№№
урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания урока
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
|
|
|
1
|
Роль книги в жизни
человека
|
Урок-беседа.
Тести-
рование.
|
Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений.
Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
|
Знать: особенности художественной и учебной книги.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: разбираться в структуре книги
|
Викторина
|
Вопросы и задания
(с. 5-6)
|
|
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(7 часов)
|
|
|
|
2
|
Малые
жанры фольк-лора
|
Ком-
бини-рован-ный урок
|
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Виды малых жанров фольклора
|
Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
|
Игра по малым жанрам фольклора
|
Вопросы и задания
(с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору)
|
3
|
Поня-тие о сказке
как виде
народ-ной
прозы
|
Урок изучения нового
материала, урок-беседа
|
Сказка как вид народной прозы.
Виды сказок.
Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).
Особенности сказывания (ритмичность, напевность).
Иллюстрации к сказкам
|
Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.
Понимать: значение сказок в жизни народа.
Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам
|
Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8)
|
Вопросы и задания
(с. 10-11), чтение сказки «Царевна-лягушка»
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
4
|
Вол-шебная сказка «Царевна-лягуш-ка»
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка».
Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла
|
Знать: сюжет и содержание сказки
«Царевна-лягушка» . Понимать: смысл сказки. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению
|
Вопросы и задания
(с. 10-11)
|
Вопросы и задания
1-4
(с. 25), вырази-тельное чтение и пересказ эпизодов сказки
|
5
|
Худо-жест-вен-ный
мир сказки «Царевна-лягуш-ка»
|
Комбинирован-ный урок
|
Художественные особенности сказки
«Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы).
Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника).
Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка». Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение
|
Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и
задания рубрики «Фонохресто-матия»
(с. 26)
|
Вопросы
и задания 5-7
(с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван — крестьян-ский сын и чудо-юдо»
|
6
|
«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» —
вол-шебная сказка герои-ческо-го содержа-ния
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».
Система образов.
Любовь и уважение народа к защитникам Родины
|
Знать: признаки волшебной и героической сказок.
Понимать: отношение народа к героям сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок
|
Составление плана сказки, вопросы и задания 1—6 (с. 37)
|
Вопросы и задания
7-8
(с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь»
(с. 37)
|
7
1
|
Сказки о животных и быто-вые
сказки
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле.
Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение.
Репродукции картин 4
|
Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Понимать: проявление в сказках представлений народа.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать
актерское чтение
5
|
Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7—8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41-42)
6
|
Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания
(с. 44)
7
|
8
|
Наши
люби-мые
рус-ские
народ-ные
сказки
|
Урок внеклассного чтения
|
Конкурс на лучшее сказывание.
Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам.
Представление и обсуждение рисунков
|
Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.
Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним
|
Пересказ, викторина
|
Сочинение
о любимом сказочном герое или сочинение сказки
|
|
|
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(1 час)
|
|
|
|
9
|
Поня-тие о древ-нерус-ской литературе. «Под-виг отрока-киев-лянина и хит-рость воево-ды Прети-ча»
|
Ком-
бини-
рован-
ный
урок
|
Возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи.
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение.
Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
|
Знать: основные темы древнерусской
литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.
Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека. Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи
|
Вопросы и задания
(с. 45), выразитель-ное чтение
|
Вырази-тельное чтение притчи, вопросы и задания
(с. 49-50), составле-ние цитатного плана притчи
|
10
|
Из зарубежной литера-туры. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-литературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Понимать: роль пейзажа в балладе; драматический, высокий, героический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки
|
Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3, 5-6
(ч. 2,
с. 180-181)
|
Задание 4 (ч. 2, с. 181)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
(1 час)
|
|
|
|
11
|
М.В. Ломоно-сов. Стихотворе-ние «Случились вместе два Астро-нома в пиру...»
|
Урок изучения
нового материала
|
М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
Научные истины в поэтической форме. Словарная работа.
Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Понимать: юмористический характер стихотворения.
Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
|
Вопросы и
задания
(с. 53)
|
Вырази-тельное чтение стихотво-рения, чтение статьи «Роды и жанры литерату-ры»
(с. 53-54)
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
(32 часа)
|
|
|
|
12
1
|
Жанр басни, история его разви-тия. И.А. Крылов. Басня «Волк на псар-не»
2
|
Урок изучения
нового материала
3
|
Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне.
Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен.
Своеобразие басен И.А. Крылова.
Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение
4
|
Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение.
Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».
Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором
5
|
Выразительное чтение, вопросы и
задания
(с. 58, 60-61)
6
|
Выразительное
чтение одной из басен
И.А. Крылова наизусть
7
|
13
|
Басни И.А. Крылова «Свинья под Ду-бом», «Во-рона и Лиси-ца»
|
Ком-
бини-
рован-
ный
урок
|
Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.
Понимать: аллегорический смысл басен.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям
|
Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы
1-2
(с. 63),
1-2
(с. 65)
|
Выполне-ние иллюстра-ции к басням, задание 3 (с. 65-66), задание рубрики «Совершенствуй-те свою речь»
(с 67)
|
14
|
Мир басен И.А. Крылова
|
Урок внеклассного чтения, урок-конкурс
|
Инсценирование басен ИА. Крылова.
Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова.
Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение
|
Выразитель-ное чтение, описание иллюстраций
|
Сочинение
басни или задание 3 (с. 65, рубрика «Фоно-хрестома-тия»)
|
15
|
В.А. Жу-ков-ский. Сказка «Спя-щая царев-на»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Понятие о литературной сказке.
В.А. Жуковский-сказочник.
Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского.
Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки "Спящая царевна"»
(с. 79-80)
|
Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна». Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки. Уметь: пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки
|
Вопросы и задания
1-5
(с. 80),
1-6
(с. 80-81,
рубрика «Фоно-хрестома-тия»), характерис-тика героев
|
Вырази-тельное чтение сказки, задание 6 (с. 80)
|
16
1
|
Поня-тие о жанре балла-ды. В.А. Жуков-ский «Ку-бок»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Баллада как жанр литературы.
Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок».
Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады
4
|
Знать: творческую историю, сюжет и
содержание баллады В.А. Жуковского «Кубок»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику баллады; роль звукописи в тексте.
Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения
5
|
Характеристика героев, вопросы
1—3, 7
(с. 87), составление плана баллады
6
|
Вопросы и задания
4-6
(с. 87), выполне-ние иллюстрации к произведени-ям
В.А. Жуковского
7
|
17
|
А.С. Пушкин. Стихотворе-ние «Няне». Пролог к поэме «Рус-лан и Люд-мила»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Детские годы А.С. Пушкина.
Влияние народного творчества на будущего поэта.
Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301—302). Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста.
Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок
|
Знать: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.
Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.
Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи
|
Вопросы и
задания
1-2
(с. 90),
1-2
(с. 91),
1-2
(с. 92), описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника)
|
Задания
2
(с. 89),
3
(с. 92), чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богаты-рях» А.С.Пушкина
|