглядного материала), развивающее обучение (Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения) и т.д. Процент усвоения программы по образовательной области "Социализация"
К концу года дети освоили:
Самостоятельно отбирают или придумывают разнообразные сюжеты игр.
Придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находят новую трактовку роли и исполняют ее. Могут моделировать предметно-игровую среду.
В дидактических играх договариваются со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляют себя терпимыми и доброжелательными партнерами.
Понимают образный строй спектакля: оценивают игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
В беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения.
Владеют навыками театральной культуры: знают театральные профессии, правила поведения в театре.
Участвуют в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.). В группу были внесены атрибуты и предметы, позволяющие детям организовывать различные варианты сюжетно-ролевых игр (помощь родителей воспитанников), создавались игровые ситуации, отталкивались от эмоционального настроя детей, особенно после просмотренного театра или кинофильма, после поездки ребёнка в другую страну, после посещения музеев и т.д. Активно использовались беседы и наглядный материал. На продуктивных видах деятельности изготавливались атрибуты, необходимые для игр (посуда, фигурки животных и людей, салфетки и т.д.)
Процент усвоения программы по образовательной области "Труд"
К концу года дети освоили:
Самостоятельно ухаживают за одеждой, устраняют непорядок в своем внешнем виде. Ответственно выполняют обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Проявляют трудолюбие в работе на участке детского сада.
Могут планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Для этого мы использовали индивидуальный и дифференцированный подход: разноуровненвые задания, т.к. в группе одновременно находились дети и с нарушением ОДА и здоровые, т.е. с разными физическими возможностями. Процент усвоения программы по образовательной области "Познание"
К концу года дети освоили: Продуктивная (конструктивная) деятельность. Способны соотносить конструкцию предмета с его назначением.
Способны создавать различные конструкции одного и того же объекта.
Могут создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Формирование элементарных математических представлений.
Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляют из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находят части целого множества и целое по известным частям.
Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносят цифру (0-9) и количество предметов.
Составляют и решают задачи в одно и два действия на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).
Различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Умеют делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различают, называют: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводят их сравнение.
Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются знаковыми обозначениями.
Умеют определять временные отношения (день—неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знают состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Умеют получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знают монеты достоинством 10, 50 копеек; 1, 2, 5, 10, 50 и 100 рублей.
Знают название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен
года.
Формирование целостной картины мира. Имеют разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
Выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей. Знают герб, флаг, гимн России. Называют главный город страны.
Имеют представление о родном крае; его достопримечательностях. Имеют представления о школе, библиотеке.
Знают многих представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
Знают правила поведения в природе и соблюдают их.
Устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Использование СОТ, упомянутых выше. Процент усвоения программы по образовательной области "Коммуникация" К концу года дети освоили:
Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляют по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове. При работе в данной области мы осуществляли тесную интегративную связь с такими областями как "Познание", "Социализация", Чтение художественной литературы", использовали мультимедийные презентации, викторины, игры-драматизации, выступления для малышей и т.д. Процент усвоения программы по образовательной области "Чтение художественной литературы"
К концу года дети освоили: Различают жанры литературных произведений.
Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.
Выразительно читают стихотворение, пересказывают отрывок из сказки, рассказа. В этом году обновили библиотеку группы, приобрели портреты писателей и поэтов, активно использовали чтение художественной литературы во многих НОД. Обучение грамоте способствовало развитию у детей навыков чтения, что расширило возможности дошкольников: самостоятельное чтение небольших рассказов.
Процент усвоения программы по образовательной области "Художественное творчество" К концу года дети освоили: Различают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называют основные выразительные средства произведений искусства.
Рисование. Создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Используют разные материалы и способы создания изображения.
Лепка. Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
Выполняют декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывают вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Аппликация. Создают изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.
Создают сюжетные и декоративные композиции. Как и говорилось выше, широко использовались различные нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации в тесной интеграции с другими областями. Гуманно-личностная технология (настрой на успех) была приоритетной. Процент усвоения программы по образовательной области
"Музыка"
К концу года дети освоили:
Образовательная область «Музыка»
Узнают мелодию Государственного гимна РФ.
Определяют жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
Определяют общее настроение, характер музыкального произведения.
Различают части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Могут петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Могут петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Умеют выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
Инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах.
Исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. |