Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

1 группа Задание № Культура. Духовность. Формы культуры


Скачать 154.11 Kb.
Название1 группа Задание № Культура. Духовность. Формы культуры
Дата16.02.2016
Размер154.11 Kb.
ТипДокументы

1 группа

Задание № 1. Культура. Духовность. Формы культуры. /Время на выполнение задания – 30 секунд/.

Определите понятие: элитарная культура. Приведите примеры, раскрывающие ее содержание.

Задание № 2. Наука.
Прочтите текст, ответьте на вопросы:
«Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор Президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать, как сфера познавательной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий// Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.
Вопросы и задания к источнику:
1) Опираясь на свой жизненный опыт, знания по различным предметам, приведите аргументы в поддержку положения о том, что современная наука — величайшее достижение человеческого интеллекта.

2) Как вы думаете, на чем основана высказанная в документе надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими недугами?

Задание № 3. Образование

? В Российской Федерации государственные органы призывают работодателей участвовать в формировании и реализации образовательной политики. В чем, на ваш взгляд, может выражаться это участие и кому оно выгодно? Свое мнение аргументируйте и конкретизируйте.

Задание № 4. Религия

Прочтите нравственные заповеди различных религий мира. Выделите общую мысль всех высказываний.
БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам».

БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно».

ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей»

 ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя»

 ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

 ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

 КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам»

ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Задание № 5. СМИ

Просмотрите зрительный ряд, снова вспомните современное разнообразие СМИ, подумайте, обсудите и докажите положительное влияние СМИ на человека и общества.

Задание № 6. Современная отечественная культура: проблемы и перспективы.

Прочтите текст и в нескольких тезисах охарактеризуйте положительные явления в развитии отечественной культуры.

Былое единообразие в творчестве уступают место открытости и плюрализму. Государство перестало заниматься идеологической цензурой, и к российскому читателю возвратились многие выдающиеся произведения русской общественной мысли, вновь зазвучали имена их авторов (Н. О. Лосский, С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и др.), равно как и представителей зарубежной философии (Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, К. Поппер и др.), знакомство с которыми ранее было затруднено по идеологическим соображениям. Стали доступны книги отечественных писателей (И. Бабеля, М. Булгакова, А. Веселого, Е. Замятина, М. Зощенко, Ю. Олеши, А. Платонова и многих других), преданные в предшествующие десятилетия несправедливому забвению. Были ликвидированы библиотечные спецхраны, переполненные запрещенными произведениями русской и мировой классики, благодаря чему расширился круг чтения рядового гражданина, и стали богаче представления о мировой культуре. Прекратилась дискриминация представителей передовой интеллигенции. Многим изгнанным, высланным, уехавшим в период прежних политических режимов возвращено гражданство, их творчество стало достоянием зрителей, слушателей, читателей.

2 группа

Задание № 1. Культура. Духовность. Формы культуры.

Определите понятие: народная культура. Приведите примеры, раскрывающие ее содержание.

Задание № 2. Наука.
Прочтите текст, ответьте на вопросы:
«Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор Президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать, как сфера познавательной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий// Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.
Вопросы и задания к источнику:
1) Раскройте на конкретных примерах утверждение, что наука способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его.

2) Как вы думаете, на чем основана высказанная в документе надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими недугами?

Задание № 3. Образование

? Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В чем, на ваш взгляд, состоят положительные стороны и недостатки этой формы аттестации знаний? Целесообразно ли считать ЕГЭ единственной формой школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов? Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо изменить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое качество знаний и учитывала интересы учащихся.

Задание № 4. Религия

Существует мнение, что увеличение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. Считается, что молодых привлекает внешняя (обрядовая) сторона религии. А как думаете вы? Свое мнение аргументируйте и конкретизируйте.

Задание № 5. СМИ

Просмотрите зрительный ряд, снова вспомните современное разнообразие СМИ, подумайте, обсудите и докажите отрицательное влияние СМИ на человека и общество.

Задание № 6. Современная отечественная культура: проблемы и перспективы.

Прочтите предложенный текст и в нескольких тезисах выскажите общую характеристику состояния отечественной культуры. Постарайтесь выделить конкретные формы проявления кризиса отечественной культуры.
Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности.

Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,— язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью.

Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации,— разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования. По международным стандартам интеллектуализации молодежи, выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР в 50-х гг. занимал 3-е место в мире после США и Канады, в 1985 г.— 42-е, в 1990 г.—50-е. На каком месте мы находимся сегодня?

3 группа

Задание № 1. Культура. Духовность. Формы культуры.

Определите понятие: массовая культура. Приведите примеры, раскрывающие ее содержание.

Задание № 2. Наука.
Прочтите текст, ответьте на вопросы:
«Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор Президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать, как сфера познавательной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий// Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.
Вопросы и задания к источнику:
1) Почему поддержка фундаментальной науки является государственным приоритетом? Как это сегодня реализуется в России?

2) Как вы думаете, на чем основана высказанная в документе надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими недугами?

Задание № 3. Образование

? В России из года в год растет количество студентов вузов. Однако многие выпускники долгое время не могут найти работу по специальности. Вместе с тем остаются вакантными рабочие места, требующие лишь среднего профобразования. В чем, по вашему мнению, причина этих явлений и какие меры общество и государство должны принять для упорядочивания подготовки специалистов различных образовательных уровней?

Задание № 4. Религия

Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, созданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспонирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о неуклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретными примерами.

Задание № 5. СМИ

Просмотрите зрительный ряд, снова вспомните современное разнообразие СМИ, подумайте, обсудите и приведите аргументы в пользу свободы выбора человека, гласности.
Задание № 6. Современная отечественная культура: проблемы и перспективы.

Прочтите предложенный текст, материал учебника и в нескольких тезисах охарактеризуйте причины кризисных явлений в отечественной культуре.
Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием и экономики страны в целом, и материально-технического обеспечения культуры в частности.

 Сложная экономическая ситуация провоцирует массовый уход квалифицированных специалистов из вузов и научно-исследовательских институтов в коммерческие структуры. Еще более тяжелые последствия для российской культуры имеет рост числа высококвалифицированных специалистов, ученых, артистов, покидающих пределы России.

      Коммерциализация культуры, подчиняющая ее целям получения прибыли, побуждает деятелей театра, кино, телевидения, издательств ориентироваться на кассовый сбор, на запросы только массового зрителя. Это ведет к подмене подлинных культурных ценностей суррогатами культуры, к распространению произведений, культивирующих насилие, порнографию, примитивизм, т. е. к «расчеловечиванию» культуры.

      Социальное расслоение общества привело к тому, что наиболее богатая часть населения получила широкий доступ к ценностям культуры, к частным школам, дающим элитарное образование, возможность направлять детей на учебу в престижные вузы за рубеж, в то время как огромная часть населения, живущая ниже черты бедности, не в состоянии не только купить билеты в театр, но и оплатить все необходимое для подготовки ребенка к обучению в обычной школе.

4 группа

Задание № 1. Культура. Духовность. Формы культуры.

Определите понятие: молодежные субкультуры. Приведите примеры, раскрывающие ее содержание.

Задание № 2. Наука.
Прочтите текст, ответьте на вопросы:
«Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор Президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать, как сфера познавательной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий// Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.
Вопросы и задания к источнику:
1) Как вы понимаете утверждение о том, что Россия сделала свой стратегический выбор, страна отвергла развитие по сырьевому пути и выбрала инновационный?

2) Как вы думаете, на чем основана высказанная в документе надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими недугами?

Задание № 3. Образование

? В последние годы большое развитие получило платное обучение. Чем это объясняется? Каковы социальные последствия введения платного обучения? Каково, на ваш взгляд, должно быть соотношение между платным и бесплатным обучением в вузах?

Задание № 4. Религия

Известный общественный деятель полагал, что научные знания, по сути, пессимистичны, а вера всегда несет оптимизм. Согласны ли вы с мнением общественного деятеля? Поясните свое мнение, опираясь на факты общественной жизни и обществоведческие знания.
Задание № 5. СМИ

Просмотрите зрительный ряд, снова вспомните современное разнообразие СМИ, подумайте, обсудите и приведите аргументы в пользу цензуры в СМИ.

Задание № 6. Современная отечественная культура: проблемы и перспективы.

Прочтите комментарий к роману Ч.Айтматова “Буранный полустанок” (“И дольше века длится день”) и ответьте на вопросы:
В романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») рассказана легенда о том, как в результате чудовищной пытки был сформирован раб-манкурт, не помнящий своего прошлого, не осознающий себя человеческим существом, связанным с другими людьми, ни за что не несущий ответственности. В наши дни этот персонаж стал нарицательным. Таким манкуртом может быть любой, кому безразлично прошлое и будущее своего народа,— и простой рабочий, и деятель культуры, и человек, облеченный властью.

Создавая образ манкурта, Чингиз Айтматов поднимается до большого философского обобщения. Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, утрачивает право называться человеком. Он сохраняет только внешнюю человеческую оболочку, а по существу хуже животного, это робот, существо механическое.

Пример: Польские реставраторы вызвались бескорыстно помочь в восстановлении былой красоты дворца в Царицыне. Кропотливо и старательно возвращали они к жизни все архитектурные украшения одного из крыльев дворца. Но однажды утром, приступая к другому участку, они обнаружили, что вся их прошлая работа уничтожена. Разломаны и покалечены башенки и зубцы некогда красивых стен. Все перебито и изгажено какими-то людьми, которых иначе как манкуртами и назвать нельзя... Поляки уехали, ушли навсегда, оставив на недостроенной стене дворца надпись: «Русские, что вы делаете?». Но у манкуртов нет национальности — они рабы собственного невежества.
Вопросы:


  1. Кого называют манкуртами?

  2. Можете ли вы привести примеры проявления манкуртизма в своем регионе? Выскажите

свое отношение к современным манкуртам.